Рефераты. Уголовная ответственность за взяточничество






    -   неразвитость демократических институтов, отсутствие дей­ственных форм социального контроля, низкая правовая и поли­тическая культура и пассивность (по существу - “забитость”) населения, устраненность его от участия в управлении делами общества и государства, бесконтрольность и произвол со стороны властей и, в частно­сти, правоохранительных органов, чрезмерное увлечение негласными мето­дами - агентурным и др. непроцессуальными методами, что ведет к сращиванию правоохранительных орга­нов с организованной преступностью;

___________________________________________________________________

8. Кирпичников А.И. Взятка и коррупция в России. Спб. 1997. С. 214.

    -    монополизм и олигархия в экономике, продажность СМИ;

-   низкое качество законодательства, ориентированного не на правовые, а на распорядительные методы регулирования практически всех сфер общественной жизни, оторванность за­конодательства от реальных условий общественной жизни;

-  излишний аппарат публичной власти, в особенности ап­парат местного самоуправления (например, на районном уров­не он даже более бесконтролен и оторван от избирателей, чем аппарат федеральной власти, деятельность которого освеща­ется в СМИ).















ГЛАВА 2.

УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА.

2.1. ОБЪЕКТ  И ПРЕДМЕТ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА.

         Непосредственный объект взяточничества - правильное, в интересах общества и государства (а посредством обществен­ного служения - и в интересах отдельных членов общества), функционирование государственного аппарата. Это объект всех правонарушений, составляющих коррупцию. Специфика взяточ­ничества как одного из проявлений коррупции не в особом не­посредственном объекте его, а в особой опасности, связанной с дерзостью и цинизмом, характерными для этого посягательства.

В теоретической литературе существуют и иные точки зре­ния на объект этого преступления. Б.В. Здравомыслов, например, в качестве непосредственного объекта получения взятки понимал “функционирование тех или иных сфер или управленческих си­стем государственного или общественного аппарата, правиль­ную деятельность его звеньев либо отдельных организаций, учреждений”9. Однако представляется, что уголовный закон ох­раняет не функционирование каких-либо отдельных сфер и звеньев аппарата публичной власти, а правильное функциониро­вание этого аппарата в целом, независимо от того, какое звено его поражается преступлением.

Сложно согласиться с другой точкой зрения, что объектом этого преступления является установленный порядок оплаты труда (или служебной деятельности) должностных лиц. Взятка не является оплатой труда или служебной деятельности. Это незаконная выгода, извлекаемая преступником из своего служеб­ного положения вопреки интересам службы. Взятка может давать­ся и за незаконные действия, при этом объект преступления поражается

_________________________________________________________________

9. Здравомыслов Б.В. Квалификация взяточничества. С. 79.

даже в большей мере, чем в случае получения взят­ки за совершение правомерных действий. Объект взяточниче­ства куда более важен для нормальной жизни общества, чем “порядок оплаты труда”, что и определяет высокую опасность этого преступления.

Предмет преступления, предусмотренного ст. 290 УК- взят­ка. Закон определяет взятку, как “деньги, ценные бумаги, иное имущество или выгоды имущественного характера”, получаемые должностным лицом лично или через посредника за “действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служеб­ные полномочия должностного лица либо оно в силу должно­стного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попус­тительство по службе”.

Можно определить признаки взятки:

1) имущественный характер выгоды;

2) незаконность ее предоставления;

3) предоставление такой выгоды за совершение действий (бездействия), связанных с использованием служебного положе­ния должностного лица;

4) получение ее должностным лицом.

Имущественный  характер выгоды

В качестве взятки могут рассматриваться не только деньги и вещи (как движимые, так и недвижимые), но и любые имуще­ственные (т.е. подлежащие денежной оценке) выгоды, в связи с чем Пленум Верховного суда РФ в п. 9 постановления от 10 февраля 2000 г. “О судебной практике по делам о взяточниче­стве и коммерческом подкупе” разъяснил: “По смыслу закона предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньга­ми, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмез­дно, но подлежащие оплате. Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, за­нижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами”10.

 В качестве имущественной выгоды можно рассматривать также прощение долга, занижение стоимости производимых работ, оказываемых услуг, беспроцентные кредиты и др.

