|
— |
— |
— |
||||
35 |
135 |
4725 |
9240 |
-4515 |
135 |
54 |
77 |
150 |
135 |
20250 |
13200 |
7050 |
135 |
34 |
101 |
210 |
135 |
38350 |
15840 |
12510 |
135 |
44 |
|
250 |
135 |
33750 |
18000 |
15750 |
135 |
|
|
270 |
135 |
36450 |
19680 |
16770 |
135 |
|
|
288 |
135 |
38880 |
21312 |
17586 |
135 |
|
44 |
305 |
135 |
41175 |
22920 |
18255 |
135 |
95 |
40 |
316 |
135 |
45525 |
24360 |
18165 |
135 |
144 |
-9 |
316 |
135 |
42660 |
24510 |
18150 |
135 |
150 |
|
317 |
135 |
42795 |
24672 |
18123 |
135 |
162 |
|
318 |
135 |
42930 |
24852 |
18078 |
135 |
180 |
|
319 |
135 |
43065 |
25056 |
18009 |
135 |
204 |
|
320 |
135 |
43200 |
25269 |
17904 |
135 |
240 |
-105 |
Из таблицы следует, что предельный доход равен цене одной банки икры при приращении количества реализации в разных размерах (сравним графу 6 и 2). Иными словами, рыночная цена задается рынком (135 тыс. руб. за банку икры). Отличительная черта изменения валового дохода (выручки) от реализации банок икры на рынке свободной конкуренции состоит в том, что валовой доход выражается линейным уравнением с нулевым свободным членом и угловым коэффициентом, равным цене одной банки:
Вр=135000q.
Максимальная прибыль получается при объемах реализации около 310 банок. По данным таблицы, она составляет 18255 тыс. руб. при реализации 305 банок.
В интервале 105—315 банок предельная прибыль равна нулю.
При дальнейшем росте объема реализации она становится отрицательной, т.е. каждая дополнительная единица приращения объема выпуска дает не увеличение, а уменьшение суммы прибыли.
Таким образом, при заданной рынком цене одной банки в размере 135 тыс. руб./шт. предприятию выгоднее поддерживать реализацию на уровне, близком к 310 банкам. В этом случае оно может рассчитывать на получение наибольшей суммы прибыли.
Следует отметить, что на практике при принятии оперативных решений часто недостает всей необходимой информации, поэтому руководителям приходится действовать интуитивно. Для облегчения принятия решений предлагается ряд сценариев взаимосвязей «цена — прибыль» (табл. 3).
Таблица 3 Взаимосвязь «цена — прибыль»
Изменение прибыли
Изменение цены
Повышается
Понижается
1
2
3
Прибыль увеличивается
Рынок нечувствителен к ценам (неэластичный спрос)
Более низкие цены ведут к расширению емкости рынка быстрее, чем падают прибыли
—
Первоначально цена товара была занижена, покупатели могут заплатить больше (товарный дефицит)
Эластичный спрос
—
Производственные мощности ограничены, спрос, заказы превышают возможности предприятия
Первоначально цена товара была завышена, спрос был ограничен, после снижения цены он резко расширился
—
Более высокие цены делают товар привлекательнее для покупателя
Издержки производства единицы товара уменьшаются быстрее, чем реализационная цена
—
Повышение цен конкурентами в отрасли
Более низкие цены открывают выход на новые рынки
—
—
Уход с рынка ряда конкурентов
Прибыль
уменьшается
Увеличение цен на реализацию продукции не компенсирует повышение издержек (инфляция издержек)
Рынок нечувствителен к более низким ценам, объем продаж остается относительно постоянным (неэластичный спрос)
—
Первоначальные цены были «правильными», продажи уменьшаются быстрее, чем увеличивается выручка от реализации (эластичный рынок)
Первоначальные цены были «правильными», после снижения цен продажи не выросли (неэластичный рынок)
—
—
Ответное понижение цен конкурентами (установление более низких цен в отрасли) и отсутствие новых покупателей
—
—
Уход с рынка
—
—
Цены были уменьшены исключительно для увеличения доли продаж предприятия на рынке
—
—
Предотвращение внедрения на рынок новых конкурентов*
Формирование прибыли предприятия на основе установления условий безубыточности
Суть такого подхода состоит в том, что исходной посылкой в формировании прибыли является достижение условий безубыточной работы предприятия, т. е. оно не получает прибыль и не несет убытки, а все затраты, связанные с производством и сбытом продукции, покрываются получением результатов от текущей деятельности. В реальной жизни это есть не что иное, как определение пороговых значений выручки от реализации (Вр) или количества проданных товаров (q), при которых предприятие окупает свои затраты без получения прибыли (рис. 2).
