Рефераты. Договорное регулирование отношений по возмездному оказанию медицинских услуг






Договорное регулирование отношений по возмездному оказанию медицинских услуг












Выпускная квалификационная  (дипломная) работа


«договорнОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ ПО

ВОЗМЕЗДНОМУ

ОКЗАНИЮ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ»











Набережные Челны

2007

ПЛАН:

Введение

Глава I. Общая характеристика договора  возмездного оказания медицинских услуг

§ 1.

Гражданско-правовое регулирование договорных отношений по

оказанию медицинских услуг

§ 2.

Понятие и признаки договора возмездного оказания медицинских

услуг

Глава II. Структура договора  возмездного оказания медицинских услуг

§ 1.

Стороны и форма договора возмездного оказания медицинских услуг

§ 2.

Содержание договора возмездного оказания медицинских услуг

Глава III. Правовые последствия нарушения договора возмездного

оказания медицинских услуг

§ 1.

Общая характеристика правовых последствий нарушения договора возмездного оказания медицинских услуг

§ 2.

Гражданско-правовая ответственность за нарушение договора

возмездного оказания медицинских услуг

Заключение

Список использованной литературы


Введение


Здоровье человека - высшее неотчуждаемое благо, без которого утрачивают свое значение многие другие блага и ценности. Согласно п.1 ст. 17 Конституции РФ, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией. Одним из важнейших прав человека является право на охрану здоровья и медицинскую помощь, закрепленное в ст.41 Конституции РФ. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно. В то же время в Российской Федерации принимаются меры по развитию не только государственной и муниципальной, но и частной системы здравоохранения (п. 1,2 ст. 41 Конституции РФ). Бесплатное предоставление медицинской помощи и развитие платной медицины являются взаимодополняющими институтами, разумное сочетание которых создает необходимые предпосылки для реализации гражданами права на охрану здоровья и получения медицинской помощи, что наглядно демонстрирует зарубежный опыт в этой сфере.

Возмездное оказание медицинских услуг по определению Конституционного суда Российской Федерации[1], представляет собой реализацию гарантируемой в РФ свободы экономической деятельности, права каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 8, часть 1; статья 34, часть 1, Конституции РФ). Конституционный Суд особо подчеркнул, что включение в соответствии с предписанием пункта 2 статьи 779 ГК РФ в механизм правового регулирования отношений, возникающих в связи с оказанием платных медицинских услуг, норм гражданского законодательства, основными началами которого являются признание равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (л.1 ст.1 ПС РФ), не противоречит нормам статьи 41 (часть 1) Конституции РФ, а, напротив, направлено на их обеспечение и создает наряду с положениями других федеральных законов необходимую правовую основу предоставления гражданам платной медицинской помощи.

В последние годы отмечается бурный рост рынка возмездных медицинских услуг в России. По данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ, платные медицинские услуги в настоящее время составляют 12% общего объема медицинских услуг, предоставляемых населению. Наблюдается рост платных медицинских услуг, как в абсолютном, так и относительном выражении. Четко проявляется тенденция увеличения доли медицинских услуг в общем объеме платных услуг, оказанных населению России[2]. В связи с этим специалисты отмечают, что платная медицина в России стала реальностью.

Система здравоохранения РФ нуждается в дальнейшем реформировании. Несмотря на повышенный интерес к проблеме и ее активное обсуждение, в настоящее время отсутствуют какие либо официально утвержденные варианты проведения реформы. В числе направлений реформирования называют перевод всей системы здравоохранения на рыночную основу, совершенствование системы медицинского страхования, более четкое разделение бесплатной и платной медицинской помощи и т.д. Однако эксперты единодушны в том, что рынок платных медицинских услуг в России будет динамично развиваться, следовательно, роль договора возмездного оказания медицинских услуг, как юридической формы обеспечения реализации гражданами права на медицинскую помощь, будет все более возрастать.

В России впервые заложены необходимые основы для развития и правового регулирования отношений возмездного оказания медицинских услуг. Во-первых, законодательно закреплено оказание платных медицинских услуг наряду с бесплатной медицинской помощью: Конституция РФ и Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан провозгласили наличие частной системы здравоохранения наряду с государственной и муниципальной системой, а также платных медицинских услуг наряду с бесплатной медицинской помощью. Во-вторых, имеется правовая конструкция, позволяющая наиболее адекватно регулировать эти отношения: в часть вторую Гражданского кодекса РФ, принятую в 1996 году, впервые включен блок правовых установлений о возмездном оказании услуг (гл. 39). По прямому указанию ч.2 ст. 779 ГК РФ нормы этой главы применяются к договорам возмездного оказания медицинских услуг. Таким образом, благодаря социально-экономическим преобразованиям в России, повлекшим реформирование гражданского законодательства и коренную перестройку системы здравоохранения, стало возможным появление нового для российского права договора — договора возмездного оказания медицинских услуг, который направлен на регламентацию имущественных прав и обязанностей сторон и обеспечение их неимущественных интересов, является правовой формой осуществления конституционного права граждан на медицинскую помощь.

