|
6,28
|
4,50
|
5,74
|
4,14
|
-0,51
|
-0,36
|
||
3.Зарплата производственных рабочих |
10,63
|
8,15
|
12,25
|
8,78
|
13,62
|
9,81
|
1,66
|
1,03
|
4.Отчисления в бюджет от средств на оплату труда |
4,59
|
3,52
|
4.74
|
3.40
|
5,32
|
3,83
|
0,31
|
0,43
|
5.Расходы на подготовку и освоение производства |
4.93
|
3,78
|
5,6!
|
4,02
|
5,96
|
4.29
|
0,51
|
0,27
|
6.Общепроизводственные и общехозяйственные расходы |
25,37
|
19,45
|
32,68
|
23,43
|
26,55
|
19,16
|
-0,29
|
-4,27
|
7. Потери от брака |
0,48
|
0,37
|
0,03
|
0,02
|
0,01
|
0,01
|
-0,36
|
-0,01
|
8.Прочие производственные расходы |
650
|
4,98
|
4,74
|
3,40
|
5,51
|
3,97
|
-1,01
|
0,57
|
9. Коммерческие расходы |
0,00
|
0,00
|
2,79
|
2,00
|
2,95
|
2,13
|
2.13
|
0,13
|
ИТОГО |
130,46
|
100.0
|
139,48
|
100,0
|
138,78
|
100,0
|
0,00
|
0,00
|
Данные таблицы показывают, что в структуре затрат на производство произошли некоторые изменения. В общей структуре элементов затрат по сравнению с предыдущим годом произошло снижение материалоемкости и энергоемкости производства, а также общепроизводственных и общехозяйственных расходов и потерь от брака. Рост удельных весов зарплаты производственных рабочих обусловлен прежде всего инфляционными мотивами. Сравнение показателей отчетного года с плановыми на отчетный год показывает, что выполнение плана было неровным — уровень материалоемкости оказался выше запланированного на 2,21%, зарплата производственных рабочих — на 1,03%. При этом произошло резкое снижение общепроизводственных и общехозяйственных расходов — на 4,27%.
1.1.3.Факторный анализ затрат, на рубль товарной продукции
Общий принцип определения показателя, характеризующего уровень затрат на один рубль товарной продукции, может быть представлен формулой
где q — количество единиц продукции каждого вида, Z — себестоимость единицы этой продукции; р — отпускная цена единицы продукции.
При оценке выполнения плана по себестоимости товарной продукции в пределах предприятия используют следующие данные:
1 Затраты на один рубль товарной продукции по плану:
2. Фактические затраты на один рубль товарной продукции:
3. фактические затраты на один рубль товарной продукции в ценах, принятых в плане:
4 Затраты на один рубль товарной продукции по плану в пересчете на фактический объем и состав продукции:
Различия в показателях SФ и Sпл обусловлены разным уровнем себестоимости (Z1 и Zпл), объемом и составом продукции (p1 и рпл).
Различия в показателях SФ и Śф определяются также уровнем себестоимости единицы продукции (Z1 и Zпл), объемом и составом продукции (p1 и рпл), а отпускные цены на продукцию всех видов одинаковы (рпл).
Показатели Sпл и Śпл отличаются из-за несовпадения объемов и структуры произведенной продукции (q1 и qпл), а показатели себестоимости единицы продукции каждого вида (Zпл) и уровня отпускных цен рпл) совпадают.
Отмеченные различия позволяют применять на практике схему анализа влияния факторов на уровни показателей затрат на 1 руб. товарной продукции и отклонения одного сравниваемого показателя от другого (рисунок 4).
Для проведения расчетов составляется аналитическая таблица 4
Таблица 4
Наименование показателя
Уровень показателя
Показатели принятого плана
1. Стоимость реализованной продукции в отпускных ценах, принятых в плане, тыс. руб.
159917
2. Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.
139477
Фактические отчетные показатели
3. Стоимость реализованной продукции в действующих отпускных ценах, тыс. руб.
160254
4. Стоимость реализованной продукции в отпускных ценах, принятых при составлении плана, тыс. руб.
161063
5. Полная фактическая стоимость реализованной продукции, тыс. руб.
1387764
6. Полная плановая стоимость реализованной продукции, тыс. руб.
