Рефераты. Рынок труда






Рынок труда

Министерство образования Российской Федерации

Костромской Технологический Техникум

 

 

 

 

Курсовая работа

по экономике

 

 

ТЕМА: РЫНОК ТРУДА


Выполнила:


Проверил:

 








Кострома – 2003

ВВЕДЕНИЕ.. 3

1.   ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА ТРУДА.. 7

2.   ОРГАНИЗАЦИОННО-ФИНАНСОВЫЕ ОСНОВЫ РЫНКА ТРУДА.. 8

3.   ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА, ПРОФСОЮЗОВ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ С ТРУДОВЫМИ МАССАМИ.. 13

4.   МЕРОПРИЯТИЯ, ПРЕДПРИНИМАЕМЫЕ НА РЫНКЕ ТРУДА.. 17

5.   НЕОБХОДИМОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТЬ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ   21

6.   ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.. 31

7.   РОЛЬ РЫНКА ТРУДА.. 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 36

ЛИТЕРАТУРА.. 38
















ВВЕДЕНИЕ


Функционально-организационная структура рынка труда вклю­чает в себя в условиях развитой рыночной экономики следующие элементы: принципы государственной политики в области занято­сти и безработицы; систему подготовки кадров; систему найма, контрактную систему; фонд поддержки безработных; систему пе­реподготовки и переквалификации: биржи труда; правовое регу­лирование занятости.

На рынке труда встречаются продавец и покупатель, как при любой сделке купли-продажи. Продавцы — это работники, пред­лагающие свою рабочую силу (способность к труду), а покупате­ли — это трудовые коллективы или отдельные предприниматели.

На рынке труда действует закон спроса и предложения на ра­бочую силу, который влияет на заработную плату. Закон спроса и предложения на рабочую силу отражает несоответствие свобод­ных рабочих мест составу приходящих на рынок труда работников по количественным и качественным параметрам.

На рынке труда происходит жестокий, беспощадный отбор наи­более способных, предприимчивых. Но вместе с тем рынок стиму­лирует высококвалифицированный труд, способствует созданию жесткой взаимосвязи между вкладом каждого и полученным кон­кретным результатом.

Существовавшая ранее в нашей стране административно-ко­мандная система управления, при которой государство как соб­ственник основных средств производства централизованно пла­нировало необходимое для полной занятости число рабочих мест, распределяло и перераспределяло трудовые ресурсы, полностью разрушила мотивацию к труду.

Международный опыт свидетельствует, что рынок труда не может существовать вне конкурентной, основанной на частной собственнос­ти, экономики и демократических общественных институтов. Тотали­тарное общество даже теоретически исключает возможность суще­ствования такого рынка, ибо не считает человека равноправным, юри­дически и экономически независимым от государства субъектом.

Национальный рынок труда охватывает все общественное про­изводство - через него каждая отрасль получает необходимые ей кадры не только заданного профессионально-квалификацион­ного состава, но и определенных культурных и этико-трудовых достоинств, адекватных требованиям экономики.

На рынке труда реализуется возможность:

·        свободного выбора профессии, отрасли и места деятельности, поощряемого приоритетными предложениями (уровень оплаты труда, возможности реализации творческих замыслов и т. д.);

·        найма и увольнения при соблюдении норм трудового законодательства, защищающего интересы граждан в плане гарантий занятости, условий труда, его оплаты;

·        независимой и вместе с тем экономически поощряемой миг­рации трудовых ресурсов между регионами, отраслями и профессионально-квалификационными группами, которой обычно сопут­ствует улучшение условий жизни и трудовой деятельности, чему способствует наличие высокоразвитых, повсеместно доступных населению рынков высококачественного жилья, потребительских товаров культурных и духовных ценностей;

·        свободного движения заработной платы и других доходов при сохранении приоритета квалификации и образования, соблю­дении установленного законом гарантированного минимума зар­платы, обеспечивающего прожиточный минимум, и регулирова­нии верхнего предела доходов через налоговую систему, основан­ную на прогрессивной шкале.


В конкурентно-рыночных отношениях отражаются глубокие Процессы, постоянно происходящие в обществе и определяющие его движение вперед. Через рынок труда проходят, скрещиваясь в нем, три взаимосвязанных эволюционных потока - развитие эко­номики (материально-технических элементов и структур), разви­тие человека (общей и профессиональной культуры, творческих возможностей, нравственных качеств), развитие общественных отношений (государственных и классовых структур, отношений собственности, производственных связей). Они образуют основу прогресса в обществе, его главное содержание.

