Рефераты. Рынок труда







3.    ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА, ПРОФСОЮЗОВ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ С ТРУДОВЫМИ МАССАМИ


Как свидетельствует опыт практически всех капиталистичес­ких стран, высшим и наиболее эффективным организационным принципом рынка труда оказывается сотрудничество между пред­принимателями, профсоюзами и государством. Положения и условия договорных отношений закрепляются в трудовых и общих законодательных решениях, изменяемых и совершенствуемых по мере развития экономики и демократизации общества. Подобное сотрудничество является результатом сложившегося обществен­ного сознания компромиссного типа, принимающего как наибо­лее целесообразную формулу поиска решения переговоры, на­хождение взаимоприемлемых условий, учет интересов всех без исключения общественно-политических и экономических сил стра­ны.

Одним из крупнейших проявлений консенсуса в отношениях между трудом и капиталом в современную эпоху явилась органи­зация так называемого пожизненного найма работников в Япо­нии, инициатором которого были крупнейшие корпорации, осуще­ствляющие интенсивное научно-техническое развитие экономики. Целью подобной политики, которая особенно активно проводи­лась в жизнь в 60-70-х годах, являлось удержание во что бы то ни стало на производстве высококвалифицированной талантли­вой молодежи на протяжении всей ее профессиональной жизни в условиях ее дефицита на рынке труда.

По мере наполнения рынка труда Японии в 80-х годах высоко­квалифицированными кадрами и исчезновения их острого дефи­цита, целесообразность широкого применения практики пожизнен­ного найма стала снижаться, хотя в известных пределах ее цен­ность до сих пор сохраняется.

Трудовой договор, заключенный между работодателем и на­емным работником, а также существующее законодательство вы­ражают и защищают интересы обеих сторон, определяя оптималь­ные производственные условия трудовой деятельности, время, функции и интенсивность работы. Обе стороны обычно бывают единодушны в необходимости выполнения следующих основных условий кадровой политики:

·        соответствие численности персонала и отдельных его кате­горий технико-экономическим нормам и организационным струк­турам предприятий и учреждений;

·        привлечение кадров только в случае их квалификационного и общеобразовательного соответствия технологии материально­го производства и услуг

·        максимально плотная, в пределах оптимального режима, загрузка всех работников предприятий и учреждений в течение рабочего дня и недели с возможной универсализацией с этой це­лью труда лиц среднетехнического и более низкого уровня подго­товки:

·        соблюдение техники безопасности, экологической защиты и оптимальных эргономических требований, обеспечивающих высокоэффективный труд и сбережение трудовых ресурсов;

·        осуществление переподготовки и переквалификации кад­ров согласно требованиям непрерывно развивающегося производ­ства.


С помощью коллективных договоров профсоюзы проводят свою политику в отношении финансирования страховых фондов, размеров и длительности выплаты пособий по безработице и т. д., но редко выдвигают требования, которые могут подорвать положение предприятия, корпорации, отрасли, а следовательно, в конечном итоге, и трудящихся. Заключаемые между предприя­тиями и профсоюзами на одном из трех уровней - национальном, отраслевом или фирменном - сроком на 1-2 года коллек­тивные договора являются весьма эффективной формой произ­водственно - трудовых отношений, обеспечивающих участие тру­дящихся в развитии экономики и предотвращающих, как правило, возникновение трудовых конфликтов и стачечной борьбы.

Коллективные договора сегодня являются, как правило, резуль­татом не столько противоборства интересов, сколько их выявле­ния и сглаживания различий между ними в контексте общей заин­тересованности в процветании фирмы, корпораций, экономики в целом. За последнее десятилетие количество забастовок и локаутов почти во всех западных странах значительно сократилось.

И предприниматели, и профсоюзы в своих требованиях исходят из научного анализа ситуации, осуществляемого собственными, независимыми исследовательскими центрами и организациями.

Самостоятельная и активная позиция трудящихся на рынке тру­да, достаточно ясное понимание национальных проблем позволя­ют им выдвигать и поддерживать конструктивные экономические и социальные программы развития. Следует заметить, что рынок труда в западных странах развивается в атмосфере экономическо­го и политического демократизма, допускающего конфронтацию и весьма критическое отношение друг к другу определяющих струк­туру общества различных социальных сил. И это не приводит, как свидетельствует современная история, к взаимоистребляющей борьбе и разрушению прогрессивных (частное предпринимательство, конкуренция) производственных отношений. Напротив, неиз­бежным становится согласие, стремление к открытому сопоставле­нию и сближению интересов и формирование тем самым весьма Благоприятных общих эволюционных условий для страны.

