|
2007г. |
||
Выручка (нетто) от реализации продукции, товаров, услуг (В) |
∑(VPПi0 ∙ Ц i0)= 32172 |
∑(VPПi1 ∙ Ц i0)= 34796 |
∑(VPП i1 Ц i1)= 38276 |
Полная себестоимость реализованной продукции (З) |
∑(VPП i0 С i0)= 26765 |
∑(VPП i1 С i0)= 28997 |
∑(VPП i1 С i1)= 31769 |
Прибыль (П) |
5407 |
5799 |
6507 |
Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и базовой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать индекс объема реализации продукции, а затем базовую сумму прибыли скорректировать на его уровень. Индекс объема продаж исчисляют путем сопоставления фактического объема реализации с базовым в стоимостном выражении. Принимаем, учитывая данные аналитического бухгалтерского учета:
VPП i0 = 267650 VPП i1 = 289970
Ц i0 = 120 Ц i1 = 132
С i0 = 100 С i1 = 110
Индекс объёма продаж:
J = VPП1 /VPП0 = 289990/267650 = 1,08
Сумма прибыли должна увеличиться на 1,08 (5407 ∙ 1,08 = 5839,56).
Определяем сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при базовом уровне себестоимости и цен. Для этого из условной выручки вычитаем условную сумму затрат :
∑(VPП i1 ∙ Ц i0) - ∑(VPП i1 ∙ С i0) =
34796 – 28997 = 5799 тыс.руб.
Далее подсчитываем, сколько прибыли предприятие могло бы получить при базовом уровне себестоимости продукции. Для этого из фактической суммы выручки вычитаем условную сумму затрат:
∑(VPП i1 ∙ Ц i1) - ∑(VPП i1 ∙ С i0) =
38276 – 28997 = 9279 тыс.руб.
Изменение суммы прибыли за счет:
- объема реализации продукции
∆ПVPП = Пусл1 – П0 = 5839,56 – 5407 = 432,56 тыс.руб.
- структуры товарной продукции
∆Пстр = Пусл2 – Пусл1 = 5799 – 5839,56 = -40,56 тыс. руб.
- отпускных цен
∆Пц = Пусл3 – Пусл2 = 9279 – 5799 = 3480 тыс.руб.
- себестоимости реализованной продукции
∆Пс = П1 – Пусл3 = 6507 – 9279 = -2772 тыс.руб.
ИТОГО: + 1100 тыс.руб.
Результаты расчетов показывают, что рост прибыли обусловлен в основном увеличением среднереализационных цен. Росту суммы прибыли на 432 тысячи рублей способствовал также объем выпускаемой продукции. Снижение прибыли на 40,56 тыс.руб. привели изменения в структуре товарной продукции, т.е. в общем объеме реализации увеличился удельный вес нерентабельных видов продукции. В связи с повышением себестоимости продукции сумма прибыли уменьшилась на 2772 тыс. руб. Но поскольку темпы роста цен на продукцию предприятия были выше темпов роста ее себестоимости и увеличен объем реализации, то в целом динамика прибыли положительная.
В таблице 9 проанализируем выполнение плана и динамику прибыли реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов первого уровня: объема продаж продукции, себестоимости и среднереализационных цен.
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами.
Таблица 9.
Факторный анализ прибыли от реализации отдельных видов продукции[32]
Из-де-лие
Объем продаж, шт.
Цена изделия, тыс.руб.
Себестоимость изделиятыс.руб
Сумма прибыли, тыс.руб.
Изменение суммы прибыли, тыс.руб.
2006
2007
2006
2007
2006
2007
2006
2007
Общее
В т.ч. за счет
Объе-ма про-даж
цены
Себе-стои-мости
А
200650
217970
100,25
110,03
90
100
2057,0
2187
+130
+178
+2132
-21800
Б
67000
72000
180
200
130
140
3350
4320
+970
+850
+1440
-720
итого
267650
2899700
-
-
-
-
5407
6507
+1100
+428
+3572
-2900
Уровень рентабельности продукции, исчисленный в целом по организации, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.