Действующее законодательство о возмездных медицинских услугах характеризуется отсутствием системного правового регулирования данных отношений, наличием пробелов и противоречий. Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями[3], непосредственно регулирующие договорные отношения, не подвергались изменениям с момента их принятия в 1996 году, не отвечают в полной мере существующим потребностям и нуждаются в пересмотре и обновлении с учетом уже сложившейся практики предоставления платных медицинских услуг. Как и всякая правовая новелла, договор возмездного оказания медицинских услуг нуждается в теоретическом исследовании и осмыслении, разработке научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию законодательства и практики его применения.

В советской юридической литературе отношения возмездного оказания медицинских услуг, ввиду неразвитости этой сферы, практически не исследовались. Вместе с тем следует отметить, что гражданско-правовые аспекты оказания медицинской помощи привлекали внимание ряда ученых (Н.С.Малеин, М.Н. Малеина, А.Н.Савицкая, Л.О.Красавчикова, К.БЛрошенко и др.), которые внесли несомненный вклад в изучение вопроса. На современном этапе проблемы правового регулирования отношений в области охраны здоровья как никогда актуальны, и находятся в центре внимания многих исследователей (В.И.Акопов, Е.Г.Афанасьева, Ю.В.Данилочкина, Ф.Н. Кадыров, Н.В.Косолапова, А.Б. Лиовка, П.И. Литовка, М.Н.Малеина, Н.А.Маргацкая, А.А.Мохов, В.П.Новоселов, Н.П.Попов, В.Л.Попова, Ю.Д.Сергеев, С.Г.Стеценко, А.А.Сироткина, В.Н.Соловьев, А.В.Тихомиров, С.С.Шевчук и др.). В то же время теоретическая модель договора возмездного оказания медицинских услуг остается недостаточно изученной: исследования, непосредственно посвященные договору, немногочисленны, и, как правило, затрагивают лишь отдельные аспекты проблемы. Нуждается в изучении и осмыслении зарубежный опыт правового регулирования медицинской помощи, представляющий несомненный интерес в плане учёта как достоинств, так и недостатков в решении тех или иных вопросов в отечественном законодательстве.

Цели и задачи дипломной работы заключаются в исследовании общетеоретического и гражданско-правового аспектов правового регулирования и защиты прав участников медицинских отношений.

Данная цель предопределила конкретные задачи исследова­ния, которые могут быть сведены к следующему:

·                    изучение    медицинской, экономической, философской    и юридической литературы по данному кругу проблем и обобщение содержащихся в ней выводов с позиции цели, стоящей перед автором;

·                    анализ   действующего    законодательства   регулирующего медицинские отношения и практики его применения;

·                    исследование медицинской деятельности как объекта обязательственного правоотношения;

·                    исследование «здоровья» - как объекта личных неимущественных прав граждан;

 Цель работы состоит в анализе имеющихся законодательство и существующей практики относительно правового регулирования отношений, возникающих между медицинскими учреждениями и гражданами по поводу возмездного оказания медицинских услуг.

Глава I. Общая характеристика договора  возмездного оказания

медицинских услуг


§ 1. Гражданско-правовое регулирование договорных отношений

по оказанию медицинских услуг


Конституция РФ[4] в п.1 ст.41 устанавливает, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Охрана здоровья и медицинская помощь названы раздельно, из чего следует вывод, что эти понятия не тождественные.

По словарному определению медицинская помощь – лечебно-профилактические мероприятия, осуществляемые при болезнях, травмах, отравлениях, а также при родах[5].

Так статья 1 части 1 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан»[6] устанавливает, что совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его активной долголетней жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья – это охрана здоровья.

Таким образом, во-первых, комплекс перечисленных мероприятий – это охрана здоровья, а не медицинская помощь. Во-вторых, «охрана здоровья» - понятие более широкое, чем «медицинская помощь». Исходя из содержания приведенной нормы в сочетании с п.1 ст. 41 Конституции РФ, «охрана здоровья» - понятие родовое по отношению к видовому понятию «медицинская помощь». В-третьих, медицинская помощь предусматривается на случай утраты здоровья, наличие или отсутствие которой не препятствует осуществлению комплекса всех остальных мероприятий, составляющих понятие охраны здоровья, т.е. медицинская помощь – одна из составляющих охраны здоровья.

В изменившихся социально-экономических условиях появилась законодательная новация – услуга, и понятие «медицинская помощь» уступило место понятию «медицинская услуга». Более того, сама собой произошла незаметная подмена понятий, а потому последовало возникновение обусловленных этим проблем. Например, в социальной гигиене (медицине) и организации здравоохранения «наиболее актуальной и трудной проблемой» признается «контроль качества медицинской помощи (или обслуживания)»[7]. Таким образом, смысл, который вкладывает врач в свою деятельность, остается прежним – это профессиональные действия во благо обратившегося за медицинской помощью, т.е. граждане обращаются именно за медицинской помощью. Отношения экономического содержания остаются вне отношений врач – пациент, даже если пациент является плательщиком за медицинскую услугу. Медицинская услуга – это экономико-правовая категория. Медицинская помощь – категория профессионально-нравственная.[8]

Услуга как экономико-правовая категория подчиняется правилам рынка. Конъюнктура рынка предопределяет его ее изменяемость. Медицинская помощь имеет неизменяемую основу, недоступную законам рынка или властным установлениям: она подчиняется только правилам медицины и представлением о нравственности, сложившимся в обществе.

