Рефераты. Механизм налогового планирования на предприятии в условиях трансформационной экономики






Механизм налогового планирования на предприятии в условиях трансформационной экономики

Механизм налогового планирования на предприятии в условиях трансформационной экономики.
 
ООО"Скиф-3"

ПЛАН:

Раздел 1.Предприятие как налогоплательщик и как элемент хоз.
механизма.
1.1 Хар-ка предприятий и их роль в образовании ВНП.
1.2 Налоги и сборы уплачиваемые в бюджеты предприятиями.
1.3 Проблема сокрытия налогов от налогооблажения.
Р.2 Финансовое и налоговое планирование на предприятии в современных
условиях(на примере прдприятия)
2.1 Организационно эконом. хар-ка и анализ фин. состояния предприятия.
2.2 Хар-ка налогов уплачиваемых предприятием.
2.3 Выбор оптимального варианта налогооблажения предприятия.
Р.3 Методы налогового планирования и особенности их применения в
условиях ООО"Скиф-3".
3.1 Методика расчетов величины налоговых платежей предприятия в ходе
составления фин. плана(форма 2).
3.2 Возможности использования предприятием налоговых льгот.

ВВЕДЕНИЕ

Налоги, налоговая политика, налоговая система, налогообложение, постоянно находятся в центре внимания всего общества в любом государстве, однако далеко не все, кто высказывает различные суждения о налогах, глубоко разбираются в их экономическом содержании, природе и социальном назначении. Налог - одно из основных понятий финансовой науки. Проблемы правильного понимания его природы обусловлены тем, что налог - понятие не только экономическое, но и правовое, социальное, философское. Налогообложение как элемент экономического строя общества присуще всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. Процесс взимания налогов осуществляется государством и, более того, является его функцией. Определение понятия "налог" тесно связано с категорией "государство". Оно зависит не только от раскрывающих данное понятие теоретических концепций, господствовавших в определенное время у каких-либо наций и народов, но и от уровня развития самого государства, состояния его экономики (базиса) и социально-политических отношений. Знакомства с налоговой системой достаточно для того, чтобы судить о том, на какой ступени развития находится государство. Если в налоговой системе сделан акцент на косвенное и имущественное налогообложение, то, вероятнее всего, мы имеем дело со слаборазвитой в промышленном отношении страной. Если же в структуре налогов преобладают прямые налоги, объектом которых выступают доходы граждан, юридических лиц, их имущества, то это свидетельствует о том, что речь идет о высокоразвитой экономике.

Если учитывать количество налогов, действующих в стране,  то Украина одна из самых развитых стран. Сейчас существует свыше 50 (точно не знает никто) разнообразных налогов, сборов, штрафов, платежей и плат.

Кроме налоговых методов ограничения предпринимательской деятельности есть неналоговые, или разрешительные, ограничения (лицензирования, сертификация, квотирования, патентования и т.п.). К сожалению, за короткую историю развития рыночных отношений у нас стимулировалось и стимулируется развитие не бизнеса, а налогообложения. Сейчас, наверное, количество тех, кто зарабатывает, меньше, чем тех, кто контролирует.

Основным источником формирования бюджета Украины есть именно налоги.

По классическими признаками налогообложение должно выполнять одновременно две функции: отбирать, а отбирая - давать авансы.

Известно, что существуют три пути сокращения налоговых платежей.

Один из них - нелегальный, когда сознательно применяют методы сокрытия учета доходов и имущества от налоговых органов, а также намеренно искажают бухгалтерскую и налоговую отчетность, что уголовно наказуемо.

Второй – легальный, основанный на использовании возможностей, предоставляемых налоговым законодательством, – через корректировку хозяйственной деятельности и методов ведения бухгалтерского учета.

И третий путь, назовем его условно "полулегальный", возможен благодаря несовершенству нормативных законодательных актов, позволяющему довольно успешно оспаривать в арбитражном суде претензии налоговых органов.

Современное налоговое законодательство предусматривает различные налоговые режимы, которые зависят от статуса налогоплательщика, места его регистрации и организационно-правовой формы, а также направлений и результатов его финансово-хозяйственной деятельности.

