Рефераты. Рынок труда






Существуют также различия в степени неравенства доходов между разными странами, например, в США оно заметнее, чем в странах Западной Европы. Основной причиной этих различий яв­ляется тот факт, что в европейских странах государство более ши­роко использует перераспределение национального дохода в пользу беднейших слоев, используя систему налогообложения и другие механизмы для сокращения неравенства, формируемого рынком.

В этой связи сторонники рыночного саморегулирования (неоконсерватизма) считают недопустимым глубокое вмешательство государства в экономику. Помощь государства бедным глушит их трудовую активность, порождает социальное иждивенчество и замедляет экономический рост. Налоговый пресс на доходы пред­принимателей ограничивает средства на внедрение новых техно­логий и новшеств, снижает прибыльность производства и способ­ствует оттоку капитала в другие страны. Поэтому вполне естествен­но углубление неравенства доходов, рост инфляции и безработи­цы, резервирование рабочих мест.

Фактически такой подход к регулированию рынка труда какой-либо страны с рыночной экономикой близок к теории социального дарвинизма, которая распространяет на общество принцип есте­ственного отбора и выживания сильнейшего. Это привлекатель­ная сторона рыночного саморегулирования, так как она ярко и образно отражает те свойства рынка, которые генерируют экономический прогресс. Однако такой принцип жизни растительного и животного мира обществом применительно к своей жизни полно­стью не может быть принят.


Государственное регулирование рынка труда и его необходимость в России

Применительно к рыночной экономике идеи экономического либерализма, т. е. политики невмешательства государства в эко­номику, наиболее полно обосновал А. Смит в своем труде «Ис­следование о природе и причинах богатства». Согласно его трак­товке, рыночная система способна к саморегулированию, в осно­ве которого лежит «невидимая рука» — личный интерес, связан­ный со стремлением к прибыли.

Но в работах Дж. М. Кейнса эта теория подверглась критике и значительной модификации. Он оспаривал факт существования в условиях совершенном конкуренции применительно к рынку труда внутренних механизмов приспособления, приводящих к его рав­новесию в условиях полной занятости. Кейнс, выступая за актив­ное вмешательство государства в трудовые отношения, считал, что только жесткая негибкая заработная плата обеспечивает со­стояние равновесия национального дохода. Хотя при этом и со­храняется вынужденная безработица, объясняемая недостаточ­ностью совокупного спроса на труд, но ликвидируется нестабиль­ность, присущая системе совершенной конкуренции.

Применительно к сегодняшним российским условиям политика, регулирующая влияние государства, не должна препятствовать реализации требований экономической эффективности, которые предполагают мобильность рабочей силы, высвобождение лишних работников. Достаточно высокая степень занятости насе­ления должна обеспечиваться не сохранением излишней числен­ности работников, а созданием новых рабочих мест, снижением потребности населения в рабочих местах и т. п.

Перспективы занятости определяются динамикой и уровнем экономической эффективности производства, поэтому более ра­циональное использование работников является приоритетным направлением по сравнению с сохранением существующих рабо­чих мест. Сокращение лишних работников и увеличение за счет этого числа безработных (при их достаточной материальной поддержке) во многих отношениях эффективней, чем сохранение на| предприятиях скрытого резерва рабочей силы.

Для решения всех этих задач государство должно прогнозировать ситуацию на рынке труда, находить и поддерживать, либо формировать «точки роста» в экономике, проводить соответству­ющую структурную, региональную и инвестиционную политику, регулировать внешнеэкономические связи, способствовать адап­тации работников к требованиям рынка труда. Следует также учи­тывать, что возможности государства в области создания новых рабочих мест меньше возможностей частного капитала. Это, од­нако, не снижает роли государства как гаранта занятости, оно дол­жно стимулировать активность предпринимателей. В то же время государству необходимо ограничивать определенными рамками их поведение на рынке труда, обеспечивая защиту социально уяз­вимых групп населения и регулируя в сложных ситуациях высво­бождение рабочей силы.

