Рефераты. Cовременное состояние и перспективы развития ТЭК России







Глава 3. Перспективы роста роли ТЭК на мировых рынках энергоресурсов

3.1 Конкурентные преимущества российского ТЭК на мировом рынке. Государственная поддержка отрасли

Конечно же, важнейшим конкурентным преимуществом российского ТЭК является его природно-ресурсный потенциал. В то же время, нельзя забывать о развитой транспортной инфраструктуре, которая способствует успешному экспорту энергоресурсов. Важно упомянуть и налаженные десятилетиями внешнеэкономические отношения с различными странами и регионами, которые исторически являются постоянными потребителями российских энергоресурсов.

Прогноз ситуации в мировой энергетике дает основание говорить о том, что спрос на российские энергоресурсы на внешних рынках как минимум сохранится или даже увеличится. Для России, экономика которой в значительной степени зависит от получения доходов от экспорта топливно-энергетических ресурсов, очень важно не потерять свои позиции на традиционных для нее мировых рынках энергоресурсов (европейские рынки) и завоевать соответствующую нишу на новых перспективных направлениях — рынках стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Главным направлением экспорта будут по-прежнему страны Европейского континента, с которыми нас связывает географическая близость, традиционная ориентированность на российские топливно-энергетические ресурсы и развитая сеть инфраструктуры экспорта – очевидные конкурентные преимущества Российского ТЭК. Большие перспективы в развитии энергетического сотрудничества на европейском направлении открываются в связи с начавшимся энергодиалогом между Россией и Евросоюзом. Предпосылки для развития энергодиалога — это, с одной стороны, растущие потребности европейских рынков в надежных энергопоставках и рост их внешней энергетической зависимости. С другой стороны, это наличие в России потенциальных возможностей расширения экспорта энергоресурсов в страны Евросоюза, что требует значительных долгосрочных инвестиций в освоение новых нефтегазовых месторождений и создание энерготранспортной инфраструктуры. Развернувшаяся в рамках энергодиалога работа четырех экспертных групп имеет своей целью подготовку конкретных предложений по основным направлениям долгосрочного сотрудничества в энергетике, по отдельным проектам, а также по комплексу мер и механизмов для их реализации.

Усиление конкуренции и ожидаемое появление новых поставщиков топливно-энергетических ресурсов на рынках Европы (в том числе из Каспийского региона) выдвигает на передний план задачу повышения конкурентоспособности российского экспорта и поиска новых интенсивных путей сохранения своего присутствия на традиционных энергетических рынках. Речь, в частности, идет о диверсификации и качественной реструктуризации экспорта энергоносителей, увеличении доли конечных энергоресурсов в общем объеме экспорта, оптимизации условий их реализации на внешних рынках, в том числе путем получения доступа к потребителям.

Среди приоритетных проектов на европейском направлении сотрудничества, реализации которых Минэнерго России уделяет особое внимание, — строительство газопроводов «Ямал— Европа», Северо-Европейского, «Голубой поток»; нефтепроводов «Каспийского трубопроводного консорциума», «Балтийской трубопроводной системы», освоение нефтегазовых ресурсов месторождений российского Севера на условиях раздела продукции, развитие сотрудничества в области электроэнергетики.

Несмотря на то, что в близкой перспективе Европа останется основным рынком для российских топливно-энергетических ресурсов, в XXI веке все больший удельный вес в географической структуре экспорта энергоресурсов будут занимать южное и восточное направления. Поэтому уже сейчас министерство промышленности и энергетики активно формирует «восточную стратегию», направленную на занятие Россией более значимого места на топливно-энергетическом рынке стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Основные элементы этой стратегии — совместное с иностранными компаниями освоение месторождений нефти и газа на шельфе острова Сахалин; освоение нефтегазовых месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока России с развитием экспорта нефти и газа, а в дальнейшем и нефтепродуктов в Китай, Японию, Республику Корея; создание энергетической инфраструктуры между Россией и Китаем; участие российских компаний в топливно-энергетических комплексах стран Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Индия).

Реализация внешнеэкономической деятельности в отраслях ТЭК требует государственного подхода, учитывающего экономические и политические интересы России и повышающие ее конкурентные преимущества на мировом рынке. В первую очередь это касается таких вопросов, как заключение долгосрочных контрактов на поставки энергоресурсов на внешний рынок, погашение и реструктуризация задолженности за поставленные российские энергоресурсы, создание различных межгосударственных хозяйствующих структур, участие российских компаний в крупных зарубежных проектах, привлечение инвестиций международных финансовых организаций для реализации энергетических проектов в России.

