Рефераты. Дирижерско-хоровое отделение ГОУ СПО МО 2-го Московского областного музыкального училища имени С.С. ...






3       «Вокальный ансамбль».

Предмет «вокальный ансамбль» является составной частью профессиональной подготовки учащихся. Основными задачами предмета являются:

·                   Воспитание у учащихся умения решать музыкально-художественные задачи, совместно с другими участниками ансамбля.

·                   Формирование вокально-технических и исполнительских навыков, необходимых для ансамблевой работы.

·                   Повышение чувства ответственности перед партнерами, исполнительской дисциплины добиваться максимальной слитности звучания в отношении тембровой окраски, единства динамических оттенков.

·                   Изучение ансамблевой литературы, которую будущий специалист мог бы использовать в работе.

В соответствии с этими задачами учащимся прививаются следующие умения и навыки:

·                   Самостоятельно осваивать изучаемые произведения.

·                   Хорошо ориентироваться в общем, характере исполнения.

·                   Осознавать роль своей партии как части целой.

·                   Владеть всей партитурой ансамбля.

·                   Умение петь в однородных и смешанных дуэтах, трио, квартетах.

·                   Держать интонационный строй.

В классе вокального ансамбля представлены репертуарные списки и методическая разработка «Работа голоса в период мутации» сделанная педагогом 2-го МОМУ имени С.С.Прокофьева по «Постановке голоса» А.Б.Бараш.

4.      «Импровизация и подбор аккомпанемента».

Курс импровизации на дирижерско-хоровом отделе училища имеет важное общевоспитательное и учебно-образовательное значение, программу по нему составила М.В.Герасимова. Предмет ставит перед собой следующие задачи:

·                   Овладение элементарными навыками начальной работы с хором (распевание хора, как один из важнейших элементов работы дирижера).

·                   Подбор аккомпанемента.

·                   Умение самостоятельно усложнить или упростить музыкальный материал данного произведения.

·                   Умение ориентироваться в различных музыкальных стилях и направлениях.

5.     «Хоровое сольфеджио».

Этот предмет в училище ведет В.И.Ольховская. Цель хорового сольфеджио – воспитание активного слуха хорового дирижера, что включает точное интонирование, способность к отслеживанию всех тонкостей вокальной интонации, контроль за ней. Сюда же можно отнести и контроль за метроритмической пульсацией, темпом, работу над ансамблем, строем, динамикой. Поурочные задания включают в себя пение номеров, ритмические упражнения, устные диктанты, подбор аккомпанемента. В программе по «Хоровому сольфеджио», Валентина Ильинична делает основной упор на примеры из опер композиторов «Могучей кучки», таким образом, еще раз заостряя внимание студентов на русской музыке.

6.     «Школьная практика».

Школьная практика учащихся проводится непосредственно в школе. Училище сотрудничает, с общеобразовательной школой №8 (г. Пушкино). Под руководством педагогов музыкального училища проводят там занятия с учениками начальных и старших классов. На занятиях по «Методике музыкального воспитания» учащиеся знакомятся с принципами организации учебно-воспитательной работы в школе, с содержанием программы уроков музыки, с планированием уроков. И после этого получив теоретические знания, переходят к практике в VI семестре, приступают к самостоятельной работе с классом, ведут уроки. Таким образом, вся школьная практика делится на два раздела: пассивная практика и самостоятельное ведение уроков.

7.     «Методика музыкального воспитания».

В курсе «Методика музыкального воспитания» дается обзор основных видов музыкальной деятельности детей. Большое внимание в курсе отводится изучению вопросов методики певческого воспитания детей, методики работы с детским хором. Предмет «Методика музыкального воспитания» ведется в форме лекций и семинаров Е.Е.Плямоватой. Раскрывая темы, Екатерина Евгеньевна знакомит учащихся с различными сборниками вокально-хоровых упражнений. Рассказывает, по какому принципу применять их в работе с детскими коллективами.

8.      «Хороведение».

Предмет «Хороведение» включает в себя следующие дисциплины:

а) «Методика преподавания хоровых дисциплин».

Предмет «Методика преподавания хоровых дисциплин» является составной частью профессиональной подготовки студентов музыкальных училищ по специальности хоровое дирижирование. Материал курса предполагает изучение теоретических основ музыкального воспитания и детского хорового исполнительства, знакомство с различными формами и методами хоровой работы с детьми. В программе освещаются вопросы воспитания и обучения на уроках музыки в общеобразовательной школе; внеклассная и внешкольная работа (в том числе работа в музыкальных школах, в хоровых студиях и других детских и юношеских хоровых коллективах). Большое место отводится изучению различных методик певческого воспитания детей и работы с детским хором (методики В.Емельянова, Д.Огороднова, В.Кирюшина и др.).

б) «Чтение хоровых партитур».

Курс чтения хоровых партитур приобщает учащихся к классическому наследию хорового творчества композиторов различных стилей, эпох и направлений. Обновление и расширение репертуара осуществляется за счет привлечения в программу новых и новейших произведений Г.Свиридова, А. Ларина, Ю.Фалика, М. Парцхаладзе, Ю.Буцко, В. Гаврилина, А. Соколова, Б.Снеткова, А. Гевиксмана, В.Калистратова, А.Вискова. Основным требованием является выработка легато при исполнении партитуры без педали и пение голосов. Краткая аннотация о произведении способствует осмысленному исполнению партитуры.