Среди выявленных взяток преобладают взятки в виде де­нег и дорогих вещей, строительных работ и т.п.. Правоохра­нительные органы снисходительно относятся к другим видам взяток ввиду их широкого распространения. Например, счита­ется неоправданной суровостью привлекать чиновника за обед в ресторане за счет коммерсанта или за бесплатные услуги стоматолога (несмотря на их высокую стоимость). Однако в практике встречаются и подобные взятки. Обычно они идут в совокупности с более серьезными эпизодами (причем эти бо­лее серьезные эпизоды не всегда удается доказать, и тогда они исключаются из обвинения - остается стоматолог, обед и т.п., что вполне достаточно для осуждения). Так, Верховным судом Республики Башкортостан в 1997 г. осуждены 2 налого­вых инспектора за получение взяток, в частности, в виде сис­тематических обедов и ужинов в подконтрольном им ресторане “Смак”. Директор ресторана собирал неоплаченные счета ин­спекторов и требовал докладные записки у официантов. В ре­зультате в течение полутора лет по ресторанным расценкам накопилась сумма 5 658 666 руб., которая и была вменена в качестве взятки. Приговор был обжалован в Верховный Суд (осужденные просили переквалифицировать эпизод с ресто­раном на статью о злоупотреблении служебным положени­ем), однако кассационная инстанция оставила приговор без изменений11.

Не может рассматриваться в качестве взятки предоставле­ние неимущественных выгод и “благ”. Так, например, нельзя рассматривать в

________________________________________________________________

10. БВС РФ. 2000 г. № 4. П. 9.

          11. Определение СК Верховного Суда РФ от 6 октября 1997 г. "Ответственность за получение должностным лицом взятки наступает как             за совершение незаконных действий (бездействие), так  и за действия (бездействие), входящие в его служебные полномочия"

качестве имущественного блага (и, соответ­ственно, взятки) половое  сношение, в том числе и сексуальные услуги проституток. Пока проституция запрещена законом, та­кие “услуги” не подлежат оплате ни при каких условиях. Пони­мание таких “услуг” в качестве имущественного блага противоречит основам правопорядка и нравственности. Факти­ческая оплата таких услуг не придает им имущественного харак­тера. Фактически оплачиваются услуги киллера, благосклонность чиновника, однако очевидно, что такие предоставления не могут рассматриваться в качестве взятки. В случае, когда должност­ное лицо совершает за сексуальные услуги действия, повлекшие последствия, указанные в ст. 285 УК - содеянное квалифициру­ется как должностное злоупотребления. При наличии признаков понуждения к действиям сексуального характера ответственность наступает по ст. 133 УК.

Вместе с тем предметом взяточничества могут быть вещи, оборот которых ограничен (оружие, наркотики). То обстоятель­ство, что закон устанавливает особый порядок оборота тех или иных вещей, не лишает их качества имущественного блага.

Нельзя рассматривать в качестве имущественной выгоды (и взятки) попустительство или продвижение по службе (даже связанное с повышением оклада), отказ от разглашения комп­рометирующих сведений, положительные характеристики, ре­комендации и другие неимущественные блага. Сложным является вопрос о понимании в качестве взятки трудоустрой­ства должностного лица, его родственников, близких, выгодных условий при заключении договоров (например, издательских и др.). Если выгодность условий трудового договора, иных сделок явно завышена - содеянное будет завуалированной взяткой. Например, сын должностного лица устроен на работу, не соответствующую его квалификации, или труд его оп­лачивается работодателем выше оплаты труда более квалифи­цированных работников. В практике уже имеются случаи осуждения за такое взяточничество. Очевидно, будет взяткой и предоставление указанных выгод, если работа фактически не вы­полнялась. Однако нельзя рассматривать в качестве взятки тру­доустройство, если труд должностного лица или его близкого оплачивается эквивалентно трудовому вкладу, на тех же усло­виях, что и труд других работников той же квалификации. Во вся­ком случае, при расследовании прикрытых взяток необходимо установить то действие (бездействие, общее покровительство или попустительство) должностного лица, за которое предостав­лена имущественная выгода.

В практике не рассматривается в качестве взяток предос­тавление имущественных выгод в виде услуг за счет учрежде­ний, оказывающих такие услуги бесплатно (в том числе и в случае, когда учреждение наряду с бесплатными услугами оказывает те же услуги платно). Речь идет, например, о ситуации, когда род­ственника должностного лица незаконно или в обход конкурса или установленного порядка бесплатно “устраивают” в государ­ственное или муниципальное учреждение образования или здра­воохранения. Однако об устойчивой и единообразной судебной практике по этому вопросу говорить нельзя - такие дела просто не возбуждаются и не доходят до судов.

Незаконность предоставления

В качестве взятки может рассматриваться только незакон­ное вознаграждение. Например, премирование должностного лица вышестоящим начальником за хорошую работ не может рассмат­риваться в качестве взятки.

