Рефераты. Угрозы экономической безопасности






Угрозы экономической безопасности

смотреть на рефераты похожие на "Угрозы экономической безопасности"

АКАДЕМИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Реферат на тему

«Угрозы экономической безопасности России»

2000

Угрозы экономической безопасности России

В 70-е годы впервые появился термин "экономическая безопасность". Он достаточно быстро получил распространение в развитых капиталистических странах. Именно тогда, отстаивая реалистичную оценку сложившейся международной обстановки, представители прежде всего стран Западной Европы выступили за использование экономических методов обеспечения национальной безопасности. Одной из главных задач экономической безопасности является сохранение и укрепление позиций страны в мировой экономической системе.

В настоящее время экономическая безопасность - это общенациональный комплекс мер, направленных на постоянное устойчивое развитие и совершенствование экономики страны, который обязательно предполагает социально-политическую стабильность и самостоятельность государства, а также механизм противодействия внешним и внутренним угрозам.

Проблемы реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации, обеспечения защиты национальных интересов в важнейших сферах экономики приобретают все большую значимость, привлекают к себе пристальное внимание политических деятелей, ученых, самых широких слоев населения. Актуальность этих проблем вызвана масштабами угроз, и реальным уроном, нанесенным экономической безопасности страны вследствие беспрецедентного народнохозяйственного кризиса., по своей глубине и продолжительности намного превзошедшего Великую депрессию в США
1929-1933гг.

Поскольку в странах с развитой рыночной экономикой (прежде всего в
США) накоплен достаточно большой позитивный опыт в сфере обеспечения национальной экономической безопасности, то он в настоящее время несомненно представляет интерес.

После окончания "холодной войны" обеспечение экономической безопасности стало приоритетным направлением в политике США.

Официально об этом неоднократно заявлял государственный секретарь У.
Кристофер. Так, в феврале 1993 года он подчеркнул, что внешняя политика США должна стоять на "трех китах": укреплении экономической безопасности страны, поддержании демократии и соблюдении прав человека (интересно, почему гайдары, ковалевы, боровые о первом и главном "ките" всегда забывают?!). Ключевыми моментами в обеспечении экономической безопасности являются, по словам секретаря, повышение конкурентоспособности американских товаров на внутреннем и внешнем рынках, сокращение зависимости страны от иностранных займов и укрепление ее возможностей выполнять международные обязательства в торгово-экономических и других областях.

В США в декабре 1995 года президентом Дж. Бушем с целью принятия соответствующих мер по обеспечению экономической безопасности был утвержден меморандум, в котором излагалось основное содержание Национальной программы обеспечения экономической безопасности. Результатом реализации программы стало создание единой в масштабах страны и взаимосвязанной во всех ее элементах системы экономической безопасности, направленной на сохранение лидерства США в технологических областях и обеспечение экономических интересов страны.

Межведомственной рабочей группой, в которую входили заместитель министра обороны, заместитель директора ЦРУ, министр энергетики, представители ФБР и АНБ, руководители ведущих корпораций - "Дженерал электрик", "Боинг", "ТРВ", были определены параметры общей политики в области экономической безопасности и ее современные критерии; разработан механизм руководства системой обеспечения экономической безопасности; предложены проекты новых инструкций и директив; внесены изменения в систему подготовки и переподготовки кадров. Группой не только были выделены угрозы экономической безопасности США, но и дана рекомендация выпускать в качестве вспомогательного справочного материала единый "Каталог угроз экономической безопасности и их оценка".

Администрация президента Б. Клинтона подтвердила приоритетное значение экономической безопасности. В концепцию экономической безопасности в качестве главных целей наряду с традиционным положением о защите секретов от иностранных спецслужб были введены положения об обеспечении национальных экономических интересов США в конкурентной борьбе с соперниками на мировой арене и о защите "лидирующих позиций США в технологических сферах", а
"сохранение экономической мощи США" прямо связывается с проведением мер по обеспечению экономической безопасности.

Поскольку в результате происшедших в мире изменений основным "полем боя" стали экономика и научно-технический прогресс, то, по мнению большинства зарубежных экспертов, важнейшую роль в борьбе за лидерство в этих областях играют спецслужбы. Как писала в феврале 1995 года влиятельная американская газета "Вашингтон пост", заблуждаются те, кто считает, что в период после "холодной войны" можно экономить на разведке подобно тому, как это делается в отношении военного ведомства, бюджет которого подвергается сокращению. В США в 90-е годы на экономическую разведку выделялось почти
40% ресурсов разведывательного сообщества страны (т.е. всех спецслужб США).