Очень важно избежать такого положения, при котором возоб­новление экономического роста будет происходить при высокой и застойной безработице. Обострение проблемы занятости в этом случае просто неизбежно.

Для обеспечения экономического роста, сопровождаемого уве­личением занятости требуется:

·        появление рыночно ориентированного, защищенного госу­дарством и социально ответственного собственника производ­ственных и финансовых ресурсов, поощрение его предпринима­тельской активности;

·        привлечение внутренних и иностранных инвестиций;

·        обеспечение условий для материальной заинтересованно­сти работников, развития их потребностей, расширения инфра­структуры для их удовлетворения, а также соответствия профес­сионального уровня трудящихся уровню материально-техничес­кой базы.


Реализация этих требований возможна лишь на основе исполь­зования развитого рыночного хозяйственного механизма в соче­тании с государственным регулированием. Прежде всего необхо­димо преодоление неравномерности развития производительных сил по регионам, чрезмерной специализации регионов, более пол­ное использование местных ресурсов и возможностей с учетом личного трудового потенциала, устранение отставания сфер со­циальной инфраструктуры регионов от потребностей. Для этого необходима территориальная мобильность рабочей силы, требу­ющая определенного регулирования.

Для обеспечения занятости населения велико значение сфе­ры услуг. Однако до сих пор развивается преимущественно одно посредничество, а не производственные услуги.

Значительно снижают трудовую мотивацию работников урав­нительные тенденции, проявляющиеся как в старых, так и а но­вых формах. Этому способствуют компенсационные надбавки, натурализованная оплата. Резко возросли различия между оплатой труда руководящего состава и рядовых работников. Появи­лась необходимость гарантировать выплату заработка, форми­ровать применительно к новым условиям цену рабочей силы, эк­вивалентно оплачивать Повышенные затраты труда, стимулиро­вать рост его качества. Особой проблемой является целесооб­разность увязки заработка различных категорий работников с рен­табельностью производства.


Правовое регулирование рынка труда

Изменение экономической ситуации в РФ. широкое развитие , негосударственного сектора экономики, утрата государством фун­кции основного работодателя, признание многообразия форм соб­ственности — все это потребовало изменения действующего законодательства о труде. Определенные новации в трудовом зако­нодательстве уже были закреплены федеральными законами о порядке разрешения коллективных трудовых споров и о внесении изменений и дополнений в КЗоТ от 23.11.1995 г. Однако это не снимает вопроса о том, что необходимо всеобъемлющее рефор­мирование всего законодательства о труде.

Анализ конституционных норм позволяет сделать вывод о рав­ной защите прав на трудовую (в рамках трудового договора) и предпринимательскую деятельность. Соответственно, трудовое законодательство должно предусматривать равноправие, взаимный учет прав и интересов сторон трудового договора. Однако, будучи в юридически равном положении с работодателем, работник фактически является более слабой стороной трудовых отношений, во многом зависит от работодателя, что дает ему возможность навязывать работнику свою волю. Реально противостоять этому работники могут лишь объединившись в профсоюз. Однако и он сам по себе не может обеспечить принцип равноправия, по­этому решающую роль здесь играет государственное законода­тельное регулирование, содержащее механизмы защиты прав сто­рон трудового договора при реальном их исполнении.

Формирующееся в условиях экономической свободы и конку­ренции трудовое право РФ не может игнорировать опыт регули­рования трудовых отношений других стран, прежде всего с разви­той рыночной экономикой. Освоение этого опыта позволит избежать повторения тех ошибок, которые допускались ранее други­ми странами и разработать специфические концепции защиты труда, пригодные в российских условиях.

Скорее всего для России наиболее приемлемой будет евро­пейская модель трудового законодательства, отличающаяся го­раздо большей степенью вмешательства государства в трудовые отношения. Немаловажным является и психология самих работ­ников, обращающих все свои требования по привычке государ­ству, считая, что именно им должны решаться все вопросы регу­лирования трудовых отношений.