R0 = П0 (при VPПобщ0, Уд0, Ц0, С0) = 5407/26765 ∙ 100% = 20,2%
З0 (при VPПобщ0, Уд0, С0)
Rусл1 = Пусл1 (при VPПобщ1, Уд0, Ц0, С0) = 5407/26765 ∙ 1,08 ∙ 100% = 20,2%
Зусл1 (при VPПобщ1, Уд0, С0)
Rусл2 = Пусл2 (при VPПобщ1, Уд1, Ц0, С0) = 5799/28997 ∙ 100% = 20%
Зусл2 (при VPПобщ1, Уд1, С0)
Rусл3 = Пусл3 (при VPПобщ1, Уд1, Ц1, С0) = 9279/28997 ∙ 100% = 32%
Зусл3 (при VPПобщ1, Уд1, С0)
R1 = П1 (при VPПобщ1, Уд1, Ц1, С1) = 6507/31769 ∙ 100% = 20,5%
З1 (при VPПобщ1, Уд1, С1)
∆Rобщ = R1 – R0 = 20,5% - 20,2% = +0,3%
∆RVPП = Rусл1 – R0 = 20,2% - 20,2% = 0
∆Rуд = Rусл2 – Rусл1 = 20% - 20,25 = -0,2%
∆Rц = Rусл3 – Rусл2 = 32% - 20% = +12%
∆Rс = R1 – Rусл3 = 20,2% - 32% = -11,8%
Полученные результаты свидетельствуют о том, что уровень рентабельности повысился в связи с увеличением уровня цен, хотя удельный вес более доходных видов продукции уменьшился. Рост себестоимости реализованной продукции на 2772 тысячи рублей вызвал снижение уровня рентабельности на 11,8%.
Проведем факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции в таблице 10. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции:
Rзi = Пi = VPПi (Ц1 - С1) = Цi – Сi = Цi - 1
Зi (VPПi ∙ Сi) Сi Сi
Таблица 10.
Факторный анализ рентабельности отдельных видов продукции[33]
Вид продукции
Цена, руб.
Себестоимость руб.
Рентабельность, %
Изменение рентабельности, %
2006
2007
2006
2007
2006
усл.
2007
общее
В т.ч. за счет
цены
себестоимости
А
100,25
110,03
90
100
11,4
22,2
10,3
-1,1
+10,8
-11,9
Б
180
200
130
140
38,5
53,8
42,9
+4,4
+15,3
-10,9
По данным таблицы рассчитываем влияние этих факторов на изменение уровня рентабельности изделия А и изделия Б способом цепной подстановки:
1) Изделие А:
R0 = Ц0 – С0 = 100,25-90 ∙ 100% = 11,4%
С0 90
Rусл = Ц1 – С0 = 110,03-90 ∙ 100% = 22,2%
С0 90
R1 = Ц1 – С1 = 110,03-100 ∙ 100% = 10,3%
С1 100
2) Изделие Б:
R0 = 180-130 ∙ 100% = 38,5%
130
Rусл = 200-130 ∙ 100% = 53,8%
130
R1 = 200-140 ∙ 100% = 42,9%
140
Результаты расчетов показывают, что рост прибыли обусловлен в основном увеличением среднереализационных цен. Росту суммы прибыли на 432 тысячи рублей способствовал также объем выпускаемой продукции. Снижение прибыли на 40,56 тыс.руб. привели изменения в структуре товарной продукции, т.е. в общем объеме реализации увеличился удельный вес нерентабельных видов продукции. В связи с повышением себестоимости продукции сумма прибыли уменьшилась на 2772 тыс. руб. Но поскольку темпы роста цен на продукцию предприятия были выше темпов роста ее себестоимости и увеличен объем реализации, то в целом динамика прибыли положительная. Полученные результаты свидетельствуют о том, что уровень рентабельности повысился в связи с увеличением уровня цен, хотя удельный вес более доходных видов продукции уменьшился. Рост себестоимости реализованной продукции на 2772 тысячи рублей вызвал снижение уровня рентабельности на 11,8%.