Весьма эффективны, как показывает опыт Австрии, Швеции, Норвегии, Дании и других стран, коллективные договора, заклю­чаемые на высшем национальном уровне между ассоциацией пре­дпринимателей и руководством профсоюзов. Они действительны во всех отраслях и обязательны - при условии их принятия - для работников каждого учреждения и предприятия в течение всего срока действия. Именно на национальном уровне наилучшим об­разом видны и понятны и потому могут быть всеми сторонами учтены и согласованы многосторонние общенациональные инте­ресы - внешней и внутренней экономической политики, комплек­сного развития отраслей, в т.ч. и отдельных предприятий, общие стратегические контуры научно-технической политики и первооче­редность подобных программ для каждого сектора хозяйства.

Вместе с тем в последнее время в США, Великобритании, Фран­ции и других странах получила широкое распространение практи­ка заключения коллективных договоров на уровне корпораций и отдельных предприятий, поскольку в таком случае хорошо учиты­вается технологическая специфика производства и конкретные индивидуальные интересы сотрудников.

Наряду со всем комплексом условий труда и мер социальной защиты, зарплата, безусловно, является одним из ключевых пунктов коллективных договоров и одной из основных тем переговоров меж­ду профсоюзами и предпринимателями. Ее общее движение почти никогда не отстает от роста индекса цен на товары и услуги, часто его опережает и определяется спросом и предложением рабочей силы, ростом образования и квалификации. Но повышение зарпла­ты по этой причине не бывает непрерывным. Оно приостанавлива­ется, в частности, на период действия коллективных договоров.

Профсоюзами многих стран проводится политика «солидар­ной» заработной платы, которая заключается в реализации прин­ципа равной оплаты за равный труд независимо от того, на каком предприятии - высокорентабельном или низкорентабельном - трудится работник. Прибыли предприятий в значительно большей степени отличаются друг от друга, чем заработки рабочих и слу­жащих. Такой подход позволяет в определенной мере сдерживать стремление работодателей переманивать к себе высококвалифицированных специалистов, а также желание работников сменить место работы только для того, чтобы получить более высокую заработную плату. Подобная политика лучше всего поддается ре­ализации при заключении коллективных договоров на националь­ном уровне. Опыт многих стран подтверждает достижимость ба­ланса интересов работодателей и работников, государственного и частного сектора экономики, политики регулирования и вместе с тем сохранения стабильности рынка труда.

Важным практическим итогом действия компромиссного общественного сознания следует считать тенденцию к созданию кор­порациями постоянного крупного источника средств для финан­сирования мероприятий по трудоустройству, подготовке и пере­подготовке рабочей силы в размере до 40% начислений на фонд заработной платы, относимых на себестоимость продукции. Проф­союзы, со своей стороны, на случай возникновения на предприятиях кризисных ситуаций, зачастую создают специальные фонды для переподготовки персонала (на рабочем месте, в учебном за­ведении) и открытия собственного дела.

Наличие довольно устойчивого социального сотрудничества в экономике не исключает периодического возникновения конфлик­тных ситуаций между отдельными профсоюзами, общественны­ми и частными секторами экономики и т. д. Заметна склонность отраслей и предприятий к проведению самостоятельной полити­ки, в частности в области зарплаты. В результате она может уве­личиваться сверх согласованного уровня на 1-3 процентных пунк­та в течение года.


4.    МЕРОПРИЯТИЯ, ПРЕДПРИНИМАЕМЫЕ НА РЫНКЕ ТРУДА


К разработке программ деятельности учреждений рынка тру­да на национальном, региональном и местном уровнях привлекаются объединения предпринимателей и профсоюзы. Из предста­вителей населения, руководителей учебных заведений, профсою­зов, предприятий и местных органов власти создаются комиссии (комитеты), которые оказывают всестороннюю помощь местным учреждениям рынка труда в их повседневной работе и вместе с тем осуществляют над ними контроль.

Важно, что местные предприятия обычно охотно оказывают учреждениям рынка труда постоянную квалифицированную по­мощь в составлении планов использования рабочей силы, инди­видуального развития сотрудников, проведении массового пере­обучения, связанного с внедрением новой технологии и реоргани­зации производства.