Вместе с тем особенностью современной государственной по­литики России является децентрализация регулирования трудовых отношений. Государство, оставаясь фактически гарантом трудовых прав граждан, практически утратило функции всеобщего работо­дателя и всевластие в трудовых отношениях, что предполагает бо­лее тесное участие работодателей и профсоюзов в принятии соци­ально-экономических решений и определении условий труда и пе­редачу решения многих вопросов на уровень конкретных сторон.

С учетом изложенного к основным принципам регулирования трудовых отношений можно отнести следующие:

·        признание правового равенства сторон трудовых отноше­ний и выработка механизма защиты более слабой стороны - ра­ботника;

·        учет интересов работников и работодателей, государствен­ная защита их интересов;

·        гуманистический характер трудовых отношений, признание приоритета личности перед интересами производства;

·        учет особенностей специфических категорий трудящихся и характера отдельных видов работ при разработке механизма регулирования трудовых отношений;

·        установление действенных мер ответственности за наруше­ние трудового законодательства.


Деятельность профсоюзов

Профессиональный союз (сокращенно профсоюз) - массовая общественная организация, объединяющая на добровольных на­чалах рабочих и служащих по профессиональному признаку. Они обладают широкими полномочиями: осуществляют контроль за исполнением трудового законодательства, за состоянием техники Безопасности на предприятиях, заключают с администрацией пред­приятия коллективные договоры, разрешают трудовые споры.

Но основная задача деятельности профсоюза - повышение заработной платы. В связи с этим видный американский эконо­мист П. Самуэльсон выделяет 3 основных метода, которыми пользуются профсоюзы для достижения этой цели:

·        профсоюзы могут ограничивать предложение труда. Это дос­тигается, например, введением высоких иммиграционных барьеров, содействием принятию законов о максимальном рабочем дне, уве­личением срока учебы при подготовке к той или иной профессии.

·        профсоюзы могут добиваться повышения ставок заработ­ной платы, содействуя установлению ее выше точки равновесия.

·        профсоюзы могут вызвать сдвиг вверх по кривой спроса на труд. При этом могут использоваться любые средства, повышающие спрос на труд, например, содействие установлению высоких протекционистских таможенных тарифов. Эти меры вызовут увеличение спроса на труд внутри данной страны, в результате чего увеличится количество используемого труда и возрастет заработная плата.

Для анализа регулирующей деятельности профсоюзов на рын­ке труда уместно обратиться к опыту США, где как ни в одной другой стране с развитой рыночной экономикой сильно профсо­юзное движение. Там профсоюзы сначала обратились к политике повышения спроса на конечный продукт, выступая за введение протекционистских таможенных тарифов. Профсоюзы работников автомобилестроения выступали за принятие законов, по которым импортируемые в США автомобили должны состоять из опреде­ленного минимума деталей, произведенных в США.

Профсоюзы также пытались использовать законодательство для достижения такой своей стратегической цели, как увеличение издержек на другие ресурсы, которые являются потенциальными заменителями труда работников. Некоторые профсоюзы работ­ников транспорта добились гарантии минимального размера эки­пажа. Такие условия не позволяют работодателям заменять труд работника на какое-либо техническое новшество.

В некоторых случаях профсоюз и работодатель могут прийти к такому соглашению, в котором реальная заработная плата возра­стает в обмен на согласие профсоюза вносить определенные из­менения в производственный процесс, которые могут привести к увеличению производительности труда. Более типичными явля­ются такие случаи, когда профсоюзы добиваются уступок у руко­водства фирм, когда могут вынудить его принять дополнительные издержки. Эти издержки обычно принимают форму так называемой работы по правилам или, же забастовки.

Забастовка — это попытка отказать фирме в труде всех чле­нов профсоюзов. Часто успех подобного рода формы протеста зависит о целого ряда факторов, как-то: прибыльности фирмы и ее возможности повысить цены, не потеряв при этом своего рын­ка; от финансовых ресурсов фирмы, которые позволили бы ей ком­пенсировать убытки, нанесенные забастовкой; от способности самого профсоюза причинить фирме убытки, при этом компенсировав потери рабочих, связанные с забастовкой.

