Рефераты. Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения






В нашем случае, совершение организованной группой преступления, подпадает под статью (часть статьи 166 УК РФ) особенной части УК РФ, где это выступает квалифицирующим признаком, что влечет наложение более строгого наказания в пределах санкции этой статьи.

Вторым особоквалифицирующим признаком является причинение крупного ущерба. «Крупным размером в статьях настоящей главы признается стоимость имущества, в пятьсот раз превышающий минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством Российской Федерации на момент совершения  преступления» [2.278]. Такой ущерб владельцу транспортного средства может быть причинен в результате повреждения, уничтожения или хищения. Причем в последнем случае речь идет не о действиях самого виновного, а третьих лиц. Владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником , если докажет, что он вышел из обладания владельца не по его вине, а в результате противоправных действий других лиц, например, при угоне транспортного средства» [24.1].

Ответственность владельца транспортного средства, конечно же не уголовная, возможна “при причинении вреда источником повышенной опасности, выбывшим из обладания его владельца в результате противоправных действий других лиц, но при наличии также виновного поведения владельца, ответственность за причиненный вред может быть возложена судом как на лицо, использовавшее источник повышенной опасности, так и на его владельца. Ответственность владельца источника повышенной опасности может наступить, в частности, когда по его вине не была обеспечена надлежащая охрана источника повышенной опасности. В этом случае на каждого из причинителей вреда может быть возложена ответственность за вред в волевом порядке, в зависимости от степени вины каждого из них» это разъяснение содержится в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 апреля 1994 г. № 3.

Вернемся к способам причинения крупного ущерба владельцу транспортного средства. Итак, уничтожение транспортного средства означает такое внешнее воздействие на него, в результате которого оно прекращает свое физическое существование либо приводится в полную непригодность для использования по целевому назначению. В качестве примера можно привести сожжение транспортного средства, необратимое разрушение и т. п.

Повреждением транспортного средства признается такое изменение его свойств при котором существенно ограничивается его полезность и транспортное средство становится частично или полностью непригодным для его целевого назначения. В отличие от уничтожения, означающего невосстановимую утрату транспортного средства, повреждение влечет только качественное ухудшение свойств транспортного средства. Полезные свойства транспортного средства могут быть восполнены путем ремонта.

Под хищением транспортного средства понимается совершенное с корыстной целью противоправное безвозмездное  изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившее ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества. В данном случае речь не может идти о действиях лица, угнавшего транспортное средство. Хищение совершает другое лицо.

Часть 4 статьи 166 УК РФ содержит наиболее опасную разновидность данного преступления. Она выделена по признаку применения или угрозы применения насилия, опасного для жизни или здоровья. «Под насилием, опасным для жизни и здоровья следует понимать такое насилие, которое повлекло причинение потерпевшему тяжкого телесного повреждения, а также легкого телесного повреждения с кратковременным расстройством здоровья или незначительной стойкой утратой трудоспособности»[2.288]. Насилие считается опасным для жизни, если способ его применения создает реальную опасность наступления смерти, хотя бы даже эти действия не повлекли наступления реального  серьезного вреда здоровью. В качестве примера можно привести удушение и т. п.

По насилием опасным для здоровья, понимается такое действие, которое причинило потерпевшему средней тяжести или легкий вред здоровью, а также насилие, которое хотя и не причинило такого вреда, но в момент применения создавало реальную опасность для здоровья человека. В случае, если неправомерное завладение транспортным средством сопровождалось причинением тяжкого вреда здоровью или смертью потерпевшего, деяние в таком случае квалифицируется по совокупности ст. 166 УК РФ и статьи, предусматривающей ответственности за причинение указанных последствий (как умышленно, так и по неосторожности).









2. Обстоятельства исключающие преступность деяния (угона)


Охрана общественных отношений от преступных посягательств является одной из главных конституционных обязанностей государства, различных общественных объединений и граждан. Среди способов выполнения этой обязанности определенное место занимает пресечение общественно опасных деяний, предотвращение опасности коллективным и личным интересам. Несмотря на то, что такие действия формально содержат состав преступления, предусмотренный Особенной часть УК. Однако при наличии определенных условий они преступлениями не признаются. Отсутствует материальный признак – общественная опасность.

