Рефераты. Издержки и прибыль предприятия






35

135

4725

9240

-4515

135

54

77

150

135

20250

13200

7050

135

34

101

210

135

38350

15840

12510

135

44


250

135

33750

18000

15750

135



270

135

36450

19680

16770

135



288

135

38880

21312

17586

135


44

305

135

41175

22920

18255

135

95

40

316

135

45525

24360

18165

135

144

-9

316

135

42660

24510

18150

135

150


317

135

42795

24672

18123

135

162


318

135

42930

24852

18078

135

180


319

135

43065

25056

18009

135

204


320

135

43200

25269

17904

135

240

-105


Из таблицы следует, что предельный доход равен цене одной банки икры при приращении количества реализации в разных раз­мерах (сравним графу 6 и 2). Иными словами, рыночная цена зада­ется рынком (135 тыс. руб. за банку икры). Отличительная черта изменения валового дохода (выручки) от реализации банок икры на рынке свободной конкуренции состоит в том, что валовой до­ход выражается линейным уравнением с нулевым свободным чле­ном и угловым коэффициентом, равным цене одной банки:

Вр=135000q.

Максимальная прибыль получается при объемах реализации око­ло 310 банок. По данным таблицы, она составляет 18255 тыс. руб. при реализации 305 банок.

В интервале 105—315 банок предельная прибыль равна нулю.

При дальнейшем росте объема реализации она становится отри­цательной, т.е. каждая дополнительная единица приращения объема выпуска дает не увеличение, а уменьшение суммы прибыли.

Таким образом, при заданной рынком цене одной банки в раз­мере 135 тыс. руб./шт. предприятию выгоднее поддерживать реали­зацию на уровне, близком к 310 банкам. В этом случае оно может рассчитывать на получение наибольшей суммы прибыли.

Следует отметить, что на практике при принятии оперативных решений часто недостает всей необходимой информации, поэтому руководителям приходится действовать интуитивно. Для облегчения принятия решений предлагается ряд сценариев взаимосвязей «цена — прибыль» (табл. 3).

Таблица 3 Взаимосвязь «цена — прибыль»

Изменение прибыли


Изменение цены


 

Повышается


Понижается


 

1


2


3


 

Прибыль увеличивается


Рынок нечувствителен к ценам (неэластичный спрос)


Более низкие цены ведут к расширению емкости рынка быстрее, чем падают прибыли

 


Первоначально цена товара была занижена, покупатели могут заплатить больше (товарный дефицит)

Эластичный спрос


 


Производственные мощности ограничены, спрос, заказы превышают возможности предприятия

Первоначально цена товара была завышена, спрос был ограничен, после снижения цены он резко расширился

 


Более высокие цены делают товар привлекательнее для покупателя

Издержки производства единицы товара уменьшаются быстрее, чем реализационная цена

 


Повышение цен конкурентами в отрасли

Более низкие цены открывают выход на новые рынки

 

Уход с рынка ряда конкурентов

 

 

Прибыль

уменьшается


Увеличение цен на реализацию продукции не компенсирует повышение издержек (инфляция издержек)

Рынок нечувствителен к более низким ценам, объем продаж остается относительно постоянным (неэластичный спрос)

 


Первоначальные цены были «правильными», продажи уменьшаются быстрее, чем увеличивается выручка от реализации (эластичный рынок)

Первоначальные цены были «правильными», после снижения цен продажи не выросли (неэластичный рынок)


 



Ответное понижение цен конкурентами (установление более низких цен в отрасли) и отсутствие новых покупателей

 

Уход с рынка

 



Цены были уменьшены исключительно для увеличения доли продаж предприятия на рынке

 



Предотвращение внедрения на рынок новых конкурентов*

 

Формирование прибыли предприятия на основе установления условий безубыточности


Суть такого подхода состоит в том, что исходной посылкой в формировании прибыли является достижение условий безубыточ­ной работы предприятия, т. е. оно не получает прибыль и не несет убытки, а все затраты, связанные с производством и сбытом про­дукции, покрываются получением результатов от текущей деятельности. В реальной жизни это есть не что иное, как определение пороговых значений выручки от реализации (Вр) или количества проданных товаров (q), при которых предприятие окупает свои зат­раты без получения прибыли (рис. 2).

