Рефераты. Издержки и прибыль предприятия






Изменение общих издержек можно определить по изменению общих переменных издержек. Так как постоянные издержки фирмы при производстве любого объема равны одной и той же величине, а общие издержки равны сумме постоянных и переменных, то изменение общих издержек равно изменению переменных.

Используя понятие предельных издержек, можно всегда определить, какой объем дополнительных ресурсов придется израсходовать для последовательного расширения производства на одну, две и т.д. единицу изделий, сравнить предельные издержки с выручкой от реализации каждой дополнительной единицы изделия. Предельные издержки учитывают, принимая решения относительно того, какой объем продукции следует производить.

На величину общих и средних издержек фирмы оказывают влияние два основных фактора: применяемая технология и цены ресурсов. Использование новой эффективной технологии позволяет снизить затраты.

 

Прибыль: сущность и ее формирование

Прибыль образуется в результате реализации продукции. Ее величина определяется разницей между доходом, полученным от реализации продукции, и издержками (затратами) на ее производ­ство и реализацию. Общая масса получаемой прибыли зависит, с одной стороны, от объема продаж и уровня цен, устанавливаемых на продукцию, а с другой — от того, насколько уровень издержек производства соответствует общественно необходимым затратам.

Все эти факторы, влияющие на величину массы прибыли, явля­ются функцией многих условий. Так, во-первых, объем продаж за­висит от эффективности осуществления коммерческой работы: от умения создавать выгодные условия для реализации своей продук­ции, т.е. организовать рекламу, сбыт, сформировать ценовую и то­варную политику и т.д.; во-вторых, уровень издержек производства зависит от рациональности организации производства и труда, выбранной технологии, технической оснащенности пред­приятия.

Вместе с тем прибыль на предприятии зависит не только от реализации продукции, но и от других видов деятельности, кото­рые ее либо увеличивают, либо уменьшают. Поэтому в теории и на практике выделяют так называемую «балансовую прибыль». Ее на­звание говорит само за себя. Она состоит из прибыли от реализации продукции (выручка от реализации продукции без косвенных нало­гов минус затраты (расходы) на производство и реализацию про­дукции) плюс внереализационные доходы (доходы по ценным бу­магам, от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду и т.п.) минус внереализационные расхо­ды (затраты на производство, не давшее продукции, на содержание законсервированных производственных мощностей, убытки от спи­сания долгов и т.д.).

Кроме того, выделяется валовая прибыль, которая представляет собой балансовую прибыль за минусом финансового результата от операций с основными фондами (средствами), нематериальными активами и иным имуществом.

Во всех странах с рыночной экономикой прибыль облагается налогом. Поэтому на практике принято выделять налогооблагаемую прибыль. Последняя представляет собой валовую прибыль за выче­том доходов по видам деятельности, освобожденной от налогообло­жения.

В результате на предприятии, как это принято называть в теории и на практике, остается так называемая чистая прибыль. По своей величине она представляет налогооблагаемую прибыль за минусом налога на прибыль.

Из чистой прибыли предприятие выплачивает дивиденды и раз­личные социальные налоги и образует фонды. В результате остается нераспределенная прибыль. Она предназначена для капитализации, т.е. для реинвестирования в производство. По своему экономическому содержанию она является одной из форм резерва собственных ресур­сов предприятия, обеспечивающих его производственное развитие.

В условиях рыночных отношений, как свидетельствует миро­вая практика, имеется два основных источника получения при­были.

Первый — это монопольное положение предприятия по вы­пуску той или иной продукции или уникальности продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне пред­полагает проведение постоянной новации продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонополь­ную политику государства и растущую конкуренцию со стороны других предприятий.

Второй источник связан с производственной и предпринима­тельской деятельностью, поэтому касается практически всех пред­приятий. Эффективность его использования зависит от знания конъ­юнктуры рынка и умения постоянно адаптировать под него разви­тие производства. Величина прибыли в данном случае зависит: во-первых, от правильности выбора производственной направлен­ности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом); во-вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставок, обслуживание покупате­лей, послепродажное обслуживание и т.д.); в-третьих, от объемов производства (чем больше объем продаж, тем больше масса при­были); в-четвертых, от ассортимента продукции и снижения из­держек производства.

Получение прибыли в условиях рынка всегда связано с риском — над предприятием постоянно висит угроза потерять вложенный ка­питал целиком или частично. Именно поэтому в теории и на практи­ке используется понятие «предпринимательская прибыль», которая по своей величине должна быть больше, чем процент, получаемый по вкладам в банк.