Особенно эффективно снижает безработицу и поддерживает высокий уровень занятости политика активных мер развития тру­довых ресурсов.

Активные меры, по опыту Швеции, в отличие от пассивных, состоящих в. выдаче пособий по безработице, включают следую­щие мероприятия:

·        поощрение мелкого и семейного предпринимательства на максимально благоприятных условиях государственными субси­диями и кредитами, благодаря которым стартовый капитал может быть обеспечен владельцам лишь на 10%, до 70% - государ­ственными субсидиями и на 20% кредитами, а если предприятие не приносит прибыли, то на 4 года освобождается от налога;

·        обеспечение географической мобильности населения и ра­бочей силы путем предоставления субсидий и кредитов на пере­езд с семьей из районов с избытком рабочей силы в районы, где есть вакантные места, с гарантией улучшения жилищных и, как  правило, материальных условий жизни;

·        предоставление каждому ищущему работу полной инфор­мации о вакантных местах по профессиям, отраслям и регионам страны и создание для этой цели повсеместно общедоступных банков данных; оплата всех видов услуг по связи с отделами кад­ров предприятий, где есть рабочие места;

·        организация общественных работ, в основном для молоде­жи, на строительстве жилья, дорог, в сфере обслуживания на срок до 6 месяцев с гарантированным заработком в пределах 50-100% средней зарплаты по данной профессии;

·        финансирование работы в частных фирмах молодежи пу­тем предоставления в течение полугода владельцам предприятий субсидий в виде оплаты 50% издержек на вновь созданные рабочие места;

·        специальное техническое оборудование на обычных пред­приятиях рабочих мест для инвалидов и выплата субсидий вла­дельцам предприятий за прием инвалидов на работу и частично на их заработную плату;

·        стимулирование расширения предпринимательской деятель­ности и сверхурочных работ, а тем самым и более полной занятос­ти путем снижения налогообложения с прибыли и личных доходов.


В системе рынка труда осуществляются мероприятия по по­вышению общеобразовательного уровня безработных и обучению профессиям, имеющим устойчивый спрос на рынке труда:

·        не имеющие законченного школьного образования получа­ют его, причем организуются специальные усиленные курсы по математике, химии, физики, английскому языку (в основном для иммигрантов);

·        детально выявляются интересы поступающих на курсы: проводятся предварительные беседы, ознакомление с предметами обучения и предстоящей работой, при необходимости сроком до месяца;

·        применяются методы индивидуального обучения (принцип так называемого личного модуля), в основе которых лежат под­бор предметов, наиболее полно удовлетворяющих интересы обучающихся и предлагающих оптимальные темпы и последователь­ность их освоения;

·        учебные курсы составляются сипами ведущих специалис­тов университетов и промышленных фирм: оплата преподавательского состава проводится на уровне, который существует для спе­циалистов их класса в частных фирмах;

·        в максимально возможном числе профессиональных школ на консультативных началах используется опыт наиболее талантливых педагогов и воспитателей для постановки методики обучения;

·        поддерживается оптимальное, исходя из международного опыта на разных уровнях обучения, соотношение учеников и педа­гогов (7-8 к 1), которое позволяет осуществлять индивидуальное обучение и следить за качеством подготовки каждого ученика;

·        используется метод опекунства старшекурсников над вновь поступившими, что создает общую благоприятную психологическую атмосферу и обеспечивает всеобщую заинтересованность в успешном обучении.

Чем крупнее затраты на активные меры по поддержанию заня­тости при общих, более значительных масштабах финансирова­ния политики рынка труда, тем ниже, как правило, безработица в стране и выше общий уровень трудовой активности населения.

Показательно, в данном отношении, сопоставление ситуации на рынке труда Швеции и США. Притом, что в Швеции в три с лишним раза выше, чем в США, относительные затраты на про­граммы политики рынка труда - 2,7 против 0,8 ВНП, доля средств, идущих на меры активной защиты населения от безработицы, в два раза значительнее - 70 против 35%.

Нет сомнения в том, что именно эти различия в масштабах и качестве внимания к социальной защите населения на рынке тру­па являются одним из главнейших факторов, определявших сло­жившийся уровень занятости населения обеих стран.

Единственная возрастная группа, по которой занятость в США выше, чем в Швеции, население 16-19 лет. Объясняется это тем, что в США намного значительнее, чем в других западных странах, в т.ч. и в Швеции, распространена частичная занятость среди учащихся старших классов школ и студентов.

