Рефераты. Cовременное состояние и перспективы развития ТЭК России






Cовременное состояние и перспективы развития ТЭК России

Московский Государственный институт (Университет)

международных отношений МИД России

 

Факультет дополнительного профессионального образования



Программа «МВА: Международный нефтегазовый бизнес»




ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

 

Cовременное состояние и перспективы развития ТЭК России

 


      

  Слушатель

 

 

Мягков И. Б.

  Научный руководитель

 

 

                       

         К.э.н., доцент

Кулакова Т. П.

  

  Рецензент

  Директор

  ООО «Компания РУДПРОМ»

 

 

Петрухин Р.П.                         

 

 

 

 

 

«ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ»

 

 

 

                      Декан ФДПО,

к.э.н., проф. ПоляноваТ.Н.


                                                     Москва

2007

 

Содержание:


Введение. 3

Глава 1. Теории международной конкурентоспособности и позиции российского ТЭК   6

1.1 Теоретический аспект проблемы конкурентоспособности. 6

1.2 Современные проблемы воспроизводства сырьевой базы ТЭК.. 23

1.3 Особенности развития современного топливно-энергетического комплекса России  31

Глава 2. Внешнеэкономическая деятельность российских ТЭК.. 37

2.1 Основные направления и динамика участия России на мировом рынке топливно-энергетических ресурсов. 37

2.2 Оценка роли нефтяной отрасли как наиболее значимой в ВЭС РФ.. 40

2.3 Газовый вектор внешнеэкономической деятельности ТЭК РФ.. 48

Глава 3. Перспективы роста роли ТЭК на мировых рынках энергоресурсов. 56

3.1 Конкурентные преимущества российского ТЭК на мировом рынке. Государственная поддержка отрасли. 56

3.2 Потенциальные возможности и направления расширения внешнеэкономической деятельности российского ТЭК.. 61

3.3 Перспективы привлечения иностранных инвестиций как форма ВЭС.. 67

Заключение. 80

Библиография: 83

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3


Введение


Объективные тенденции глобализации современных экономических отношений предполагают не только усиление международной экономической интеграции России в энергетической сфере, но и получение реальных выгод от качественного изменения роли страны в мировой торговле энергоресурсами.

В этом контексте формирующийся мировой рынок энергоресурсов уже не может быть разделен национальными границами. От правильного понимания и учета во внутренней и международной практике тенденций мировой глобализации во многом будет зависеть, будут ли действительно реализованы интересы народов мира, не будет ли нарушен геостратегический баланс сил.

Важно отметить, что топливно-энергетический комплекс имеет огромное значение для России не только с точки зрения внешнеэкономической деятельности, но и с точки зрения внутренних энергетических потребностей страны и энергетической безопасности Российской Федерации в целом. Этот факт делает важной тесную взаимосвязь внешнеэкономических связей ТЭК с эффективным внутренним развитием отрасли.

Актуально выявление тенденций мировой и российской энергетики, оценки роли ТЭК в Российской Федерации, исследование проблем ресурсной политики России, изменение роли и места ТЭК в ВЭС РФ в условиях глобализации.

Опыт последнего десятилетия в становлении сложившейся структуры национальной экономики России, включая топливно-энергетический комплекс, показывает, что в изменяющихся условиях (явно выраженное лидерство ряда стран в использовании преимуществ глобализации экономики, усиление их конкурентных позиций на мировых рынках даже на основе применения жестких мер внешнеполитического воздействия, закрепление влияния на мировых рынках энергоносителей, повышение эффективности использования энергоресурсов) возрастает актуальность переоценки роли топливно-энергетического комплекса во внешнеэкономических связях России. Речь идет не о кардинальном изменении позиций ТЭК в структуре ВЭС Российской Федерации, а о качественном преобразовании, интенсивном развитии и диверсификации данной сферы.

