Рефераты. Угрозы экономической безопасности






p> К настоящему времени рухнули последние романтические надежды либералов на возможное облагораживание «черного» рынка.

Среднегодовой прирост преступлений в сфере экономики составляет 12,
5%. С теневой экономикой в качестве работодателей и рабочей силы так или иначе связали себя примерно 60 млн. человек.

По данным на 1998 год, в стране сохранялась сложная оперативная обстановка. Общий массив зарегистрированных преступлений возрос на 7, 7% и составил 2 млн. 582 тыс.

Отмечаемый в прошлом году рост зарегистрированных экономических преступлений связан не только с активизацией деятельности правоохранительных органов, но и достаточно объективно отражает общую тенденцию дальнейшей криминализация финансово-хозяйственного комплекса. Как и в предыдущие годы, доминировали уклонения от налогообложения, противоправные сделки по вывозу сырьевых, энергетических и других невосполняемых ресурсов за рубеж.

Более половины (60, 3%) уголовно наказуемых правонарушений в экономической сфере составили посягательства на собственность. Треть выявленных преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления связана со взяточничеством.

Медлительность и незавершенность в создании механизмов контроля и защиты новых экономических отношений от криминального проникновения способствовали стремительному росту и качественному изменению экономической преступности.

В 1998 году выявлено 252,4 тыс. (+15,3%) экономических преступлений.
Размер причиненного материального ущерба превысил 20 млрд. рублей.

Тенденции криминализации экономики наблюдаются практически во всех ее отраслях. Наиболее уязвимой перед преступной экспансией оказалась кредитно- финансовая сфера. Здесь выявлено 34, 1 тыс. преступлений (+17, 1%), причиненный ими ущерб оценивается в 7, 9 млрд. рублей.

Более 3 тыс. (+29, 4%) преступлений вскрыто во внешнеэкономической сфере. Общий ущерб, нанесенный контрабандой, составил 74, 3 млн. рублей.

На потребительском рынке вскрыто более 22,3 тыс. (+22, 7%) преступлений. Зарегистрировано почти 3, 8 тыс. преступлений, связанных с незаконным предпринимательством, их прирост по России составил 33%.

Выявлено 118 фактов незаконного получения кредита, 1003 — легализации
(отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем (1997 г. — 207).

Возросло количество фактов фальшивомонетничества. Выявлено 9, 5 тыс. случаев изготовления, сбыта поддельных денег или ценных бумаг. Вскрыто 1, 6 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом драгоценных металлов и камней.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации «Об усилении государственного контроля в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» и одноименного Постановления Правительства России начиная с 6 октября 1998 г. прекращена деятельность почти 3 тыс. подпольных цехов по производству спиртового суррогата. Из незаконного оборота изъято около 4, 5 млн. декалитров фальсифицированного алкоголя.

По экспертным оценкам, в сфере криминального влияния находится более
40 тыс. хозяйствующих субъектов с различными формами собственности, в том числе 1, 5 тысячи государственных предприятий, 4 тысячи акционерных обществ, свыше 500 совместных предприятий, 550 банков, почти 700 оптовых и розничных рынков. Ежегодно организуется и ликвидируется десятки тысяч предприятий с одноименными названиями, ложными сведениями об учредителях, владельцах, уставных фондах, что позволяет им бесконтрольно осуществлять нелегальные хозяйственные и финансовые операции, укрывать доходы от налогообложения, не возвращать кредиты и т. п.

Проблема криминализации экономики страны остается сегодня проблемой номер один.

В основе процессов криминализации хозяйственной жизни в стране лежит теневая экономика, то есть система экономических отношений вне правового поля государства. Теневой финансовый капитал является экономической основой
(базисом) организованной преступности.

Теневая экономика, как и любое социальное явление, имеет две стороны.
С одной стороны, это создание дополнительных рабочих мест, производство продукции, оказание различного рода услуг и, в конечном счете, повышение благосостояния общества. С другой — уклонение от уплаты налогов, отмывание капиталов, перекачивание капиталов за границу, выведение из оборота неучтенных доходов и валюты. Кроме того, конкурируя с официальной экономикой, теневая экономика, имея более высокую прибыль, оказывается более эффективной и тормозит развитие официальной экономики.
В России централизованная система управления создала совокупность условий для появления и развития теневой экономики и теневых капиталов. В сферу действия теневой системы хозяйства оказались вовлеченными широкий круг людей, ресурсов, а также чиновники разного ранга.