Трудовое воспитание оплачиваемым трудом, кстати сказать, проходит в большинстве западных стран, часто по месту учебы, примерно половина учащейся молодежи, что в целом связано с потребностью семей в дополнительных средствах на удовлетво­рение элементарных жизненных нужд.

Высокий уровень эффективности рынка труда в Швеции во мно­гом определяется тем, что в стране хорошо поставлена профориентация, которая предшествует профессиональному обучению.


5.    НЕОБХОДИМОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТЬ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ


Механизм саморегулирования рынка труда

К основным рычагам саморегулирования рынка труда относятся цена труда, соотношение платежеспособного спроса на него и его предложение и конкуренция.

На рынке труда ценой труда является заработная плата. Она привлекает на рынок труда ту часть населения, которая не имеет других источников к существованию. Высокий уровень заработ­ной платы увеличивает предложение труда во всех сегментах рынка труда: расширяет потенциальный и циркулирующий, а на внутрифирменном повышается оплата труда за рост его продолжитель­ности и эффективности. Повышение общего уровня реальной заработной платы повышает общий уровень жизни работоспособных наемных работников. Увеличиваются налоговые поступления от заработной платы, страховые взносы и отчисления в различ­ные фонды, что расширяет возможности социальной защищен­ности населения. Опыт развитых стран показывает, что в значи­тельной степени благосостояние их населения связано с высоким уровнем заработной платы на рынке труда.

В процессе саморегулирования рынка труда не менее важна роль прибыли предпринимателя, который является покупателем на рынке труда. Вполне естественно его стремление извлечь из наемного труда максимальную норму прибыли, которая показы­вает размеры дохода по отношению к затратам. Предприниматель будет стремиться туда, где норма прибыли выше, и покидать сфе­ры, где она ниже. Однако в любом случае, создавая новую или расширяя старую фирму, предприниматель вовлекает в рынок труда новых работников, увеличивая его масштабы. Вместе с тем, стремясь уменьшить затраты на найм рабочей силы, он модерни­зирует производство, совершенствует организацию труда, следо­вательно, с учетом повышенных требований усложняется систе­ма образования (т.е. потенциальный рынок труда).

Доход фирмы является экономической основой ее инвестицион­ной активности. Падение доходности фирмы (если не приняты экст­ренные меры) заканчивается ее банкротством и выбрасыванием пер­сонала фирмы на улицу. Колебания нормы прибыли в зависимости от цикла деловой конъюнктуры то сжимают, то расширяют рынок труда, регулируя его количественно-качественный состав. Специа­листы отмечают, что при благоприятной деловой конъюнктуре оживляется процесс капитальных вложений в народное хозяйство. При этом спрос на труд резко возрастает, повышается заработная плата, которая привлекает наемных работников в динамичные отрасли до тех пор, пока они не насыщаются рабочей силой.

Из этого следует, что регулирующей силой, повышающей или снижающей цену труда и определяющей динамику рынка тру­да, является прибыль предпринимателя. Это тот самый эконо­мический механизм, который регулирует движение нормы при­были, определяющей цену труда. Последняя побуждает наем­ных работников переходить с одних фирм на другие, менять профессии и т. п.

Цена труда также колеблется в зависимости от спроса и пред­ложения труда на рынке, как это уже отмечалось в главе 1. Но здесь нужно учитывать и то, что спрос на труд предприниматель предъявляет, когда найм работников дает ему прирост доходов после продажи произведенной продукции на рынке. Если данный прирост сокращается с насыщением рынка, то предприниматель ощущает это через снижение прироста прибыли и ослабление конкурентоспособности фирмы. Поэтому он должен сокращать про­изводство и персонал.

Таким образом механизм саморегулирования рынка труда при­водит его к такому состоянию, когда рост общего уровня безрабо­тицы сочетается с ростом удельного веса резерва производствен­ных мощностей. При экономическом подъеме резервные рабочие места поглощают значительную часть безработных, но это порож­дает инфляцию, съедает рост доходов наемных работников за счет быстрой потери деньгами покупательной способности. Все меры по сдерживанию инфляции в конечном итоге ведут к росту безра­ботицы.

Цена труда, норма прибыли, спрос и предложение труда, кон­куренция -   все эти факторы саморегулирования рынка труда фор­мируют доход населения и распределяют общественное богатство.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.