Рабочая сила представляет собой товар особого рода, произ­водственные созидательные качества которого целиком опреде­ляют эффективность конкурентной экономики, ее возможности создания высокосортных товаров и комфортных услуг, масштабы и темпы научно-технических и организационных преобразований. Поэтому подготовка и выпуск на рынок труда образованной и твор­чески активной рабочей силы, обеспечение ее квалификационной и территориальной мобильности является одной из первооснов жизнедеятельности народного хозяйства. Подобной рабочей силе в развитых странах мира в эпоху НТР абсолютное большинство работодателей и государственные органы стремятся создать наи­лучшие производственные и жизненные условия, гарантируя по возможности и социальную защищенность на рынке труда.

Рабочая сила - товар особого рода еще и потому, что она сама в первую очередь является, как правило, наиболее заинте­ресованной стороной в развитии своих созидательных возможно­стей, реализуемых в народном хозяйстве и выражающих индиви­дуальные, особенно творческие, способности личности.

Конечной целью рынка труда является, во-первых, удовлетво­рение профессионально-трудовых и жизненных интересов эконо­мически активного населения, включая социальную защиту, и обес­печение народного хозяйства нужными ему кадрами; во-вторых, достижение максимально полной и минимально прерывной заня­тости, с учетом потребности в частичной рабочей неделе, сколь­зящем графике рабочего дня и т.п.

Рынок труда как экономическая категория долгое время рас­сматривался в качестве явления, присущего лишь капиталисти­ческим странам, а безработица - как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочис­ленных противоречий между трудом и капиталом.

Долгое время считалось, что поступательное развитие советс­кой экономики дает неограниченные возможности для полной за­нятости в общественном производстве и задача состоит лишь в том, чтобы вовлечь в него все трудоспособное население по прин­ципу «кто не работает, тот не ест». Всеобщая обязательность тру­да и приоритет общественного над личным определяли соци­альный климат советского общества в течение десятилетий.

Но и тогда реалии жизни вступали в противоречие с господству­ющей философией всеобщности труда. Об этом свидетельствова­ло наличие трудоизбыточных районов, прежде всего в республиках Средней Азии и Закавказья. Наряду с вынужденной незанятостью в одних регионах существовала сверхзанятость в других.

Переход к рынку заострил проблемы занятости и добавил к ним новые, связанные со структурной перестройкой российской экономики и возникновением новых трудовых отношений, обус­ловленных разными формами собственности. В результате неиз­бежно высвобождение работников с предприятий в условиях пе­рехода к рыночным отношениям и пополнение ими уже и без того многочисленной армии безработных. Однако рассматривать безработицу как явление переходного периода ошибочно. Она связа­на и с экономическим развитием, и с изменением потребности в рабочей силе и социальном статусе самого работника.

Цель данного исследования - показать сущность рынка тру­да и проблемы его формирования и стабильного функционирова­ния в сегодняшних условиях.






1.    ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА ТРУДА


Одной из принципиальных особенностей современного запад­ного рынка труда является значительная распространенность пред­принимательской деятельности. Примерно каждый десятый рабо­тающий в США, Франции, Великобритании, каждый седьмой в Япо­нии, каждый пятый в Италии является предпринимателем. Почти 2/3 из них возглавляют средние и мелкие предприятия, а каждый четвертый ведет депо, в котором занято 20 и менее человек.

Труд в условиях частной собственности, когда она является не враждебным и противостоящим человеку понятием, а полным или частичным личным достоянием, формирует особо важные каче­ства рабочей силы, которые высоко ценятся на рынке труда и быстрее всего закрепляются в людях, облеченных ответственнос­тью предпринимателя. Личное владение утверждает в человеке сознание и чувство ответственности за принадлежащую ему час­тицу национального богатства, развивает в нем социальный ин­стинкт сбережения материальных и духовных ценностей, желание их развивать и укреплять. Около 80% занятых в западных странах в той или иной форме выступают владельцами или со­владельцами семейного дела, мелких, средних и крупных предприятий, обладателями акций фирм и корпораций.

Общий уровень квалификации трудовых ресурсов сегодня та­ков, что предпринимательством успешно занимаются представи­тели практически всех профессий, причем рабочие в данном от­ношении держат пальму первенства. В 1990 году в США 23 % пред­принимателей имели рабочие профессии, 18 -обладали опы­том управленческой работы, 18 - были связаны с торговлей, 15 - с услугами, 16 - имели высшее или научное образование различного профиля. 10 % - были фермерами.

