Рефераты. Дирижерско-хоровое отделение ГОУ СПО МО 2-го Московского областного музыкального училища имени С.С. ...






11. К.Орф «Люблю и ненавижу».

12. Дж. Гершвин «К Родине».

13. Д. Каччини «Ave Maria».

Зинаида Сергеевна Числова – автор многочисленных переложений, как известно, концертный репертуар для женского хора достаточно ограничен.

В 1996 году 2-му Московскому областному музыкальному училищу было присвоено имя Сергея Сергеевича Прокофьева, в связи с юбилеем композитора. В честь торжества были приглашены сын С.С. Прокофьева – О.С. Прокофьев и племянник А.Н. Скрябина.

В Доме Культуры города Мытищи состоялся концерт училища из произведений С.С. Прокофьева. Хор исполнял:

·                   Хоры из оратории «Иван Грозный»: «Лебедь», «Величальная», «Лебедь». Эти фрагменты были объединены в своеобразный триптих по принципу А, В, А.

·                   Таким же образом были спеты три части из кантаты «Александр Невский» («Вставайте, люди русские» - «Мертвое поле» - «Вставайте, люди русские»), где сольный номер исполнила солистка Московской филармонии Т. Виноградова.

Исполненные хором произведения произвели огромное впечатление на О.С.Прокофьева и, в знак благодарности, он подарил клавир оратории «Иван Грозный» с автографом «На память дирижерско-хоровому отделу 2-го МОМУ» (Подпись).

В 2000 году исполнилось 50 лет творческой деятельности Зинаиды Сергеевны Числовой. В 2001 году она отметила свой юбилей в Доме композиторов. Зинаида Сергеевна вышла на сцену под звуки Полонеза Ф.Шопена и весь зал встал, приветствуя её аплодисментами. Овации долго не прекращались. Перед началом концерта у З.С. Числовой взяли интервью сотрудники телевидения и уже вечером это событие осветили в «Новостях».

Праздник начался со вступительного слова Заслуженного работника культуры России, заведующей теоретическим отделом училища Л.В.Симоновой. Программу юбилея вел бывший воспитанник Зинаиды Сергеевны, профессор, лауреат премии Сан-Марино (Италия) В.В. Бакке. После вступительного слова З.С. Числова выступила как дирижер с большой концертной программой куда вошли: русская, западная классика и народные песни. Сколько прекрасных слов было сказано после концерта бывшими воспитанниками Зинаиды Сергеевны, ныне профессорами, Заслуженными деятелями искусств, композиторами и просто друзьями удивительного музыканта.

С 1998 года в училище под руководством Михаила Федоровича Ковшаря появился смешанный хор. Сначала он состоял всего из двадцати человек, в нем пели дирижеры четвертого курса (женская группа), теоретики и вокалисты (мужская группа). В следующем году хор увеличился до сорока человек, он состоял из студентов третьего и четвертого курсов дирижеров, теоретиков и вокалистов. Увеличение количественного состава коллектива позволило значительно расширить репертуар, сделать его более разноплановым. В этом же году студенты третьего курса (дирижеры) стали проходить на хоре практику. Это было большим достижением, так как до этого студент впервые приступал к работе с хором только на последнем курсе во время диплома.

А с 2000 года выпускники стали одно из дипломных произведений (по желанию a capella или с сопровождением) делать на смешанном хоре. Для увеличения количественного состава мужской группы были проведены изменения в учебном плане училища и студентов первого курса отделения «Духовые и ударные инструменты» обязали посещать смешанный хор. Смешанный хор занимался четыре часа в неделю по вторникам и пятницам. Для того чтобы помочь студентам духового отдела, никогда не певшим в хорах, дирижеры четвертого курса установили контроль над сдачей партий. Это заключалось в том, что на четырех человек из мужской группы хора, приходился ответственный с четвертого курса дирижеров, который в свободное от основных занятий время помогал ребятам освоить нотный материал и выучивал с ними партию. Таким образом, успехи хора значительно улучшились.

Коллектив принял участие в концертах на сценах Областного Дома искусств, городских Дворцов культуры городов Пушкино, Мытищи, Ивантеевка, в Лесном техникуме пос. Правдинский. Хор успешно выступал на Всероссийской конференции «Хоровая музыка на рубеже столетий», на Областном фестивале духовной музыки в честь 1000-летия христианства на Руси, на Всероссийских фестивалях студенческого творчества «Фестос-2002» и «Фестос-2003», участвовал в исполнении музыкально-поэтической композиции по опере П.И.Чайковского «Евгений Онегин», посвящённой 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина.

Хочется привести примерный репертуар хора, чтобы показать какого уровня добился коллектив всего за 3 года работы под управлением Михаила Федоровича Ковшаря.

1.                 Б.Сметана «Хор крестьян» из оперы «Проданная невеста».

2.                 П.И.Чайковский «Сцена бала» из оперы «Евгений Онегин».

3.                 П.И.Чайковский «С мала ключика» из кантаты «Москва».

4.                 С.С.Прокофьев «Заключительный хор» из оперы «Война и мир».