Величина предпринимательской прибыли определяется с учетом стратегии развития предприятия, которую принимает его руковод­ство и собрание акционеров. При расчете нормальной предпринима­тельской прибыли учитываются:

• затраты, обеспечивающие нормальное расширенное воспроиз­водство (сложившиеся в отрасли), — капитальные вложения в ос­новные фонды и прирост оборотных средств;

• затраты из прибыли, направленные на развитие НИОКР (на­учно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), обес­печивающие НТП;

• текущие затраты на социальные нужды, финансируемые из прибыли;

• отчисления в различные ассоциации, объединения;

• выплата дивидендов по акциям;

• отчисления налогов, уплачиваемых за счет прибыли;

• затраты на жилищное и другое социальное строительство.

В предпринимательских издержках (цене товара) также учитывается налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, которые, по суще­ству, являются для предприятия издержками, поскольку оно вносит их сумму в бюджет.

В предпринимательские издержки также входят таможенные по­шлины, тарифы и сборы в размерах, установленных законодатель­ными актами и постановлениями правительства. И наконец, в них включаются альтернативные или вмененные издержки, под кото­рыми понимаются потери или упущение возможности в результате отказа от каких-то других альтернативных решений. Приведем условный пример неявных издержек. Допустим, пред­приятие располагает суммой 10 млн руб. (А), которое оно хочет вложить в расширение производства. Проведение расчета показало, что предприятие при затратах 10 млн руб. получит дополнительно продукции на 11 млн руб., т.е. прибыль (М) составит 1 млн руб., или 10% к вложенному капиталу:

                                  (1)

Между тем если бы предприятие положило эти деньги на депо­зитный счет в банке при 12% годовых, то оно получило бы 1,2 млн руб. за счет начисленных процентов. Следовательно, при расчете вмененных, альтернативных издержек предприятию необ­ходимо учесть 0,2 млн руб. упущенной выгоды.

Существует целый ряд эпизодических затрат, которые уменьша­ют прибыль в момент своего возникновения. Примером таких затрат могут быть маркетинговые и административные расходы. К сожале­нию, действующие правила не всегда признают эти расходы. На­пример, расходы на рекламу учитываются в затратах предприятия согласно определенным нормативам. Если же норматив превышен, величина этого превышения возмещается за счет оставшейся после уплаты налогов прибыли.

 

Анализ прибыли  и ее формирования

Поскольку получение прибыли является необходимым условием стабильного развития предприятия, то каждый хозяйствующий субъект стремится получить как можно большую ее величину.

Успешная реализация этой задачи предполагает необходимость управления процессом формирования прибыли, включающим в себя как выявления резервов ее роста, так и ее использования. Исход­ным положением в его осуществлении является проведение анали­тических расчетов по определению желаемой величины прибыли. Эти расчеты следует вести в рамках принимаемого плана производ­ства и реализации продукции и финансового плана.

В этом случае схема работ может быть представлена так, как показано на рис. 1.

Из схемы следует, что прибыль исчисляется как разность между плановой суммой выручки от продаж (без налога на добавленную стоимость и акцизов) и плановой величиной себестоимости товар­ной продукции, управленческих и коммерческих расходов:

                                 (2)

где Мр — прибыль от реализации, руб.;

Вр  — выручка от реализации, руб.;

Ст   — себестоимость товарной продукции, руб.;

Pv   — общая сумма управленческих расходов, руб.;

Рк  — общая сумма коммерческих расходов, руб.

Вместе с тем при планировании прибыли важно стремиться к ее максимизации. Это сложный процесс, поскольку ее величина зави­сит от объема продаж и ассортимента продукции, уровня издержек производства и цены за единицу продукции, устанавливаемой пред­приятием, и каждый из них в свою очередь в своем формировании зависит от многих факторов. На практике и в теории применяются различные методы расчета прибыли и ее максимизации. Основными из них являются:

1) использование предельных величин: предельной прибыли, предельного дохода и предельных издержек;

2) проведение расчетов на основе маржинального дохода и про­изводных от него величин;

3) формирование прибыли на основе условий безубыточнос­ти;

4) использование параметрических уравнений.