в) «Хоровая аранжировка».

Основной задачей предмета «хоровая аранжировка» является развитие навыков переложения хоровых и сольных вокальных произведений для различных составов хора. Данный предмет является дополняющим специальный цикл музыкально-хоровых дисциплин. При его изучении педагог старается обеспечить межпредметные связи с такими предметами, как анализ музыкальных произведений, гармония, хороведение, хоровая литература, чтение хоровых партитур. Аранжировки хоровых произведений используются в практической работе с хором на 3 и 4 курсах.

г) «Хоровая литература».

Хоровая литература пополнена новыми темами и их осмыслением в свете современного мировоззрения. Задачи курса:

·                   Повышение общего культурного и профессионального уровня студентов.

·                   Усвоение высоких нравственных, этических, моральных идеалов хоровой классики в воспитательных целях

·                   Выявление религиозности в самых различных её формах как неотъемлемого качества классической хоровой музыки.

·                   Ознакомление с лучшими образцами хоровой музыки различных жанров, стилей и эпох.

·                   Выявление роли хора в развитии оперной драматургии.

·                   Использование произведений хоровой классики в практической работе.

·                   Привитие навыков хорового анализа.

·                   Понимание симфонизма как метода мышления.

Не претендуя на исчерпывающую полноту, программа, тем не менее, охватывает самые главные вехи в истории развития хоровой классики.

Педагог училища В.И.Ольховская продолжает работу над учебником «Лекции по хоровой литературе в музыкальном училище» с нотными примерами.

Отдельным пунктом хочется привести статистику по трудоустройству выпускников хорового отделения 2-го МОМУ имени С.С.Прокофьева за последние несколько лет:

Ф.И.О.

Продолжает обучение

Работает по специальности в Москве и М.О.

Гуркина Е.В.

МГПИ им. Ленина

Да

Кледова И.Н.

 -

Да

Королева И.О.

РАМ им. Гнесиных

Да

Корощенко О.В.

МГОПУ им. Шолохова

Да

Маркина Т.В.

МГОПУ им. Шолохова

Да

Перегуд А.И.

 -

Да

Цыба И.А.

 -

Да

Чиликина Л.А.

МГОПУ им. Шолохова

Да

Шереметова С.Н.

Питерский звукореж.

 -

Березина С.Г.

РАМ им. Гнесиных

Да

Климачева Е.А.

МГОПУ им. Шолохова

Да

Ладина Т.Г.

МГОПУ им. Шолохова

Да

Лыскина Н.А.

МГИМ им. Ипполитова-Иванова

Да

Максимова А.Н.

 -

Да

Мендрелюк Е.И.

РАМ им. Гнесиных

Да

Соколова О.А.

РАМ им. Гнесиных

Да

Тимашова А.Б.

РАМ им. Гнесиных

Да

Сырова Е.Ю.

-

Да



4. Творческие портреты специалистов, преподающих ныне на

дирижерско-хоровом отделе 2-го МОМУ  имени С.С.Прокофьева.


В настоящее время во 2-м МОМУ имени С.С.Прокофьева на отделе «хоровое дирижирование» работают двенадцать педагогов преподающих специальные дисциплины, в большинстве своем это выпускники Российской Академии музыки имени Гнесиных: В.И.Ольховская, В.Л.Игнашова, Т.Е.Оприщ, Е.Е.Плямоватая, М.В.Герасимова, Л.А.Каменская, Н.Ю.Степанова, Д.А.Игнашова, и окончившие Московскую Государственную Консерваторию имени П.И. Чайковского – З.С.Числова, М.М.Моисеева, М.Ф.Ковшарь. А также В.С.Ярошенко, выпускница Бакинской консерватории имени Гаджибекова и М.М.Мусаев – Саратовской консерватории.

Эти педагоги являются не только прекрасными преподавателями специальных дисциплин в училище, но также музыкантами-просветителями, активно принимающими участие в развитии музыкальной культуры Подмосковья. Почти все они помимо основной работы в училище имеют свои самодеятельные коллективы, с которыми показывают прекрасные результаты на различных фестивалях и конкурсах. Многие студенты, закончив училище, приходят в коллективы к своим педагогам в качестве певцов.

Числова Зинаида Сергеевна родилась в Москве 8 марта 1924 года. Родители не были профессиональными музыкантами, но очень любили музыку. В доме часто звучала музыка, отец играл на виолончели, а брат матери, безумно любя оперу, играл все арии по слуху, не зная нот. Девочку с четырех лет стали водить в Большой театр. Занятия музыкой Числова начала с восьми лет и с первого класса не сомневалась, что будет музыкантом. В 1943 году она поступила в музыкальное училище имени Октябрьской Революции на дирижерско-хоровое отделение. Окончив второй курс, перевелась на третий курс в музыкальное училище при Московской Государственной консерватории. В 1947 году, окончив музыкальное училище, Зинаида Сергеевна поступила в Московскую Государственную Консерваторию имени П.И.Чайковского на дирижерско-хоровой факультет в класс профессора В.П.Мухина. Огромное влияние на Числову З.С., как на музыканта оказали такие ведущие хоровые мастера как профессор В.Г.Соколов, К.Б.Птица, А.В.Свешников и другие. Еще в училище имени Октябрьской Революции хор вел знаменитый П.Г.Чесноков, а хороведение – профессор А.В.Никольский.