Однако следует учитывать, что в качестве взятки могут рас­сматриваться имущественные выгоды, незаконно предостав­ляемые и от имени государственных, муниципальных органов и организаций (например, глава местной администрации за счет средств муниципального образования незаконно предоставляет квартиру следователю за прекращение уголовного дела в от­ношении своего родственника). С другой стороны, взятка может быть дана не только в инте­ресах частных лиц, но и в “интересах” государственных и муни­ципальных организаций (например, руководитель государственного учреждения дает взятку должностному лицу вышестоящего орга­на за разрешение оказывать платные услуги населению). Пле­нум Верховного суда в п. 12 постановления от 10 февраля 2000 г. в связи с этим разъяснил: “Должностное лицо либо лицо, вы­полняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, предложившее подчиненному ему по службе ра­ботнику для достижения желаемого действия (бездействия) в интересах своей организации дать взятку должностному лицу, несет ответственность по соответствующей части статьи 291 УК РФ как исполнитель преступления, а работник, выполнивший его поручение, - как соучастник дачи взятки”12.

Использование должностного положения    

Не могут рассматриваться в качестве взятки имущественные блага, приобретаемые должностным лицом вне связи с его дол­жностным положением и служебной деятельностью. Должност­ное лицо является важным элементом государственного аппарата, участником публично-правовых отношений. Одновре­менно чиновник остается членом гражданского общества, где он пользуется, с некоторыми ограничениями, всеми гражданскими правами и обязанностями. В качестве потребителя он приобре­тает товары для личных нужд, пользуется услугами. Он может брать и давать деньги взаймы, посещать казино, покупать и про­давать недвижимость, путешествовать, иметь друзей и даже хо­дить с ними в баню. Ярким примером смешения частной жизни и публичной службы служит дело К., рассматривавшееся с уча­стием присяжных заседателей в Московском областном суде в 1995 г. Замести­тель начальника налоговой полиции К. обвинялся в получении взятки от коммерсанта Б. По версии обвинения за “прикрытие” от возможных налоговых проверок Б. передал К. автомобиль УАЗ, а затем заменил его на “Ниву”. К. не отрицал получения авто­мобилей, но утверждал, что получил их в уплату долга. Правда должником был не Б., а

________________________________________________________________

12. БВС РФ. 2000 г. № 4. П. 12.


некий К-ов (бывш. сотрудник фирмы Б.), который занял деньги у К. под

сделку, которую намерен был провернуть с сыном Б., но “прогорел” и уехал из города. Коммер­сант Б., по утверждению К., принял на себя долг приятеля своего сына и в его уплату передал УАЗ. Замена УАЗа на “Ниву” была, по версии защиты, также частной инициативой, выгодной Б. Затем, по версии защиты, Б. из мести за возбужденное в его отношении налоговой полицией дело оговорил К., обвинив его во взяточниче­стве. Несмотря на сложные в правовом отношении вопросы (долг К-ова почему-то уплатил Б., который, имея для этого все основа­ния, не рассматривал свои действия в качестве уплаты долга, а по­лагал, что дает взятку) суд присяжных оправдал полицейского.

Сходное дело рассматривалось в том же 1995 г. в порядке надзора Президиумом Верховного суда. За получение взятки в особо крупном размере от предпринимателя К. был осужден стар­ший инспектор грузового отдела таможни П. Президиум Верхов­ного Суда отменил судебные решения и направил дело на новое рассмотрение, мотивируя это тем, что “... описательная часть приговора должна содержать изложение обстоятельств преступ­ного деяния, признанного доказанным, с указанием помимо мес­та, времени также и способа его совершения. Эти требования закона судом не выполнены. В приговоре указано, что П. оказал содействие К. в оформлении таможенных документов, однако в чем конкретно выразились его действия как должностного лица, не уточнено. Судом не выяснены и не оценены надлежащим об­разом обстоятельства, касающиеся роли П. в таможенном офор­млении груза... П. не отрицал получение от К. денег и вещей, подробно объясняя это различными обстоятельствами их вза­имоотношений как близких друзей, но не в связи с его работой в таможне. Аналогичные показания дал и К... Однако суд этим пока­заниям К. оценки не дал, не указал в приговоре, по каким основани­ям он отверг их. Суд в приговоре как на одно из доказательств... сослался на магнитофонную запись его разговора с К. при передаче 800 тыс. руб. Однако доводы П. о нарушении органами следствия про­цессуальных норм при прослушивании записи, а также о том, что речь в разговоре шла о возможном вложении этих денег в счет возмещения кредита, полученного К. в банке, остались без какой-либо оценки”.

Отчасти права чиновников в частной сфере ограничены. Так, например, ФЗ “Об основах государственной службы в РФ” зап­рещает государственным служащим “заниматься другой опла­чиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности”, “заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц”, “получать го­норары за публикации и выступления в качестве государствен­ного служащего” и др. Само по себе нарушение указанных запретов не влечет уголовной ответственности - это дисципли­нарный проступок. Уголовная ответственность наступает лишь в случае если служебное злоупотребление содержит состав пре­ступления, предусмотренного УК.

В качестве взятки может рассматриваться только такое имуще­ственное предоставление, которое:

1) выступает в качестве вознаграждения должностного лица за уже совершенное действие (бездействие), связанное с использова­нием им своего служебного положения (взятка-вознаграждение, “благодарность”), либо

2) призвано побудить должностное лицо к совершению такого действия (взятка-подкуп).