 

Максимизация прибыли на основе применения предельных величин

В данном случае основной принцип максимизации состоит в том, что прибыль максимизируется в точке, в которой любое даже малое приращение объема реализации (выпуска) продукции оставляет прибыль без изменения, т. е. приращение прибыли при приращении объема (реализации) продукции равняется нулю. Математически это можно записать так:

                                 (3)

где  Mn(q) — предельная прибыль от объема продукции;

MR(q) — предельный доход (выручки) от объема продукции;

MC(q) — предельные издержки от объема продукции.

Рисунок 1 Схема

Из формулы (3) следует, что прибыль максимизируется в том случае, когда предельные издержки равны предельному до­ходу:

MR(q)=MC(q).                                  (4)

Поясним это на условном примере работы одного из предприя­тий. Данные о выпуске количества изделий, валовых постоянных издержках, относимых на соответствующее производство, валовых переменных издержках, относимых на соответствующий выпуск продукции, валовых издержках производства и обращения, а также результаты расчета средних и предельных издержек, на единицу изделия, приведены в табл. 1 (цифры для удобства округлены).

Вторая графа таблицы содержит данные о цене спроса, соответ­ствующие количеству возможной реализации изделий. Функция спро­са от цены получена на основе линейного уравнения:

q = -4,78р+13 712,1.

Коэффициент эластичности спроса в зависимости от изменения цены для разного количества продаж исчисляется по формуле:

В количестве 3000 шт.:

Таблица 1

Расчет максимальной прибыли в зависимости от объема продукции, цены и издержек

Коли­чество изделий


Цена руб./ шт.


Валовой доход (выруч­ка), тыс. руб.

Валовые издерж­ки, тыс. руб.


При­быль, тыс. руб.


Предель­ный доход, руб./шт.


Предель­ные издержки, руб./шт.

Предель­ная прибыль, руб./шт.


Р

Вп(ТР)

ТС

М=(3)-(4)

MR

МС

Мп

Пl

2

3

4

5

6

7

8

1000

2659

2659

2630

29

2659

2630

29

2000

2450

4900

3340

1560

2241

710

1531

3000

2241

6723

4020

2703

1833

880

1143

4000

2031

8124

4540

3584

1401

520

881

5000

1822

9110

5025

4085

986

485

501

6000

1613

9678

5600

4078

568

575

—7

7000

1484

9828

6420

3408

150

820

-670

8000

1195

9560

7615

1945

-268

1195

-1463

9000

986

8874

9310

-436

-686

1695

-2381

10000

777

7770

13675

-5905

-1104

4365

-5469



В количестве 6000 шт.:

В количестве 8000 шт.:

При больших объемах продаж спрос становится неэластичным.

Предельные величины дохода (выручки), издержек и прибыли получаются путем вычитания из данных валового дохода (графа 4) и валовой прибыли (графа 5) соответствующих значений из преды­дущей строки. Например, предельная прибыль равна:

для объема продаж 5000 шт. —

для объема продаж 7000 шт. —

Деление на 1000 необходимо потому, что предельные (прирост­ные) показатели определяются в расчете на единицу продукции, услуги или работы.

Для того чтобы решить вопрос максимизации прибыли, важно также знать, действует ли предприятие в условиях свободной кон­куренции или монопольного рынка. Так, например, пищевые пред­приятия, в частности, реализуют свою продукцию в условиях сво­бодной конкуренции. Это означает, что за цену реализации своей продукции оно принимает ту, которую задает рынок.

Из этого следует, что для предприятия максимизация прибыли заключается в выборе такого объема реализации продукции, при ко­тором предельные издержки предприятия в производстве и реализации равнялись бы рыночной цене. Математически это можно представить следующим образом:

Р = MC(q).

Иными словами, на рынке свободной конкуренции доход равен рыночной цене. Покажем это на примере рыбоперерабатывающего предприятия, выпускающего икру в банках. Данные о производ­стве, издержках, прибыли, а также предельных величин приведены в табл. 2.

Таблица 2 Экономические показатели и расчеты предельных величин

Выпуск банок


Цена, тыс. руб. шт.


Валовой доход (выручка), тыс. руб.

Валовые издержки тыс. руб.


Прибыль, млн руб.


Предельный доход, тыс. руб./шт.

Предельные издержки, тыс. руб./шт.

Предельная прибыль, тыс. руб./шт.


Вр

ТС

Вр-ТС

MR = P

МС

(6) - (7)

1

2

3

4

5

6

1

8

0

135



-7200

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.