Рефераты. Механизм налогового планирования на предприятии в условиях трансформационной экономики






Налоговое законодательство Украины также предоставляет производителям (юридическим и физическим лицам) при определенных условиях льготы. Их цель - стимулировать инновационные, инвестиционные процессы развития производства, привлекать к тому иностранный капитал путем создания СП. Но когда льготы используются только для обогащения отдельных лиц, увеличения доходов корпораций, то они наносят большой ущерб бюджету страны, лишая его ресурсов.

Внимание специалистов в значительной степени сконцентрировано на так называемой "виртуальной экономике", охватывающей различные неденежные формы расчетов и тесно связанной с неплатежами, в том числе налоговыми.

Кратко выделим принципиальные отличия украинских схем от аналогичных, используемых за рубежом. Ключевая особенность схем ухода от налогов, основанных на неучтенном наличном обороте и широко распространенных в украинском легальном бизнесе, заключается в систематическом использовании фиктивных операций.

В одних случаях ("обналичивание", или обмен официально заработанных безналичных денег, находящихся на расчетном счете в банке, на неучтенные наличные) речь идет о заключении фиктивного договора на выполнение работ или оказание услуг. Этот договор служит основанием для перевода денег со счета фирмы-налогоплательщика на счет подставной фирмы-однодневки Х, которая затем за вычетом своей комиссии возвращает их уже как неучтенные ("черные"). Эти деньги обычно используются для выплат "черной" зарплаты работникам, формирования личных доходов менеджеров и собственников соответствующих предприятий-налогоплательщиков, а также идут на взятки чиновникам, "откаты" представителям крупных клиентов за выгодные заказы и т.д. В целом операции "обналичивания" способствуют искажению реальной структуры издержек за счет замещения зарплаты и прибыли (которые облагаются НДС, подоходным налогом и социальными отчислениями либо налогом на прибыль, а также оборотными налогами) фиктивными материальными затратами (которые на практике облагаются лишь оборотными налогами).

Другой случай - "обезналичивание", или обмен неофициально заработанных наличных денег на безналичные средства, легально зачисляемые на счет соответствующей фирмы, что идентично понятию "отмывание денег". Функции фирмы Х в такой схеме заключаются в том, что она за минимальную плату принимает от розничного торговца неучтенные наличные и осуществляет безналичный платеж на банковский счет соответствующего оптовика, для чего заключаются два контракта: один - на приобретение фирмой Х товара у оптовика, другой - на поставку этого же товара розничному торговцу. Оба контракта являются фиктивными, так как товар на самом деле передается оптовиком непосредственно розничному торговцу.

Фиктивные операции используются здесь для разрыва стандартной "цепочки" "оптовик - розничный торговец". Отметим, что основным ограничением для массового занижения валовой выручки в розничной торговле в Европе или США является высокая вероятность встречной проверки счетов за отгруженные товары, которые оптовик выставил своим клиентам, и счетов за полученные товары, которые оплатили розничные предприятия согласно их официальной финансовой отчетности. В случае, когда у конкретного розничного торговца сумма "входящих" счетов оказывается меньше суммы "исходящих" от его оптового поставщика, налоговые органы имеют веские основания предполагать занижение валовой выручки от реализации в розничном звене либо сокрытие товара в оптовом звене для его последующего выведения в неучтенный оборот. Первая гипотеза в целом более вероятна, так как обычно оптовик - крупная фирма, не склонная рисковать и предпочитающая уходить от налогов легальными способами. Тем не менее обе ситуации для налогоплательщиков чреваты крупными штрафными санкциями, что объективно сдерживает масштабы занижения валовой выручки и уклонения от налогов в розничной и оптовой торговле, а также в сфере услуг.

Появление между реальным оптовиком и реальным розничным торговцем подставной фирмы-однодневки Х решает проблему и снимает названное ограничение. Теперь, согласно отчетности оптовика, он поставил товар некой неизвестной ему фирме Х, которая своевременно оплатила поставку. На самом деле, как мы уже говорили, оптовик передал его розничному торговцу. По отчетности последнего, однако, данный товар проходит как полученный им от фирмы Х на реализацию, то есть без какой-либо предварительной оплаты. Эта отчетность сохраняется розничным торговцем до момента продажи всей партии товара (то есть пока товар хранится на его складе), после чего вся документация, касающаяся его, уничтожается. Такое возможно, поскольку розничный торговец уверен, что налоговые органы никогда не смогут сопоставить его "входящие" счета с "исходящими" счетами его оптового поставщика, ведь фирма-однодневка Х в полном соответствии со своим предназначением исчезает, а вместе с ней исчезает и вся информация о ее контрагентах.