В настоящее время спецслужбам США поручено добывать сведения о динамике мировых экспортно-импортных процессов, мерах иностранных правительств по поощрению экспорта и защите собственных рынков от зарубежных конкурентов. Разведка должна выявлять отрицательные экономические тенденции, заблаговременно предупреждать о готовящихся акциях иностранных правительств в областях внешней торговли, снабжать разведывательной информацией американские делегации на торговых переговорах.

Координацию деятельности по добыванию, обработке материалов и выработке рекомендаций осуществляет Комитет по вопросам экономической разведки, созданный при директоре ЦРУ.

Президент Б. Клинтон, разделяя позиции Дж. Буша по поводу приоритетности экономической разведки, дал указание в 1993 году руководству сообщества США об углубленном исследовании "всей области экономической разведки", причем основное внимание было уделено роли, которую должны играть спецслужбы в отношении иностранных конкурентов американского бизнеса. Проведенная работа позволила выделить три основные составляющие экономической разведки: макроэкономическую разведку, экономическую контрразведку и микроэкономическую разведку.

Макроэкономическая разведка - это сбор разведывательной информации о тенденциях экономического развития иностранных государств, энергетических и сырьевых ресурсах, разработанных за рубежом технологиях (особенно двойного значения). Сюда также относится исследование состояний отраслевых и региональных рынков, деятельности крупнейших корпораций мира, функционирование финансовых систем и т.п.

Определенную роль в этом играют спецслужбы (отделы) гражданских ведомств США - министерства торговли, энергетики, финансов, сельского хозяйства, транспорта и труда; экспортно-импортный банк и др. Главной особенностью макроэкономической разведки является то, что значительная часть ее осуществляется вполне легально, и она по своему содержанию близка к научно-исследовательской работе.

Под экономической контрразведкой понимается пресечение попыток иностранных фирм и спецслужб других государств добывать торгово- экономические и технологические секреты американских корпораций. Бывший директор ЦРУ Р. Гейтс заявил, что агенты примерно 20 дружественных стран ведут работу по сбору информации об экономических планах и промышленных секретах США. П. Швейцер в книге "Дружественные шпионы", изданной в Нью-
Йорке в 1993 году, приводит многочисленные факты ведения промышленного шпионажа союзниками США в отношении американских фирм. По словам директора
ФБР Л. Фри (март 1996 года), наибольшую активность проявляют спецслужбы
Японии, Китая, Франции, России и Израиля. По оценкам управления по науке и технике Белого дома, с 1992 года американский бизнес в результате промышленного шпионажа несет ежегодные убытки в 100 млрд долл. и величина указанного ущерба, по прогнозам, возрастет к 2003 году на 50%.

По мнению директора ФБР Л.Фри и председателя комитета сената США по разведке А. Спектера, в настоящее время в результате усиления промышленного шпионажа угроза национальной безопасности США не убывает, а, напротив, усугубляется. В марте 1996 года рассматривалось более 800 дел - вдвое больше, чем два года назад. Особую обеспокоенность Фри и Спектера вызвало выступление 7 февраля 1996 года президента России на Совете безопасности, в котором он призвал "сократить технологический разрыв с Западом", в том числе и за счет усилий экономической разведки.

Сенаторы Спектер и Х. Коль предлагают укрепить законодательную базу по охране интеллектуальной собственности: квалифицировать кражу экономической информации как федеральное преступление, карать его 15-летним лишением свободы и штрафом в 250 тысяч долларов по отношению к частным лицам, увеличивая размеры штрафа до 10 миллионов, если речь идет о юридических лицах.

Микроэкономическая разведка ведется государственными службами в интересах американских корпораций и в их борьбе с иностранными конкурентами. В настоящее время - это наиболее деликатное направление деятельности разведсообщества. По поводу микроэкономической разведки не существует единого мнения у исполнительной и законодательной власти страны, а также внутри спецслужб США.

В начале 1995 года президентом Б.Клинтоном был учрежден консультативный совет по разведке, которому поручено до конца марта 1996 года выработать рекомендации по комплексной реорганизации разведывательного сообщества США. Примечательно, что подобный совет ранее создавался лишь двумя президентами - Д. Эйзенхауэром и Р. Рейганом - в моменты возрастания международной напряженности, когда от разведки требовалась особенно высокая результативность. Данное требование, по мнению многих американских политиков и экспертов, является актуальным и в настоящее время, учитывая, что после окончания "холодной войны" в мире появились другие опасности. К числу угроз относится ужесточение экономической и научно-технической конкуренции со стороны иностранных государств.

