Рефераты. Юридическая помощь, оказываемая адвокатами






Юридическая помощь, оказываемая адвокатами

Юридическая помощь, оказываемая адвокатами

Содержание


Введение............................................................................................................................................. 4

1. Адвокатура РФ. Общие положения.............................................................................................. 6

1.1. История развития адвокатуры в РФ.......................................................................................... 6

1.2. Понятие и общая структура адвокатуры РФ........................................................................... 12

2. Участие адвоката в судопроизводстве....................................................................................... 17

2.1 Адвокат в гражданском судопроизводстве.............................................................................. 17

2.2 Адвокат в судопроизводстве по делам об административных правонарушениях.............. 30

2.3 Адвокат в уголовном судопроизводстве.................................................................................. 36

3. Иные виды юридической помощи, оказываемой адвокатами................................................. 44

3.1 Адвокат-консультант................................................................................................................. 44

3.2 Бизнес-адвокат........................................................................................................................... 46

Заключение....................................................................................................................................... 50

Библиография................................................................................................................................... 53

Сокращения....................................................................................................................................... 55

Приложение 1. Исковое заявление

Приложение 2. Заявление о приглашении адвоката к участию в деле



Введение


Одним из направлений государственной деятельности явля­ется обеспечение функционирования права. Эта деятельность осуществляется специально уполномоченными органами, состав­ляющими правоохранительную систему, в определенном, уста­новленном законом порядке, путем применения юридических мер воздействия к физическим и юридическим лицам, допуска­ющим нарушение правопорядка.

Способами охраны права являются: конституционный кон­троль, правосудие, обеспечение деятельности судов, прокурор­ский надзор, выявление преступлений (оперативно-розыскная деятельность), их расследование (дознание, предварительное следствие), исполнение судебных решений, оказание юридиче­ской помощи и защита по уголовным делам, предупреждение Преступлений и иных правонарушений.

Соответственно этому к государственным правоохранитель­ным органам принято относить: суды, органы юстиции, органы предварительного расследования, прокуратуру, органы обеспе­чения охраны правопорядка (внутренних дел, безопасности, налоговой службы и налоговой полиции, таможенные органы). К ним примыкают нотариат и адвокатура.

Как видим, правоохранительная деятельность является дея­тельностью государственных органов, ибо она предполагает применение к нарушителям права юридических мер воздействия властными субъектами.

Однако эта деятельность включает ряд функций, выполнение которых обязательно предполагает либо допускает участие адвокатов (виды судопроизводства, расследование преступлений, оказание юридической помощи, гарантируемой государством через профессиональную адвокатуру). Именно отсюда вытекает публично-правовой характер деятельности адвокатов и место адвокатуры в правоохранительной системе, которое никак не может быть замещено так называемыми общественными объеди­нениями. Это - концептуальный вопрос будущего Федерального Закона «Об адвокатуре в Российской Федерации», который; к сожалению, пока не нашел адекватного отражения в извест­ных нам проектах закона.

Хотя на адвокатуру возложены функции публичного, госу­дарственного значения - обеспечение квалифицированной юридической помощи и защиты, по уголовным делам (ст. 48 Конституции РФ), она по ряду важных признаков не является государственным формированием. Ее скорее следует отнести к институтам гражданского общества, формируемым на добро­вольных началах из лиц, подготовленных к адвокатской про­фессии.

Адвокатура - самоуправляющееся объединение профессио­налов, действующее независимо от государственных правоохра­нительных органов и органов управления.

Возникший в последние годы спор по вопросу о том, не вхо­дит ли адвокатура в число общественных объединений (ст. 30 Конституции РФ), должен быть решен отрицательно. Обществен­ные объединения создаются для защиты интересов лиц, в него входящих. Им не присущ жесткий отбор членов по профессио­нальному признаку, они не наделены специальными полномочи­ями, реализация которых требовала бы тесного сотрудничества с органами государственной власти.

Права адвоката определяются не только юридическим стату­сом коллегии, в состав которой он входит, но и процессуальным законодательством, устанавливающим порядок отправления судами различных видов судопроизводства (конституционное, гражданское, уголовное, арбитражное, административное).

Участвуя в любом из видов судопроизводства, оказывая юри­дическую помощь гражданам и организациям в связи с их кон­фликтами в сфере административных правоотношений, адвокат отстаивает частный интерес путем защиты прав и законных интересов клиента (доверителя, подзащитного).