Внедрение подобных схем резко расширяет возможности уклонения от уплаты налогов в легальном бизнесе. В случае "обналичивания" это происходит за счет того, что широкий доступ к неучтенным наличным получают предприятия, реализующие свои товары и услуги по безналичному расчету, как правило - компании с небольшой численностью работников (в пределах 100 человек), что соответствует понятию малых предприятий в производственном секторе. Однако в финансовой сфере или в области консалтинга это могут быть уже весьма крупные фирмы. В целом, по результатам некоторых исследований, на предприятиях подобного типа у наемных работников доля "черных" выплат в заработной плате составляла от 50 до 95%. "Черная" составляющая в доходах менеджеров и собственников обычно была еще выше.

В случае "обезналичивания" у украинских розничных торговых предприятий снимаются все значимые ограничения на занижение выручки от реализации, полученной ими в наличной форме. Например, была одна фирма, продававшая товары из Юго-Восточной Азии на киевских мелкооптовых рынках. В течение четырех лет она регулярно декларировала 1% своей торговой выручки, при этом ее реальный оборот составлял от 400 до 500 тыс. долларов в месяц. Зарплата работников и доходы собственников в данном и других подобных случаях практически полностью формировались за счет "черного нала".

Подобные масштабы оборота неучтенных наличных предполагают наличие соответствующей инфраструктуры и организационно-технического обеспечения. Данные функции в украинской экономике выполняет ряд мелких и средних банков, а также инвестиционных компаний, в совокупности образующих относительно самостоятельную и весьма рентабельную отрасль финансового бизнеса.

Приведем некоторые примеры, свидетельствующие об масштабах проблемы сокрытия доходов от налогообложения и, следовательно, неуплаты налогов в Донецкой области.

Сотрудники управления налоговой милиции в Донецкой области продолжают активно работать над выявлением и пресечением фактов уклонения от уплаты налогов. К сожалению, еще не все предприниматели - физические лица и должностные лица предприятий, организаций и учреждений строго соблюдают налоговое законодательство, стремясь найти пути ухода от своевременной уплаты налогов в полном объеме.

К слову, в последнее время сотрудники налоговой милиции сориентированы на выявление фактов уклонения от уплаты налогов в особо крупных размерах. То есть, если сумма фактических непоступлений в бюджет составляет свыше 85 тыс. грн.

Так, в первом полугодии т.г. в области выявлено 275 преступлений в сфере налогообложения. Из них около 48% -- это уклонение от уплаты налогов в особо крупных размерах. Причем, расследуется 12 уголовных дел, где эти суммы составляют свыше 1 млн. грн.

Например, на одной из донецких шахт главный бухгалтер элементарно занижала валовые доходы от проданного угля теплоэлектростанциям. В результате проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятия доначислено 1,5 млн. грн. налога на прибыль. Вся сумма взыскана в бюджет.

Бухгалтер общества с ограниченной ответственностью, оказывающего коммунальные услуги сельскохозяйственным предприятиям области, умудрился первоначально сокрыть 1,2 млн. грн. налога на добавленную стоимость от продажи стройматериалов.

В Макеевке директор одного из обществ с ограниченной ответственностью необоснованно, по мнению следователя, отнес на валовые расходы предприятия затраты по ремонту основных средств, арендованных у ОАО "Макеевский металлургический комбинат". В итоге в бюджет своевременно не поступило 2,3 млн. грн. налога на прибыль.

Сотрудники отдела налоговой милиции ГНИ в г. Горловке выявили следующий факт. Начальник сектора налогового планирования и контроля обязательных платежей одного из открытых акционерных обществ просто "забыла" начислить 1 млн. грн. налога на добавленную стоимость за полученные услуги от одной иностранной компании.

В первом полугодии окончено производством 148 уголовных дел. Они согласно ст.225 Уголовно-процессуального кодекса направлены в прокуратуру для передачи в суды. Из них 64 дела, возбужденных по части 3 статьи 212 Уголовного кодекса Украины - уклонение от уплаты налогов в особо крупных размерах.