Рис. 2. Условия безубыточной деятельности предприятия


Из рис. 2 следует, что определение величины прибыли осно­вывается на механизме взаимосвязи: «издержки — объем реализации — прибыль» (Cost — Volume — Profit Relationships). Исходя из этой взаимосвязи решаются следующие задачи:

1. Определение объема реализации продукции, который обеспе­чивает покрытие издержек производства, т.е. обеспечиваются усло­вия безубыточности.

2. Достижение плановой суммы прибыли через определение не­обходимого объема реализации.

3. Установление «предела безопасности» предприятия, т.е. разме­ра возможного снижения объема реализации продукции при небла­гоприятной конъюнктуре товарного рынка.

Метод формирования величины прибыли на основе установления условий безубыточности исходит из допущения, что, во-первых, цена изделия в течение рассматриваемого периода не меняется и, во-вто­рых, количество произведенных товаров равно числу проданных. В этом случае выручка от реализации (Вр) математически выражается как:

                                 (13)

где Иv — переменные затраты, руб.;

Ип — постоянные затраты, руб.;

М — прибыль согласно условию равна нулю.

Поскольку согласно условиям безубыточности прибыль (М) равна нулю, то формула (13) принимает следующий вид:

Вр = Иv + Ип.                                  (14)

Из формулы (14) следует, что выручка от продаж покрывает затраты. Но эта формула еще ничего не говорит, каков должен быть объем реализации (Вр) или какое количество должно быть продано товаров, чтобы наступили условия безубыточности. Для этого пре­образуем формулу (14), введя в нее количество продаваемых то­варов и цену одного изделия:

                                 (15)

где q — количество проданных товаров;

Це — цена единицы товара;

Иv — переменные затраты на единицу продукции;

Ип — совокупные постоянные затраты.

Из формулы (15) следует, что постоянные затраты Ип опре­деляются как:

Ип=q(Це-Иv).                                  (16)

Это означает, что пороговое значение количества продукции, ко­торое должно быть продано, чтобы наступили условия безубыточ­ности, определяется как:

qп=Ип/(Це-Иv).                                  (17)

Выражение (Це-Иv) является распределенной прибы­лью в расчете на единицу продукции. Как только она  покрывает постоянные затраты, то создаются условия для получе­ния и роста прибыли в дальнейшем. Для удобства на практике при­меняют коэффициент покрытия:

Кп= Ме/Вр.                                  (18)

Экономический смысл коэффициента покрытия Кп состоит в том, что каждая проданная единица,   которая идет на покрытие постоянных издержек, вносит определенный вклад в формирование прибыли.

Коэффициент покрытия прибыли позволяет менеджеру при прочих равных условиях выбирать виды продукции с самым высоким его значением, поскольку они в этом случае будут давать макси­мальный вклад в формирование прибыли для покрытия постоянных издержек.

В определении своей политики, в части формирования результатов и затрат, исходным принципом должно стать определение точки безубыточности, в которой общий доход от продаж равен постоянным и переменным издержкам или в которой вклад в формирование прибыли равен совокупным постоянным издержкам.Расчет уравнения, выражающего, что:

Выручка = Переменные издержки + Постоянные издержки + Прибыль.

В каждом гипотетическом предприятии это выглядит так:

250х =150х+35000+0,

где х    — точка безубыточности;

250 — продажная цена единицы товара, руб.;

150 — переменные издержки на единицу товара, руб.;

35 000 — совокупные постоянные издержки, руб.

Решая уравнение относительно х, получаем: х =350 единиц продукции. Эта точка может быть найдена в рублях продаж путем умножения найденных единиц продукции на продажную цену единицы продукции:

350 • 250 = 87 500 руб.

Для того чтобы знать, как будет складываться ситуация после нахождения точки безубыточности, целесообразно использовать графические методы построения границ безубыточности (рис. 3).

