Рефераты. Агропромышленный комплекс Республики Беларусь







Литература: П.В. Лещиловский, г.Минск, БГЭУ, 2007, ст.135-138



Тема №15  Интенсификация с/х производства.

1.                 Понятие интенсификации с/х производства.

2.                 Факторы интенсификации с/х производства.

3.                 Показатели уровня и эффективности интенсификации.

1. Существуют два основные пути развития с/х производства: Экстенсивный, Интенсивный.

При экстенсивной форме развития с/х увеличения продукции достигается за счет расширения посевных площадей и роста поголовья животных. При относительно невысокой урожайности с/х культур и продуктивности животных. По другому это путь называется количественный.

При интенсивной форме развития с/х увеличения производства продукции достигается за счет повышения урожайности с/х культур и продуктивности животных. В результате применения удобрений более совершенного технического производства, улучшение кормления и содержания животных использования новых более урожайных сортов растений и высокопродуктивных пород скота. По-другому это путь называется качественный.

В результате современного производства экстенсивный и интенсивный пути развития производства постоянно сочетаются. В зависимости от того какой способ увеличения производства преобладает, говорят преимущественен экстенсивном типе экономического развития производства.

Например, рост ВП предприятия составил 10% в том числе за счет экстенсивных факторов получено 4% роста, а за счет интенсивных 6%. Значит, данное предприятие развивается преимущественно интенсивным типом развития. Таким образом сущность интенсификации заключается в увеличении производства продукции с единицы земельной площади или одного животного.

2.  Интенсификация – это сложный процесс, охватывающий много факторов, которые делятся на 3 группы:

1.                 Факторы, связанные с внедрением рациональных систем ведения хозяйства – под системой ведения хозяйства понимается комплекс агрономических, зоотехнических, инженерных, экономических и др. мероприятий направленных на максимальное увеличение производимой продукции.

2.                  Факторы, обеспечивающие укрепление материально-технической базы с/х – сущность этой группы заключается в использовании более совершенных средств производства, улучшения их качества и увеличения количества.

3.                 Факторы связанные с повешением культуры производства – сущность этой группы заключается в высоком качестве и своевременности проводимых работ, соблюдения требований технологического процесса и дисциплины труда на каждом рабочем месте.

3. Все показатели интенсификации с/х производства делятся на 2 группы:

1.                 Показатели уровня интенсификации – к ним относятся:

a)                 Стоимость ОПФ на единицу земельной площади (фондообеспеченность).

b)                Количество энергетических ресурсов приходящихся на единицу земельной площади (энергообеспеченность).

c)                Приходиться затрат на единицу земельной площади.

2.                 Показатели эффективности интенсификации – к  ним относятся:

a)                 Урожайность с/х культур.

b)                Продуктивность с/х животных.

c)                Производство ВП на единицу земельной площади.

d)                Производительность труда.

e)                 Рентабельность производства.

Тема№16 Финансы предприятий.

1.                 Понятие о финансах.

2.                 Финансовое планирование на предприятии.

3.                 Кредит его сущность и принципы.

1. Для организации производства продукции

на предприятии образуются и расходуются определенные суммы денежных средств, движение которых и определяет финансовую сторону работы предприятия. Таким образом, финансы предприятия – это совокупность всех денежных средств и их оборотов.

Материальной основой финансов является производство, а основным источником поступления денежных средств явл. реализация продукции. Финансы предприятия выполняют две основные функции:

1.                 Распределительная – сущность этой функции в распределении национального дохода страны. Основными финансовыми формами явл.: 1.использование налоговой системы, 2.формирования общественных фондов потребления, 3.формирование страховых и резервных фондов.

2.                 Контролирующая – сущность этого метода заключается в проверке правильности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов. Финансовый контроль осуществляется как в нутрии самого предприятия, так и со стороны вышестоящих организаций – финансовые и банковские учреждения.

Производственная и финансовая деятельность предприятия тесно связаны между собой, но главным является производство, а вторую необходимо рассмотреть как инструмент, обеспечивающий денежное выполнение производственной программы. В связи с этим в современных условиях повышают роль валовой продукции, которая должна быть направлена на движение денежных поступлений в хозяйство. Финансовый план предприятия состоит из двух частей – доходной и расходной.

Главные статьи доходной части финансового плана: 1.прибыль от реализации продукции, 2.кредиты банков, 3.амортизационные отчисления,4.ассигнования и бюджет.

 Главной статьей расходной части финансового плана являются:1.инвестиции, 2.погошение кредитов, 3.плотежи в бюджет, 4.отчисления в фонд экономического отчисления.