Перспективы экономического роста России в огромной степени зависят от более эффективного использования энергоресурсов. Без принятия срочных мер на государственном уровне в этой области энергетика России может стать тормозом для общего экономического роста. Энергоэффективность предполагает выполнение нескольких важнейших принципов — сохранения высокого качества окружающей среды, устойчивого экономического развития, стимулирования инвестиционной деятельности и обеспечения энергетической безопасности. С учетом больших структурных различий между энергетикой России и других развитых стран оценка потенциала государственного регулирования ТЭК в данной области является крайне важным.

Очевидно, что особую актуальность приобретает сегодня исследование роли ТЭК во внешнеэкономических связях Российской Федерации. Именно подобное исследование и станет целью данной работы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд важных задач:

- Оценить природно-ресурсный потенциал, как основу функционирования ТЭК РФ;

- Выявить современные проблемы воспроизводства сырьевой базы ТЭК;

- Определить особенности развития современного топливно-энергетического комплекса России;

- Выделить основные направления и динамика участия России на мировом рынке топливно-энергетических ресурсов;

- Провести оценку роли нефтяной отрасли как наиболее значимой в ВЭС РФ;

- Охарактеризовать газовый вектор внешнеэкономической деятельности ТЭК РФ;

- Проанализировать конкурентные преимущества российского ТЭК на мировом рынке;

- Оценить потенциальные возможности и направления расширения внешнеэкономической деятельности российского ТЭК;

- Исследовать перспективы привлечения иностранных инвестиций как форма ВЭС.


Глава 1. Теории международной конкурентоспособности и позиции российского ТЭК

1.1 Теоретический аспект проблемы конкурентоспособности

В 1991 г. американский экономист Майкл Портер (Michael Е. Porter) опубликовал исследование «Конкурентные преимущества стран» (The Competitive Advantage of Nations), изданное в 1993 г. на русском языке под названием «Международная конкуренция». В этом исследовании достаточно подробно проработан совершенно новый подход к проблемам международной торговли. Одной из пред­посылок этого подхода является следующее: «На международном рынке конкурируют фирмы, а не страны. Необходимо понять, как фир­ма создает и удерживает конкурентное преимущество, чтобы уяснить роль страны в этом процессе»[1]. Успех на внешнем рынке зависит от правильно выбранной конкурентной стратегии.

Стратегия конкурентного преимущества

Основной единицей конкуренции no M. Портеру является отрасль, т. е. группа конкурентов, производящих товары или оказывающих услуги и непосредственно соперничающих между собой. В отрасли производятся продукты со сходными источниками конкурентного преимущества, хотя границы между отраслями всегда достаточно расплывчаты. На выбор конкурентной стратегии фирмы в отрасли влияют два главных момента.

1. Структура отрасли, в которой действует фирма, т. е. особен­ности конкуренции. На конкуренцию в отрасли оказывают воздейст­вие пять факторов (или сил по М. Портеру):

1)  появление новых конкурентов;

2)  появление товаров или услуг-заменителей;

3)  способность поставщиков торговаться;

4)  способность покупателей торговаться;

5)  соперничество уже имеющихся конкурентов между собой. Эти пять факторов определяют прибыльность отрасли, поскольку они влияют на цены, устанавливаемые фирмами, их расходы, капи­таловложения и др.

С появлением новых конкурентов снижается общий потенциал прибыльности в отрасли, так как они привносят в отрасль новые производственные мощности и стремятся заполучить долю рынка, а с появлением товаров или услуг-заменителей ограничивается цена, которую фирма может запросить за свой товар. . Поставщики и покупатели, торгуясь, извлекают свою выгоду, что может привести к снижению прибыли фирмы.

Платой за конкурентоспособность при соперничестве с другими фирмами являются либо дополнительные расходы, либо снижение цены, а в результате — сокращение прибыли.

Значение каждого из пяти факторов определяется его основными техническими и экономическими характеристиками. Например, спо­собность покупателей торговаться зависит от того, сколько у фирмы покупателей, какая часть сбыта приходится на одного покупателя, является ли цена товара значительной частью общих расходов поку­пателя, а угроза появления новых конкурентов — от того, насколько трудно новому конкуренту «внедриться» в отрасль.