5.                 Т.Хренников «Во кузнице» из оперы «В бурю».

6.                 П.И.Чайковский «Интермедия искренность пастушки» из оперы «Пиковая Дама».

7.                 Дж.Гершвин «Как тут усидеть?» из оперы «Порги и Бесс».

8.                 Дж.Керн «Дым» из мюзикла «Роберта».

9.                 С.В.Рахманинов «Огни погашены» из оперы «Алеко».

10.            М.И.Глинка «Ах, ты, Свет-Людмила» из оперы «Руслан и Людмила».

11.            М.И.Глинка «Лель таинственный» из оперы «Руслан и Людмила».

12.            Р.Щедрин «Девичьи частушки» из кантаты «Не только любовь».

13.            Дж.Лоу «Хоровая сюита» из мюзикла «Моя прекрасная леди».

14.            Римский-Корсаков «Сцена приворотного зелья» из оперы «Царская невеста».

15.            Римский-Корсаков «Грозен царь идет» из оперы «Псковитянка».

16.            П.И.Чайковский «Ночевала тучка золотая».

17.            С.В.Рахманинов «Богородице дево, радуйся».

18.            Русская народная песня в обработке В.Лаптева «Березка».

19.            Русская народная песня в обработке В.Агафонникова «Посеяли лен за рекою».

20.            А.Архангельский «От юности моея».

21.            М.Анцев «Ива».

22.            Ю.Фалик «Молитва».

23.            В.Калинников «Зима».

24.            А.Лотти «Miserere».

25.            А. Архангельский «Помилуй нас, Господи».

По некоторым причинам, не относящимся к учебному процессу, М.Ф.Ковшарь с 2003 года прекратил работу со смешанным хором, и в настоящее время коллективом руководит молодой специалист, закончившая РАМ имени Гнесиных Л.А.Каменская.

Несколько лет с 1999 по 2003г. в училище существовал камерный хор первого и второго курсов дирижёрско-хорового отделения, которым руководила Валентина Лаврентьевна Игнашова. Деятельность хора имела весьма ощутимое значение. На нем велась прекрасная вокальная работа, студенты младших курсов с первых дней получали практику на хоре и понимали, насколько серьезно им предстоит готовиться к дальнейшей работе над дипломом.

Программа камерного хора строилась по принципу циклов-блоков:

1.                 Цикл В.Шебалина «На лесной опушке» на слова Е. Серовой:

·        «Подснежник»

·        «Ландыш»

·        «Фиалка»

·        «Лютик»

·        «Незабудка»

·        «Одуванчик»

·        «Гвоздика»

2.                 Обработки русских народных песен:

·          «Ты река» в обработке А.Лядова

·          «Выходили красны девицы» в обработке А.Лядова

·          «Лен зеленой»

3.                 Старинная зарубежная музыка. Эпоха Возрождения: Кантата Дж.Перголези «Stabat Mater» исполнялась целиком, в сопровождении камерного ансамбля струнных инструментов. Также в этот блок входили:

·          О.Лассо «Блестят, искрятся волны»

·          О.Лассо «Тик-так»

·          Лотти «Miserere»

·          Неизвестный итальянский композитор 16 века «Фиалка»

·          Музыка неизвестного автора «Лягушачий концерт»

4.                 Цикл хоров к 100-летнему юбилею И. Дунаевского:

·                   «Спой нам ветер» из к/ф «Дети капитана Гранта»

·                   «Колёса, бегите»

·                   «Марш» из к/ф «Веселые ребята»

·                   «Летите голуби»

5.                 Цикл хоров П.Г. Чеснокова:

·        Слова И.Никитина «На старом кургане»

·        Слова А.Плещеева «Ночь»

·        Слова А.Пушкина «Колокольчики звенят»

·        Слова А.Кольцова «Крестьянская пирушка»

·        Слова С.Скитальца «Утром зорька»

·        Слова К.Р. «Распустилась черемуха»

·        Слова А.Федорова «Солнце, солнце встает»

·        Слова Ф.Тютчева «Листья»

·        Слова Г.Гейне «Лотос», «Ходят в небе потихоньку», «Катит весна»

6.                 Циклы хоров А.Ушкарева:

·                    4 хора на слова Г.Ладонщиковой: «Отшумела Вьюга», «Вечер», «Подснежники», «Играйте вместе».

·                    6 Хоров на стихи А.Блока: «Летний вечер», «Подруга желанная», «Гармоника», «Перед грозой», «Память все жива», «Полный месяц».

7.                 Цикл духовной музыки:

·                               Д.Бортнянский «Слава Отцу и Сыну».

·                               В.Калинников «Тебе поем».

·                               П.Чесноков «В память вечную».

·                               П.Чесноков «Достойно есть».

·                               А.Смирнов «Хвалите имя Господне»

8.       Шесть женских хоров С.В.Рахманинова.

Камерный хор вел активную концертную деятельность в районе. Проходили творческие встречи с самодеятельными коллективами. Показывалась работа не только руководителя, но и студентов, принимавших участие в концертах, дирижируя миниатюрами, над которыми ранее работали сами. Таким образом, с первых курсов студенты получали не только практику работы с хором, но и практику концертной деятельности.