139183
Уровни затрат на 1 рубль реализованной продукции
1. Затраты на 1 рубль реализованной продукции по плану
0,8722
2. Фактические затраты на 1 рубль реализованной продукции в действующих ценах
0,8660
3. Фактические затраты на 1 рубль реализованной продукции в отпускных ценах, принятых при составлении плана
0,8616
4. Затраты на 1 рубль реализованной продукции по алану, пересчитанному на фактический объем и состав продукции
0,8642
По данным таблицы, общее отклонение фактических затрат на 1 рубль товарной продукции от уровня по утвержденному плану составляет:
Sф – Sпл = 0,8660 – 0,8722 = -0,0062 или –6,2 копейки на 1 рубль.
Это отклонение вызвано влиянием следующих факторов:
1. Изменение уровня фактически действующих отпускных цен на продукцию в отчетном периоде по сравнению с их уровнем, принятым при составлении плана:
Śф – Sф = 0,8660 – 0,8616 = 0,0044, или 0,44 копейки на 1 рубль.
2. Изменение фактической себестоимости единицы продукции по сравнению с плановой себестоимостью:
Śф – Śпл = 0,8616 – 0,86426 = - 0,0026, или –0,26 копейки на 1 рубль.
3. Изменение фактического объема и состава продукции по сравнению с предусмотренным в плане:
Śпл - Sпл= 0,8642 – 0,8722 = 0,0080, или –0,8 копеек на 1 рубль.
Полученные результаты сведем в таблицу 5.
Таблица 5
Обобщение результатов факторного анализа затрат на 1 рубль товарной продукции
Наименование факторов
Влияние
1. Изменение уровня отпускных цен
0,0044
2. Изменение себестоимости продукции
-0,026
3. Ассортиментные сдвиги в составе продукции
-0,0080
Итого по всем факторам
-0,0062
По данным таблицы, можно сделать вывод: единственный фактор, обеспечивающий рост затрат на производство это изменение уровня отпускных цен. Произошедшие в структуре продукции ассортиментные сдвиги оказали благоприятное влияние на себестоимость – она снизилась на 8,0 копеек на 1 рубль затрат.
1.1.4.Анализ прибыли
Прибыль – конечный результат деятельности предприятия, характеризующий эффективность его работы. В условиях рынка прибыль выступает важнейшим фактором стимулирования производственной и предпринимательской деятельности и создает финансовую основу для ее расширения. Налог на прибыль становится основным для формирования бюджета. За счет прибыли погашаются долговые обязательства предприятия пред банком и инвестором. Следовательно, прибыль является важнейшим обобщающим показателем в системе оценочных показателей финансовой эффективности.
Сумма прибыли, получаемая предприятием, обусловлена объемом продаж продукции, ее качеством и конкурентоспособностью, ассортиментом, уровнем затрат.
В хозяйственной деятельности предприятия различают прибыль (убыток) отчетного периода, прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности и чистую прибыль предприятия.
Прибыль (убыток) отчетного периода представляет собой сумму полученных результатов от финансово-хозяйственной деятельности и прочих внереализационных операций.
Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности представляет собой сумму прибыли (убыток) от реализации товаров, продукции, работ и услуг, процентов к получению (к уплате), доходов от участия в других организациях, прочих операционных доходов и расходов.
Чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, определяется как разница между облагаемой налогом прибылью отчетного периода и величиной налога с учетом льгот.
Информация, содержащаяся в отчетной форме №2, позволяет проанализировать финансовые результаты, полученные от всех видов деятельности предприятия, установить структуру прибыли.
Бухгалтерская форма №2 «Отчет о финансовых результатах» приведена в приложении 2.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности ГРЭС-4 проведен по итогам его работы в 2002 году в сравнении с 2002 годом.
Данные для оценки динамики и структуру прибыли приводятся в табл. 6.
Анализ таблицы показывает, что балансовая прибыль отчетного года значительно снизилась – на 10801 тыс. рублей, или на 40,06 процентов. Наибольшее влияние на снижение прибыли оказало снижение прибыли от реализации продукции – основной составляющей прибыли предприятия. Неблагоприятно обстоят дела с прибылью от прочей деятельности и с доходами от реализационных операций. Основной фактор снижения прибыли от реализации – рост себестоимости продукции, превышающий рост объема реализации.
Таблица 6.
Анализ прибыли отчетного периода "ГРЭС-4"
Наименование показателей
2002 г.
2001 г.
Изменение в
тыс.руб.
Темп роста
(%)
1.Выручка от реализации
160058
158534
1523
101
2.Себестоимость реализации
138776
130394
8382
106,4
3. Коммерческие расходы
-2945
0
2945
4. Управленческие расходы
0
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.