Однако защита частного интереса правовыми средствами приобретает публичный характер, ибо общество и государство заинтересованы в нормальном функционировании правовой си­стемы, в неукоснительном исполнении законов как гражданами, так и должностными лицами и органами государства.

            Защита прав человека и гражданина - а именно этой цели служит адвокатура - приобретает значение важнейшей публич­ной функции в государстве, объявившем себя правовым (ст. 1 Конституции РФ), что свидетельствует об актуальности и огромной значимости выбранной темы.


1. Адвокатура РФ. Общие положения.


1.1. История развития адвокатуры в РФ


Изучение истории российской адвокатуры призвано не про­сто удовлетворить естественное любопытство, но и выявить сложности, стоящие на пути этого института, определить прин­ципы организации и деятельности адвокатуры в процессе ее становления, показать их в динамике и увидеть их перспективу.

Отечественная адвокатура родилась в усло­виях демократических судебных реформ 60-х гг. XIX века в царствование императора Александра П. В известной мере это было вынужденное решение: введение суда присяжных и состя­зательного судебного процесса не могло состояться без профес­сиональной адвокатуры.

К кандидатам в присяжные поверенные предъявлялось тре­бование наличия законченного высшего образования.

По причине отсутствия достаточного количества дипломиро­ванных специалистов Учреждением Судебных Установлений допускались частные поверенные без высшего образования. Сохранялись (практически) и предшественники адвокатуры  - стряпчие («крапивное семя», «ябедники»).

Государственная ангажированность присяжных поверенных обеспечивалась не только присягой, в которой они обязывались сохранять верность государю-императору, но и порядком ком­плектования адвокатуры.

Состав присяжных поверенных контролировался Судебной палатой округа, при которой создавался Совет присяжных пове­ренных, деятельность которого также была поднадзорна Судеб­ной палате.

В присяжные поверенные не допускались иностранцы, несо­стоятельные должники, лица, состоящие на правительственной службе, подвергшиеся по приговору суда лишению или ограни­чению прав состояния, находящиеся под следствием, лица, кото­рые исключены из числа присяжных поверенных и др.

Совет присяжных поверенных рассматривал вопросы приема и отчисления, жалоб на действия присяжных, контролировал со­блюдение ими законов и правил профессии, включая размеры взимаемых вознаграждений, устанавливал очередность «хожде­ния по делам лиц, пользующихся на суде правом бедности», (статьи 354, 367 Учреждения Судебных Установлений).[1] Жалобы на решение Совета присяжных подавались в Судебную палату.

Таким образом, независимость создаваемой в результате реформы адвокатуры была достаточно относительной, а само­управление - в пределах, контролируемых судом.

Формировались определенные нравственные ориентиры профессии адвоката - в требованиях к кандидатам в присяжные, а также при определении их правовых обязанностей и ограни­чений.

Так, присяжным поверенным запрещалось приобретать права своих доверителей по тяжбам, вести дела против своих родственников (родителей, жены, детей, братьев и сестер), пред­ставлять сразу обе стороны тяжущихся или переходить с одной стороны на другую, оглашать тайны своего доверителя.

Существовала и такса оплаты труда адвоката, утвержденная Министром юстиции для ведения гражданских дел в 1868 г. (отсчет гонорара шел от цены иска).

С присяжного поверенного тяжущийся (доверитель) мог взыскать причиненные нерадением адвоката убытки. Было воз­можно и уголовное преследование присяжного поверенного за серьезное злоупотребление.

В принципе, все эти положения вполне импонируют и совре­менному адвокату, но следует отметить, что в практической жизни они соблюдались далеко не всегда, тем более, что сами идеи судебной реформы конца XIX века в России оказались во многом не реализованными, плавно перетекшими в меры реакционного характера, которые принято относить к «контр­реформам».

Становление русской адвокатуры после судебной реформы 1864 г. отмечено формированием процессуального статуса адво­ката, участвующего в гражданском и уголовном судопроизвод­стве, отвечавшего европейским образцам, становлением профес­сиональных нравственных требований. Выдвинулись и яркие личности в среде адвокатов - Спасович, Александров, Андреев­ский, Урсов, Плевако и др.

Это были люди высочайшей профессиональной культуры, подлинные защитники правды и справедливости, выдающиеся судебные ораторы.