Рис. 2. Условия безубыточной деятельности предприятия
Из рис. 2 следует, что определение величины прибыли основывается на механизме взаимосвязи: «издержки — объем реализации — прибыль» (Cost — Volume — Profit Relationships). Исходя из этой взаимосвязи решаются следующие задачи:
1. Определение объема реализации продукции, который обеспечивает покрытие издержек производства, т.е. обеспечиваются условия безубыточности.
2. Достижение плановой суммы прибыли через определение необходимого объема реализации.
3. Установление «предела безопасности» предприятия, т.е. размера возможного снижения объема реализации продукции при неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка.
Метод формирования величины прибыли на основе установления условий безубыточности исходит из допущения, что, во-первых, цена изделия в течение рассматриваемого периода не меняется и, во-вторых, количество произведенных товаров равно числу проданных. В этом случае выручка от реализации (Вр) математически выражается как:
(13)
где Иv — переменные затраты, руб.;
Ип — постоянные затраты, руб.;
М — прибыль согласно условию равна нулю.
Поскольку согласно условиям безубыточности прибыль (М) равна нулю, то формула (13) принимает следующий вид:
Вр = Иv + Ип. (14)
Из формулы (14) следует, что выручка от продаж покрывает затраты. Но эта формула еще ничего не говорит, каков должен быть объем реализации (Вр) или какое количество должно быть продано товаров, чтобы наступили условия безубыточности. Для этого преобразуем формулу (14), введя в нее количество продаваемых товаров и цену одного изделия:
(15)
где q — количество проданных товаров;
Це — цена единицы товара;
Иv — переменные затраты на единицу продукции;
Ип — совокупные постоянные затраты.
Из формулы (15) следует, что постоянные затраты Ип определяются как:
Ип=q(Це-Иv). (16)
Это означает, что пороговое значение количества продукции, которое должно быть продано, чтобы наступили условия безубыточности, определяется как:
qп=Ип/(Це-Иv). (17)
Выражение (Це-Иv) является распределенной прибылью в расчете на единицу продукции. Как только она покрывает постоянные затраты, то создаются условия для получения и роста прибыли в дальнейшем. Для удобства на практике применяют коэффициент покрытия:
Кп= Ме/Вр. (18)
Экономический смысл коэффициента покрытия Кп состоит в том, что каждая проданная единица, которая идет на покрытие постоянных издержек, вносит определенный вклад в формирование прибыли.
Коэффициент покрытия прибыли позволяет менеджеру при прочих равных условиях выбирать виды продукции с самым высоким его значением, поскольку они в этом случае будут давать максимальный вклад в формирование прибыли для покрытия постоянных издержек.
В определении своей политики, в части формирования результатов и затрат, исходным принципом должно стать определение точки безубыточности, в которой общий доход от продаж равен постоянным и переменным издержкам или в которой вклад в формирование прибыли равен совокупным постоянным издержкам.Расчет уравнения, выражающего, что:
Выручка = Переменные издержки + Постоянные издержки + Прибыль.
В каждом гипотетическом предприятии это выглядит так:
250х =150х+35000+0,
где х — точка безубыточности;
250 — продажная цена единицы товара, руб.;
150 — переменные издержки на единицу товара, руб.;
35 000 — совокупные постоянные издержки, руб.
Решая уравнение относительно х, получаем: х =350 единиц продукции. Эта точка может быть найдена в рублях продаж путем умножения найденных единиц продукции на продажную цену единицы продукции:
350 • 250 = 87 500 руб.
Для того чтобы знать, как будет складываться ситуация после нахождения точки безубыточности, целесообразно использовать графические методы построения границ безубыточности (рис. 3).