Западные профсоюзы возникли как форма институционализации социальных интересов наемных работников, их ведущая фун­кция - улучшение рыночной ситуации продажи членами профсо­юза своей рабочей силы. Советские же профсоюзы имели совер­шенно иное происхождение. На уровне страны система управле­ния включала государственные органы, партийные и профсоюз­ные. На уровне предприятия - административные, первичные партийные и профсоюзные организации. Профсоюзы не только являлись проводниками воли правящего субъекта, но и осуще­ствляли обратную связь, выполняли защитную функцию, снижая этим социальное напряжение.


6.    ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ


В настоящее время уровень безработицы (по официальным данным) достаточно низкий, хотя он и постепенно повышается. Наряду с зарегистрированной существует скрытая безработица (вынужденные отпуска и неполная рабочая неделя). В то же вре­мя велика, скрытая, официально не фиксируемая «теневая» за­нятость по найму и индивидуальная трудовая деятельность. Зна­чительная часть работников, не имеющих официального трудо­вого дохода, либо имеет «теневой доход», либо за ним сохраняет­ся временно не функционирующее рабочее место. Безработица реально не стала острой социальной проблемой в общественном масштабе (хотя в различных регионах страны ситуация существен­но различается).

До сих пор преобладает увольнение работников по собствен­ному желанию, а не вследствие сокращения потребности пред­приятий в рабочей силе. В то же время процесс перемещения ра­бочей силы из «легального» сектора экономики в «теневой» (даже при тенденции к его замедлению) в целом имеет отрицательный характер, хотя и неоднозначен по последствиям. С одной сторо­ны, он позволяет сохранить или даже увеличить доход работника, смягчить социальные последствия кризисных явлений в офици­альной экономике и обеспечить удовлетворение тех потребнос­тей общества, которые она по тем или иным причинам не может удовлетворить. С другой стороны, истощаются трудовые ресурсы страны в целом, усиливаются диспропорции в экономике, снижа­ется собираемость налогов и т. д.

На сегодняшний день главной проблемой занятости остается не безработица, а неэффективное использование трудоустроен­ной рабочей силы, в первую очередь находящейся в вынужден­ном простое. В связи с этим значительную часть населения бес­покоит угроза потери работы.

В настоящее время ситуация на рынке труда приобретает но­вые черты. Во-первых, многолетняя скрытая безработица, кото­рой сопутствует ею же обусловленный дефицит рабочей силы, продолжается. Падение производства, с одной стороны, и низкая эффективность организации производства и труда - с другой, увеличивают масштабы недоиспользования работников.

Во-вторых, возникли существенные сбои в воспроизводстве профессионально-квалификационной структуры занятых. Не вос­полняется естественное выбытие рабочих старших возрастов по многим профессионально-квалификационным группам. Тем самым ставится под угрозу развитие ведущих отраслей народного хозяй­ства, прежде всего машиностроения. В целом масштабы и уро­вень профессиональной подготовки рабочих массовых профес­сий не соответствует перспективным требованиям. Перераспре­деление занятых по отраслям, в целом необходимое и прогрес­сивное, не только превышает нынешние возможности народного хозяйства, но и нередко осуществляется нерационально-Особый интерес представляет анализ положения молодежи на российском рынке труда. Его необходимость обусловливается двумя важнейшими обстоятельствами: во-первых, молодые люди составляют около 35% трудоспособного населения России, во-вто­рых, они — будущее страны. Молодежь уже сегодня во многом определяет политические, экономические и социальные процес­сы в обществе. Вместе с тем она во всем мире является одной из наиболее уязвимых групп на рынке труда.

Эта категория населения подразделяется на ряд групп, опре­деляющих положение на рынке труда.

Подростковая группа (молодежь до 18 лет) представляет в ос­новном учащихся средних школ и профессиональных училищ. В основном они не вовлечены в трудовую деятельность. Однако зна­чительное снижение жизненного уровня большей части населения изменило жизненную позицию этой категории молодежи. Многие из них стремятся заработать деньги любым путем. Чаще всего это самозанятость, вроде мойки машин и торговли газетами или рабо­та в «теневом» секторе экономики. Легальный рынок неквалифицированного детского труда крайне узок. Поэтому если не решать проблему государственного контроля за детской занятостью, воз­никнет опасность увеличения криминального потенциала общества.

