Рефераты. Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения






Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ ФИЛИАЛ МОСКОВСКОЙ АКАДЕМИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ Г. МОСКВЫ


Юридический факультет

Кафедра уголовного права


Харина Людмила Валентиновна

Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения

Дипломная работа





Соответствует требованиям.                                    Допущена к защите в ГАК

Может быть допущена в ГАК.

Научный руководитель                                             Зав. кафедрой

Гололобов Виктор Никифорович                             Власов Вадим Сергеевич


Направить на защиту в ГАК

Декан юридического факультета БФ МосАП

Купина Н. А. _______________________


г. Благовещенск

2000 г.

ПЛАН

Введение

I. Преступления в сфере экономики

1. Преступления против собственности (общий характер)

2. Транспортное средство как предмет преступления против собственности

II. Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон)

1. Квалифицированный состав неправомерного завладения автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ч. 2 чт. 166
УК РФ)

2. Обстоятельства исключающие преступность деяния (угона)

III. Проблемы борьбы с преступным посягательством, предусмотренным ст. 166 УК РФ

1. Пресечение преступления, предусмотренного ст. 166 УК РФ.

2. Особенности расследования преступлений по делам об угонах транспортных средств.

3. Проблемы уголовно-правовой политики

Заключение












ВВЕДЕНИЕ


Актуальность моей дипломной работы я вижу в том, что количество преступлений в сфере экономической деятельности, и в частности против собственности, растет из года в год. Угон транспортных средств также подвержен такому росту. Привлекательность транспортного средства для преступного посягательства исходит из его свойств. Это и высокая стоимость, и самоходность, что позволяет преступнику быстро скрываться с места преступления, и довольно высока ликвидность.

В своей работе я хочу дать юридический анализ статьи 166 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ), проанализировать официально опубликованную позитивную и негативную практику. Выявить имеющиеся проблемы права применения и борьбы с данным преступным посягательством.

Квалификация данного состава преступления представляет определенную сложность в связи с тем, что неправомерное завладение автомобилем и другим транспортным средством происходит без цели хищения. Мне кажется, что определение граней с целью хищения, и без цели хищения на практике представляет определенную трудность. Например, в результате введения плана «Перехват» был пресечен угон транспортного средства. Угонщик впервые попадает в поле зрения правоохранительных органов. Его заявление, что он завладел неправомерно транспортным средством без цели хищения довольно сложно опровергнуть. Сложно определить субъективную сторону. Грань, между кражей и угоном лежит именно в плане психической деятельности лица, что конечно же не отменяет доказывание умысла с позиций иных и косвенных доказательств. Я отмечаю это для того, что проблемы с доказыванием данного деяния действительно существуют.

В своей работе я собираюсь осветить не только вопросы квалификации неправомерного завладения автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, но особенности деятельности правоохранительных органов направленных на пресечение и расследование данного преступления.

УК РФ усилил ответственности за неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, т. е. законодатель определил общественную опасность данного преступления как более высокую по сравнению с УК РСФСР. Я думаю это не случайно. Преступник зачастую использует угнанное без цели хищения транспортное средство для совершения другого преступления, что повышает общественную опасность такого деяния.

Расследование преступления предусмотренного ст. 166 УК РФ представляет определенные трудности и порождает проблемы. Преступник, как правило, использовав транспортное средство, просто бросает его не присваивая. Это значительно сужает доказательную базу. Я думая, что правоприменительная деятельность правоохранительных органов по вопросам неправомерного завладения транспортным средством без цели хищения требует разработки новых подходов к данной деятельности, как технических  (например, возможность входить в базу данных единой автоматизированной информационно-поисковой системы «Дорожное движение» с терминала, установленного в патрульном автомобиле ГИБДД), так и правовых. В своей работе я постараюсь нащупать возможные направления решения данных проблем. Предложить определенные практические решения.












I. ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ


Общим признаком деяний содержащимися в разделе VIII УК РФ, является то, что они совершаются в  сфере экономики. Как правило, эти преступления причиняют существенный вред российской Федерации субъектам Российской Федерации, физическим и юридическим лицам. Преступные посягательства осуществляются в различных сферах экономики. Рассматриваемый мною состав преступления относится к «Преступлениям против собственности» и содержится в главе 21 УК РФ. Преступления против собственности причиняют большой имущественный ущерб государству, негосударственным структурам и гражданам.

Родовым объектом преступлений в сфере экономики является совокупность общественных отношений, направленных на обеспечение нормального функционирования и развития экономики Российской Федерации. Видовыми (групповыми) объектами будут отношения собственности, нормальная деятельность в сфере экономики, интересы службы в коммерческих и иных структурах. Целью данной работы не является рассмотрение всех направлений противоправной деятельности в сфере экономики. Состав преступления, предусмотренный ст. 166 УК РФ «Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения» относится к преступления против собственности. Поэтому в разделе 1 данной главы я буду рассматривать отношения собственности в общем единстве и применительно к конкретному виду собственности,  которой являются транспортны средства. Я рассмотрю особенности присущие данному виду имущества, дам термину «транспортное средство» определение.






1.     Преступления против собственности


Право собственности занимает центральное место в системе гражданских прав. Оно представляется основным регулятором экономических отношений и основным показателем личного благополучия граждан и других субъектов гражданских правоотношений. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом [6. 253] ГК. Под правомочием владения понимается основанное на законе возможность иметь у себя данное имущество, содержать его в своем хозяйстве (на балансе и т.п.). Правомочия пользования представляют собой основанную на законе возможность эксплуатации, хозяйственного или иного использования имущества посредством извлечения из него полезных свойств его потребления. Правомочия распоряжения представляют возможность определения юридической среды имущества посредством изменения его принадлежности, состояния или назначения (отчуждения, наследования и т. п.). «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности» [1. 8]. «Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда» [1. 15]. Провозглашая равенство всех форм собственности государство гарантирует не только их одинаковую правовую защиту, но и равенство объектов права собственности. Граждане и юридические лица могут быть собственниками любого имущества, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам по соображениям общественной безопасности или в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.

Одинаковая защита всех форм собственности предполагает одинаковые основания и пределы любой, в том числе и уголовной ответственности за нарушение права собственности в не зависимости от формы данного права.

УК РФ исходит из того, что право собственности может быть нарушено как путем завладения чужим имуществом так и без такого завладения. Причем УК РФ более подробно регламентирует вопросы ответственности за нарушения права собственности, соединенные с нарушением права владения, чем вопросы, не связанные с завладением чужим имуществом. Одной из проблем действующего УК РФ является то, что в не сферы наказуемости остались такие опасные деяния, как умышленное создание препятствий к осуществлению собственником его права пользования и распоряжения имуществом.

Исходя их вышеизложенного можно сделать вывод, что под преступления против собственности понимаются предусмотренные УК РФ умышленные или неосторожные деяния, соединенные с нарушением права владения или с иными способами причинения собственнику имущественного ущерба, или с созданием реальной угрозы причинения такого ущерба.

Родовым объектом против собственности является группа общественных отношений обеспечивающих нормальное функционирование экономики Российской Федерации как целостной системы. В правовой литературе высказана идея, что объединение данной группы преступлений в один раздел с преступления в сфере экономической деятельности «не означает создание какого то нового объекта преступления» [13.124]. Мне кажется, что такой подход неверен, ибо  не согласуется со структурой уголовного закона.