В этих условиях администрация президента Б. Клинтона все в большей степени рассчитывает на помощь и содействие со стороны разведывательного сообщества. В то же время в Белом доме хорошо понимают важность скорейшего
(но тщательно продуманного, в отличие от скоропалительных "реорганизаций" спецслужб в России) реформирования его структур, укрепления финансовой базы. Без эффективных мер в этих сферах трудно ожидать значительного прогресса в обеспечении правительственных ведомств точной и своевременной информацией.

Консультативный совет также обсуждал, но не пришел к единой точке зрения в вопросе об использовании разведывательной информации в интересах американского бизнеса. Администрация президента Б.Клинтона проявляет большую заинтересованность в том, чтобы окончательно определить, какая роль должна быть отведена разведывательному сообществу в содействии ускорению экономического и научно-технического прогресса страны.

Аналогичным образом работают спецслужбы Японии, Германии,
Великобритании и Франции, внося существенный вклад в обеспечение национальной экономической безопасности.

В настоящее время наиболее полная и эффективная концепция (программа) экономической безопасности действует в США. Свидетельством этого является устойчивый рост американской экономики, повышение конкурентоспособности товаров и услуг (с 1993 года США занимает первое место в рейтинге конкурентоспособности мировых экономик, Россия в 1995 году - последнее, 48- е место. Кроме того, по итогам 1995 года из 100 крупнейших корпораций мира
50 - американские и 27 - японские, но, увы, ни одной российской).

Ну а в России только в марте 1994 года, т.е. через три с лишним года после начала "реформирования" экономики, правительство все же приняло распоряжение о разработке "Основных положений государственной стратегии в области обеспечения экономической безопасности Российской Федерации".
Документ был подготовлен и его проект в январе 1995 года был рассмотрен и одобрен в Совете безопасности. Однако потребовалось почти 1,5 года, чтобы он стал документом, поскольку только в апреле 1996 года президент подписал
Указ № 608 "О государственной стратегии экономической безопасности
Российской Федерации (основные положения)". В соответствии с Указом правительству поручено разработать в 1996 году меры по реализации государственной стратегии экономической безопасности.

Таким образом, только в мае 1997 года была принята концепция национальной безопасности, которая должна была объединить силы и средства российских спецслужб и правоохранительных органов - прежде всего Департамента экономической безопасности ФСБ (образованного, правда, только в 1998 году), а также соответствующих подразделений МВД, ГРУ, Федеральной службы налоговой полиции и ГТК.

10 января 2000 был принят 2-ой (и на данный момент последний) вариант
Концепции национальной безопасности России. Этот документ определяет принципиальные исходные положения по национальной безопасности страны, которые должны стать основой формирования внутренней и внешней политики государства. В нем дан анализ места России в мировом сообществе, определены ее национальные интересы, процессы и явления, им угрожающие.

Первостепенную роль в обеспечении национальной безопасности России играет защита национальных интересов страны в сфере экономики. В конечном счете, обеспечение всех элементов национальной безопасности: оборонной, экологической, информационной, внешнеполитической, и других зависит от экономических возможностей страны. В то же время, разработка программы первоочередных и долговременных мер по обеспечению экономической безопасности России и практические шаги в этом направлении должны опираться на четкое осознание современных угроз.

В соответствии с концепцией национальной безопасности: «в сфере экономики угрозы[1] имеют комплексный характер и обусловлены, прежде всего существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости». Однако в вышеупомянутом документе экономические угрозы сформулированы в принципиальном виде. В данной работе сделана попытка конкретизировать их и придать количественное выражение в виде неких пороговых значений[2] экономической безопасности. В аппарате
Совета безопасности были предварительно определены около 30-ти таких пороговых значений. Надо прямо сказать, что в соответствии с этими пороговыми значениями в большинстве сфер экономики положение
«закритическое».

1.Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны.

Научно-технический потенциал, несмотря на известные слабости (в особенности - односторонняя ориентация на военные цели), был в целом сопоставим с североамериканским и западноевропейским. Обвальное падение производства, особенно в ВПК, парализовало спрос на НИОКР. Одновременно резко сократились бюджетные ассигнования на науку.

