|
155-170 |
150-165 |
||||||
– природный газ, млрд м 3 |
213 |
191 |
217 |
245-260 |
245-275 |
260-280 |
275-270 |
|
–уголь, млн т у.т. |
30 |
22 |
25 |
14-18 |
15-20 |
15-21 |
18-20 |
|
электроэнергия, млрд кВт.ч |
37 |
19 |
13 |
22-25 |
30-35 |
35-55 |
40-75 |
|
- нефть и нефтепродукты, млн т
– уголь, млн т у.т.
- природный газ, млрд м 3
- электроэнергия, млрд кВт.ч
Рис. 6. Экспорт топливно-энергетических ресурсов из России
В целях поддержания энергетической и экономической безопасности необходимо стремиться диверсифицировать направления экспорта энергоресурсов с развитием северного, восточного и южного направлений экспортных потоков российских энергоносителей и последующим увеличением их доли в географической структуре экспорта энергоресурсов. Получит развитие конструктивный диалог в области энергетики со странами Европы, остающимися на сегодняшний день основными потребителями российских топливно-энергетических ресурсов. Формы сотрудничества с европейскими партнерами будут включать реализацию совместных инвестиционных проектов, в первую очередь энерготранспортных, широкое вовлечение европейских инвесторов в проекты развития нефтегазодобычи на территории России (в том числе реализуемые на условиях соглашений о разделе продукции и концессий), взаимодействие в сфере энергосбережения.
После 2010 года возможен выход России на мировой рынок сжиженного природного газа, а также начало экспорта синтетического моторного топлива.
Россия заинтересована в долгосрочном и масштабном вовлечении в свой топливно-энергетический баланс углеводородных ресурсов (особенно природного газа) центрально-азиатских стран Содружества Независимых Государств. Это не только позволит экономить ресурсы северных газовых месторождений России для будущих поколений и избежать необходимости форсированных капиталовложений в их разработку, но и даст возможность уменьшить давление на рынки, которые представляют стратегический интерес для самой России.
В интересах России участие национальных компаний в проектах по расширению инфраструктуры транспорта энергоресурсов по территории стран Содружества Независимых Государств. Основными направлениями сотрудничества будут восстановление и дальнейшее развитие единой электроэнергетической системы, укрепление минерально-сырьевой базы, участие в разработке и эксплуатации месторождений нефти и газа и строительстве электроэнергетических объектов в странах Содружества Независимых Государств. К числу стратегических приоритетов относится и решение комплекса проблем на Каспии, включая подготовку конвенции по правовому статусу Каспийского моря.
В качестве одного из ключевых участников мирового энергетического рынка Россия должна активно влиять на установление обоснованных и прогнозируемых цен на энергоресурсы, справедливых и выгодных как для стран-производителей, так и для потребителей энергоресурсов. В то же время государственная политика должна предусматривать возможные значительные колебания цен на энергоресурсы в связи с изменениями ситуации на мировом рынке.
Государству важно поддерживать участие российских компаний в экономически эффективных зарубежных инвестиционных проектах. Принципиальным условием реализации государственной энергетической политики в этой сфере станет повышение эффективности и надёжности энергообеспечения отечественных потребителей.
Теперь рассмотрим непосредственно особенности развития внешнеэкономических связей российского ТЭК в сфере торговли нефтью и газом.
2.2 Оценка роли нефтяной отрасли как наиболее значимой в ВЭС РФ
Экспорт нефти является для России важнейшим элементом внешнеэкономических связей. В то же время, рост экспорта нефти происходит без соответствующего прироста ее добычи. Поставки российской нефти за рубеж выросли в 2004 г. на 17% и достигли 175.3 млн т. Иными словами, темпы роста экспорта вдвое превысили темпы роста добычи нефти. Как следствие доля нефти, идущей на экспорт, в общем объёме добытой нефти возросла с 33.1% в 2003 г. до 36.4% в 2004 г.[13]
Свыше половины нефти (52.7%) вывезено морем. На нефтепровод «Дружба» приходится 42.5%, на железнодорожные перевозки - 4.8%. Загрузка нефтепровода «Дружба» выросла на 0.7%.
Доля вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) в экспорте нефти составила 95.1%, или 166.8 млн т (в 2003 г. она равнялась 93.1%, т.е. 139.55 млн т). Среди ВИНК ведущие места заняли ЮКОС - 18% (в 2003 г. - 19.2%), «ЛУКОЙЛ» - 17.8% (18.5%), ТНК-ВР - 17.5% (15.8%), «Сургутнефтегаз» - 12.4% (13.1%). Доля государственной НК «Роснефть» в экспорте нефти составила 4% (в 2003 г. - 5%).[14]
Валютные поступления от экспорта российских углеводородов (нефти, нефтепродуктов и природного газа) длительное время являются ключевым фактором финансирования экономического роста и формирования бюджета России. Их доля в общей валютной выручке страны колеблется в неизменных пределах: от трети (38,4%, 1995 г.) до половины (52%, 2002 г.). Это позволяет сделать вывод, что стабильность современной российской экономики прямо зависит от конъюнктуры мировых цен на углеводороды, в первую очередь на нефть.