Государственная поддержка участия российских компаний в международных энергетических проектах за рубежом (или в экспортно-ориентированных проектах на территории России) является одним из важных направлений в обеспечении энергетической безопасности России. В этом контексте Минпромэнерго России рассматривает в качестве приоритетных проекты, реализуемые на энергетическом рынке Ирана, в Каспийском и Средиземноморском регионах (в т.ч. «Голубой поток», проекты в ТЭК Югославии, интеграцию нефтепроводов Дружба — Адрия и другие) и на рынках стран Азиатско-Тихоокеанского региона (в том числе строительство нефтеперерабатывающего завода во Вьетнаме). В плане оказания государственной поддержки Минпромэнерго России совместно с другими министерствами и ведомствами участвует в формировании благоприятной налоговой и инвестиционной среды для таких проектов, включая применение налоговых льгот.[26]

В настоящее время возрастает необходимость усиления координирующей роли государства при осуществлении внешнеэкономической деятельности в сфере энергетики, и в том числе для предотвращения необоснованной конкуренции российских компаний на внешних рынках. Государство «подключается» к решению соответствующих вопросов уже на стадии проработки проектов и программ внешнеэкономической деятельности за рубежом. Это осуществляется путем организации экспертизы проектов и коммерческих предложений, а также проведением предквалификационного отбора и внутренних тендеров между российскими компаниями по поставкам оборудования и участию в проектах. Указанные действия позволяют определить компании на роль координаторов по приоритетным зарубежным проектам, а также по поставкам нефти на экспортных направлениях.

Одним из важных факторов, определяющих успех структурной перестройки ТЭК, является инвестиционная направленность сотрудничества в области энергетики. Минпромэнерго России участвует в процессе подготовки нормативно-правовых актов, направленных на расширение и улучшение условий инвестиционной деятельности в России. Кроме того, осуществляется координация и контроль над выполнением подписанных кредитных соглашений. При этом Минпромэнерго участвует в подготовке новых кредитных соглашений по перспективным проектам, сотрудничает с международными кредитными организациями в разработке схем финансирования и возврата средств при реализации инвестиционных программ в топливно-энергетическом комплексе России.

Серьезным фактором, определяющим функционирование российского ТЭК, является активное участие России в глобальном энергетическом процессе и ее адекватное воздействие на принятие международных решений в этой сфере. Прежде всего это касается таких вопросов, как инвестиции, экспорт и транзит энергоносителей, глобальные экологические проблемы, доступ к новым технологиям. Для современной ситуации характерна нестабильная конъюнктура мировых энергетических рынков, и особенно рынка нефти. В этих условиях Россия имеет потенциальную возможность стать объединительным элементом, посредником в процессе выработки взаимоприемлемых для производителей и потребителей решений по стабилизации рынка нефти, а также и в формировании универсальной системы регулирования конъюнктуры мирового рынка энергоносителей. Этому способствует участие России, с одной стороны, в конференциях ОПЕК — как независимого экспортера нефти и нефтепродуктов, а с другой — в различных форумах и мероприятиях стран, являющихся основными потребителями энергоресурсов.

Одним из эффективных направлений внешнеэкономической деятельности министерства является развитие сотрудничества с ОПЕК, которое способствует выработке согласованных действий и решений по стабилизации мирового рынка нефти с учетом экономических интересов и возможностей России. Взаимодействие с ОПЕК включает участие России в качестве наблюдателя в конференциях этой организации на регулярной основе, проведение многосторонних и двусторонних консультаций. Участие в мероприятиях, проводимых ОПЕК, позволяет России более целенаправленно осуществлять мониторинг ситуации на мировом нефтяном рынке.

Министерство промышленности и энергетики РФ развивает сотрудничество с международными экономическими и энергетическими организациями — такими, как Международное энергетическое агентство, Мировой энергетический совет, ЕСК ООН, Форум АТЭС, организация Черноморского экономического сотрудничества, и рядом других региональных организаций. Это способствует взаимной координации энергетической политики России и других стран — крупных производителей и экспортеров энергоресурсов, выработке сбалансированной стратегии поведения на внешних рынках энергоресурсов, отстаиванию российских государственных интересов в области энергетики.[27]


3.2 Потенциальные возможности и направления расширения внешнеэкономической деятельности российского ТЭК

Внешний спрос на топливно-энергетические ресурсы определяется прежде всего темпами развития мировой экономики. По имеющимся оценкам, темпы роста мировой экономики по регионам мира на ближайшие 10 лет составят от 2,5 до 4 процентов. При этом среднегодовой спрос на углеводородное сырье в мире будет также расти умеренными темпами – 2 - 4 процента в год, в Европе – 1,5 - 2,5 процента.[28]

В зависимости от темпов и направлений развития мировой экономики, конъюнктуры цен на нефть и газ, перспектив реализации ряда международных проектов (на шельфе Каспийского и Северного морей, в Мексиканском заливе и других) и условий вовлечения в международный оборот запасов нефти Ближнего Востока и Северной Африки экспорт российской нефти может составить от 150 до 310 млн. т в год.