Наиболее эффективным методом борьбы с преступностью является судебное преследование лиц, совершивших преступление. Предпосылкой успешного судебного преследования является задержание соответствующего лица. При уклонении от задержания, возникает необходимость в применении к преступнику силы.

В некоторых случаях под влиянием непреодолимого физического и психического принуждения лицо совершает общественно опасное деяние. В данном случае отсутствует волевое содержание, и поэтому оно не может быть признано преступлением.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что обстоятельствами устраняющими преступность деяния, признаются общественно-полезные и целесообразные действия, направленные на устранение угрозы, созданной для существующих общественных отношений, и стимулирование полезной деятельности УК РФ к таким обстоятельствам относит необходимую оборону и крайнюю необходимость, задержание лица совершившего преступление, физическое и психическое принуждение, обоснованный риск, исполнение приказа или распоряжения. Эти обстоятельства исключающие преступность деяния.

Из вышеперечисленных обстоятельств, я думаю, можно исключить необходимую оборону, предусмотренную ст. 37 УК РФ. Исходя из специфики рассмотренного мною состава преступления, довольно сложно представить себе угон в состоянии необходимой обороны, разве только для того, чтобы сбежать от нападавшего.

Гораздо более реальное обстоятельство с учетом специфики ст. 166 УК РФ, представляется наличие состояния крайней необходимости. На данном обстоятельстве остановимся поподробнее. Что же представляет собой этот институт уголовного права?

Если сказать коротко им регулируются действия человека в ситуациях, когда приходится жертвовать меньшим, чтобы спасти большее. Уголовный закон так раскрывает содержание этого понятие: «Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом, интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышение пределов крайней необходимости» [2.100].

Условия относящиеся к опасности при крайней необходимости: угроза правоохраняемым объектам; опасность причинения существенного вреда; наличная опасность; действительная опасность.

В соответствии со ст. 29 УК РФ «Задачами настоящего Кодекса являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений. Это все является правоохранительными объектами. Следовательно, нахождение перечисленных объектов в опасном состоянии является основанием для возникновения права действовать по правилам крайней необходимости. Следует учитывать, что опасность должна угрожать причинением существенного вреда.

Вопрос о причинении существенного вреда охраняемым интересам разрешается правоприменителем в зависимости от конкретной обстановки, с учетом важности объекта, которому причинен вред, и объекта, который был защищен, а также характера и степени причиненного вреда. Угроза жизни человека, а тем более группы лиц, в условиях крайней необходимости всегда признается как угроза причинения существенного вреда охраняемым интересам личности, общества, государства. Необходимым условием является угроза причинения существенного вреда. Так, из-за отсутствия угрозы причинения существенного вреда здоровью ребенка уд не признал действия гражданина К. как действия в состоянии крайней необходимости. Пятилетний сын К., съезжая на санках с горки, повредил ногу. Отец, опасаясь за здоровье сына, без разрешения взял чужую машину и доставил ребенка в травмпункт (по существу выполнил состав преступления, предусмотренный ст. 166 УК РФ), причем из-за неумелого управления автомобилем повредил его. Я думая, что суд, в данной случае, поступил правильно. Во-первых, травма не являлась настолько серьезной, чтобы дать основание опасаться за жизнь или создать серьезную угрозу за здоровье ребенка. Во-вторых, возникшая для здоровья ребенка опасность могла быть устранена и иными средствами. В частности, можно было вызвать «Скорую помощь», взять такси или нанять «частника».

Следует признать, что в аналогичных ситуациях, связанных с угрозой жизни и здоровья человека, право на крайнюю необходимость возникает лишь тогда, когда существует реальная опасность причинения тяжкого вреда этим ценностям, устранить которую возможно лишь единственным путем – через причинение определенного вреда другим правоохраняемым объектом. Устранение меньшей опасности здоровью человека (телесные повреждения средней тяжести, легкие телесные повреждения) путем причинения вреда другим объектом должно рассматриваться на общих основаниях, так как в таких случаях имеется возможность использовать другие, безвредные средства ее устранения.

Под наличной опасностью при крайней необходимости понимается такая, которая возникла, но еще не окончена, либо, еще не проявляя себя, уже создает непосредственную угрозу причинения ущерба охраняемым объектам. Условиями устранения такой опасности: защита правоохраняемых объектов; невозможность устранения ее другими средствами; непревышение пределов крайней необходимости.

В теории уголовного права высказывается мнение о том, что при крайней необходимости не следует ограничивать пределы причиненного вреда. Так, В. А. Бакмашев высказал такое мнение, что: «Принципиально важным явилось бы закрепление положения, согласно которому, уголовный законодатель признал бы правомерным причинение не только простого «вреда», а причинение «любого вреда» посягающему лицу: в состоянии необходимой обороны, в состоянии при задержании лица, совершившего преступление, и в состоянии крайней необходимости» [18.2].

Я не думая, что в отношении состояния крайней необходимости такой подход себя оправдывает. В данном случае скорее можно согласиться с тем вредом, который может быть причинен источником опасности, чем с тем, что будет получен в результате действий устранителя этой опасности. Попутно замечаю, что при крайней необходимости вред причиняется не посягающему, как пишет В. А. Бикмашев, а третьему лицу.

Угон транспортного средства может совершить лицо под физическим и психическим принуждением. В соответствии с УК РФ «не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам при обоснованной риске для достижения общественно-полезной цели» [2.102].

Так не будет иметь уголовно-правового характера угон транспортного средства, совершенный человеком под влиянием непреодолимого физического принуждения со стороны друго лица или других лиц. Под этим понимается физическое воздействие на человека (например, путем нанесения ему побоев и т.п.) с целью заставить совершить его общественно опасное действие.

Для того чтобы такое принуждение исключало уголовную ответственность, необходимо, чтобы деяние совершалось вопреки воле лица, действующего по принуждению. Физическое принуждение должно исключать возможность действовать по своей воле.

Под психическим принуждением понимается причинение какого-либо вреда с цель заставить человека совершить общественно опасное деяние. Психическое принуждение обычно не исключает волевого характера действий, и поэтому оно, по общему правилу, не исключает уголовную ответственность такого лица. Оно может исключать уголовную ответственность лица, действовавшего под влиянием, лишь тогда, когда это лицо действовало в состоянии крайней необходимости.

Далее, насчет предусмотренного ст. 40 УК РФ  обоснованного риска. Я не думаю, что угон транспортного средства можно совершить в соответствии с данной нормой. Если такое и произойдет (например, чтобы предотвратить опасность, человеку срочно нужно попасть в определенное место, и для этого была угнана машина, не принадлежащая данному лицу на праве собственности или законного владения). Угон в данном случае будет произведен в состоянии крайней необходимости, а не обоснованного риска.

Также довольно сложно представить себе неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством во исполнение приказа или распоряжения. В соответствии со ст. 42 УК РФ существуют следующие условия правомерности деяния, совершенного при исполнении приказа или распоряжения: приказ или распоряжение является для подчиненного обязательными, если они отданы в установленном порядке и с соблюдением надлежащей формы; приказ или распоряжение должны быть законными (как по форме так и по существу). Сложно представить законный по форме приказ или распоряжение неправомерно завладеть автомобилем или иным транспортным средством.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что основаниями, исключающими преступность деяния в случае неправомерного завладения автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения являются: нахождение лица в состоянии крайней необходимости и совершение деяния под действием физического или психического принуждения. Совершение этого деяния применительно к другим обстоятельствам, исключающим преступность деяния крайне проблематично.
























III. Проблемы борьбы с преступным посягательством, предусмотренным СТ. 166 УК РФ

1. Пресечение преступления предусмотренного ст. 166 УК РФ


По получении информации об угоне транспортного средства органов внутренних дел вводится план «Перехват». Он регламентирует действия органов внутренних дел по осуществлению необходимых оперативно-розыскных мероприятий при получении сообщения о незаконном завладении автотранспортным средством, дорожно-транспортном происшествии, с места которого транспортное средство скрылось.

Введение плана «Перехват» регламентируется «Инструкцией по розыску автотранспортных средств» являющийся Приложением № 1 к Приказу Министерства внутренних дел РФ от 17 февраля 1994 г. № 58 «О мерах по усилению борьбы с преступными посягательствами на автотранспортные средства».