Таким образом, финансовое состояние - это совокупность показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов. Однако цель анализа состоит не только и не столько в том, чтобы установить и оценить финансовые результаты организации, но еще и в том, чтобы постоянно проводить работу, направленную на его улучшение. Анализ финансовых результатов показывает, по каким конкретным направлениям надо вести эту работу, дает возможность выявления наиболее важных аспектов и наиболее слабых позиций в финансовом состоянии именно на данном предприятии. В соответствии с этим результаты анализа дают ответ на вопрос, каковы важнейшие способы улучшения финансовых результатов конкретного предприятия в конкретный период его деятельности.
3.2. Предложения по совершенствованию управления организацией с целью обеспечения его экономической устойчивости.
Проведя SWOT-анализ, можно сделать вывод, что данная структура организации не вполне удовлетворяет ее потребностям, вследствие чего структура подлежит некоторой реорганизации.
Предлагается добавить количество менеджеров по продажам и ввести должность специалиста по кадрам и попытаться изменить структуру управления по принципу линейно-функциональной структуры управления. Данное решение поможет фирме решить проблему с недостатком ассортимента продукции и увеличить объем продаж.
Необходимость введения должности инспектора по кадрам можно обосновать так: среди множества проблем, стоящих перед исполнительным органом акционерного общества, решающая — управление персоналом. Она главная, ибо ни одну задачу управления в любой области нельзя качественно реализовать, не заинтересовав в ее решении персонал фирмы. Поэтому мотивация персонала, создание условий для его заинтересованности в конечных (да и промежуточных) результатах работы фирмы уже более полувека находятся в центре внимания внутрифирменного управления.
Штат предприятия ЗАО «Бонит» с 01.01.2007
№
Наименование должностей
Количество штатных единиц
Оклад
1
Генеральный Директор
1
16000
2
Исполнительный директор
1
12000
3
Коммерческий директор
1
12000
4
Главный бухгалтер
1
12000
5
Продавец - консультант
8
8000
6
Технический специалист
3
8000
7
Бухгалтер
1
8000
8
Бухгалтер-кассир
1
7000
9
Маркетолог
2
8000
10
Секретарь-делопроизводитель
1
6000
Итого 177 000 руб.
Штат предприятия ЗАО «Бонит» с 01.06.2007
№
Наименование должностей
Количество штатных единиц
Оклад
1
Генеральный Директор
1
16000
2
Исполнительный директор
1
12000
3
Коммерческий директор
1
14000
4
Главный бухгалтер
1
12000
5
Менеджер по продажам
11
9000
6
Технический специалист
3
8000
7
Бухгалтер
1
8000
8
Бухгалтер-кассир
1
7000
9
Маркетолог
2
8000
10
Инспектор по кадрам
1
9000
11
Секретарь-делопроизводитель
1
6000
Итого 214 000 руб.
Как видно из штатного расписания, введение новых должностей менеджера по продажам и инспектора по кадрам, повышение заработной платы сотрудникам (коммерческому директору, менеджерам по продажам) влечет за собой повышение расходов для организации на заработную плату в размере 37 000 рублей. Но вместе с тем эти расходы на реорганизацию оправданны, так как данное решение поможет фирме решить существующие проблемы с ассортиментом продукции и увеличением продаж, а более высокая оплата труда является мотивацией для более эффективной работы сотрудников, что сказывается на повышении качества оказываемых услуг, и вследствие этого, у предприятия будут более эффективные продажи и удовлетворение покупательского спроса. Введение должности инспектора по кадрам привет к решению проблем, стоящих перед исполнительным органом акционерного общества, где решающая — управление персоналом. Она главная, ибо ни одну задачу управления в любой области нельзя качественно реализовать, не заинтересовав в ее решении персонал фирмы. Поэтому мотивация персонала, создание условий для его заинтересованности в конечных (да и промежуточных) результатах работы фирмы уже более полувека находятся в центре внимания внутрифирменного управления.
Тем самым данное решение поможет организации достичь поставленных целей.
Проведя SWOT-анализ и введя новое штатное расписание, перестроим организационную структуру следующим образом:
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.