На сегодняшний день в России сложилась своеобразная система ухода от уплаты налогов. Это занижение выручки и прибыли, расчеты через третьих лиц, использование бартера и взаимозачетов, расчеты наличными, получение необоснованных льгот, создание дочерних структур и т. п. По данным Рабочего
Центра экономических реформ при Правительстве РФ, всего 1,5% опрошенных руководителей предприятий различных форм собственности оформляют в установленном порядке сделки и платят все налоги.

Предпринимательские структуры, появившиеся после экономических реформ, вынуждены были подчиняться тем правилам, которые были приняты в теневой экономике. Господствующая в хозяйственной деятельности преступность навязывала им эти правила, направляя их на путь противозаконного получения доходов, ухода от налогообложения.

Однако одна лишь поддержка теневой экономики общеуголовной преступностью не давала и не дает сейчас полной гарантии безопасности.

Решающую роль во всем мире играет активное содействие теневой экономике представителей властных структур всех уровней. Исследования показывают, что теневики с первых дней параллельно с рэкетирами, а иногда и исключительно, заключали союз с представителями силовых ведомств и местной исполнительной власти. Со временем правоохранительные органы начали активно вытеснять криминал из теневой экономики, и в настоящее время представители этих структур совместно с налоговыми службами «делают крышу» практически всему крупному и среднему бизнесу. Сверхкрупный бизнес стал вотчиной правительственных чиновников и депутатов самого высокого ранга. Сферы влияния распределены достаточно четко, и срывов, как правило, не бывает.

На содержании теневого финансового капитала находятся многие государственные структуры и общественные организации, формирующие политику государства. Коррупция проникла во все ветви государственной власти и приобрела огромный размах. Так, 87 % опрошенных оперативных работников и руководителей управлений по борьбе с организованной преступностью указали на сращивание организованных преступных формирований с властными структурами, особенно с органами управления на местах, 64% — на сращивание с правоохранительными органами, а 31 % — с органами управления на государственном уровне.

Особенность преступности России также состоит в том, что криминальные структуры внедряют своих представителей в органы законодательной и исполнительной власти различных уровней. Это позволяет создавать обстановку хаоса в экономике, противостоять принятию либо исполнению принятых законов.
Принимаемые в законодательном порядке нормы хозяйствования отторгаются определенными группами законодателей, находящих «веские» причины для провала предложенных проектов, способных препятствовать криминальному экономическому поведению в предпринимательстве. Одним из индикаторов противостояния многим законодательным актам в области экономических реформ является голосование депутатов в Госдуме, где сразу становится ясно, интересы каких групп населения защищают те или иные депутатские фракции. По прогнозам различных независимых экспертов-социологов, политологов, организованная преступность активно включилась в борьбу за места представительной власти в 1995 и 1996 г. и сумела провести, по самым скромным оценкам, 8-10% своих представителей.

Сегодня, как представляется, выделение так называемой «теневой экономики» теряет смысл, поскольку практически криминализируется вся экономическая система, сущность которой заключается в насыщении экономических отношений общественно опасными методами и способами (как противоправными, так и не противоправными) ведения хозяйственной деятельности.

Результатом криминализации экономической системы явилось подчинение экономической политики государства специфическим экономическим интересам криминальных структур. Теневая экономика является тем стержнем, на котором сформировалась современная криминальная структура.

Важнейшим фактором, обусловившим криминализацию экономической жизни общества, является разрушение механизмов государственной власти, а также проводимая социально-экономическая политика.

Потенциальная опасность криминализации экономики объективно усиливалась также самой направленностью реформ на развитие рыночных отношении. Этапу первоначального накопления капитала неизбежно сопутствует обострение криминальных явлений в экономической жизни общества.

Несмотря на усиление активности государства в борьбе с криминалом, результаты не дают основании для удовлетворительной оценки. Наиболее опасным является не сам темп роста различного рода экономических преступлений (как бы впечатляюще ни выглядели конкретные цифры и примеры), а переход экономической преступности в новое качество, выражающееся во все более и более реальной угрозе экономической безопасности Российской
Федерации.

Говоря об экономической безопасности с точки зрения воздействия на нее криминальной экономики, необходимо обратить внимание на то, что экономическая преступность приобрела качественно новые свойства. Лидеры и авторитеты криминального мира создают преступные сообщества, которые активно оказывают влияние на предприятия и организации, имеющие федеральное значение. Этим сообществам все в большей мере свойственны жесткая централизация, четкая дисциплина. Особую тревогу вызывает существование в этих сообществах таких атрибутов, как разведка и контрразведка, прекрасное техническое обеспечение и наличие отрядов боевиков, в то время как ранее эти атрибуты могли быть свойственны только государству Это приводит к мысли, что криминальные сообщества пытаются подменить собой государство, взяв на себя его функции и вместе с ними властные полномочия. Такая тенденция чрезвычайно опасна, так как ставит под угрозу существование самого государства. Иначе говоря, проблема криминализации экономики должна рассматриваться и в качестве проблемы национальной безопасности.