Рис. 3. График определения тонки безубыточности


Такой подход возможен не только для определения количества изделий, которые необходимо продать, для того чтобы оправдать затраты, но и для планирования прибыли, а также учета изменения показателей при различных ситуациях. Поясним это на условном при­мере. Допустим предприятие производит кофемолки. При производ­стве одного изделия оно несет следующие расходы (у.д.е.):

Затраты материалов и комплектующих     —   75

Прямые затраты труда                                 —   15

Косвенные производственные расходы     —     6

Сбытовые расходы                                       —     4

Постоянные расходы предприятия в 200... г. будут состоять из косвенных производственных расходов — 200 000, расходов на рекламу — 15 000, расходов на управление — 60 000. Предполага­емая цена продажи одного изделия — 150 у.д.е.

Требуется определить:

1. Сколько изделий должно произвести и продать предприятие для обеспечения безубыточной работы?

2. Какую прибыль получит оно в случае продажи 6000 изделий?

3. Сколько изделий нужно произвести и продать, чтобы получить 100 000 у.д.е. прибыли?

4. Какую прибыль получит предприятие, если увеличит выпуск изделий на 20% и снизит цену на 10%?

5. Сколько изделий должно быть продано для достижения безубы­точности, если расходы на управление возрастут на 20 000 у.д.е.?

6. Если уменьшить переменные затраты на изделие на 10%, сколько нужно произвести и продать изделий, чтобы получить прибыль 150 000 у.д.е.?

Итак, определим маржу на одно изделие:

Ме=Це- Иv=150 -100=50 у.д.е., где Ме — маржа на одно изделие; Иv — переменные затраты равны:

Затраты материалов и комплектующих — 75

Прямые затраты труда                             — 15

Косвенные производственные расходы — 6

Сбытовые расходы                                   — 4

Итого — 100 у.д.е. ТБ — точка безубыточности = Ип/ Ме=275000 / 50 = 5500 изделий Ип — постоянные расходы равны:

Косвенные производственные расходы — 200 000

Реклама                                                      —   15 000

Управление                                                —   60 000

Итого                                                          — 275 000.

Из изложенного следует, что предприятие, для того чтобы оку­пить свои затраты, должно продать 5500 изделий а оно их продало 6000, следовательно, 500 кофемолок пошло на образование прибы­ли, которая составила — 500 • 50 = 25 000 у.д.е. (qMe).

Если же предприятие согласно пункту 3 хочет получить прибыль в 100 000 у.д.е., то оно должно продать 7500 кофемолок (q = (ИП+М) : Ме=(275 000+100 000) : 50 = 7500). Это количество, которое должно быть продано, чтобы окупить постоянные затраты (Ип = 275 000 у.д.е.) и получить прибыль в размере 100 000 у.д.е.

Если же количество продаж кофемолок увеличилось на 20% и при снижении цены на 10%, то предприятие продает 6000 • 1,20 = = 7200 кофемолок по новой цене Це= 150 (1 — 0,1) = 135 у.д.е.

В этом случае маржа на одно изделие составит Ме = (Це—Иv) = 135 — 100 = 35 у.д.е., а суммарная маржа (М) на все 7200 шт. составит Ме= 35 • 7200 = 252 000 у.д.е. Прибыль в данном случае составит:

Мо= Ме-Иv= 252 000 - 275 000 = -2300 у.д.е.

Иными словами, предприятие будет иметь убыток в размере 2300 у.д.е.

И наконец, при уменьшении переменных затрат на изделие на 10% они составят Иv10% = 100(1 - 0,1) = 90 у.д.е., а маржа на одно изделие составит Мe= (Цe-Иv) = 150 - 90 = 60 у.д.е. В этом случае, для того чтобы оправдать постоянные расходы и получить прибыль в размере 150 000 у.д.е., количество проданных изделий должно соста­вить: q = (Ип+Мо) : Ме= (275 000+150 000) : 60 = 7084 кофемолки.

Вместе с тем предприятие должно иметь возможности маневра как в установлении цен, так и в снижении объема продаваемых изделий и объемов реализации. Эти возможности находят свое вы­ражение в установлении так называемого предела безопасности (фи­нансовой прочности). Графически он представлен на рис. 4.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.