Налоговое планирование можно определить как выбор "оптимального" сочетания правовых форм отношений и возможных вариантов их интерпретации в рамках действующего законодательства. Иными словами, это выбор между различными вариантами осуществления деятельности и размещения активов, направленный на достижение возможно более низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств.

Когда речь идет о предприятии, следует отметить, что необходимо соотносить цели налогового планирования со стратегическими (коммерческими) приоритетами и интересами предприятия. Кроме того, эффективность налогового планирования всегда следует соотносить с затратами на его проведение.

Поскольку необходимость и объем налогового планирования напрямую связаны с тяжестью налогового бремени в той или иной налоговой юрисдикции, то ее можно рассчитать по формуле: a = (b : c ) х 100%, где a – налоговое бремя; b – налоги, начисленные за отчетный период; c – объем реализованной продукции.

Если необходимость (a) не более 20%, то можно обойтись четким ведением бухгалтерского учета и внутреннего документооборота. Возможно использование прямых льгот. Рекомендуются также повышение профессионального уровня главного бухгалтера, разовые консультации внешнего налогового консультанта или аудитора.

Если необходимость налогового планирования более 20%, но менее 45%, то требуются специальная подготовка персонала, контроль и руководство со стороны финансового директора, а налоговое планирование нужно делать частью общей системы финансового управления и контроля. Необходима разработка контрактных схем типовых, крупных и долгосрочных контрактов. По мере необходимости следует прибегать к услугам внешних консультантов, а при возможности – встать на абонентское обслуживание.

Если необходимость налогового планирования превышает 45%, но меньше 70%, то оно становится одним из важнейших элементов стратегического планирования деятельности организации. В данном случае потребуются наличие специально подготовленного персонала и организация его тесного взаимодействия со всеми финансовыми службами компании, обязательный налоговый анализ и экспертиза любых организационных, юридических или финансовых мероприятий и инноваций. Рекомендуется сотрудничество с профессиональным налоговым консультантом, а лучше адвокатом, специализирующимся в области налогообложения и налогового права.

Что же является составными этапами налогового планирования?

Первый этап – определение главных принципов. Т.е. прежде чем вы соберетесь оптимизировать налоговое планирование, вам необходимо будет определить его основные принципы:

1. Принцип законности, т.е. соблюдение действующего законодательства при осуществлении налогового планирования. Здесь мы говорим только о законных способах снижения налоговой нагрузки.

2. Принцип выгодности подразумевает снижение налоговых обязательств организации в результате применения инструментов налогового планирования.

3. Принцип альтернативности. Необходимо рассмотреть несколько альтернативных вариантов налогового планирования с выделением наиболее оптимального для конкретной организации.

4. Принцип оперативности, т.е. корректировка процедуры налогового планирования с целью учета в кратчайшие сроки вносимых в действующее законодательство изменений.

5. Принцип понятности и обоснованности. Это требование к схеме налогового планирования, чтобы она была понятна, а все ее составные части имели экономическое и правовое обоснование.

Второй этап – анализ проблем и постановка задач налогового планирования. Предполагается изучить налоговые проблемы своей организации и поставить задачи, в соответствии с которыми будет подбираться налоговый инструмент и разрабатываться схемы налогового планирования. Здесь необходимо посмотреть особенности организации финансово-хозяйственной деятельности вашего предприятия. Здесь играет роль организационно-правовая форма предприятия (АО, ООО, индивидуальный предприниматель и т.д.). Затем необходимо сформировать так называемое «налоговое поле», т.е. перечень налогов, которые надлежит уплачивать (их ставки, размеры, распределение между бюджетами, налоговые льготы и т.д.). Здесь же необходимо проанализировать систему договорных отношений и типичных хозяйственных ситуаций. Таким образом, лицо, осуществляющее налоговое планирование, должно свободно ориентироваться в гражданском законодательстве.

На этом этапе нужно посчитать совокупную налоговую нагрузку, как говорилось в начале, и посмотреть какой налог наиболее обременителен для нас.

Третий этап – определение основных инструментов налогового планирования. В качестве основных инструментов можно выделить налоговые льготы, предусмотренные налоговым законодательством. Есть отдельные льготы по отдельным видам налогов, по отдельным видам производства продукции, но это существует не для всех. Здесь также можно в качестве инструмента рассмотреть оптимальность с позиции налоговых последствий формы договорных отношений.

