Рефераты. Правовое регулирование безналичных расчетов в предпринимательской деятельности на территории Российс...






Для последовательного решения этой задачи дальнейшее исследование логичнее всего проводить по схеме


"субъекты безналичных расчетов -

организационные модели и объект безналичных расчетов -

безналичные расчетные обязательства",


опираясь на сложившуюся их нормативно-правовую основу в условиях рыночной экономики современной России.

Нормативно-правовая основа безналичных расчетов в предпринимательской деятельности на территории РФ в настоящее время представлена множеством актов, издаваемых Федеральным Собранием России и Центральным банком РФ. Их классификацию целесообразно проводить исходя из содержания.

Первую группу таких нормативно-правовых актов составляют акты общего характера, регулирующие отношения, возникающие при формировании и использовании информационных ресурсов (документов), создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения, при совершении гражданско-правовых сделок с применением электронной цифровой подписи. Они принимаются Федеральным Собранием. К ним следует отнести прежде всего Закон РФ "Об информации, информатизации и защите информации" от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ <*> и Закон РФ "Об электронной цифровой подписи" от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ <**>.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1995. N 8. Ст. 609.

<**> Российская газета. 2002. N 6.


Вторую группу рассматриваемых нормативно-правовых актов составляют акты, содержащие принципы организации банковской деятельности и ведения безналичных расчетов. Они принимаются Федеральным Собранием России. Это Гражданский кодекс Российской Федерации <*>, Закон РФ "О банках и банковской деятельности" от 3 февраля 1996 г. <**> и Закон РФ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ <***>.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1996. N 5. Ст. 410.

<**> СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492.

<***> Парламентская газета. 2002. N 131 - 132.


Г.А. Тосунян, А.Ю. Викулин и А.М. Экмалян указанные принципы подразделили на две их разновидности: принципы построения и развития банковской системы РФ, а также принципы, определяющие порядок осуществления банковской деятельности в процессе функционирования банковской системы РФ <*>.

--------------------------------

<*> Банковское право Российской Федерации. Общая часть: Учебник / Отв. ред. Б.Н. Топорнин. М.: Юристъ, 2003. С. 42.


К первой разновидности данных принципов указанными авторами отнесены: принцип двухуровневого построения банковской системы РФ; принцип экономического районирования при организационном построении Банка России; принцип полисубъектности верхнего уровня банковской системы РФ; принцип независимости Банка России от других органов государственной власти <*>. В состав второй разновидности включены: принцип ответственности Банка России за осуществление законодательно закрепленных за ним функций; принцип сочетания государственного управления банковской системой РФ и ее самоуправляемости; разрешительный принцип банковского регулирования; принцип исключительной правоспособности кредитных организаций; принцип сохранения банковской тайны; принцип срочности и возвратности денежных средств в процессе осуществления банковской деятельности, а также платности за оказанные банковские услуги <**>.

--------------------------------

<*> Там же. С. 51 - 53, 59.

<**> Там же. С. 83, 84, 98, 99, 110.


Третью группу нормативно-правовых актов составляют акты, устанавливающие отдельные или системно связанные между собой правила безналичных расчетов, которые принимаются Центральным банком РФ (ЦБ РФ). К ним прежде всего следует отнести:

1. Положение ЦБ РФ "О многорейсовой обработке платежей в Московском регионе" от 20 февраля 1998 г. N 18-П <*>;

--------------------------------

<*> Вестник Банка России. 2002. N 36.


2. Положение ЦБ РФ "О правилах обмена электронными документами между Банком России, кредитными организациями (филиалами) и другими клиентами Банка России при осуществлении расчетов через расчетную сеть Банка России" от 12 марта 1998 г. N 20-П <*>;

--------------------------------

<*> Вестник Банка России. 2000. N 22.


3. Положение ЦБ РФ "О межрегиональных электронных расчетах, осуществляемых через расчетную сеть Банка России" от 23 июня 1998 г. N 36-П <*>;

--------------------------------

<*> Там же. 1998. N 61.


4. Положение ЦБ РФ "О системе валовых расчетов в режиме реального времени Банка России" от 24 августа 1998 г. N 50-П <*>;

--------------------------------

<*> База данных КонсультантПлюс:ВерсияПроф.


5. Положение ЦБ РФ "О непрерывной обработке платежей в Московском регионе" от 9 августа 2001 г. N 147-П <*>;

--------------------------------

<*> Вестник Банка России. 2001. N 50.