Доля ассигнований на науку в индустриально развитых странах составляет не менее 2% от ВВП (это, по мнению Совета безопасности и является пороговым значением). В России эта доля равняется 0,3-0,5%. Считается, что если в течение 5-7 лет расходы на научно-исследовательские и опытно- конструкторские разработки не превышают 1% от ВВП, то в стране наступают необратимые процессы в разрушении научно-технического потенциала.

Наука и научное обслуживание превратились из наиболее престижной и обеспеченной материально сферы деятельности в одну из самых низкооплачиваемых. В конце 1996 г. средняя заработная плата здесь была ниже, чем в газовой промышленности, электроэнергетике и промышленности в целом соответственно в 5 раз, 2,5 и 1,4 раза. Практически полностью прекратились закупки приборов, оборудования и материалов, подписка на иностранную литературу и периодику. Предоставленные самим себе научные учреждения и институты бьются за выживание, озабочены поисками денег на оплату коммунальных услуг.

Сокращение финансирования НИОКР более, чем в 10 раз за последние 7 лет и связанный с этим отток лучших умов за рубеж (эмиграция более 100 тысяч ученых в эти годы эквивалентна экономическому ущербу в 80 миллиардов долларов), деградация научных школ, распад научно-исследовательских коллективов и конструкторских бюро мирового класса, разрушение связи между наукой и производством обрекают страну на лишение главного фактора современного экономического развития – научно-технического прогресса.

Однако, несмотря на катастрофическое разрушение отечественного научного потенциала, Правительство не увеличивает ассигнований на НИОКР даже до предусмотренных законом 4 процентов от уровня расходной части бюджета, отказывается ввести расходы на НИОКР в себестоимость продукции, предоставить налоговые льготы для стимулирования инновационной активности.

2. Дезинтеграция экономики и спад производства.

В результате макроэкономической политики, проводимой правительством
РФ в разные годы, экономическое пространство страны распалось на две слабо связанные друг с другом сферы. Сфера обращения капитала (операции на рынке ценных бумаг, валютном рынке, а также в торговле) характеризуется высокими
(а то и сверхвысокими) прибылями и скоростью обращения денег.
Производственная же сфера («реальный сектор экономики», охватывающий материальное производство, бытовые услуги, медицинское обслуживание, образование, транспортные перевозки и другие сферы, связанные с производством материальных и духовных благ) низкими прибыльностью и скоростью обращения денег, а также значительными рисками (все это обусловлено хаотическим разрывом хозяйственных связей, неопределенностью отношений собственности, неустойчивостью спроса, недобросовестной конкуренцией и общей неблагоприятной коньюктурой рынка).

В сбалансированной экономической системе, находящейся в состоянии равновесия, сфера обращения капитала и производственная сфера выполняют взаимодополняющие с воспроизводственной точки зрения функции. Через сферу обращения осуществляется постоянный обмен товаров и переток капитала из менее эффективных в более эффективные направления инвестиций, что и обеспечивает непрерывность общественного воспроизводственного процесса, основу которого образует сфера производства. Эти сферы связаны банками, сбытовыми организациями, государственным бюджетом в единое целое и функционируют в неразрывном единстве.

В неравновесном и разбалансированном состоянии нынешней российской экономики сфера обращения капитала и производственная сфера оказались дезинтегрированными. Резкий разрыв между ними по прибыльности и привлекательности операций привел к массовому перетоку капитала из производственной сферы в сферу обращения (с последующим переводом значительной его части за рубеж)

Сфера обращения держится на спекулятивных сделках и работает по принципу: деньги делают деньги. Она задает цены на денежные ресурсы, исключающие привлечение свободного капитала в производственную сферу. Уже длительное время ставки процента на ссудном рынке превышают норму прибыли в производственной сфере. Отток капитала приводит в свою очередь к нехватке оборотных средств и росту издержек на их восстановление, замораживанию активов в неплатежах и в конечном счете – к разорению предприятий (доля убыточных предприятий за 9 месяцев 1998 года составила 47,2% по сравнению с
41,2% в 1997 году и 30% в 1996). Именно эти процессы послужили основной причиной многолетнего бюджетного кризиса. Однако, правительство до сих пор видит основной причиной бюджетного кризиса – плохую собираемость налогов.
Расчеты, проведенные в Институте народнохозяйственного прогнозирования РАН, показывают, что на долю уклонения от налогов и прочих субъективных факторов приходится не более ј недопоступления налоговых платежей. В то же время на ухудшение финансового положения предприятий производственной сферы приходится 65% снижения бюджетных расходов, в том числе на спад производства 22%, на деградацию его структуры – 12,5%.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.