Октябрьская революция 1917 г. разрушила, и судебные учреж­дения, и адвокатуру. «Мы расчистили этим дорогу для настоя­щего народного суда» - с торжеством говорил основатель нового государства.[2]

Место права заняло «правосознание революционного класса», а профессионально подготовленные судьи были заменены сол­датскими и рабоче-крестьянскими активистами.

Спустя несколько недель после октябрьского переворота, 24 ноября 1917 г. был принят Декрет о суде № 1. Он был ориен­тирован на создание «советских судов». Адвокатура им создана не была, однако в качестве защитников и обвинителей были допущены «все непороченные лица обоего пола».

Инструкцией Наркомюста 19.12.1917 г. при ревтрибуналах учреждались «коллегии правозаступников», в которые могли вступать любые лица, желающие «помочь революционному правосудию» и имеющие соответствующие рекомендации от Советов депутатов.

Декрет о суде № 2 от 7 марта 1918г. предусмотрел создание коллегий правозаступников при Советах депутатов. Позже (Де­кретом «О народном суде РСФСР» от 30.11.1918 г.) коллегии правозаступников стали именоваться коллегиями «защитников, обвинителей и представителей сторон в гражданском процессе». Их составляли должностные лица, получавшие зарплату от го­сударства по смете Наркомюста.

Вскоре эти коллегии были упразднены под тем предлогом, что в них были «сильны элементы буржуазной адвокатуры».[3]

Защита стала осуществляться в порядке трудовой повинности лицами, включенными в списки местными исполкомами.

Эти меры были направлены на окончательное уничтожение дореволюционной адвокатуры России.

Днем рождения советской профессиональной адвокатуры принято считать 26 мая 1922 г., когда решением III сессии ВЦИК IX созыва было утверждено первое Положение об адво­катуре. Коллегии защитников создавались при губернских отде­лах юстиции. Общим собранием защитников избирался Прези­диум, который ведал приемом и отчислением адвокатов, наложением дисциплинарных взысканий, решением финансовых и административных вопросов.

 С этого времени начался рост численности коллегий адвокатов, создания сети юридических консультаций. Частнопрактикующие адвокаты были объявлены вне закона.   

Положениями об адвокатуре от 27 февраля 1932г., 16 августа 1939 г. развивались принципы организации адвокатуры, установ­ленные первым положением, более четко определялись права и обязанности структурных подразделений коллегии адвокатов и их членов.

Положение от 16 августа 1939 г. впервые закрепило прин­цип, в соответствии с которым в адвокатуру могли вступать лишь лица, имеющие юридическое образование, либо не менее трех лет опыта работы в качестве судьи, прокурора, следователя или юрисконсульта. Повышалась самостоятельность кол­легий путем расширения полномочий общих собраний адво­катов и избираемого им тайным голосованием Президиума. Оплата труда адвокатов регулировалась таксой, утверждаемой Наркомюстом.

Роль адвокатуры в правоохранительной системе как органа оказания населению юридической помощи и обеспечения защиты по уголовным делам возрастала по мере утверждения лозунга об укреплении социалистической законности.

Первый Закон СССР «Об адвокатуре в СССР» был принят Верховным Советом СССР 30 ноября 1979 г.

Этим законом вносилось единообразие в принципы органи­зации и деятельности адвокатуры всех союзных республик.

Впервые было установлено правило, действующее и ныне, о порядке создания добровольных объединений лиц, занимаю­щихся адвокатской деятельностью. Окончательно утверждался принцип обязательного высшего юридического образования для членов коллегий адвокатов, устанавливались сроки стажировки для претендентов, не имеющих практического опыта, расширя­лось поле деятельности адвокатов.[4]

На базе союзного закона об адвокатуре было принято Поло­жение об адвокатуре РСФСР от 20 ноября 1980 г., действующее ныне.

Оно предусматривало наряду с традиционными региональ­ными коллегиями (область, край, автономная республика) со­здание «межрегиональных и иных коллегий адвокатов», что позволило при переходе к рыночным отношениям формировать вначале юридические кооперативы, а затем и так называемых параллельные коллегии.

Положение 1980 г. наряду с некоторым развитием демократи­ческих принципов организации и деятельности коллегий адво­катов сохранило значительные права Минюста и исполкомов областных (краевых и т.д.) Советов по «руководству адвока­турой».