В настоящее время перед сотрудниками налоговой милиции поставлены конкретные задачи по выявлению схем минимизации налогов, способствующих уходу субъектов предпринимательской деятельности для работы "в тени", установлению бесхозного имущества в складских помещениях, торговых базах, на железнодорожных станциях, в морском порту и аэропорту, а также установлению схем образования отрицательного значения налога на добавленную стоимость.

Ужесточились наказания за сокрытие от налогообложения доходов и неуплату налогов и в Украинском законодательстве.

В Таблице 1.1 приведены предусмотренныем в ст.212 Уголовного Кодекса Украины, вступившего в силу 1.09.2001 г., меры к «неплательщикам» налогов.

  Изменения претерпел не только Уголовный но Уголовно-процессуальный кодекс. Проведем небольшой анализ изменений.

Следующие правонарушения теперь находятся в компетенции следственных органов налоговой милиции:

-  уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей (статья 212);

-  легализация (отмывание) денежных средств и другого имущества, полученных незаконным путем (статья 209);

-  уклонение от возвращения выручки в иностранной валюте (статья 207);

-  незаконное открытие или использование за пределами Украины валютных счетов (статья 208);

-  фиктивное банкротство (статья 218);

-  незаконное изготовление, хранение, сбыт или транспортировка с целью сбыта подакцизных товаров (статья 204);

-  незаконное изготовление, подделка, использование или сбыт незаконно изготовленных, полученных или подделанных марок акцизного сбора или контрольных марок (статья 216).

Кроме того, если во время расследования этих преступлений будут установлены факты взяточничества, фиктивного предпринимательства, контрабанды, присвоения или растраты имущества, превышения власти или служебных полномочий, подделки документов и так далее (всего УПК установлено 18 таких правонарушений), они также будут расследоваться налоговой милицией.

Но все же основной статьей, по которой будут вестись дела следователями налоговой милиции, является 212-я - уклонение от уплаты налогов.

Новая редакция данной статьи претерпела значительные изменения.

Во-первых, теперь уголовная ответственность наступает при умышленном уклонении от уплаты не только налогов, но также сборов и других обязательных платежей, которые входят в систему налогообложения и были введены в установленном законом порядке. Например, при уклонении от уплаты сборов в социальные фонды (пенсионный, социального страхования, страхования на случай безработицы и так далее).

Во-вторых, были изменены размеры убытков, нанесенных государству, которые влекут за собой уголовную ответственность. Если раньше она наступала в случае, если сумма неуплаченных налогов превышала 1700 гривен, то с 1 сентября под действие уголовного законодательства попадают те, кто не доплатил государству больше 17 тысяч гривен.

Более того, смягчающие положения новой редакции статьи имеет обратное действие.

В статье появилась четвертая часть, которая предусматривает освобождение лица, обвиняемого по частям I и II данной статьи, от уголовной ответственности в том случае, если до предъявления обвинения будет уплачена сумма укрытых от государства налогов и сборов вместе с возмещением нанесенных убытков (штрафными санкциями и пеней).

Статья 207 (уклонение от возвращения выручки в иностранной валюте) распространяется только на лиц, ведущих предпринимательскую деятельность, -- юридических и физических. И это естественно. Рядовой житель Украины просто не сможет заключить необходимые для таких операций договоры, не зарегистрировавшись как предприниматель. А вот под действие статьи 208 (незаконное открытие или использование за пределами Украины валютных счетов) подпадают как должностные лица предприятий, предприниматели, так и все наши сограждане.

Этой статьей  предусмотрено наказание:

Минимальное - штраф от 500 до 1000 не облагаемых налогом минимумов (от 8500 до 17000 грн..

Максимальное - до пяти лет лишения свободы с конфискацией валютных ценностей, находящихся на незаконно открытом счету.

В кодексе появилась новая статья - `отмывание` денег и имущества, полученных незаконным путем. Что же подразумевается под `отмыванием`?

Если человек длительное время уклонялся от уплаты налогов, скопил большую сумму и купил на нее акции предприятия, оформив при этом все необходимые документы. Покупка акций законна? Вполне. Однако деньги, используемые в этой операции, являются криминальными. В таких случаях (после установления незаконного происхождения средств) и применяется данная статья. Причем независимо от того, где были легализованы деньги, - у нас или за рубежом.

Это правонарушение всегда проистекает из другого - ведь нужно сначала где-то украсть деньги и уж потом их легализовать. Более того, легализация является способом укрывания другого преступления. Поэтому, чтобы применить эту статью, нужно сначала доказать факт незаконного получения средств.