Реальные основания для участия в развитии производства, независимо от профессионального статуса, имеют прежде всего получившие современное среднее специальное, высшее и науч­ное образование, которое во всех своих звеньях обычно в первую очередь направлено на выявление и развитие творческих способ­ностей учащихся. Указанное образование, не считая подавляю­щего Большинства специалистов с высшим и средним специаль­ным образованием и административно-управленческого персона­ла, в США в 1987 г. имели 50% торговых служащих - мужчин (30% - женщин), 40 административно-вспомогательного персо­нала (конторских служащих), 33 - работников услуг (не считая специалистов), 24 - рабочих высокой квалификации, 17% - ра­бочих средней квалификации.

Чрезвычайно благоприятно на рынке труда сказывается раз­витие другого важного процесса — увеличение предприятий с коллективной формой собственности. В США, к примеру, в конце 80-х годов на таких предприятиях, в материальном производстве и услугах было занято 8-10% трудящихся. Практика показывает, что предприятия с коллективной формой собственности имеют выше среднеотраслевых показатели качества продукции и производительности труда. Подобные производственные коллективы успешнее участвуют в конкурентной борьбе и устойчивее в периоды конъюнктурных рыночных колебаний. Внимательнее и гуман­нее решаются проблемы переквалификации, повышения профес­сионального уровня, сокращения штатов. С целью социальной защиты рабочих и служащих создаются дополнительные цехи, конкурентоспособные дочерние предприятия.

Современный рынок труда имеет мощную корневую систему. Он опирается на гигантские организационные структуры, охваты­вающие не только экономику, но и многочисленные государствен­ные, общественные и частные институты, включая национальную систему образования, в том числе принадлежащую фирмам, уч­реждения культуры, здравоохранения, различные некоммерчес­кие социальные организации, институт семьи.




2.    ОРГАНИЗАЦИОННО-ФИНАНСОВЫЕ ОСНОВЫ РЫНКА ТРУДА

Рынок труда является органической частью экономики и как бы вмонтирован в нее. Он функционирует силами управлений и отделов кадров, учебных и исследовательских центров, а также социальных служб корпораций аналогичных подразделений государственных учреждений, некоммерческих организаций и т. д. Его важными звеньями являются региональные и местные службы министерств труда, осуществляющие профессиональное обуче­ние, трудоустройство и материальную поддержку в первую оче­редь лиц, нуждающихся в особой социальной опеке — безработ­ных. инвалидов, иммигрантов, неустроенной молодежи.

Государственная политика рынка труда в западных странах ис­ходит из того, что активная жизненная позиция, стремление к раз­витию и самоутверждению, присущая корпорации, предприятию и любому трудящемуся, возникает не под влиянием директивных ука­заний со стороны и не под давлением каких-то внешних сил. На­против, подобные устремления зарождаются не только как след­ствие внутренних побуждений и реализуются путем самостоятель­ных решений и действий. Для этого необходима конкурентная сре­да и наличие для всех примерно равных возможностей достижения наилучших результатов. Задача государства состоит в обеспече­нии наиболее благоприятных экономических, в т.ч. налоговых, со­циальных и культурных возможностей развития страны. Государ­ство ни при каких обстоятельствах не выступает давящей дирек­тивной силой, наделившей само себя монопольными правами ре­гулировщика рынка труда. Опыт развития западной цивилизации показывает, что подобная ситуация неминуемо приводит к исчез­новению эволюционных потенций в обществе и его деградации.

В настоящее время расширенному воспроизводству и разви­тию высококачественных трудовых ресурсов в той или иной сте­пени служат так или иначе практически все, включая оборону, материальные и духовные активы страны.

Рынок труда финансируется государством через министерство труда по трем самостоятельным направлениям — трудоустрой­ство ищущих работу, обучение пользующимся спросом специаль­ностям необходимой квалификации; профессиональная реабили­тация и обеспечение работой лиц, требующих особого социального внимания (люди с ограниченном трудоспособностью, инвалиды, иммигранты, молодежь без полного школьного образова­ния и специальности и т. д.).

Финансирование программ политики рынка труда в1997 г.