Расширение прав коллегий адвокатов, развитие их само­управления и независимости - медленный процесс, происходя­щий ныне в русле судебно-правовых реформ.

Судебно-правовая реформа 1990-х гг., вызывающая не только положительные оценки, но и обоснованную критику, суще­ственно изменила правовой статус адвоката и адвокатских объ­единений.

Хотя новый Закон «Об адвокатуре РФ» еще не принят (на май 2000 г.) и действует Положение об адвокатуре РСФСР 1980 г., права адвоката и его правозащитные, возможности расширились в связи с формированием в стране Судебной власти, внедрением в правовую систему России общепризнанных международных пактов о правах человека, совершенствованием уголовно-процессуального и созданием арбитражно-процессуального законодательства.

Так, появление, помимо системы общих и военных судов, Конституционного Суда РФ и системы арбитражных судов, а также снятие ограничений на участие адвоката в дознании, административном производстве расширило его сферу деятель­ности, создало новые возможности защиты адвокатами прав и интересов граждан и Организаций. Правовой статус адвоката в новых для него видах судопроизводства будет рассмотрен по­дробно в соответствующих темах особенной части пособия. Здесь же следует подчеркнуть, что реализация ст. 46 Конститу­ции РФ 1993 г. о праве каждого на судебную защиту не только повышает роль суда в нашем обществе, но и создает предпосылки для активной правозащитной деятельности адвоката с использо­ванием судебной трибуны, возможностей правосудия.

Эффективность оказываемой адвокатом правовой помощи определяется не только уровнем его профессиональной подго­товки, но и состоянием правовой системы, статусом личности в государстве. Конституция РФ 1993 г. в главе «Права и свободы человека и гражданина» сделала значительный шаг в направ­лении к построению правового государства. Учитывая прямое действие Конституции и отражение ее принципов в отрасле­вом законодательстве, адвокат получил возможность активного воздействия на создание условий для реализации прав человека.

Расширение судебной юрисдикции, осуществляемое правовой реформой, и укрепление правового статуса гражданина создают реальные условия эффективной защиты интересов личности с участием адвоката. Законы о собственности, о земле, об обжало­вании в суд действий должностных лиц и коллегиальных орга­нов управления, закон о печати и других средствах массовой информации, пенсиях, о частном предпринимательстве, новый Гражданский Кодекс РФ и др. дают адвокату мощное оружие -оружие права.

Исключительно велико значение изменений в Уголовно-процессуальном законодательстве для активного участия адво­ката на предварительном следствии и в суде. У подозреваемого и обвиняемого появился защитник на ранних этапах расследова­ния, появилась возможность судебного обжалования мер про­цессуального принуждения. Возросли требования к доказатель­ствам (проблема недопустимости доказательств, полученных с нарушением федерального законодательства), что также создает новые правовые возможности защиты. Пробуждается интерес к судебному красноречию с возрождением суда присяжных.

Важное значение для успешной деятельности адвоката имеет его независимость от государственных органов и органов коллегии адвокатов при определении средств и способов защиты интересов клиента, единственными критериями которых является законность и нравственная безупречность.

Действующее Положение об адвокатуре и уголовно-процессуальное законодательство в качестве гарантий независимости адвоката указывают на адвокатскую тайну, недопустимость допроса адвоката об обстоятельствах, ставших известными ему в связи с исполнением обязанностей защитника или предста­вителя.

Проекты Федерального Закона «Об адвокатуре РФ» идут по пути расширения этих гарантий, включая особые условия при­влечения адвоката к уголовной ответственности и средства, обеспечивающие его безопасность при отправлении профессио­нальных обязанностей.

Большую независимость от государственных органов обрели и коллегии адвокатов. И хотя в Положении об адвокатуре РСФСР функции Министерства юстиции звучат по прежнему весомо, практически они или не реализуются, или весьма ослаблены.


1.2. Понятие и общая структура адвокатуры РФ


Адвокатура - профессиональная, самоуправляемая организация, создан­ная для оказания юридической помощи гражданам и организациям. Она не является правоохранительным органом, не обладает правом государственно­го принуждения к лицам, допустившим нарушение закона, ее действия и ре­шения не носят общеобязательный характер, однако деятельность адвокату­ры имеет большое значение для защиты нарушенных прав и свобод граждан, интересов организаций.[5]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.