Каждая отрасль имеет свою структуру. Так, в фармацевтической промышленности редко появляются новые конкуренты, а внутренняя конкуренция основана не на ценовом факторе, а на иных факторах, например НИОКР и др. Покупателей высокие цены не отпугивают, а поставщики какого-либо существенного влияния на них не оказы­вают. Разработка эффективного заменителя достаточно трудна, и для нее требуется значительное время.

2. Позиция, которую занимает фирма в отрасли.

Позиция фирмы в отрасли определяется прежде всего конкурент­ным преимуществом. Фирма опережает своих соперников, если имеет стабильное конкурентное преимущество:

1)  более низкие издержки, свидетельствующие о способности фирмы разрабатывать, выпускать и продавать сравнимый товар с меньшими затратами, чем у конкурентов. Продавая товар по такой же или примерно такой же цене, что и конкуренты, фирма в этом случае получает большую прибыль. Так, корейские фирмы, выпус­кающие сталь и полупроводниковые приборы с низкими издержка­ми, используют низкооплачиваемую, но весьма производительную рабочую силу в сочетании с современной технологией и оборудова­нием, закупленными за рубежом или изготовленными по лицензиям;

2) дифференциация товаров, т. е. способность фирмы удовлетво­рять потребности покупателя, предлагая товар либо более высокого качества, либо с особыми потребительскими свойствами, либо с широкими возможностями послепродажного обслуживания. Так, немецкие станкостроители используют стратегию дифференциации, основанную на высоких технических характеристиках продукции, на­дежности и быстром техническом обслуживании, что позволяет им диктовать высокие цены и при равных с конкурентами издержках получать большую прибыль.

Конкурентное преимущество дает более высокую продуктивность, чем у конкурентов.

Другим важным фактором, влияющим на позицию фирмы в от­расли, является сфера конкуренции, или широта цели, на которую ориентируется фирма в рамках своей отрасли. Фирма должна ре­шить для себя, сколько разновидностей товаров выпускать, какими



Конкурентное преимущество


Меньшие издержки

Дифференциация

Сфера конкуренции

Широкая цель

Лидерство за счет экономии на издержках

Дифференциация


Узкая цель

Сосредоточение внимания на издержках

Сфокусированная дифференциация

Схема  1. Типовые стратегии

каналами сбыта пользоваться, какой круг покупателей обслуживать, в каких районах мира продавать свою продукцию и в каких родст­венных отраслях конкурировать.

Отрасли сегментированы, поэтому при выборе сферы конкурен­ции фирма должна решить, конкурировать ли ей по широкому фронту или нацелиться на какой-либо один сектор рынка.

На Схеме. 1. представлены основные типовые стратегии, приме­няемые при определении позиции фирмы в отрасли[2]. Концепция типовых стратегий заключается в том, что каждая стратегия базиру­ется на конкурентном преимуществе и фирма должна выбрать свою стратегию в зависимости от имеющегося преимущества.

Конкурентное преимущество достигается исходя из того, как фирма организует и выполняет отдельные виды деятельности. В результате этой деятельности создаются определенные ценности для покупате­лей. Конечная ценность зависит от того, сколько клиенты готовы заплатить за товары или услуги, предлагаемые фирмой. Желательно, чтобы эта сумма превышала совокупные расходы на всю необходи­мую деятельность. Для того чтобы достичь конкурентного преиму­щества, необходимо либо предлагать покупателям товар примерно с такой же ценностью, что и у конкурентов, но производить его с мень­шими издержками (стратегия меньших издержек), либо предлагать покупателям товар с большей ценностью, за который можно полу­чить большую цену (стратегия дифференциации).

Виды деятельности фирмы объединены в так называемую цепочку ценностей. Все они вносят свой вклад в потребительную стоимость.