Основным финансовым планом страны является госбюджет. В правильно составленном бюджете расходная часть должна быть равна доходной части. Если доходная часть превышает расходную, то наблюдается дефицит бюджета, то есть живет в долг. Если доходная часть превышает расходную, то наблюдается профицит бюджета.

3.  С/х производство имеет сезонный характер, поэтому поступление и расходование денежных средств неравномерно. Поэтому в случаях производства продукции предприятия используют банковский кредит. Кредит – это предоставление предприятиям денежных средств для обеспечения их потребностей. Кредитование предприятий осуществляется по следующим принципам: важнейшим финансовым документом явл. баланс. Баланс представляет собой таблицу в левой части, которой отражен состав средств предприятия, а в правой источники образования этих средств. Левая часть баланса показывает актива, а правая пассив.


Литература: В.К.Буга «Организация производства и управления на с/х предприятиях», Минск «Ураджай»  Ст.374-396.


Тема№17   Валовая и товарная продукция.

1.                 Понятие о валовой продукции предприятия.

2.                 Понятие о товарной продукции предприятия.

3.                 Пути увеличения валовой продукции.

1. Валовая продукция – это стоимость всей продукции, за определенный период, с/х продукции. В валовую продукцию предприятия включается:

1.                 Продукция растениеводства – валовой сбор всех производимых с/х культур.

2.                 Продукция животноводства – то есть стоимость валового надоя молока, прироста животных и др.

3.                 Продукция подсобных производств – то есть стоимость продукции рыбоводства, пчеловодства и др.

Общий объем валовой продукции предприятия определяется в стоимостном ворожении. При этом используют два вида цен:

1.                 Текущие цены – это цены данного хозяйственного года.

2.                 Сопоставимые цены – это неизменные цены применяемые в течении длительного периода.

Стоимость ВП предприятия можно записать в виде формулы: ВП=МЗ+ФЗП+ЧД1 , где МЗ – материальные затраты, ФЗП – фонд зарплаты, ЧД1 – чистый доход.

2. Товарная продукция – это часть ВП, которая реализуется с/х предприятиями государству и др. потребителям. Уровень товарности продукции определяется по формуле: Ут=ТП/ВП·100% (%), где ТП – стоимость товарной продукции.

Уровень товарности с/х продукции и ее объем тесно связан с объемом ВП – чем выше объем ВП, тем больше и объем товарной продукции и соответственно уровень товарности.   


 3. Существуют следующие пути увеличения производства продукции:

1.                 Повышение урожайности с/х культур.

2.                 Расширение посевных площадей.

3.                 Сокращение потерь при уборке, транспортировке и хранении.

4.                 Увеличение продуктивности с/х животных.

5.                 Увеличение поголовья с/х животных.

6.                 Борьба с болезнями растений и животных.

 

Литература: П.В. Лещиловский, г.Минск, БГЭУ, 2007, ст.145-151


Тема №18 Себестоимость с/х продукции.

1.                 Понятие о стоимости с/х продукции.

2.                 Понятие о себестоимости с/х продукции.

3.                 Классификация затрат при калькуляции себестоимости.

1.  Для того, что бы производить материальные блага, в том числе и с/х продукцию обществу необходимо осуществить определенные затраты. В связи с этим выделяют 2 понятия – стоимость и себестоимость продукции.

Стоимость продукции в рыночных условиях определяется спросом и предложением и включает 3 составные части: 1) стоимость израсходованных средств производства – то есть матер. затраты ( запасные части, ГСМ, семена), 2) стоимость продукта созданного трудом для себя – определяется фондом заработной платы, 3) стоимость продукции созданного трудом для общества – определяется величиной прибавочного продукта.   

2. Себестоимость продукции представляет собой вороженные в денежной форме затраты конкретного предприятия на производство продукции. Себестоимость включает, затраты данного хозяйства на оплату труда и израсход. средства производства, но не включает прибавкой продукт. Себестоимость продукции складывается из затрат прошлого труда – то есть его оплата.

Себестоимость продукции является одним из важнейших экономических показателей, поскольку эффективная работа предприятия невозможна без планирования, анализа и снижения себестоимости продукции.

3. Исчисление себестоимости продукции называется калькуляцией. В растениеводстве основной калькуляционной ед. является центнер и гектар выполненной работы, а в животноводстве  - центнер продукции и содержание одной головы животного.

С/х продукция подразделяется на 3 вида: 1)основная – это та продукция для получения которой организовано производство (зерно, мясо), 2) сопряженная – это 2 и более основных продукта явл. результатом одного и того же производственного процесса (шерсть и прирост в овцеводстве), 3) побочная – это та продукция которая получается одновременно с основной но имеет второстепенное значение (солома, ботва). Себестоимость единицы продукции рассчитывается по формуле: С\с=С/В; (руб/ц), где С – себестоимость всей продукции, В – выход или количество продукции.