Рис. 3. График определения тонки безубыточности
Такой подход возможен не только для определения количества изделий, которые необходимо продать, для того чтобы оправдать затраты, но и для планирования прибыли, а также учета изменения показателей при различных ситуациях. Поясним это на условном примере. Допустим предприятие производит кофемолки. При производстве одного изделия оно несет следующие расходы (у.д.е.):
Затраты материалов и комплектующих — 75
Прямые затраты труда — 15
Косвенные производственные расходы — 6
Сбытовые расходы — 4
Постоянные расходы предприятия в 200... г. будут состоять из косвенных производственных расходов — 200 000, расходов на рекламу — 15 000, расходов на управление — 60 000. Предполагаемая цена продажи одного изделия — 150 у.д.е.
Требуется определить:
1. Сколько изделий должно произвести и продать предприятие для обеспечения безубыточной работы?
2. Какую прибыль получит оно в случае продажи 6000 изделий?
3. Сколько изделий нужно произвести и продать, чтобы получить 100 000 у.д.е. прибыли?
4. Какую прибыль получит предприятие, если увеличит выпуск изделий на 20% и снизит цену на 10%?
5. Сколько изделий должно быть продано для достижения безубыточности, если расходы на управление возрастут на 20 000 у.д.е.?
6. Если уменьшить переменные затраты на изделие на 10%, сколько нужно произвести и продать изделий, чтобы получить прибыль 150 000 у.д.е.?
Итак, определим маржу на одно изделие:
Ме=Це- Иv=150 -100=50 у.д.е., где Ме — маржа на одно изделие; Иv — переменные затраты равны:
Затраты материалов и комплектующих — 75
Прямые затраты труда — 15
Косвенные производственные расходы — 6
Сбытовые расходы — 4
Итого — 100 у.д.е. ТБ — точка безубыточности = Ип/ Ме=275000 / 50 = 5500 изделий Ип — постоянные расходы равны:
Косвенные производственные расходы — 200 000
Реклама — 15 000
Управление — 60 000
Итого — 275 000.
Из изложенного следует, что предприятие, для того чтобы окупить свои затраты, должно продать 5500 изделий а оно их продало 6000, следовательно, 500 кофемолок пошло на образование прибыли, которая составила — 500 • 50 = 25 000 у.д.е. (qMe).
Если же предприятие согласно пункту 3 хочет получить прибыль в 100 000 у.д.е., то оно должно продать 7500 кофемолок (q = (ИП+М) : Ме=(275 000+100 000) : 50 = 7500). Это количество, которое должно быть продано, чтобы окупить постоянные затраты (Ип = 275 000 у.д.е.) и получить прибыль в размере 100 000 у.д.е.
Если же количество продаж кофемолок увеличилось на 20% и при снижении цены на 10%, то предприятие продает 6000 • 1,20 = = 7200 кофемолок по новой цене Це= 150 (1 — 0,1) = 135 у.д.е.
В этом случае маржа на одно изделие составит Ме = (Це—Иv) = 135 — 100 = 35 у.д.е., а суммарная маржа (М) на все 7200 шт. составит Ме= 35 • 7200 = 252 000 у.д.е. Прибыль в данном случае составит:
Мо= Ме-Иv= 252 000 - 275 000 = -2300 у.д.е.
Иными словами, предприятие будет иметь убыток в размере 2300 у.д.е.
И наконец, при уменьшении переменных затрат на изделие на 10% они составят Иv10% = 100(1 - 0,1) = 90 у.д.е., а маржа на одно изделие составит Мe= (Цe-Иv) = 150 - 90 = 60 у.д.е. В этом случае, для того чтобы оправдать постоянные расходы и получить прибыль в размере 150 000 у.д.е., количество проданных изделий должно составить: q = (Ип+Мо) : Ме= (275 000+150 000) : 60 = 7084 кофемолки.
Вместе с тем предприятие должно иметь возможности маневра как в установлении цен, так и в снижении объема продаваемых изделий и объемов реализации. Эти возможности находят свое выражение в установлении так называемого предела безопасности (финансовой прочности). Графически он представлен на рис. 4.
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.