Медицинская помощь – это совершенно особый вид творческой активности. Таким образом, в общем, виде медицинская помощь – это совокупность специальных, подчиняющихся правилам медицины действий, предпринимаемых во благо нуждающегося. Медицинская помощь и в изменившегося социально – экономических условиях остается самостоятельной категорией, нуждающейся в дальнейшем раскрытии внутреннего содержания и структуры. Анализ явления, охватываемого понятием  «медицинская помощь», позволяет понять его устойчивые свойства и те атрибуты, которыми его наделят время, социально – экономическая обстановка, в которой это явление развивается. Как и другие подобные сферы общественной жизнедеятельности, сфера охраны здоровья представляет собой пространство экономического обращения различных объектов (товаров, работ, услуг и т.п.). Медицинская помощь не является объектом, вовлеченный в экономический оборот. Экономико-правовым выражением медицинской помощи является медицинская услуга. При оказании медицинской помощи осуществляется перемещение материальных благ путем товарообмена. Медицинская помощь не является тем предметом, по поводу которого совершается товарообмен. Товарообмен совершается по поводу здоровья. По поводу здоровья оказывается медицинская услуга. Медицинская услуга – это средство экономического оборота в сфере охраны здоровья. Таким образом, при оказании медицинской помощи объектом – целью является здоровье, а объектом - средством – медицинская услуга. Медицинская услуга является объектом экономического обращения. Здоровье в качестве объекта в обороте не находится. В этой связи возникает вопрос, как соотносится правовое обеспечение категории здоровья (объекта - цели) и категории медицинской услуги (объекта - средства). Услуга является категорией материальных благ, и правовое обеспечение услуги заключается в  регулировании их оборота, а категория здоровья не представляет собой материального блага и не находится в обороте, а потому регулированием или защитой является правовое обеспечение здоровья. В литературе справедливо подчеркивается, что правовое регулирование и охрана прав не могут противопоставляться, поскольку регулирование означает охрану прав, а их охрана осуществляется путем регулирования соответствующих отношений[9]. В связи с данной в ст.2 ГК РФ формулировкой, подчеркивающей, что гражданское законодательство только защищает личные неимущественные отношения, необходимо обратиться к теоретическому обоснованию соотношения категорий «охрана» и «защита» в праве вообще и в гражданском праве в частности. Охрана общественных отношений осуществляется правом как в случае, когда речь идет о нарушении чьих - то прав или охраняемых законом интересов, так и в случае, когда какие бы то ни было нарушения отсутствуют. Защита соответствующих прав и интересов требуется, понятно, лишь в первом случае. Таким образом, категория «охрана» в правовом значении по своему объему шире понятия «защита» и полностью охватывает его[10]. Под осуществлением правовой охраны общественных отношений следует понимать применение норм права, которые обеспечивают их нормальное и беспрепятственное существование и развитие, а под осуществлением правовой защиты общественных отношений – привлечение лишь тех способов и средств, которые применимы при совершении правонарушения.

Прежде чем определить медицинские услуги как объект правового обеспечения в сфере охраны здоровья, следует  выявить общие и правовые характеристики услуги.

Услуги представляют собой  полезную деятельность, удовлетворяющую потребности в них нуждающихся. К услугам прибегают по разным поводам, но всегда в расчете на получение какой - то пользы, извлечение некоей выгоды. Словарное определение называет услугу действием, приносящим пользу, помощь другому[11], тем самым придавая значение двум взаимосвязанным составляющим: цели, на достижение которой услуга направлена (польза, помощь), и средствам достижения этой цели (совершение тем, кто оказывает услугу, действия)[12]. Услугу составляют целесообразные действия. Эти действия, будучи сообразными цели, осуществляются в необходимом и достаточном объеме. Пороки содержания и объема предпринимаемых для исполнения услуги действий отдаляют или делают невозможным достижение цели, ради которой получатель прибегнул к этой услуги. К услугам относят виды полезной деятельности, не создающей материальных ценностей, т.е. главным критерием отнесения той или иной деятельности к числу услуг служит неосязаемый, невидимый характер производимого в данной сфере продукта[13]. Автор «Капитала» определил услугу «как ту особую потребительную стоимость, которую доставляет… труд, подобно всякому другому товару, но особая потребительная стоимость этого труда получила здесь специфическое название «услуги », потому что труд оказывает услуги не в качестве вещи, а в качестве деятельности…»[14]

Экономическая полезность делает услугу предметом купли-продажи, наряду с товарами и работами. Услуга является продуктом, производимым с целью обмена на деньги, т.е. услуга обладает меновой стоимостью[15].

В экономическом обороте предоставление услуг является деятельностью по производству и реализации этого продукта.

Согласно п. 1 ст. 779 ГК РФ услугой является совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности. 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.