(в % к валовому национальному продукту)

В США только официально свыше 50% федерального бюджета и около 63% бюджета штатов и округов расходуются непосредствен­но в интересах населения, покрывая расходы, связанные с разви­тием образования и здравоохранения, улучшения жилищно-бытовых условий, защитой потребительских прав, финансированием программ рынка труда, пенсионным вспомоществованием и т. д.

Расходы на развитие трудовых ресурсов, поступающие из государственного бюджета, непосредственно от фирм, корпораций и от­дельных предпринимателей, не облагаются налогами, не имеют осо­бых экономических, производственных оценок и не ставят трудящихся в связи с этим в юридическую или фактическую зависимость от пред­принимателей, государства, общества в целом. Ни государство, ни частный капитал не предъявляют в какой бы то ни было форме тру­дящимся счета за вложенные ими в трудовые ресурсы средства, не требуют их компенсаций. Осуществляются таким образом своего рода безвозмездное субсидирование и, что еще важнее, фактическое раз­витие и подготовка к использованию рабочей силы как элемента на­циональных производительных сил будущими покупателями ее ра­бочего времени. Ни капитал, ни государство при этом не являются ни изначальными владельцами трудовых ресурсов, ни полными или частичными собственниками созданного ими по существу товарного потенциала рынка труда. Не ставится никаких политических усло­вий, закрепляющих подготовленную рабочую силу за национальным рынком труда. Она имеет практически неограниченные возможности международного трудоустройства в интересах наилучшей для себя реализации профессиональных знаний, ибо национальный рынок труда является неотделимой частью мирового рынка и подчиняется общим законам международного разделения труда.

Официальное наличие такой возможности оказывает громад­ное психологическое воздействие на общественное сознание. Ощущение гражданской и профессиональной свободы активизи­рует общий трудовой потенциал нации и заставляет работодате­лей и правительство внимательнее, заботливее относиться к оте­чественным трудовым ресурсам.

Трудящийся, лишенный собственности на свою рабочую силу и возможности распоряжаться своим профессиональным потенциа­лом, во многом теряет интерес к труду, сохранению и развитию ка­честв труженика, созидателя и перестает стремиться к их лучшему использованию. Ослабевают нравственные, духовные связи со сферой труда и обществом, исчезает интерес к благополучию и развитию предприятий, национальной экономики страны. А это как бумеранг бьет в итоге по материальному благосостоянию населе­ния и приостанавливает его духовный и культурный рост.

Масштабы и интенсивность расходов на развитие и професси­ональную подготовку трудовых ресурсов непрерывно нарастают.

Прямое субсидирование воспитания и культурного развития трудящихся, наряду с вознаграждением за труд, имеет целью формирование трудовых ресурсов творческого типа и осуществ­ляется в общей сложности на протяжении по сути дела всей жиз­ни человека в следующих направлениях:

1.     Дошкольное, школьное воспитание и обучение, среднее специальное, высшее и научное образование (примерно 80-90% за счет государства, частного капитала и общественных организаций).

2.     Заработная плата (соответствующая уровню образования и квалификации, полновременная минимальная выше прожиточного минимума).

3.     Субсидирование «пожизненно» подготовки и переподготов­ки (в среднем на 90% за счет государства и частного капитала).

4.     Пособия по Безработице и различные виды социального вспомоществования (минимум - обеспечение текущих жизненных рас­ходов; максимальная длительность - бессрочное вспомоществование: на 75-80% за счет государства и частного капитала).

5.     Пенсионное обеспечение (при отсутствии трудового стажа - государственное всеобщее; при наличии его не менее 15 лет - двойное или тройное выше официального прожиточного минимума: на 90-100% за счет государства и частного капитала).

6.     Финансирование на восстановление и укрепление здоровья и культурное развитие (на 70-80% за смет государства, частного капитала и общественных организаций).


Зарплата, как мы видим, составляет небольшую «оператив­ную» часть всех сумм, которые идут на возмещение жизненных расходов и развитие трудовых ресурсов и всего населения. И все же именно она является главным инструментом, регулирующим движение и развитие рынка труда в профессиональном, отрасле­вом и региональном аспектах. Однако заработная плата в полной мере определяет трудовую мотивацию населения и формирует основу его социальной защиты только в том случае, когда она выплачивается в свободно конвертируемой валюте и благодаря этому обеспечивает во всех регионах страны и других странах при­мерно равный, выше прожиточного минимума, уровень жизни, который дает безусловную возможность общекультурного разви­тия населения.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.