Необходимо посмотреть отдельные элементы налогообложения. Может быть, имеет смысл или работать самому под эгидой индивидуального предпринимателя, а может быть, стоит работать через него, или иметь между собой и клиентами кого-то, кто работает по упрощенной системе налогообложения.

Следующий момент – специальные налоговые режимы, в частности свободные экономические зоны.

Определенные элементы бухгалтерского учета в целях налогообложения тоже могут сыграть свою роль.

Четвертый этап – создание схемы налогового планирования. Схему нужно строить, исходя из того, какую финансово-хозяйственную деятельность вы ведете (торговую, посредническую, производственную).


1.1  Характеристика предприятий и их роль в образовании ВНП.


Основой экономики любого государства являются предприятия. На предприятиях создается национальный продукт, предприятия платят налоги, предприятия предоставляют гражданам государства трудовые места, возможность зарабатывать, производят продукцию, которую потребляют все граждане государства.

В настоящее время (до 1 января 2004 года) деятельность, виды, типы предприятий на Украине регламентируются Законом Украины «О предприятиях в Украине» (далее - Закон о предприятиях) от 27 марта 1991 года № 887-ХII с изменениями и дополнениями, внесенными Законами Украины

Этот Закон направлен на реализацию Декларации о государственном суверенитете Украины.

Этим Законом определены виды и организационные формы предприятий, правила их создания, регистрации, реорганизации и ликвидации, организационный механизм осуществления ими предпринимательской деятельности в условиях перехода к рыночной экономике.

Закон создает равные правовые условия для деятельности предприятий независимо от форм собственности на имущество и организационной формы предприятия.

Закон направлен на обеспечение самостоятельности предприятий, определяет их права и ответственность в осуществлении хозяйственной деятельности, регулирует отношения предприятий с другими предприятиями и организациями, Советами народных депутатов, органами государственного управления.

Согласно Закона о предприятиях:

1. Предприятие - основное организационное звено народного хозяйства Украины. Предприятие - самостоятельный хозяйничающий уставный субъект, который имеет права юридической личности и осуществляет производственную, научно-исследовательскую и коммерческую деятельность с целью получения соответствующей прибыли (дохода)

Предприятие имеет самостоятельный баланс, текущие и вкладные (депозитные) счета в учреждениях банков, печатку со своим наименованием, а также знак для товаров и услуг.

Предприятие не имеет в своем составе других юридических лиц.

2. Предприятие осуществляет любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещенные законодательством Украины и отвечают целям, предусмотренным уставом предприятия.

3. В случае убыточной деятельности предприятий государство, если она признает продукцию этих предприятий общественно необходимой, может предоставлять таким предприятиям дотацию, другие льготы.

Эволюция законодательства Украины немного уточнила виды предприятий (до 1998 года законодательством предусматривалось как минимум 8 видов предприятий (при нечетком определении), на сегодняшний день - только 6 видов).

Ныне действующая ст.2 Закона о предприятиях гласит: «В Украине могут действовать предприятия следующих видов:

-         частное предприятие, основанное на собственности физического лица;

-         коллективное предприятие, основанное на собственности трудового коллектива предприятия;

-         хозяйственное общество;

-         предприятие, которое основано на собственности объединения граждан;

-         коммунальное предприятие, основанное на собственности соответствующей территориальной общины;

-         государственное предприятие, основанное на государственной собственности, в том числе казенное предприятие. Особенности создания, ликвидации, реорганизации, управления и деятельности казенного предприятия устанавливаются разделом VIII этого Закона (пункт 1 статьи 2 в редакции Закона Украины от 04.02.98 г. N 72/98-ВР)».


Кроме того в соответствии с объемами хозяйственного оборота предприятия и численностью его работников (независимо от форм собственности) оно может быть отнесено к категории малых предприятий.

К малым предприятиям принадлежат вновь образованные и действующие предприятия:

-         в промышленности и строительстве - с численностью работающих до 200 человек;

-         в других отраслях производственной сферы - с численностью работающих до 50 человек;

-         в науке и научном обслуживании - с численностью работающих до 100 человек;

-         в отраслях непроизводственной сферы - с численностью работающих до 25 человек;

-         в розничной торговле - с численностью работающих до 15 человек.