Молодежь в возрасте 18-24 года — это студенты и молодые люди, завершающие или завершившие профессиональную под­готовку. Они являются самой уязвимой группой, вступающей на рынок труда, так как не имеют достаточного профессионального и социального опыта и в силу этого менее конкурентоспособны.

В 25-29 лет молодые люди уже в основном имеют определен­ную квалификацию, некоторый жизненный и профессиональный опыт. Они знают, чего хотят, чаще всего уже имеют собственную семью и предъявляют достаточно высокие требования к предла­гаемой работе.

Снижение общего уровня жизни населения привело к сверхза­нятости среди учащейся молодежи, вынужденной работать в сво­бодное от учебы время. Отсутствие механизма, регулирующего трудоустройство выпускников учебных заведений приводит к воз­никновению серьезных проблем. Проявляется четкая тенденция к люмпенизации молодежи, что в ближайшей перспективе отразит­ся на социальной структуре общества.


7.    РОЛЬ РЫНКА ТРУДА


Современный этап развития связан с новым взглядом на ра­бочую силу как на один из ключевых ресурсов экономики. Этот новый взгляд - свидетельство реального роста роли человечес­кого фактора в условиях технологического этапа НТР, когда нали­цо прямая зависимость результатов производства от качества, мо­тивации и характера использования рабочей силы в целом и от­дельного работника в частности.

Возрастание роли человеческого фактора в производстве под­тверждено результатами экономических исследований ведущих американских ученых. Начиная с 1929 года главным источником роста производительности труда и национального дохода США в триаде «труд - земля - капитал» является первый фактор, ох­ватывающий совокупность образовательных, квалификационных, демографических и культурных характеристик рабочей силы.

Вложения средств в человеческие ресурсы и кадровую работу становятся долгосрочным фактором конкурентоспособности и выживания фирмы в условиях рыночной экономики. Не случайно прямые затраты частного бизнеса в США на все виды обучения возросли уже к началу 80-х годов до 30 млрд дол., а полные част­ные и государственные затраты с учетом выплат компенсаций за время обучения достигли 100 млрд дол.

В эпоху высокоразвитой рыночной цивилизации роль рынка труда в эволюции экономики непрерывно возрастает. Связано это с тем, что по мере расширения и углубления, особенно в после­дние два десятилетия, научно-технической революции, освоения высокосложных технологий и распространения ЭВМ народное хо­зяйство уже не может обходиться без массовой творческой дея­тельности.

Впервые в истории производительные силы выходят на такой уровень развития, при котором их эволюция возможна лишь в условиях творческой активности работников значительной части профессий и широкого использования в сфере общественного труда новейших технических средств и сопутствующих им знаний. К рабочей силе начинают предъявляться совершенно новые, по сравнению с прошлым, требования: участие в развитии производ­ства практически на каждом рабочем месте; обеспечение высоко­го качества быстро меняющейся по своим характеристикам и тех­нологически все более сложной продукции; удержание низкой се­бестоимости изделий путем постоянного совершенствования ме­тодов производства; индивидуализация всех видов и форм про­изводственного и непроизводственного обслуживания.

В новых, более эффективных организационных условиях про­исходит соединение рабочей силы и рабочих мест, включение в инновационно-производственный процесс творческого потенциа­ла трудящихся, подготовка и переподготовка кадров, решение проблем социальной защиты трудящихся и т.п.

Интенсивная экономика, живущая в режиме периодического технологического и организационного обновления, постепенно превращается в экономику непрерывного развития, для которой характерно практически постоянное совершенствование методов производства, принципов управления, эксплуатационных харак­теристик товаров и форм обслуживания населения.