Их можно условно подразделить на две категории:

первичная деятельность (производство, сбыт, доставка и обслу­живание товара);

вторичная деятельность (обеспечение компонентами производства: технологией, людскими ресурсами и т. д. или выполнение функций инфраструктуры для поддержки другой деятельности, т. е. поддер­живающая деятельность).

В зависимости от выбранной конкурентной стратегии определя­ются способ, которым фирма выполняет отдельные виды деятель­ности, и вся цепочка ценностей. В разных отраслях конкретные виды деятельности имеют различное значение для достижения конку­рентного преимущества. Так, для продукции отраслей машиностро­ения большое значение имеют развитие технологии, качество сбор­ки и послепродажное обслуживание, а для производства моющих средств — реклама.

Цепочка ценностей фирмы — это система видов деятельности, между которыми существуют связи, возникающие, когда способ осущест­вления какого-либо вида деятельности влияет на стоимость или эф­фективность других видов деятельности. Управление этими связями может стать решающим источником конкурентного преимущества.

Фирмы добиваются конкурентного преимущества, если находят новые способы конкуренции в своей отрасли и выходят с ними на рынок, т. е. осуществляют «нововведения». Под нововведением в широком смысле подразумевается совершенствование технологии, способов и методов ведения дел. Конкретно обновление может выражаться в изменении товара или производственного процесса, новых подходах к маркетингу, новых путях распространения товара и новых концепциях сферы конкуренции и др.

Наиболее типичными причинами новаций, позволяющими до­стичь конкурентного преимущества, являются:

•   новые технологии (производство рентгеновской аппаратуры в Германии);

•   новые или изменившиеся запросы покупателей (американские

компании быстрого питания);

•   появление нового сегмента отрасли (производство малогаба­ритных многоцелевых автопогрузчиков в Японии);

•   изменение стоимости или компонентов производства (изме­нение соотношения стоимости рабочей силы в странах);

•   регулирование на уровне правительства (стандарты, охрана ок­ружающей среды, торговые ограничения и др.).

Фирмы, которые первыми отреагировали на изменение структу­ры отрасли, получают преимущество, позволяющее им использовать эффект масштаба, снижать издержки, создавать фирменный имидж и налаживать отношения с клиентами в то время, когда жесткой конкуренции еще нет, а также выбирать каналы распространения, выгодные источники сырья и др.

Само нововведение конкуренты могут скопировать, но преиму­щества, полученные благодаря быстрой реакции на изменение струк­туры отрасли, часто остаются за фирмой-новатором.

В процессе обновления большую роль играет информация, кото­рая конкурентов не интересует или которая им недоступна либо доступна всем, но обработана по-новому.

Продолжительность удержания конкурентного преимущества за­висит:

•   от источников конкурентного преимущества. Преимущества низкого уровня, такие, как дешевая рабочая сила или сырье, довольно легко могут получить и конкуренты (производ­ство бытовой электроники в Юго-Восточной Азии). Этого же уровня преимущество основано на использовании эффекта масштаба от применения технологий или оборудования и т. д. При появлении но­вой технологии такой эффект масштаба быстро исчезает.

Преимущества более высокого уровня (патентованная техноло­гия, уникальные товары или услуги, репутация фирмы, тесные связи с клиентами) можно удерживать более длительное время. Достижение таких преимуществ возможно при условии долговременных и ин­тенсивных капиталовложений;

•   от количества имеющихся у фирм явных источников конку­рентного преимущества;

•   от постоянной модернизации производства и других видов деятельности.

Для удержания позиций фирмам иногда приходится отказываться от имеющихся преимуществ, чтобы добиться новых. Например, внедрение новых технологий корейскими судостроителями позво­лило снизить затраты на рабочую силу, хотя у Кореи еще было пре­имущество в этом отношении.

2. Особенности международной конкуренции

Все, что говорилось выше о конкуренции и конкурентной страте­гии, в одинаковой степени может относиться как к внешнему, так и внутреннему рынку. В то же время международная конкуренция имеет некоторые особенности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.