6. Положение ЦБ РФ "О безналичных расчетах в Российской Федерации" от 3 октября 2002 г. N 2-П <*>;

--------------------------------

<*> Там же. 2002. N 74.


7. Указание ЦБ РФ "О порядке работы с расчетными документами, платежными ордерами при изменении реквизитов банков, их клиентов" от 1 марта 2001 г. N 926-У <*>;

--------------------------------

<*> Там же. 2001. N 17.


8. Указание ЦБ РФ "Об особенностях применения форматов расчетных документов при осуществлении электронных расчетов через расчетную сеть Банка России" от 24 апреля 2003 г. N 1274-У <*>.

--------------------------------

<*> Там же. 2003. N 25.


Приведенные нормативно-правовые акты, учитывая задачи и рамки настоящего исследования, не являются предметом данного анализа, вследствие чего не представляется необходимым специально останавливаться подробно на их характеристике. Отметим лишь, что на нынешнем этапе в этих актах нет требуемой четкости понятийных категорий, целостности и согласованности с действующим законодательством РФ при регулировании многих аспектов безналичных расчетов.


1.2. Правовой статус субъектов и объект

безналичных расчетов


Субъекты безналичных расчетов - это лица (подразделения), участвующие в осуществлении и (или) государственном регулировании безналичных расчетов (участники безналичных расчетов), т.е. участники горизонтальных и (или) вертикальных предпринимательских отношений. На этом определении основывается организационное построение системы безналичных расчетов в РФ, включающей в себя не только кредитные организации (регулируемые субъекты безналичных расчетов), но и ЦБ РФ (регулирующий субъект безналичных расчетов).

В состав участников безналичных расчетов входят несколько видов субъектов: плательщик; получатель; головная кредитная организация; обособленные подразделения головной кредитной организации (филиалы); внутренние структурные подразделения головной кредитной организации (дополнительные офисы); внутренние структурные подразделения филиала головной кредитной организации (дополнительные офисы); расчетно-кассовые центры Банка России; полевые учреждения Банка России.

Из всех названных субъектов безналичных расчетов только кредитные организации и Банк России непосредственно осуществляют безналичные расчеты, то есть являются их прямыми участниками. Что касается плательщика и получателя, то они лишь инициируют осуществление безналичных расчетов, выступая таким образом в роли их косвенных участников.

В современном предпринимательском обороте на территории РФ не участвуют лишь полевые учреждения Банка России, что связано с их особым статусом и сферой функционирования.

В характеристике субъектов безналичных расчетов существенным является их правовой статус, от степени урегулированности которого во многом зависит стабильность предпринимательского оборота в целом и платежной системы в частности. В связи с этим особого внимания заслуживают вопросы объема правомочий плательщика, получателя, головной кредитной организации, обособленных подразделений головной кредитной организации (филиалов), внутренних структурных подразделений головной кредитной организации (дополнительных офисов), внутренних структурных подразделений филиала головной кредитной организации (дополнительных офисов), расчетно-кассовых центров Банка России и полевых учреждений Банка России. Для определения специфики каждого из названных субъектов безналичных расчетов рассмотрим присущие каждому из них характерные черты в анализируемых правоотношениях, исходя из положений действующего законодательства РФ.

Плательщик и получатель - любые лица (индивидуальные предприниматели, коммерческие и некоммерческие организации), которым кредитные организации (обособленные или внутренние структурные подразделения головных кредитных организаций) на основании заключенных с ними договоров банковского счета открыли расчетные счета.

Головная кредитная организация - юридическое лицо, созданное в организационно-правовой форме общества с ограниченной ответственностью или акционерного общества, получившее лицензию Банка России на осуществление соответствующего вида банковских операций, в том числе на осуществление безналичных расчетов. Головная кредитная организация создается и функционирует на территории соответствующего субъекта РФ и обслуживает либо одновременно плательщика и получателя, либо только одного из них, а также другие головные кредитные организации (их обособленные подразделения) при наличии с ними корреспондентских отношений. Для обслуживания плательщика и (или) получателя головная кредитная организация открывает им расчетные счета, а для обслуживания других головных кредитных организаций либо их обособленных подразделений она открывает им корреспондентские счета "Лоро" <*>.

--------------------------------

<*> Детально правовой режим корреспондентских счетов "Лоро" и других видов банковских счетов анализируется в разделе 2.1.