Рынок труда становится важнейшим звеном национальной и мировой рыночной цивилизации, на нем формируются трудовые ресурсы творческого типа, осуществляющие повседневную эво­люцию общества.

Исследования показывают, что активный созидательный труд в настоящее время в той или иной мере входит в содержание де­ятельности большей части работающего населения, прежде все­го специалистов с высшим и средним специальным образовани­ем, административно-управленческого Персонала, высококвали­фицированных рабочих, работников услуг. Это ведущий отряд национальной рабочей силы, охватывающий в западных странах от 40 до 50 % занятых в народном хозяйстве.


 



















ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В настоящее время спрос на труд главным образом определя­ется: государственной политикой по отношению к низкорентабель­ным и убыточным предприятиям; размерами государственных, частных и иностранных инвестиций; активностью и позицией проф­союзов; масштабами теневой экономики.

На предложение труда могут действовать такие факторы, как падение уровня жизни в результате инфляции (при прочих равных условиях предложение труда растет); появление альтернативных источников дохода у определенной части населения (при прочих равных условиях предложение труда сокращается); естественные темпы прироста трудовых ресурсов; миграция населения; демо­графическая и социальная политика государства.

Соотношение спроса и предложения товаров и услуг в странах с развитой рыночной экономикой характеризуется, по крайней мере, тремя обстоятельствами:

1.     Объемы предложения товаров и услуг на рынке, полностью удовлетворяющие платежеспособный спрос, весьма близки или даже выше рациональных норм потребления на душу населения.

2.     Уровень оплаты труда определяется стоимостью рабочей силы и обеспечивает покупательную способность на очень высо­ком уровне удовлетворения потребностей.

3.     Антимонопольные меры эффективно обеспечивают нали­чие жесткой конкуренции между продавцами (производителями) за покупателя (заказчика).


Действие этих трех факторов предопределяет такое соотноше­ние спроса и предложения, при котором цены на основные потре­бительские товары и услуги общедоступны.

Как показал анализ, формирующийся на Украине рынок труда имеет сложную структуру. Происходит углубление его сегмента­ции по ряду критериев: формам собственности (альтернативные формы занятости), фондоемкости и трудоемкости производства (различные темпы высвобождения и качественный состав работ­ников), особенностям технологии производства, квалификации занятых, уровню разделения и обобществления труда, исторически сложившимся формам организации и стимулирования труда, тра­дициям в мотивационном поведении трудящихся. Лучше понять структуру рынка, выявить его устойчивую сегментацию и соответ­ственно выработать дифференцированные способы его регули­рования позволит комплексный анализ действия факторов, обус­ловливающих сегментацию.

Формирование рынка труда на Украине, его протезирование, является неотъемлемой частью становления рыночного механизма. Основными направлениями его регулирования должны стать: борьба против дальнейшего спада производства; недопущение массовой безработицы; принятие мер по повышению уровня жиз­ни населения и др.

Что же касается уровня заработной платы, то, по-видимому, следовало бы сосредоточиться на следующих мерах, представ­ляющихся первоочередными:

1.     Пересмотр минимального размера оплаты труда как в каче­ственном аспекте (освобождение этого показателя от фискаль­ных функций), так и в количественном.

2.     Изменение тарифной системы, принятие законов о государ­ственной службе и регулировании трудовых отношений в частном секторе.

3.     Переориентация финансово-кредитной и налоговой систем с отходом от сегодняшних принципов, в частности «опоры на зар­плату», при определении прибыли предприятия.


ЛИТЕРАТУРА


1.     Ведяпин В. И. Общая экономическая теория. М., 1995.

2.     Пристанева А.А. Рынок труда: занятость и безработица. Киев, 1993.

3.     Павленков В.А. Рынок труда. М., 1992.

4.     Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. М., 1996.

5.     Четвернина Т. Положение безработных и государственная политика на рынке труда. Вопросы экономики. 1997. №2.

6.     Микульский К. Формирование новой модели занятости. Эко­номист. 1997. №3.

7.     Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., 1993.

8.     Павленков В.А. Рынок труда. М., 1992.

9.     Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. М. 1996.


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.