Непредсказуемость этих цен из-за их высокой волатильности привела в ряде стран мира к созданию стабилизационных фондов для демпфирования рисков неисполнения расходной части государственных бюджетов[15]. В России с 1 января 2004 г. также начал функционировать стабилизационный фонд федерального бюджета[16]. Уже в марте он составил 122,4 млрд. руб. К 1 января 2005 г. накопления фонда достигли 500 млрд. руб., а к началу 2006 г. цифра была значительно выше.[17].
Условия и периодичность пополнений стабилизационного фонда во многом будут определяться особенностями формирования экспортной выручки от реализации углеводородов на мировом рынке. В первую очередь это европейский рынок - главная торговая площадка для российской нефтегазовой продукции. Основа реализации углеводородов - экспортная нефть Urals, которая представляет собой смесь нефтей разного качества. Она образуется в результате перекачки нефтей из разных месторождений по единой в стране системе нефтепроводов.
Уровень цены нефти Urals, складывающийся на нефтяном рынке Европы, во многом формирует величину выручки от экспорта углеводородов. Он прямо связан с уровнем цены нефти Brent, которая добывается в великобританском секторе Северного моря и является маркерной ценой для всех нефтей, реализуемых на европейском рынке.
Динамика среднегодовых цен нефти Urals за 1982-1991 гг. и ее среднемесячных значений с января 1992 по январь 2004 г. (включительно) (рис. 7)[18] показывает, что они тесно связаны с ценой нефти Brent, но систематически ниже ее уровня. В то же время динамика цены нефти Urals и характер ее колеблемости заметно изменились после введения ОПЕК коридора цен в марте 2000 г., установленного в пределах 22-28 долл./барр. для цены так называемой корзины нефтей ОПЕК[19].
Рис. 7. Динамика цены российской нефти сорта Urals:
-*- (---) цена российской нефти сорта Urals; превышение цены нефти Brent над ценой нефти Urals
В 2005 году цена на нефть значительно выросла, но нефть сорта Urals, все равно стоит дешевле на мировом рынке.
Регулирование цены предусматривается путем изменения квот добычи нефти странами ОПЕК и поставок на рынок, если цена корзины опустится за нижнюю границу коридора в течение десяти торговых дней подряд. Аналогичные действия должны быть предприняты при превышении верхней границы после двадцати торговых дней.
Введение ОПЕК коридора цен существенно повлияло на величину средней цены российской нефти: она возросла с 17,41 до 25,07 долл./барр. и находится на уровне средней цены коридора (табл. 3, см. также рис. 14). Другим значимым фактором стала меньшая колеблемость цены как в абсолютных, так и в относительных показателях. Но при этом сравнительно плавные изменения цены сменились ее крутыми подъемами и спадами, в основном в границах «коридора» цен. Но при этом восстановление спадов цены нефти Urals происходит относительно быстро, и даже заметные снижения цены не достигают уровней, критичных для российской экономики.
Среднемесячная цена нефти Urals после введения коридора цен трижды до января 2004 г. (включительно) превышала 30 долл./барр. - рекордный уровень, который ранее был достигнут в 1982 г. (более 20 лет назад). В настоящее время она еще более поднялась в цене и продолжает оставаться на очень высоком уровне. Таким образом, введение коридора цен ОПЕК, направленное на регулирование цен нефти, в целом положительно повлияло на динамику цены российской нефти. С 2005 года эти цены позволяют российской экономике получать «сверхприбыль» и пополнять в беспрецедентных объемах стабилизационный фонд.
В целом, об объемах экспорта российской нефти в 2004 году можно судить из таблицы 2.
Таблица 2. Экспорт нефти из России (по транспортным направлениям) в январе-сентябре 2004 года
Компания
Морские порты
Нефтепровод "Дружба"
Новороссийск
Туапсе
Одесса
СМП
Приморск
МНП
Пивдэнный
Всего
через
порты
Германия
Польша
Гданьск
Чехия
Словакия
и др.
Венгрия
и др.
Мажейкяйский
НПЗ
Бутинге
Всего
через
неф-д
Дружба
года
всего
Нефтяные компании
Роснефть
3463.1
985.2
30.2
4478.5
180
1085.5
1265.5
5744
ЛУКОЙЛ
4781.3
1455
6290.3
180.1
12706.7
5049.7
1869.6
80
831.4
980
825
450
1144.9
11230.6
23937.4
ЮКОС
2225.3
3525.5
5750.8
4229.4
2810.1
3156.3
4388.3
2812
17396.1
23147
Славнефть
1922.4
2226.4
50.7
4199.5
853
644.9
300
1797.9
5997.4
СИДАНКО
2651.5
196.6
2194.2
71.2
5113.5
90
389.3
20
90.2
319
49.9
958.4
6071.9
Тюменская НК
6680.3
461
136.9
3264.4
126.9
10669.5
858.8
2240
1128.1
232
4458.9
15128.4
Сибнефть
2736.9
941.4
2070.8
25.3
5774.4
1148.1
475.6
100
1723.7
7498.1
Татнефть
2255.1
230.5
834
2724.8
441.3
6485.7
142
130.5
600
365
34
213.5
1485
7970.8
Башнефть
1145.8
6.6
1152.4
561.8
210.4
642
350
1764.2
2916.6
РуссНефть
887.5
79.9
17.8
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.