Раньше у нас в стране привлечь человека к ответственности за отмывание денег было невозможно.

Максимальное наказание по этой статье - лишение свободы на срок до двенадцати лет с конфискацией всего имущества.

Фиктивные фирмы открываются на потерянные или одолженные (за небольшое вознаграждение) паспорта.

Что именно является фиктивным предпринимательством. Это создание или приобретение субъектов предпринимательской деятельности (юридических лиц) с целью прикрытия незаконной деятельности или совершения запрещенных видов деятельности. Примеров тому множество. Например, конвертационные центры, которые фактически не ведут предпринимательской деятельности, а только перегоняют через свои счета деньги - для обналичивания, последующей переправки за рубеж и так далее.

Как известно, такие фирмы создают реальные люди с привлечением `липовых` директоров. Так вот, ответственность несут все участники процесса. А степень вины каждого из них устанавливается в ходе следствия. Ведь `владелец` фирмы может заявить, что просто потерял свой паспорт полгода назад. Если не будет доказано, что это ложь, то он понесет ответственность только за нарушение паспортного режима. Но если человек знал, чем занимается фирма, и сам подписывает все финансовые документы...

Кстати, очень часто (и не только в случаях с фиктивными фирмами) перед законом предстают люди, которые являются лишь исполнителями воли вышестоящих, - главные бухгалтера. А ведь большинство финансовых махинаций производится не только с ведома, но и по указанию директоров предприятий, которые, подставляя своих служащих под удар закона, стараются избежать заслуженной кары. Именно поэтому небходимо, чтобы наказание понесли не только исполнители, но и организаторы преступления.

Какое же наказание ждет создателей фиктивных фирм?

Максимальное - лишение свободы на срок до пяти лет.





Таблица 1.1. Уголовная ответственность за неуплату налогов согласно ст. 212 нового Уголовного кодекса Украины.


№ п/п

Виды правонарушений

Размер денежных средств, не поступивших в бюджет и государственные целевые фонды

Ответственность

Смягчение ответственности

1.

Преднамеренное уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей, входящих в систему налогообложения, введенных в установленном законом порядке, совершенное служебным лицом предприятия, учреждения, организации, независимо от формы собственности, или лицом, занимающимся предприниматель-
ской деятельностью без создания юриди-
ческого лица, или любым другим лицом, обязанным их уплачивать, если эти действия привели к фактическому непоступлению в бюджеты или государственные целевые фонды денежных средств в значительных размерах

Под значительным размером денежных средств следует понимать суммы налогов, сборов и других обязатель- ных платежей, в 1000 и более раз превышающие установленный законодательством не облагаемый налогом минимум доходов граждан (1700 грн и более)

Карается штрафом от 300 до 500 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 5100 грн до 8500 грн) или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет

Лицо, впервые со- вершившее указанные действия, освобождается от уголовной ответственности, если оно до привлечения к уголовной ответственности уплатило налоги, сборы (обязательные платежи), а также возместило убытки, нанесенные государству их несвоевременной уплатой (финансовые санкции, пеня)

2.

Те же действия, совершенные по предварительному сговору группой лиц, или если они привели к фактическому непоступлению в бюджеты или государственные целевые фонды денежных средств в крупных размерах

Под крупным размером средств следует понимать суммы налогов, сборов и дру-гих обязательных платежей, в 3000 и более раз превышающие установленный законо-
дательством не облагаемый налогом минимум доходов граждан (51000 грн и более)

Караются штрафом от 5000 до 2000 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 8500 грн до 34000 грн) или исправительными работами на срок до двух лет, или огра-
ничением свободы на срок до пяти лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься опреде-
ленной деятельностью на срок до трех лет


3.

Действия, предусмотренные частями первой или второй данной статьи, совершен-
ные лицом, ранее судимым за уклонение от уплаты налогов, сборов, других обяза-
тельных платежей, или если они привели к фактическому непоступлению в бюджеты или государственные целевые фонды де-
нежных средств в особо крупных размерах

Под особо крупным размером денежных средств следует понимать суммы налогов, сборов, других обязательных платежей, в 5000 и более раз превышающие установленный законодательством не облагаемый налогом минимум до- ходов граждан (85000 грн и более)

Караются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать оп- ределенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет с конфискацией имущества

Смягчение ответст- венности не предусмотрено

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.