Особенности создания и деятельности малых предприятий устанавливаются законодательством Украины.

В республике могут действовать другие виды и категории предприятий, в том числе арендные, создание которых не противоречит законодательным актам Украины.

         Для лучшего понимания различий между некоторыми перечисленными типами предприятий, предположим, что перед нами стоит задача создания нового предприятия и предстоит сделать выбор – что же это будет за предприятие.

Какому виду предприятия отдать предпочтение?

Как следует из вышеупомянутой ст.2 Закона о предприятиях, если такую дилемму решает физическое лицо, то выбирать приходится между частным предприятием и хозяйственным обществом. Юридические же лица могут создавать только хозяйственные общества (филиалы, представительства или прочие обособленные подразделения не являются предприятием).


Частное предприятие

Отметим сразу, что это - один из наименее урегулированных нормативно видов предприятий, а точнее - не урегулированный вообще как отдельный вид.

При его создании руководствуются общими нормами Гражданского кодекса и практикой.

В соответствии с законодательством Украины частное предприятие основано на собственности одного физического лица.

В принципе, частное предприятие мало чем отличается от общества с ограниченной ответственностью (одного из видов хозяйственных обществ, о которых речь пойдет далее), а поэтому во многих странах мира учредителем 000 может быть и одно физическое лицо. Но это совсем другая тема... Итак, в чем мы видим плюсы частного предприятия:

- наиболее весомые решения собственник принимает самостоятельно;

- нет необходимости формировать уставный фонд;

- поскольку Вы - единоличный собственник, Вы на 100% защищены от того, что путем манипулирования законом другие соучредители лишат Вас собственности.


Хозяйственные общества

Но если дилемма выбора вида предприятия стоит перед юри­дическим лицом или у физического лица не хватает денежных средств, тогда Вам следует остановить свой выбор на таком виде, как хозяйственное общество.

И тут появляется новая дилемма: какой вид хозяйственного общества избрать для предпринимательства.

Хозяйственными обществами признаются предприятия, учреждения, организации, созданные на принципах соглашения юридических лиц и граждан путем объединения их имущества и предпринимательской деятельности с целью получения прибыли.

Согласно Закону Украины «О хозяйственных обществах» от 19 сентября 1991 года № 1576-Х11 существует 5 видов хозяйственных обществ:

- акционерное общество;

- общество с ограниченной ответственностью;

- общество с дополнительной ответственностью;

- полное общество;

- коммандитное общество.


Акционерное общество

Акционерным признается общество (далее - АО), которое имеет уставный фонд, разделенный на определенное количество акций равной номинальной стоимости, и несет ответственность по обязательствам только имуществом общества.

«Плюсы» акционерного общества:

- наиболее демократичное общество;

- повышенное доверие партнеров (особенно иностранных — АО всегда считались надежным предприятием);

- возможность создания большого стартового капитала (осо­бенно в открытых АО);

- наиболее упрощенный выход учредителя (продажа акций другому лицу).

«Минусы» акционерного общества:

- трудности при создании (выпуск акций, поиск депозитария и т.д.);

- при большом количестве акционеров – «неповоротливость» в принятии важных решений;

- достаточно большой минимальный размер уставного фон­да (1250 минимальных заработных плат).


Общество с ограниченной ответственностью

Обществом с ограниченной ответственностью (далее - ООО) признается общество, имеющее уставный фонд, разделенный на доли, размер которых определяется уставными документами.

«Плюсы» ООО:

- простота при создании (от учредителей требуется внести 30% своего вклада и подписать учредительные документы);

- небольшой минимальный уставный фонд (100 минималь­ных заработных плат);

- в основном небольшое количество учредителей, что дает возможность оперативно собираться для решения важных во­просов деятельности общества.

«Минусы» ООО:

- малая степень доверия к партнерам (особенно - иностран­ным) при больших суммах контрактов;

- более сложный (по сравнению с АО) выход из состава учредителей.

 

Общество с дополнительной ответственностью

Обществом с дополнительной ответственностью (далее - ОДО) признается общество, уставный фонд которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники такого общества отвечают за его долги своими вкладами в уставный фонд, а при недостаточности этих сумм - дополнительно принадлежащим им имуществом в одинаковом для всех участников размере, кратном вкладу каждого участника.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.