В связи с тем, что деяния этой группы составляют автономную часть преступлений, совершаемых в сфере экономики, и общественные отношения, на которые они посягают, имеют определенную специфическую особенность необходимо определить видовой (групповой) объект преступлений против собственности. Исходя из определения термина «собственность» видовым объектом будут отношения собственности в целом, включающие в себя права любого собственника по владению, пользования и распоряжению своим имуществом. Следует отметить, что такие же права будут объектом преступления и в том случае, когда преступления совершается в отношения имущества не собственника а иного законного владельца. Непосредственным объектом будет конкретная форма собственности, определяемая ее принадлежностью, т. е. частная, государственная, муниципальная или иная. В соответствии с разъяснением Пленума    Верховного Суда РФ от 25 апреля 1995 года “поскольку закон не предусматривает дифференциации ответственности за эти преступления в зависимости от формы собственности, определение таковой не может рассматриваться обязательным элементом формулировку обвинения лица привлеченного к уголовной ответственности» [22.235].  Несмотря на это, установление непосредственного объекта преступлений важно в том контексте, что влияет на признание потерпевшего гражданским истцом, на порядок возмещения ущерба и т.д.

Предметом преступлений выступает любое имущество, которое в соответствии с гражданским законодательством является объектом права собственности.

С объективной стороны преступления против собственности характеризуются в основном активными действиями субъекта. Только некоторые способы неосторожного уничтожения и повреждения имущества могут быть совершены путем бездействия. Подавляющее большинство преступлений против собственности имеют материальный состав. Объективная сторона таких преступлений состоит из трех элементов: противоправного деяния вредных последствий и причинной связи между противоправным деянием и вредными последствиями. Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения имеет формальный состав и признается оконченным преступлением с момента совершения противоправного деяния независимо от наступления вредных последствий.

С субъективной стороны большинство преступлений против собственности характеризуется виной в виде прямого умысла. Только уничтожение и повреждение чужого имущества может быть совершено с умыслом или по неосторожности. Большинство преступлений против собственности характеризует корыстный мотив и цель извлечения наживы.

Субъект подавляющего большинства преступлений общий – вменяемое лицо достигшее 14 лет.

Преступления против собственности можно разделить на виды по мотивам и способу совершения деяния. В зависимости от наличия или отсутствия корыстного мотива преступления против собственности можно разделить на корыстные и не корыстные. Корыстные преступления подразделяются на хищения и иные корыстные преступления против собственности. Особенностью хищения является то, что оно сопряжено с нарушением права владения имуществом. Следует дополнить, что иные корыстные преступления, как правило, не сопряжены с нарушением права владения, а только преследуют цель хищения чужого имущества. Не правомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения входит в группу иных корыстных преступлений против собственности. «Под хищением в статьях настоящего кодекса понимается совершенные с корыстной целью противоправное безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц,  причинен далее ущерб собственнику или иному владельцу имущества» [3.307].

Исходя из этого можно сделать вывод, что видовым объектом хищения выступают отношения собственности как родовое понятие в отношении всех форм собственности. Непосредственным объектом будет выступать непосредственная форма собственности: государственная, частная или муниципальная.