Обособленные подразделения головной кредитной организации (филиалы) - подразделения головной кредитной организации, не имеющие прав юридического лица и осуществляющие банковские операции (в том числе безналичные расчеты) от имени головной кредитной организации в рамках соответствующей лицензии, предоставленной ей Банком России. Они создаются и функционируют на территории соответствующего субъекта РФ вне места нахождения головной кредитной организации и обслуживают либо одновременно плательщика и получателя, либо только одного из них, а также другие головные кредитные организации (их обособленные подразделения) при наличии с ними корреспондентских отношений. Для обслуживания плательщика и (или) получателя обособленные подразделения головной кредитной организации открывают им расчетные счета, а для обслуживания других головных кредитных организаций (их обособленных подразделений) обособленные подразделения открывают им корреспондентские счета "Лоро".

Внутренние структурные подразделения головной кредитной организации и ее обособленных подразделений (дополнительные офисы) - подразделения головной кредитной организации, не имеющие прав юридического лица и осуществляющие банковские операции (в том числе безналичные расчеты) от имени головной кредитной организации в рамках соответствующей лицензии, предоставленной ей Банком России. Они создаются и функционируют на территории соответствующего субъекта РФ вне места нахождения головной кредитной организации и обслуживают либо одновременно плательщика и получателя, либо только одного из них. Для обслуживания плательщика и (или) получателя внутренние структурные подразделения головной кредитной организации и ее обособленных подразделений (дополнительные офисы) открывают им расчетные счета.

Расчетно-кассовые центры Банка России - структурные подразделения Банка России, не имеющие прав юридического лица и осуществляющие банковские операции (в том числе безналичные расчеты) от имени Банка России. Расчетно-кассовые центры Банка России создаются и функционируют в составе территориальных учреждений Банка России (обособленных подразделений Банка России) на территории каждого субъекта РФ или экономического района, объединяющего территории нескольких субъектов РФ, и обслуживают головные кредитные организации (обособленные подразделения). Для обслуживания головных кредитных организаций (обособленных подразделений) расчетно-кассовые центры Банка России открывают им корреспондентские счета (субсчета).

Полевые учреждения Банка России - подразделения Банка России, являющиеся воинскими учреждениями, не имеющие прав юридического лица и осуществляющие банковские операции (в том числе безналичные расчеты) от имени Банка России. Полевые учреждения Банка России создаются и функционируют на территориях воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны РФ, иных государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность страны, а также физических лиц, проживающих на территориях объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями Банка России, в тех случаях, когда создание и функционирование территориальных учреждений Банка России невозможны. Соответственно, полевые учреждения Банка России обслуживают только вышеперечисленных лиц, открывая им для этого специальные банковские счета.

В результате анализа положений действующего законодательства РФ можно прийти к выводу о том, что из всех субъектов безналичных расчетов особым правовым статусом обладает ЦБ РФ. Это прежде всего обусловлено п. п. 1 и 2 ст. 75 Конституции РФ, согласно которым денежная эмиссия осуществляется исключительно ЦБ РФ. Защита и обеспечение устойчивости рубля является еще одной основной функцией ЦБ РФ, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Исходя из абз. 3 ст. 1, ст. 2, абз. 5 ст. 3 и абз. 7 ст. 8 Закона РФ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ <*> Банк России является юридическим лицом, осуществляющим полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в федеральной собственности, и не преследующим получение прибыли в качестве цели своей деятельности.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2790.


Двойственную природу ЦБ РФ как носителя государственной власти РФ и юридического лица в правоприменительной практике РФ <*> и в работах представителей отечественной юридической науки <**> традиционно пытаются объяснить существованием именно вышеупомянутых норм.

--------------------------------

<*> Вопрос о принадлежности ЦБ РФ к органам государственной власти РФ также не имеет общепринятого разрешения. См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 3 июля 2001 г. N 10-П // Рос. газета. 2001. N 130; Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 2 апреля 2001 г. по делу N КА-А41/1374-01 // База данных КонсультантАрбитраж: Московский округ; Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 24 апреля 2002 г. по делу N КГ-А41/2404-02 // База данных КонсультантАрбитраж: Московский округ; Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10 августа 2001 г. по делу N А79-1185/01-СК1-1111 // База данных КонсультантАрбитраж: Волго-Вятский округ; Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14 января 2002 г. по делу N А33-2704/01-СЗ-Ф02-3320/2001-С1 // База данных КонсультантАрбитраж: Восточно-Сибирский округ; Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 февраля 2002 г. по делу N А78-3352/01-С2-9/103-Ф02-337/2002-С1 // База данных КонсультантАрбитраж: Восточно-Сибирский округ.