Ожидается, что экспорт российских нефтепродуктов в рассматриваемой перспективе будет снижаться. Это связано как с низким качеством одних нефтепродуктов (прежде всего автомобильного бензина и дизельного топлива) и высокой стоимостью их доставки на внешние рынки, так и со снижением экспортных ресурсов других (в первую очередь прямогонного бензина) в результате опережающего спроса на них на внутреннем рынке. К 2020 году экспорт нефтепродуктов может составить от 30 до 50 млн. т против 75 млн. т в 2002 году.

В то же время, если будет грамотно осуществляться политика разведки и увеличения добычи нефти, а так же сохраняться высокие цены на нефть на мировом рынке, данное направление внешнеэкономических связей ТЭК РФ останется важнейшим и наиболее значимым.

Россия уже сегодня является крупнейшим в мире экспортером газа. В настоящее время его основной рынок сбыта - Западная Европа. Вторым важным рынком сбыта для России стала Центральная Европа, где российский газ занимает доминирующее положение. Природный газ экспортируется в европейские страны преимущественно в рамках долгосрочных контрактов (сроком до 25 лет) на условиях "бери или плати".

В то же время растущий спрос и ёмкость рынка газа в странах тихоокеанского региона делают актуальным более активное освоение газовой отраслью указанного рынка.

К 2020 году ожидается увеличение экспорта российского газа до 275 - 280 млрд. куб. м против 185 млрд. куб. м в 2002 году.

Фактический объём экспорта в дальнее зарубежье в перспективе будет зависеть от размера текущего спроса на газ, уровня цен и степени рисков, которые будут нести производители.

Энергетические рынки Содружества Независимых Государств и стран Европы в перспективе останутся основными рынками сбыта продукции российского ТЭК. Экономический рост в странах Европейского союза и Содружества Независимых Государств должен сыграть положительную роль в увеличении российского экспорта на эти рынки.

Ожидается, что спрос на российские энергоресурсы, прежде всего на нефть и газ, в странах Содружества Независимых Государств также будет расти, что связано, в частности с необходимостью загрузки приобретенных российскими компаниями нефтеперерабатывающих заводов в этих странах.

Рынок стран Западной и Центральной Европы останется для России одним из крупнейших в предстоящие 20 - 25 лет. Необходимо продолжить конструктивный диалог как с Европейским союзом, так и с другими странами Европы, направленный на расширение рынка сбыта российских энергоресурсов. Сотрудничество может включать в себя реализацию совместных энергетических проектов, обмен опытом в области внедрения передовых научно-технических разработок, совместные усилия в области энергосбережения. При условии взаимодействия реформируемого внутреннего рынка газа с проводимой либерализацией газового рынка Европы и с учётом перспектив формирования единого энергетического пространства российский экспорт нефти и газа в эту группу стран сможет составить в 2020 году соответственно 150 - 160 млн. т и 160 - 165 млрд. куб. м.

В условиях интеграционных процессов в Европе, либерализации электроэнергетического сектора и расширения зоны параллельной работы энергосистем государств Европейского союза предусматривается организация параллельной работы единой энергетической системы России с энергосистемами европейских стран. Это должно обеспечить равноправный доступ России на электроэнергетические рынки Европы, развитие торговых отношений, реализацию масштабных системных эффектов, качественно новый уровень сотрудничества и кооперации в электроэнергетике. При этом ожидается рост спроса на российскую электроэнергию в Европе до 20 - 35 млрд. кВт•ч к 2010 году и до 30 - 75 млрд. кВт•ч к 2020 году.

Преодоление рецессии в экономике США и прогнозы её долгосрочного роста позволяют рассчитывать на расширение потребности в энергетических ресурсах. США могут стать долгосрочным рынком сбыта продукции российской нефтяной отрасли, а американский капитал - источником инвестиций в развитие отрасли и экспортных направлений транспортировки российской нефти. Кроме того, США в настоящее время являются перспективным рынком сбыта энергетической продукции российской атомной промышленности, а в будущем – и сжиженного природного газа.