Пленум Верховного Суда в п. 9 постановления от 10 февра­ля 2000 г. разъясняет: “Суду следует указывать в приговоре, за выполнение каких конкретных действий (бездействия) должнос­тное лицо... получило взятку от заинтересованного лица. Время их передачи (до или после совершения действия (бездействия) в интересах дающего) на квалификацию содеянного не влияет”13. Таким образом, Верховный Суд рассматривает в качестве взятки и заранее не обусловленное вознаграждение должностного лица за уже

________________________________________________________________

13. БВС РФ. 2000 г. № 4. П. 9.


совершенное им действие или бездействие (как законное, так и незаконное). В теоретической литературе обычно отмеча­ется, что заранее не обусловленное вознаграждение за законные действия не представляет общественной опасности и не мо­жет рассматриваться в качестве взяточничества14, однако Верхов­ный суд занял другую позицию.

Отсутствие встречного предоставления в виде совер­шения действия (бездействия, общего покровительства, попус­тительства) с использованием должностного положения позволяет отличить взятку от подарка. Вступление в силу части второй ГК породило некоторые сомнения в этом вопросе. В литературе был предложен новый критерий - размер имуще­ственного предоставления15. Ст. 575 ГК предусмотрела: “Не до­пускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда государственным слу­жащим и служащим органов муниципальных образований в свя­зи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей”. Этот запрет толкуется некоторыми правоведами как легализация, разрешение мелких взяток: “Это разрешение декриминализирует предусмотренные ст. ст. 290 и 291 УК РФ деяния - получение и дачу взятки-вознагражде­ния, если ее предметом является обычный подарок, поскольку ст. 575 ГК конституирует дарение обычного подарка государствен­ному служащему, причем не из личных симпатий, а в связи с ис­полнением последним служебных обязанностей (при отсутствии вымогательства такого подарка), в качестве правомерного дей­ствия, что исключает квалификацию этого действия как преступ­ного”. Действительно, первое время после вступления в силу части второй ГК по

этому пути пошла и судебная практика, были допущены ошибки, связанные с необоснованным прекращени­ем уголовного преследования мелких

________________________________________________________________

14. А.Я. Светлов Борьба с должностными преступлениями. Киев. 1970. С. 108.

15. Аникин А. Ответственность за взяточничество по новому УК. // Законность, 1997. № 6.

взяточников, в некоторых случаях даже и при вымогательстве взяток.

Вместе с тем взятка, независимо от ее размера, не являет­ся ни “обычным подарком”, ни подарком вообще. Дарение-до­говор безвозмездный. Ст. 572 ГК прямо предусматривает: “При наличии встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства договор не признается дарением”. Взятка, в от­личие от дарения, предполагает обязательное встречное пре­доставление: она дается за “действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способ­ствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе” (ст. 290 УК). Таким образом, взятка и подарок, независимо от размера пер­вой и стоимости второго, вовсе не пересекаются, и между нор­мами ст. 290 УК и ст. 575 ГК нет ни коллизии, ни конкуренции. То обстоятельство, что ГК говорит о подарках, полученных “го­сударственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей”, вовсе не означа­ет, что эти подарки могут обусловить встречное предоставление в виде совершения конкретных действий (бездействия) по служ­бе, общего покровительства и попустительства. Должностное лицо может (и могло до вступления в силу части второй ГК) при­нимать подарки без такого встречного предоставления, причем “в связи с их должностным положением или в связи с исполне­нием ими служебных обязанностей”. Сюда относятся, напри­мер, представительственные подарки, иногда очень ценные (например, коллектив оружейного завода торжественно препод­носит государственному деятелю драгоценное оружие, иностран­ная делегация - традиционный сувенир, винодельческое предприятие - лучшие образцы вин и т.п.). Директору школы коллектив школы, выпускники, родители учеников могут сделать по­дарок в связи с юбилеем директора или школы, в связи с десятиле­тием его работы в этой должности и т.п. Такие подарки (хотя и связанные с должностным положением или исполнением служеб­ных обязанностей) нельзя рассматривать в качестве взяток вви­ду того, что они делаются не за совершение каких-либо конкретных действий (бездействия) по службе и не за общее покровительство или попустительство. ГК лишь ограничил сто­имость подобных подарков пятью минимальными размерами оплаты труда, и лишь в случае, если подарок получает государ­ственный или муниципальный служащий. Гражданско-правовой запрет, однако, не исключает принятие представительственных и иных подобных подарков стоимостью и выше 5 МРОТ, но уже от имени и в пользу организации, муниципального или государ­ственного образования (такие подарки приходуются и учитыва­ются на балансе организации, музеев и т.п.).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.