<**> Авакьян С.А. О конституционных основах статуса Банка России // Конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации. М.: Юстицинформ, 2000. С. 30, 31; Банки и банковское дело / Отв. ред. И.Т. Балабанов. СПб.: Питер, 2003. С. 73; Бубнов И.Л. Центральный банк Российской Федерации // РБЭ. М., 1995. С. 479, 480; Гейвандов Я.А. Центральный банк РФ: юридический статус, организация, функции. М.: МНИМП, 1997. С 25; Гейвандов Я.А. Социальные и правовые основы банковской системы Российской Федерации. М.: Аванта+, 2003. С. 26, 135, 136, 151, 205, 207, 209 - 211, 235, 239, 283; Голубев С.А. Роль Центрального банка Российской Федерации в регулировании банковской системы страны. М.: Юстицинформ, 2000. С. 40; Правовое регулирование банковской деятельности / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. М.: Учеб.-консульт. центр "ЮрИнфоР", 1997. С. 20; Курбатов А.Я. Комментарий к Федеральному закону "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" // Хозяйство и право. 2002. N 10. С. 20, 21; Банковское право. Т. 4 / Отв. ред. С.И. Кумок. М.: АОЗТ "Московское Финансовое Объединение", 1994. С. 12; Максимов М.В. Особенности правового регулирования контроля и надзора в сфере банковской деятельности в Российской Федерации // Черные дыры в российском законодательстве. 2002. N 3. С. 424; Маслов А.В. Конституционно-правовой статус Банка России (точка зрения) // Деньги и кредит. 2001. N 12. С. 53 - 54; Павлодский Е.А. Центральный банк. Особенности правового статуса // Право и экономика. 2001. N 6. С. 25 - 29; Сергеев В.В. Уточняющие изменения // ЭЖ-Юрист. 2002. N 40. С. 2; Столяренко В.М. Центральный банк как орган государственной власти (на примере Великобритании, Испании, Российской Федерации, США, Франции и ФРГ): Дис... д-ра юрид. наук. М., 1999. С. 22, 85; Тосунян Г.А. Банковское дело и банковское законодательство в России: опыт, проблемы и перспективы. М.: Дело Лтд, 1995. С. 219 - 221; Банковское право Российской Федерации. Общая часть: Учебник / Отв. ред. Б.Н. Топорнин. М.: Юристъ, 2003. С. 63, 366 - 370; Шаккум М.Л. Вопросы совершенствования законодательного статуса Центрального банка Российской Федерации http://mbk.spb.ru/ms/mbk2000/sectionl/shakkum.html. 2003; Шестаков А.В. Банковское право: Учеб. пособие. М.: МГИУ, 2002. С. 61 - 63; Эриашвили Н.Д. Банковское право: Учеб. для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2003. С. 19; Братко А.Г. Центральный банк в банковской системе России. М.: Спарк, 2001. С. 128, 129, 140; Братко А.Г. Банковское право России: Учеб. пособие. М.: Юридич. лит-ра, 2003. С. 368, 369, 377; Макарова Я.М. Проблемы правового положения Центрального банка Российской Федерации как юридического лица: Дис... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 66, 69.


Так, О.М. Олейник, отмечая, что в российском праве нет института, который мог бы отразить специфику правового положения ЦБ РФ, указывает, что последний является и юридическим лицом публичного права, и целевым образованием, выполняющим общественные функции в государстве <*>. В свою очередь, М.В. Максимов полагает, что ЦБ РФ - это орган государственной власти РФ с особым статусом и не подпадает под категорию коммерческих и некоммерческих организаций <**>.

--------------------------------

<*> Олейник О.М. Основы банковского права: Курс лекций. М.: Юристъ, 1999. С. 130 - 132.

<**> Максимов М.В. Особенности правового регулирования контроля и надзора в сфере банковской деятельности в Российской Федерации // Черные дыры в российском законодательстве. 2002. N 3. С. 423, 427.


Я.М. Макарова, подчеркивая своеобразие ЦБ РФ, указывает, что он представляет собой одновременно квазигосударственную структуру, осуществляющую властные полномочия, и государственную корпорацию <*>. Близка позиция Я.А. Гейвандова, который рассматривает ЦБ РФ как орган государственного управления, наделенный государственно-властными полномочиями в денежно-кредитной сфере и сфере банковской деятельности, и как государственное учреждение <**>.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.