Рефераты. Шпора






p> 12. Два этапа меркант. в Зап. Европе.
Термин «меркантилизм» произошел от итальян. Слова “mercante” – купец, торговец. Ранний мерк. Возник до великих геогр. открытий и был актуален до сер. 16в., а поздний – со второй половины 16в. по вторую 17в., и проявлял себя в 18в.
Меркантилизм как теоретич. школа ошибочно рассматривал богатство в виде денежного металла с источником роста в сфере внешней торговли.
Ранний мерк.:
Активная роль гос-ва
- устанавливать максимально высокие цены на экспортируемые товары
- всемирно ограничивать импорт товаров
- не допускать вывоза из страны золота и серебра (с ними отождествлялось денежное богатство)
Правительсьво занималось порчей национальной монеты, снижая её ценность и вес в надежде заинтересовать иностранных купцов обменивать их деньги на туземные и покупать больше товаров.
Поздний:
Накапливание золота и серебра привело к его обесцениванию и к инфляции.
Требовался переход к новой эк. политики. Это поздний мерк-м. Его сущность: политика активного торгового баланса. Экспорт товаров должен превышать их импорт. Чтобы поддержать торг. баланс пост. активным стало поощряться мануфактурное пр-во. Проводилась активная протекционистская политика
(протек – защита) – устанавливались высокие пошлины на ввозимую продукцию с целью защитить внутр. Пр-во. Стали поощряться посреднические операции в финансовой сфере. Акцент на частною инициативу. Развивается конкуренция.
- завоёвывать внешние рынки благодаря относительно дешевым товаром и перепродажа товаров одших стран в другие
- допускать импорт товаров, кроме предметов роскоши
- вывозить золото и серебро для осущ. выгодных торговых сделок, посредничества
Монуфактуры в поздн. Мерк. Отличались экспортной направленностью.
Англия. Представители: раннего – У. Стаффорд (1554-1612). «Кретич.
Изложение жалоб наших соотечеств-ов». По представл-ям ран. мерк. Обмен явл- ся не эквивалентной сделкой, в рез. кот. один терял богатство, др. – приобретал, поэт. Они не придавали знач. внутр. торговли, как ср-во обогащения страны. