Большую роль здесь могут сыграть подразделения лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью.
Конкретные формы этой работы состоят в создании и распространении плакатов, памяток, буклетов по профилактике преступлений, демонстрации соответствующих теле- и радиопередач. Необходимо, по опыту других стран, издавать доступную специальную литературу, содержащую рекомендации по обеспечению личной безопасности граждан, защите их жилищ, транспортных средств, имущества и т. д.
Индивидуальная профилактика—это прежде всего воздействие на тех лиц, от которых можно ожидать преступного поведения. Этот вид профилактики рассчитан на конкретную работу с конкретным человеком и его ближайшим окружением.
Когда речь идет о лицах как объектах профилактики имеются в виду индивиды, поведение и образ жизни которых свидетельствуют о реальной возможности совершения ими преступлении. В данном случае взгляды личности, равно как и мотивы, порождающие ее поступки, т. е. усвоенная этой личностью система ценностных ориентации, могут стать основанием для оказания на нее профилактического воздействия лишь постольку, поскольку эти взгляды, мотивы и т. д. проявились в поведении личности, в том числе и антиобщественном.
Исходя из описанного ранее механизма преступного поведения, индивидуальная профилактика должна быть направлена на личность, на ее отрицательные черты, а также на, среду, формирующую эту личность, условия, обстоятельства, ситуации, способствующие или облегчающие совершение уголовно наказуемых деянии (криминогенные факторы).
Таким образом, индивидуальная профилактика преступлений — это деятельность государственных и негосударственных органов, организаций и их представителей по выявлению лиц, от которых можно ожидать совершения преступления, оказанию воздействия на них и окружающую их среду с целью позитивной коррекции поведения этих лиц, ликвидации либо нейтрализации криминогенных факторов, действующих в данной среде.
В деятельности органов внутренних дел индивидуальная профилактика приобретает особую значимость в настоящее время. В связи с известными процессами в обществе, изменением уголовной политики резко увеличивается количество лиц, осуждаемых к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, а также освобождаемых от уголовной ответственности с применением мер административного воздействия.
В то же время нормативные предписания ориентируют органы внутренних дел на более целенаправленный профессиональный подход к индивидуальной профилактике. Так, в соответствии с Наставлением о деятельности служб и подразделений органов внутренних дел по предупреждению преступлений профилактика в отношении конкретных лиц и их окружения должна носить более конкретный «милицейский» характер. Это значит, что объектами такой профилактики должны быть лица и социальная микросреда с наиболее выраженными криминогенными свойствами. Содержанием же индивидуально-профилактической деятельности органов внутренних дел являются не абстрактно «первоочередные» в прошлом меры ранней профилактики, а активное непосредственное воздействие на указанные объекты с использованием всех прав и возможностей, предоставленных законом.
В этой связи необходимо помнить, что отбор лиц, требующих профилактического воздействия, при отсутствии конкретных оснований может повлечь за собой произвольные решения, а тем самым—ущемление прав и законных интересов граждан. Применительно к индивидуальной профилактической работе органов внутренних дел такие основания—это прежде всего факты противоправного поведения. Именно они дают право постановки лица на профилактический учет. А поскольку постановка лица на профилактический учет органов внутренних дел (например, при установлении административного надзора) влечет за собой определенное ущемление прав и свобод граждан, то категории лиц и виды их антиобщественного поведения специально указываются в законодательных и нормативных актах, чем определяются и пределы индивидуальной профилактической работы органов внутренних дел.
В отношении лиц меры индивидуальной профилактики выполняют роль социального инструмента, призванного нейтрализовать или устранить внутренние негативные черты личности и ее поведения. Когда же речь идет о профилактическом воздействии на конкретную социальную среду, то подразумевают нейтрализацию либо устранение внешних негативных элементов материального и духовного порядка, которые деформируют личность в социальном плане. Сюда входят неблагоприятные материальные и бытовые условия жизни индивида, нравственно неблагополучная микросреда, отрицательные межличностные отношения и др.
К предмету рассматриваемой профилактики следует отнести:
— антиобщественное поведение и образ жизни лица, совершение преступлений которым достаточно вероятно;
— социальные элементы структуры этой личности, отражающие и одновременно определяющие искаженное ее содержание (антиобщественную направленность);
— социально значимые психофизические особенности (в меру их подверженности исправлению, изменению, лечению)
— условия неблагоприятного формирования личности и криминогенного влияния на нее в семье, ином бытовом окружении, в сферах труда, учебы, досуга, в иных микросоциальных группах, в первую очередь антиобщественного содержания, а также неблагополучные условия индивидуального бытия;
— Элементы неблагоприятной жизненной ситуации, которые в данный момент проявляют себя, объективно имеют криминогенный характер и существуют достаточно продолжительное время, чем определяется возможность выявления и воздействия на них.
Личность—главное звено в причинной цепочке преступного поведения. Она взаимодействует с криминогенной микросредой, через нее преломляется влияние последней. На личность поэтому в первую очередь и должно направляться профилактическое воздействие.
Целью индивидуальной профилактики является позитивная коррекция личности, влекущая изменение ее поведения от антиобщественного к законопослушному.
Достижение этой цели требует решения ряда конкретных задач. Применительно к деятельности органов внутренних дел к ним относятся:
а) выявление лиц, чье поведение свидетельствует о реальной возможности совершения преступлений;
б) изучение этих лиц и источников отрицательного воздействия на них;
в) прогнозирование индивидуального поведения;
г) постановка на учет. в органе -внутренних дел;
д) планирование, мер. индивидуальной профилактики;
е) непосредственное профилактическое воздействие;
ж) контроль за поведением и образом жизни этих лиц;
з) систематическая проверка результатов проведенных профилактических мероприятий.
В целях обеспечения эффективности индивидуальной профилактической работы важно соблюдать следующие основные требования.
1.Своевременность. Несвоевременное выявление и принятие профилактических мер к правонарушителям и их окружению приводит к их сильной нравственной запущенности, а порой и деградации, укоренению привычки к антиобщественному поведению, глубокому втягиванию, в отрицательную среду. Все это резко снижает эффективность применения профилактических мер и увеличивает вероятность совершения лицом преступления. (Исследования показывают, что 2/3 семей, которые были явно неблагополучными и из которых вышли несовершеннолетние правонарушители, до момента совершения преступления оставались вне поля зрения правоохранительных органов.)
2.Соответствие применяемых мер состоянию объекта профилактического воздействия. Чем выше криминогенная пораженность объекта профилактического воздействия, тем интенсивнее должны быть принимаемые к нему меры. Криминогенная пораженность проявляется как в поведении лица, на которое направлено индивидуально-профилактическое воздействие, так и в степени влияния на него криминальной среды.
3. Последовательность. Индивидуальное профилактическое воздействие должно быть последовательным (или ступенчатым). Острота и интенсивность воздействия должны или последовательно нарастать (если недостаточно применяемых мер), или убывать (если есть позитивные изменения). Как правило, при индивидуальной профилактической работе вначале используются такие меры, как профилактические беседы, оказание помощи в бытовом и трудовом устройстве, организация досуга, нейтрализация влияния отрицательной микросреды. Если это не помогает, то используют влияние трудового коллектива, родственников, других лиц, чаще посещают лицо по месту жительства, учебы, работы, организуют встречи с руководством ГРОВД, обсуждение поведения несовершеннолетнего на комиссии по де-, лам несовершеннолетних, представляют материалы для ограничения дееспособности, направляют на лечение в наркологические кабинеты. В случае же совершения правонарушений применяют в соответствии с законом меры принуждения.
4. Комплексность. Деятельность субъектов профилактики должна быть скоординированной, а меры—взаимодополнять, не дублируя, друг друга. Например, роль координатора в деятельности субъектов профилактики преступлений несовершеннолетних призваны играть комиссии но делам несовершеннолетних, и это их главная роль, а вести учет несовершеннолетних правонарушителей им нет необходимости, поскольку этим должны заниматься органы внутренних дел.
5. Реальность: соответствие профилактических мер объективным возможностям их реализации. Так, в настоящее время достаточно сложно реализовать такие меры, как трудовое и бытовое устройство лиц, освобожденных из мест лишения свободы ввиду развала старой административной системы, способной решать эти проблемы, а также отсутствия необходимых стимулов у руководителей предприятий брать на работу ранее судимых. В этих условиях вопросы трудоустройства в некоторых регионах решаются путем экономического стимулирования таких предприятий (например, снижают процент отчисления от прибыли предприятия в местный бюджет).
6. Законность. Индивидуальная профилактика связана с ограничением прав, например, при установлении административного надзора, поэтому важно иметь правообеспеченность ее, т. е. законодательно должно быть регламентировано, какие лица и за что могут быть взяты на профилактический учет и какие меры принуждения могут быть к ним применены.
Задачи индивидуальной профилактики преступлений решаются органами внутренних дел различными мерами, содержание которых имеет свои особенности.
Индивидуальная профилактика начинается с выявления лиц, могущих быть объектами профилактического воздействия. Обеспечение полного выявления этих лиц требует систематического и своевременного поступления информации из всех возможных источников. К основным таким источникам могут быть отнесены следующие:
— оперативно-профилактические учеты;
— книги и журналы учета происшествий, задержанных и доставленных в дежурные части;
— уголовные дела, материалы об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении;
— материалы об административных или других правонарушениях;
— приговоры суда;
— сообщения, извещения, другие материалы, поступающие из ИТУ, специальных учебно-воспитательных учреждений, других служб и подразделений органов внутренних дел, суда, прокуратуры;
— заявления и письма граждан;
— сообщения государственных, негосударственных органов и организаций;
— сообщения в печати, по радио, телевидению и т. д.
Кроме того, необходимую информацию можно получить при сверке данных учетов различных служб органов внутренних дел, при оперативном наблюдении за местами возможного появления и концентрации антиобщественного элемента, при проведении профилактической отработки административных участков, различных рейдов, операции и т.д.
Выявление неразрывно связано с изучением тех лиц, которые могут быть объектами индивидуальной профилактики. Прежде всего оно необходимо для прогнозирования дальнейшего поведения этих лиц, решения вопроса о взятии их на учет и выборе необходимых мер воздействия.
При этом необходимо в первую очередь изучить следующие данные о. личности профилактируемого:
1. Преступное и иное противоправное поведение (когда, где и за что привлекался к уголовной или административной ответственности, какая мера наказания или взыскания была назначена, где отбывал наказание и как характеризовался в этот период).
2. Факторы, детерминирующие преступное и иное противоправное поведение (что было причиной каждого правонарушения, в отношении кого они были совершены и по каким мотивам, были ли связаны эти правонарушения с пьянством или употреблением наркотиков, конфликтом в семейно-бытовой сфере, какие условия способствовали либо облегчали совершение правонарушений и т. п.).
3. Социально-демографические свойства: сведения об образовании, возрасте, семейном положении, составе семьи, месте жительства (общежитие, дом, бомж, мигрант); культурный уровень, социальное положение, специальность, должностное положение, трудовой стаж, отношение к труду, к собственности, к исполнению общегражданских обязанностей, семье, детям и т. д.
4. Индивидуально-психологические особенности: развитие интеллекта (уровень умственного развития, запас знаний, жизненный опыт, широта и уровень взглядов и т. п.); черты характера (замкнутый или общительный, эгоистичный, легкомысленный, безответственный, деятельный или ленивый, правдивый или лживый, мстительный, жестокий, наглый, хитрый, завистливый и т. д.): волевые качества (настойчивость, решительность, неорганизованность, способность подчинять себе других или поддаваться чужому влиянию и др.); интересы (к чтению, спортивным играм, охоте, рыбной ловле, техническому творчеству и др.).
5. Особые склонности антиобщественного характера (к употреблению спиртных напитков или наркотиков, азартным играм, развратному паразитическому образу жизни, агрессивно-конфликтному поведению и т. п.).
6. Признаки преступного опыта (особые навыки подготовки, совершения и сокрытия преступлений, осведомленность о методах оперативной работы, участие в преступных группировках и т. п.).
7. Физиологические особенности и заболевания (алкоголизм, психопатия, отклонения в половой сфере и др.).
8. Условия жизни и ближайшее окружение (характеристика членов семьи, семейно-бытовых отношений, жилищные условия, месторасположение работы и морально-психологический климат в трудовом коллективе, взаимоотношения с сослуживцами, условия работы, материальная обеспеченность, круг общения,
кто из ближайшего окружения может оказать положительное влияние, пользуется авторитетом и т. п.).
В целях всестороннего изучения личности могут применяться следующие основные методы: ознакомление с различными документами (в том числе и обобщение независимых характеристик); анализ поступков профилактируемого, беседы с гражданами, хорошо знающими его, изучение окружающей его среды и т. д.
В процессе изучения личности осуществляется индивидуальное прогнозирование преступного поведения. Индивидуальное прогнозирование — задача большой сложности, и решена она может быть на основании оценки всей совокупности внутренних и внешних факторов. Индивидуальный прогноз может быть только вероятным: это прогнозирование лишь возможного преступного поведения. Чем точнее и полнее прогностическая информация о лице, тем эффективнее меры профилактики преступления. Возможность предсказать поведение человека зависит от того, насколько мы знаем определяющие его факторы, а также «программу», по которой оно развертывается вовне. Трудности, возникающие при этом, связаны с тем, что нет еще точных методов измерения всех внешних и внутренних факторов, влияющих на преступное поведение.
Задача состоит в том, чтобы на основе эмпирически сложившейся системы признаков, используемых в прогнозе, разработать научно обоснованные программы его осуществления. Информация о прошлом и настоящем личности, ее действиях, социальных связях и ближайшем окружении является основой для прогноза будущего поведения. Причем необходимо учитывать динамику этих характеристик. Факторы, могущие положительно повлиять на человека в будущем, должны быть поддержаны, а возможно, и активизированы; факторы, могущие оказать отрицательное влияние на человека, станут объектом предупредительного воздействия, т. е. индивидуальная профилактика должна быть направлена на то, чтобы прогноз, указывающий на возможное совершение преступления данным лицом, не оправдался.
Прогнозирование преступного поведения и индивидуальная профилактика — во многом единый процесс. Индивидуальная профилактика преступлений сама по себе предполагает постоянное, всестороннее и глубокое изучение личности, ее поведения, связей и намерений. Полученные в результате этого сведения и осуществляемый по ним прогноз влияют на коррекцию плана индивидуальной профилактической работы.
Следующая задача — постановка лица на профилактический учет—должна решаться в строгом соответствии с нормативными предписаниями. При этом важно всесторонне оценить всю имеющуюся информацию и убедиться в достаточности фактических оснований для постановки того или иного лица на учет, поскольку это порой очень влияет на судьбу человека, может накладывать на него определенные ограничения, а также иметь достаточно серьезные последствия для дальнейшей его жизни.
Планирование призвано упорядочить сложный и многогранный процесс индивидуально-профилактического воздействия, сделать его целеустремленным, определить наиболее рациональные пути индивидуально-профилактической работы с данными лицами, выбрать такие тактические методы и приемы, которые обеспечили бы эффективное достижение целей индивидуальной профилактики в сложившейся конкретной ситуации.
Конкретность планирования индивидуально-профилактической работы, его обусловленность свойствами каждой данной ситуации не исключают возможности программирования по некоторым параметрам соответствующих действий сотрудников милиции. Конечно, трудно рассчитывать на возможность разработки типового плана индивидуальной профилактики, пригодного для всех без исключения случаев, различных категорий лиц и отвечающего всем требованиям, предъявляемым к такого рода планам. Вместе с тем нельзя отрицать определенного практического значения примерных планов индивидуальной профилактики, разработанных с учетом некоторых типичных ситуаций, складывающихся в этой сложной деятельности.
Применение методов индивидуальной профилактики предполагает достаточно длительное и систематическое воздействие. Но при этом должен комплексно применяться весь арсенал методов, все силы и средства воздействия на личность, соответствующие демократическим принципам отношения к личности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8