В соответствии с этой инструкцией, под автотранспортными средствами понимаются все виды механических транспортных средств и прицепов, подлежащих регистрации в Госавтоинспекции. Данное понятие более широкое чем то, которое применимо к предмету ст. 166 УК РФ. Прицеп не является предметом данного преступления.

При введении плана «Перехват» на основании сообщении о незаконном завладении автотранспортным средством оформляется Протокол  сообщения (заявления) о преступном посягательстве на транспортное средство. При работе по плану «Перехват» с целью  выявления разыскиваемого транспортного средства подразделениями органа внутренних дел, принимающие участие в розыске, осуществляется сбор оперативной информации, осмотр возможных мест его нахождения, направление розыскных заданий, ориентировок в другие органы внутренних дел. Инструкция также предлагает учитывать возможность заведомо ложного доноса о преступном посягательстве на автотранспорт. Цели заявителя при этом могут преследоваться различные.

Информация о транспортном средстве, объявленном в розыске, направляется для постановки на автоматизированный учет в соответствующий банк данных. Порядок внесения таких данных устанавливается Приказом МВД России от 31.08.93 г. № 400.

Инструкция предусматривает проведение различных мероприятий подразделений следствия (дознания), служб криминальной милиции и милиции общественной безопасности.

Задержание транспортных средств осуществляется в порядке, установленном законодательством. Для обеспечения информационной поддержки подразделений Госавтоинспекции МВД России в рамках автоматизированной информационно-поисковой системы розыска автотранспортных средств создаются федеральные, межрегиональные, региональные центры. Все это называется – АИПС «Розыск». В состав этой системы входят: межрегиональный отдел информационного обеспечения при ГУГАИ МВД России, межрегиональные отделы информационного обеспечения, региональные подразделения информационного обеспечения, отделы оперативного реагирования и розыска Управлений (отделов) ГАИ МВД, УВД республик, краев, областей, входящих в состав Российской Федерации, городов федерального подчинения Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также сеть контрольных постов милиции.

В ведении персонала системы находятся технические и програмные средства АИПС «Розыск».

Руководство АИПС «Розыск» осуществляет отдел оперативного реагирования ГУ ГИБДД МВД России.

Основной задачей персонала Автоматизированной информационно-поисковой системы «Розыск» (сокращенно АИПС) является обеспечение розыска транспортных средств путем постоянной актуализации и поддержания федеральной, межрегиональной, региональной базы данных, программно-технических средств системы в работоспособном состоянии. Вдаваться в подробности организации этой информационной системы я не буду. Отмечу следующий момент. Данная система не позволяет входить в нее оперативно, например из автомобиля ГИБДД и получать исчерпывающую информацию в короткий промежуток времени. Я думаю, такое положение снижает эффективность применения этой системы. Не позволяет работать с нею во время патрулирования инспектора ГИБДД. Технически, данная проблема давно уже с успехом разрешена (например в США, ФРГ и некоторых других странах).

























2. Особенности расследования преступлений по делам  об угонах транспортных средств


Тактика и методика проведения первоначальных следственных действий по делам об угонах во многом зависит от конкретно сложившейся ситуации. Работа по каждому отдельно взятому уголовному делу без анализа криминогенной ситуации в целом, без взаимодействия всех заинтересованных служб органов внутренних дел, без налаженной системы профилактики данной категории преступлений вряд ли принесет результаты. Составными частями такой системы являются: постоянный анализ криминогенной ситуации, складывающейся в конкретном городе, районе, области: создание банка данных о месте и времени совершения преступлений, марках автомобилей, пользующихся наибольшим спросом у преступников местах обнаружения похищенного и угнанного автотранспорта, маршрутах перегона; эффективность функционирования федеральных и региональных учетов, таких как «Розыск», «Автопоиск», «Автомобиль», «Технодокумент», организация постоянно действующих специализированных оперативных подразделений и следственно-оперативных групп, занимающихся исключительно раскрытием и расследованием рассматриваемой категории преступлений: стабильное оперативное прикрытие мест реализации, оформление автомобилей, различных коммерческих и государственных организаций, занимающихся ремонтом автомобилей (это касается в первую очередь хищений транспортных средств).

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.