Будучи студенткой четвертого курса консерватории, Зинаида Сергеевна начала работать руководителем хорового класса и педагогом по дирижированию в детской музыкальной школе Бауманского района. Многие воспитанники этой школы, под её влиянием, решили посвятить свою жизнь хоровому искусству:

Н.Н.Соколов – ныне кандидат искусствоведения, директор мемориального дома-музея Ф.И.Шаляпина;

Б.А.Селиванов – ныне профессор Российской Академии Музыки имени Гнесиных, заслуженный деятель искусства Р.Ф.;

В.И.Розов – долгие годы возглавлявший Московский Государственный театр оперетты;

Е.И.Крючкова – преподаватель Московского областного Колледжа искусств;

Е.Н.Бакланова-Лагутина – Заслуженный работник культуры, преподаватель музыкального училища имени Ипполитова-Иванова;

Р.Н.Ерман – заведующий дирижерско-хорового факультета Московского Государственного образовательного педагогического университета имени Шолохова;

С.Л.Браз – недавно ушедшая из жизни, профессор Российской Академии Музыки, Заслуженный деятель искусств Р.Ф., кандидат искусствоведения, Член Союза композиторов Р.Ф., Академик Международной Академии информатики, автор книг.

Окончив с отличием Московскую Государственную Консерваторию, Зинаида Сергеевна пришла работать в музыкальное училище при консерватории, где вела класс дирижирования и чтения хоровых партитур.

За годы работы Зинаиды Сергеевны в училище поступили в Московскую Государственную Консерваторию и получили высшее образование двадцать три её выпускника. Многие фамилии были перечислены выше (ученики Бауманской школы), к этим именам добавим:

В.Ю.Калистратов – заслуженный деятель искусств, профессор Московской консерватории, поступил в Петербургскую консерваторию на дирижёрско-симфонический факультет;

Татьяна Виноградова – окончив Российскую Академию Музыки имени Гнесиных, стала работать в Московской филармонии, получила звание «Заслуженной артистки России»;

Юрий Хабаров – закончил Российскую Академию Музыки имени Гнесиных, ныне солист Москонцерта;

Виталий Данилов – окончил Московскую Государственную Консерваторию. Работал в Министерстве культуры РСФСР, в Министерстве Просвещения;

Лидия Шеленкова и Тая Микертумова – окончили Латвийскую Государственную консерваторию. Ныне Л.Шеленкова – директор музыкальной школы, Т.Микертумова – педагог кафедры хорового дирижирования МГОПУ имени Шолохова и педагог Детской музыкальной школы № 17 (Москва).

Одновременно с работой в училище при Московской Государственной Консерватории Зинаида Сергеевна была приглашена в Институт Культуры на почасовую работу в качестве преподавателя дирижирования и хорового класса на вечернее отделение. Через два года Числову пригласили в институт на основную работу в качестве старшего преподавателя. В Институте Культуры Числова проработала четыре года.

1959-1966 годы, З.С.Числова работала с хором ДМШ №1 г. Сергиева-Посада, и все эти годы её хор неизменно занимал 1-е место на всех конкурсах.

В 1960 году Зинаида Сергеевна стала совмещать работу в ДМШ №1 и ДМШ №19 Кировского района города Москвы.

С 1964 года Числова З.С. начинает работу во 2-м Московском областном музыкальном училище имени С.С. Прокофьева. Тридцать пять лет, она являлась заведующей отделом хорового дирижирования, руководителем женского хора, преподавала специальность, чтение хоровых партитур и другие предметы специального цикла.

За свою многолетнюю деятельность Зинаида Сергеевна Числова воспитала целую плеяду молодых музыкантов. Многие из них уже были перечислены ранее, но хочется сказать и о тех, которые окончили 2-е МОМУ, - далее ВУЗы столицы и других городов и теперь преподают в ВУЗах, училищах и ДМШ Москвы и других городов. Надо отметить, что многие ученики З.С.Числовой поступали не только на дирижёрско-хоровые факультеты, но и на вокальные и стали профессиональными певцами-исполнителями.

В.Бакке – выпускник МГПИ им. Гнесиных, ныне профессор Московского Государственного Университета Культуры, лауреат премии Сан-Марино (Италия), 7 лет назад открыл отдел «Руководитель народного хора» в ГОУ СПО 2-ом Московском областном музыкальном училище имени С.С. Прокофьева и возглавляет его по сей день;

М.Листкова – профессор Свердловской консерватории – дирижерский факультет;

И.Крупинина – профессор, кандидат педагогических наук кафедры педагогики Московского педагогического университета (музыкальный факультет);

Т.Батуринская – доцент Российского университета народной музыки;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.