2.     Транспортное средство как предмет преступлений против собственности


В соответствии со ст. 264 УК РФ под транспортным средством в качестве предмета преступления понимаются все виды автомобилей, тракторов и иных самоходных машин. В примечании к данной статье названы дополнительно троллейбусы, трактора и мотоциклы. Кроме этого, транспортным средством признаются и другие самоходные машины и механические транспортные средства. К ним относятся специальные машины, выполняющие не только транспортные, но и иные функции. Ими признаются машины сельскохозяйственного назначения, дорожные, погрузочные, строительные и т.п. Но это не единственное определение понятия «транспортного средства». В ст. 264 УК РФ перечисляются скорее виды транспортных средств. Более точное определение, на мой взгляд, содержится в Положении о лицензировании торговли транспортными средствами и номерными агрегатами, утвержденному Постановлением  Правительства РФ от 5 ноября 1999 года № 1227. В соответствии с этим положением, «транспортное средство это устройство, предназначенное для перевозки людей грузов или установленного на нем оборудования (автомобили, автобусы, мотоциклы и иные автомототранспортные средства, самоходные машины для сельскохозяйственных дорожных мелиоративных, строительных иных работ, а также прицепы к ним, подлежащие государственной регистрации в порядке, установленном законодательством РФ). Эти определения во многом схожи, но есть и существенное различие. Понятие «транспортное средство», которое является предметом преступления, предусмотренного ст. 166 УК РФ не включает в себя в качестве такового прицеп. Понятие «транспортное средство» предусмотренное вышеназванной статьей, логически ограничивается понятием «механическое транспортное средство». Механическое транспортное средство передвигается самостоятельно, т. е. имеет автономный двигатель. К двигателю также  предъявляются определенные условия. Его рабочий объем должен быть более 50 куб. см. и максимальная конструктивная скорость транспортного средства должна быть более 50 км. В час. Исходя из этого транспортные средства не имеющие двигателя предметом преступления предусмотренного ст. 166 УК РФ не является. В зависимости от используемой энергии двигатели могут быть внутреннего сгорания, электрические (электрокар), газогенераторными и иными. Транспортное средство не оборудованное двигателем (велосипеды, самокаты и т. п.), предметом исследуемого преступления не будут. Суда воздушного и водного транспорта, а также железнодорожного подвижного состава предметом преступления, предусмотренного ст. 166 УК РФ также не будут. В случае их угона, они представляют предмет самостоятельно преступления, предусмотренного ст. 211 УК РФ. Угон этих видов транспорта представляет собой повышенную общественную опасность, поэтому деяние выделено в отдельный состав преступления.

В соответствии со ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) «вещи, не относящиеся к недвижимости… признаются движимым имуществом». Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, установленных в законе. Относительно к автотранспортным средствам (механическим транспортным средствам) какие либо изъятия ГК РФ в этом плане не предусмотрены. Обязательное государственное регистрация транспортных средств на территории России, предусмотренная ст. 15 Федерального Закона РФ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения» с возникновением права собственности никак не связано. Она обеспечивает полноту учета транспортных средств, а не прав их владельцев.







II. НЕПРАВОМЕРНОЕ ЗАВЛАДЕНИЕ АВТОМОБИЛЕМ ИЛИ ИНЫМ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ (УГОН)


Ответственность за угон транспортного средства предусмотрена ст. 166 УК РФ. Объектом данного преступления будет механическое транспортное средство, принадлежащее на праве собственности или законного владения физическим или юридическим лицом.

Объективная сторона преступления выражается в активных действиях, образующих тайное или открытое завладение транспортным средством, но без наличия или угрозы применения насилия. Эти действия нарушают права владения и пользования, принадлежащих собственнику или другому законному владельцу транспортного средства.

В соответствии с Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 октября 1969 года № 50 «О судебной практике по делам о преступлениях связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» п. 15 «Под неправомерным завладением транспортным средством без цели хищения следует понимать захват транспортных средств и поездку на них». Таким образом, неправомерное завладение транспортным средством предполагает двоякого рода действия: во-первых это завладение механическим транспортом; во-вторых поездка на нем. Так, московским городским судом гражданин храмов был осужден по ст. ст. 15 и 93 (1) УК РСФСР. Его признали виновным в покушении на хищение государственного имущества в особо крупном размере – автомашины «ЗИЛ» стоимостью 40 тыс. рублей, совершенном по предварительному сговору группой лиц.

Преступление было совершено 25 апреля 1991 года на территории завода имени Лихачева. В кассационных жалобах осужденный и его адвокат, ссылаясь на то, что у Храмова не было умысла на хищение автомашины так как  у него не было пропуска на выезд с территории завода и он хотел доехать только до проходной завода, просили действия осужденного переквалифицировать со статей 15 и 93 (1) на часть 1 ст. 212 (1) УК РСФСР (ст. 212 (1)) УК РСФСР, в некотой части аналогично ст. 166 УК РФ.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ 8 января 1992 года приговор оставила без изменения, указав следующее. Вина Храмова в совершении данного преступления установлена его же показаниями на предварительном следствия о попытке хищения автомашины «ЗИЛ» с территории завода с не установленным следствием лицом.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.