В настоящее время отделом «Хоровое дирижирование» руководит выпускница Государственного музыкального педагогического института имени Гнесиных Татьяна Евгеньевна Оприщ. Она же ведет женский хор. Коллектив исполняет интересные программы, много концертирует. Занятия хора проводятся три раза в неделю по два часа. На хоре дипломники готовят программу из двух произведений, одно – с сопровождением, второе a capella. Отдельную программу на хоре делает руководитель. Татьяна Евгеньевна организовала вокальный ансамбль из самых активных студентов и этим составом, они так же демонстрируют прекрасные результаты, участвуя в конкурсах и фестивалях.

Хор принимал участие в концерте 4-х музыкальных областных училищ в Концертном зале имени П.И. Чайковского, во Всероссийских фестивалях студенческого творчества «Фестос-2003», «Фестос-2004».

Хор награжден дипломом 2 степени и имеет звание Лауреата за участие в Московском областном фестивале-конкурсе хоровых коллективов средних профессиональных учреждений культуры и искусства (диплом от Министерства культуры Московской области. В 2005 году хор занял 3-е место на городском конкурсе-фестивале (г. Коломна), дал ряд концертов в городе Сергиев-Посад, с участием симфонического оркестра училища (исполняли «Минута молчания» Колесов, «Бог – есть любовь» Плеханов)

В 2004 году вокальный ансамбль под управлением Оприщ Т.Е. выступал в концерте проводимым Фондом Михалкова «Новые имена Подмосковья», где показал хорошие результаты и был награжден и отмечен дипломом от Министерства культуры Московской области.

Женский хор имеет в репертуаре:

1.      Р.Глиэр «Зима»

2.      Р.Глиэр «Над цветами и травой»

3.      Р.Глиэр «Сияет солнце»

4.      А.Аренский «Фиалка»

5.      Русская народная песня в обработке В.Володина «Во лузях»

6.      С.Василенко, обработка З.Шалимовой «Как при вечере»

7.      Й.Брамс «Ave Maria»

8.      Венгерская народная песня в обработке З.Кодаи «Брынзу утром ест цыган»

9.      Ф.Шуберт «Kyrie» из мессы «G-dur»

10. М.Коваль «Лес зеленеет молодой»

11. Р.Щедрин «Тиха украинская ночь»

12. А.Гречанинов «Ноктюрн»

13. П.Чайковский «Утро».

3. Учебный процесс 2-го МОМУ имени С.С. Прокофьева:

содержание, профессиональные установки и изучаемые

дисциплины.


Студенты отдела «Хоровое дирижирование» 2-го МОМУ имени С.С.Прокофьева, получают среднее специальное образование[3], то есть специальные музыкальные (хоровые) дисциплины плюс полный объем школьной программы (за 11 классов). Отдельно хотелось бы остановится на специальных дисциплинах:

1.                «Дирижирование».

Предмет этот ставит своей целью не только научить студента дирижёрской технике, владению своим телом, руками или, в основе его лежит мануальная техника. Но сама техника – не самоцель, уроки по дирижированию (индивидуальные) обязательно предусматривают доскональное изучение хоровой партитуры, её исполнение на фортепиано (как бы моделируя хоровое звучание). В задачи предмета включается и осмысление словесного содержания, теоретический разбор нотного текста и весь комплекс необходимых сведений по эпохе, образному строю исполняемых сочинений. Все это стимулирует интеллектуальное развитие учащихся, расширение их кругозора в вопросах музыки, литературы, искусства, воспитание любви к своей будущей специальности.

Каждый педагог специального класса 2-го МОМУ решает эти задачи по-своему, согласно именно своей творческой индивидуальности. Однако за четыре года обучения студент получает навыки техники дирижирования и должен освоить многие стилистические пласты музыки, как русской, так и зарубежной. Ведь дирижер коллектива или преподаватель хора в школе – пример для подражания и требования к нему проявляются большие.

Дирижирование – живой творческий процесс, в котором преподаватели учитывают индивидуальные черты характера каждого учащегося. Уроки Дирижирования проходят два раз в неделю по два часа в течении всех четырех лет обучения. Конечный результат – всесторонняя подготовка к будущей практической деятельности.

2.      «Изучение репертуара ДМШ».

Программы для учащихся по изучению репертуара составляются педагогами из антологии русских и зарубежных классических произведений, произведений современных композиторов и обработок народных песен. Связанные с будущей квалификации учащихся, они опираются на государственную программу «Музыка в школе» под редакцией Е. Критской, Г.Сергеевой, Т. Шмагиной.

Главным критерием подбора детских песен является их идейное содержание и художественная ценность. В процессе овладения репертуаром анализируются вокально-хоровые средства выразительности, затрагиваются возрастные, художественные, психологические и методические аспекты работы. Предмет подготавливает студентов к дальнейшей работе с детским творческим коллективом, помогает овладеть репертуаром и навыками проработки музыкальных произведений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.