8. Обострение дифференциации экономического и социального развития регионов. Сепаратизм ряда субъектов Федерации.

Одной из острейших проблем экономической безопасности является обострение дифференциации экономического и социального развития, входящих в его состав территорий. Российские регионы, и ранее далеко не одинаковые по своим социально-экономическим характеристикам в условиях спада производства стремительно расслаиваются на богатые и бедные. Более 60% поступлений в доходную часть федерального бюджета обеспечивается сейчас за счет 10-12 субъектов Федерации – доноров федерального бюджета из 89. На эти регионы приходится около 40% оставшегося промышленного производства.

Дифференциация субъектов Федерации по прожиточному минимуму составляет
- 5 раз (при пороговом значении 1.5)

Без сомнения, это порождает не только экономические, но и политические последствия: нарастание сепаратизма отдельных регионов (Татарстан,
Башкортостан, Якутия и т.д.), популярность идеи выхода из состава России
(Северный Кавказ, «Уральская республика») и др. Экстраполяция этих тенденций показывает, что они ведут к окончательному развалу единого экономического пространства России (учитывая уровень интегрированности российской экономики и неконкурентоспособность большинства ее производств на мировом рынке, это неизбежно приведет к полной экономической деградации и окончательно придаст экономике «колониальную» структуру), а затем - к распаду России на множество отдельных государств.

9. Ликвидация оборонной промышленности.

Уместно привести выдержки из доклада Лиги содействия оборонным предприятиям. «Практически в России не осталось серийного производства сложных образцов вооружения и военной техники, а есть дорогостоящие производства единичных образцов вооружения и военной техники, при этом потеряны сотни технологий, создававшиеся десятки лет. Доля современных образцов вооружения и военной техники в войсках продолжает снижаться. Если в 1995 году она составляла 30%, то к 2000 году – 10%, а к 2005 будет составлять – 5-7%. Армии НАТО и США имеют современного вооружения 60-70% от общего количества вооружения и военной техники в вооруженных силах.»

Однако Правительство не только игнорирует и эту проблему, но своими действиями ее усугубляют. Из общего числа предприятий, которые раньше выпускали военную продукцию, часть лишена оборонного заказа полностью, а многие при заведомо избыточной инфраструктуре загружены лишь на 13-15%.
Финансирование государственного оборонного заказа в течении 1992-1998 годов ухудшалось из года в год. И в 1998 году задолженность бюджета перед предприятиями, выполняющими госзаказ, составила 15.6 млрд. рублей.

Фактически оборонная промышленность по большей части видов вооружений сегодня не в состоянии не только обеспечивать вооруженные силы современной техникой, но и поддерживать в работающем состоянии уже созданный оборонный потенциал.

Все это происходит на фоне укрепление военно-политических блоков и союзов, прежде всего расширение НАТО на восток, увеличения возможности появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов. Ярко высветила бессилие нашей вооруженных сил и экономик в целом расправа натовских карателей над непокорной Югославией. За десятилетие политики национального предательства и воровства Россия оказалась отброшена на задворки мирового сообщества, лишилась половины производственного потенциала, и обороноспособности, превратилась из мировой державы в банкрота. Причина тому — политика саморазрушения национальной экономики, последовательно проводившаяся марионеточными правительствами под диктовку Международного валютного фонда и компрадорской олигархии, выросшей на казнокрадстве и стремящейся защитить награбленное при помощи иностранных покровителей путем закрепления за ними контроля над российской государственной машиной. Эта политика подвела нас к последней черте, за которой — окончательная утрата национального суверенитета, колонизация экономики международным капиталом, демонтаж системы национальной безопасности.

Вызов натовской агрессии в Югославии по сути означает утверждение нового мирового порядка, в котором России нет места в качестве самостоятельного геополитического субъекта. Добившись расчленения Союза, основательного разрушения его научно-производственного потенциала, враждебные нам силы приступили к полномасштабному переделу мира за счет нашей страны, фактически подорвав послевоенное мировое устройство. Место легитимной ООН самозахватом занимает НАТО, навязывая всему миру диктат международного капитала под контролем американской военно-политической машины.

Многочисленные высказывания идеологов нового мирового порядка и практические действия ведущих стран Запада и международных организаций в отношении России не оставляют сомнений, что в рамках нового мирового порядка ей отводится роль сырьевой колонии, назначение которой — смягчить последствия сырьевого и экологического кризисов, угрожающих благополучию и стабильности развитых стран. В рамках этой концепции России навязывается стратегия деиндустриализации, свертывания наукоемких технологий, сырьевой специализации, приведения правового и экономического пространства страны в соответствие с интересами транснационального капитала.