Основными партнерами в экономическом сотрудничестве с Азиатско-Тихоокеанским регионом и Южной Азией останутся Китай, Корея, Япония, Индия - перспективные рынки сбыта газа, нефти, электроэнергии, атомных технологий и продукции ядерно-топливного цикла. Доля стран Азиатско-Тихоокеанского региона в экспорте российской нефти возрастет с 3 процентов в настоящее время до 30 процентов в 2020 году, а природного газа – до 15 процентов.[29]

Рынки Ближнего Востока, Южной Америки и Африки представляют интерес прежде всего как потенциальные потребители услуг российских энергетических компаний, а также как импортеры энергетических технологий и оборудования для ТЭК.

Твёрдые позиции России на мировых энергетических рынках позволят не только обеспечить стабильный доход от экспорта продукции ТЭК, но и существенно укрепить экономические и политические позиции страны в мире.

Освоение ресурсов и объемы инвестиций определяют состояние инфраструктуры. От надежности трубопроводного транспорта во многом зависит энергообеспечение регионов. Этим транспортом перемещается 100% газа, почти 99% нефти и около 25% нефтепродуктов.

Созданная в СССР система магистральных нефтепроводов ориентирована, кроме внутреннего рынка, на страны Восточной Европы и морские порты. Сейчас основным потребителем российской и транзитной нефти является Европа. В силу ограниченной потребности Европы рост добычи требует поиска новых рынков сбыта. В связи с этим приняты меры по вводу в эксплуатацию трубопровода КТК, нефтепровода Суходольная–Родионовская и первой очереди БТС. Это дополнение к разветвленной системе магистрального трубопроводного транспорта. Она включает три подсистемы:

1. Газотранспортная система (ГТС) России признана, в т.ч. за рубежом, одной из наиболее эффективных и надежных в мире. Но в ГТС, создание которой началось 45 лет назад, накопилось немало проблем. Главная из них – износ основных фондов; необходима комплексная реконструкция и техническое перевооружение.

В ГТС реализуются и разрабатываются проекты: Заполярное–Уренгой, СРТО–Торжок, Починки–Изобильное–ССПХГ, Ямал–Европа (участок Торжок – гр. Польши), Грязовец–Выборг, Североевропейский газопровод и др.

До 2020 г. требуется строительство около 28 тыс. км магистральных газопроводов, в т.ч. более 7000 км магистральных газопроводов на востоке страны. Будут развиваться проекты: "Голубой поток", Ямал–Европа, Североевропейский газопровод, Китайский газовый проект (Новосибирск–Красноярск–Тайшет–Хабаровск–Пхеньян–Сеул–Дацин).

2. Магистральные нефтепроводы. В 1993–1998 гг. из-за падения добычи нефти ее транспортировка снизились с 347 до 296 млн т/г. С 1999 г. добыча нефти растет, наращиваются транспортные мощности. Реконструировано более 20 нефтеперекачивающих станций, отремонтировано почти 3 тыс. км нефтепроводов и построено более одной тыс. км. Пропускная способность системы увеличилась на 37 млн т/г.

Расширяется трубопроводная система на Новороссийск, вводятся в действие нефтепроводы в обход Чечни и Украины, первая очередь Балтийской трубопроводной системы мощностью 12 млн т/г. Введены в эксплуатацию нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума мощностью 12 млн т/г, газопровод "Голубой поток". До 2020 г. планируется:

– расширение БТС до 50 млн т/г;

– создание новых экспортных портов на Балтике и в Баренцевом море;

– доведение максимальной пропускной способности нефтепровода Тенгиз–Новороссийск до 67 млн т/г;

– завершение интеграции нефтепроводов "Дружба" и "Адрия" и создание нового экспортного направления на порт Омишаль в Хорватии пропускной способностью до 15 млн т/г;

– строительство нефтепровода Ангарск–Находка (мощностью до 50 млн т/г) с ответвлением на г. Дацин (мощностью до 30 млн т/г).

3. Магистральными нефтепродуктопроводами транспортируется около 25% российских нефтепродуктов. Предусмотрено строительство нефтепродуктопроводов Саратов–Волгоград–Тихорецк–Новороссийск, а также Кстово–Ярославль–Кириши–Приморск.

Отсутствие инфраструктуры сдерживает разработку нефтяных и газовых месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока, имеющих ключевое значение для развития экспорта нефти и газа в страны АТР. Отсутствие глубоководных портов в Дальневосточном и Североморском регионах лишает страну возможности расширять рынки сбыта.

Стратегические направления энергетической политики на внешнем рынке:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.