В случаях когда от одной культуры получается несколько видов продукции, то общую сумму затрат распределяют следующим образом: 1)с помощью коэффициента находим объем условной ВП, 2)находим удельный вес в процентах каждого вида продукции в общем объеме условной продукции, 3)согласно удельного веса находим затраты на каждый вид продукции, 4) затраты отнесли к количеству продукции и получаем себестоимость единицы продукции.

При калькуляции себестоимость продукции все затраты делятся на основные и накладные. К основным затратам относятся такие, которые непосредственно связаны с производством продукции – это заработная плата производственных работников, стоимость семян, кормов, удобрений. К накладным относятся затраты связанные с управлением и обслуживанием хозяйства.        


Литература: П.В. Лещиловский, г.Минск, БГЭУ, 2007, ст. 151-156


Тема№19    Себестоимость с/х продукции.

1.                 Понятие структуры себестоимости с/х продукции.

2.                 Основные виды себестоимости с/х продукции.

3.                 Значение и пути снижения с/х продукции.

1. Для того, что бы иметь полное представление о затратах на производство продукции необходимо знать структуру этих затрат, то есть структуру себестоимости. Под структурой себестоимости понимают соотношение отдельных статей затрат в процентах к общей сумме затрат на производство продукции.

 В структуру себестоимости с/х продукции наибольший удельный вес занимают затраты на корма, семена, зарплаты, освещение и прочие основные затраты. Затраты труда особенно высоки в тех отраслях, где низкий уровень механизации процессов. Важнейшей задачей с/х предприятий нашей Республики является снижение себестоимости всех видов продукции.

2.  В зависимости от сроков определения выделяют следующие виды себестоимости:

1.                 Плановая – рассчитывается при составлении планов развития хоз. на определенную перспективу.

2.                 Отчетная или фактическая – рассчитывается на основании фактических данных о затратах на производство продукции.

3.                 Провизорная или ожидаемая – рассчитывается на основании фактических данных об уже произведенной продукции и плановых данных о качестве продукции и затратах на нее до конца года. 

Кроме этого различают производственную и коммерческую или полную себестоимость. В производственную себестоимость включают все затраты связанные с производством продукции. В коммерческую себестоимость кроме производственных затрат включены затраты связанные реализацией продукции – реклама, упаковка, транспортировка и др. затраты.

Различают так же индивидуальную и среднеотраслевую себестоимость продукции. Индивидуальная себестоимость показывает затраты на производство конкретного хозяйства. Среднеотраслевая себестоимость характеризует средние затраты в целом по данной отросли народного хозяйства.

3. Уровень себестоимости продукции качественно характеризует работу хозяйств, поскольку, чем ниже себестоимость продукции, тем большая получаемая прибыль выше уровень рентабельности и эффективности производства в целом. Существуют следующие пути снижения себестоимости с/х продукции:

1.                 Рост урожайности с/х культур и продуктивность животных.

2.                 Дальнейшая механизация производственных процессов в с/х.

3.                 Использование в с/х обоснованных норм выработки и прогрессивных систем оплаты труда.

4.                 Экономия затрат в том числе и энергоресурсов при производстве с/х продукции.

5.                 Снижение потерь с/х продукции при уборке, транспортировке, хранении.   


Литература: П.В. Лещиловский, г.Минск, БГЭУ, 2007, ст. 156-160


Тема№20  Цены на продукцию АПК.

1.                 Понятие о цене и ценообразовании.

2.                 Функции цен.

3.                 Система цен на продукцию АПК.


1.  Цена – это стоимость товара, выраженная в деньгах. Экономически обоснованная цена должна возместить предприятию себестоимость продукции и обеспечить получение прибыли необходимой для осуществления расширенного воспроизводства  и выполнений обязательств перед обществом, уплаты налогов, страховых платежей, отчислений в общественный фонд потребления.

Ц=С+П; С=МЗ+ФЗП; Ц=МЗ+ФЗП+П.

Прибыль должна быть такой, что бы уровень рентабельности составлял

20-30% и более процентов.  R=П/С·100%;

Ценообразование на продукцию может основываться на издержках, спросе и конкуренции. Издержка – цена, устанавливаемая исходя из уровня издержек производства и обслуживания, вылечены накладных расходов и расчетной прибыли. Спрос – это цена, определяемая после изучения потребностей покупателя в товарах и анализах в зависимости спроса от цены. В трех случаях цена товара может быть определена на уровне рыночной, а так же выше или ниже.   

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.