Показательной в этом контексте является книга влиятельного американского политолога З.Бжезинского «Великая шахматная доска. Господство
Америки и его геостратегические императивы», которая вносит ясность во многие направления современной американской геополитики. Если официальная доктрина национальной безопасности США лишь констатирует претензии американской администрации на вмешательство во внутренние дела других стран и на диктат своих интересов в любой точке мира, то рассуждения Бжезинского не оставляют сомнений: главной разменной картой американской геополитики оказалась Россия. Из книги следует, что «холодная война» против СССР сегодня перешла в агрессию против России. Бжезинский, который постоянно подчеркивает тождественность России и СССР, недвусмысленно констатирует необходимость уничтожения России с точки зрения американских интересов, описывая ее будущее в американской геостратегии то как «политическую черную дыру», то как свободно конфедеративную Россию, состоящую из «Европейской части России, Сибирской республики и Дальневосточной республики»

Конечно, г-н Бжезинский — не президент США и даже не госсекретарь.
Официальный Вашингтон едва ли подтвердит наличие подобной геостратегии в отношении России. Тем не менее, многие факты свидетельствуют о несомненном влиянии идей, высказываемых этим политологом, на работу американских спецслужб и взгляды влиятельных кругов американского истэблишмента.

Любопытно, что в своих геостратегических рассуждениях Бжезинский отдает должное интересам всех крупных евразийских держав, кроме России. По отношению к Китаю и Японии он декларирует необходимость глубокого стратегического взаимопонимания между Америкой и Китаем, а также четкого определения растущей роли Японии. Турцию Бжезинский также определяет как стратегического партнера США: «Регулярные консультации с Анкарой по вопросу о будущем Азии способствовали бы возникновению у этой страны ощущения стратегического партнерства с США». Не забывает Бжезинский и об интересах традиционно притесняемых Америкой Индии и Ирана: «... Постоянное участие
Индии в дискуссиях по вопросу региональной стабильности, особенно по вопросу о судьбе Средней Азии, своевременно, не говоря уже о стимулировании развития более прямых двусторонних связей между военными сообществами
Америки и Индии». Или: «США заинтересованы в сильном, даже направляемом религией ... Иране».

Сосредоточив в свое время все геополитические ресурсы на борьбе с
СССР, США «прозевали» появление двух новых мощных геополитических конкурентов — Японии и Китая, вслед за которыми о своих претензиях заявляют другие крупные и быстро растущие державы региона. Теперь, предлагая евразийским сверхдержавам подчиниться мягкой американской гегемонии,
Бжезинский словно заискивает перед ними, уговаривая взять в обмен контроль над частями российской территории.

Огромные деньги, вложенные американскими налогоплательщиками в гонку вооружений, милитаризацию Европы и Ближнего Востока, обесцениваются в новой геополитической реальности, определяющейся не силой оружия, а динамизмом национальных и международных инновационных экономических систем.
Американская гегемония, отягощенная сотнями миллиардов долларов ежегодных военных расходов, становится для Евразии ненужной обузой. Бжезинский, опасаясь обесценения триллионов долларов, вложенных в уничтожение СССР, фактически предлагает новым конкурентам США поделиться добычей «холодной войны», в качестве которой он рассматривает Россию и СНГ, в обмен на согласие на сохранение дорогостоящей гегемонии США.

Баланс сил в новом мировом порядке, по замыслу ведущего американского политолога, предполагается достичь за счет России, вплоть до раздела ее территории. С его точки зрения, «потеря территорий не является главной проблемой для России». Расчленение России на три части, считает Бжезинский, станет основой для достижения баланса сил в американских интересах в
Евразии: «Каждый из этих трех членов конфедерации имел бы более широкие возможности для использования местного творческого потенциала, на протяжении веков подавляющегося тяжелой рукой московской бюрократии».
Развитие «творческого потенциала» кусков расчлененной России будет происходить, согласно этому замыслу, под руководящим влиянием США и их партнеров. То же касается других государств СНГ. Американскую колонизацию Украины предполагается осуществлять совместно с Германией и
Францией, Азербайджана и Узбекистана — совместно с Турцией и частично
Ираном, Сибири и Дальнего Востока — совместно с Японией и Китаем. Как видно, с точки зрения главного американского геостратега, российского наследства хватит на всех, что позволит США реализовывать стратегию своей
«мягкой гегемонии» в мире, расплачиваясь российскими ресурсами. За счет
России предполагается построить трогательную систему трехстороннего согласия, основанного на «мощи Америки на мировом уровне, преобладающем положении Китая в регионе и лидерстве Японии на международном уровне»

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.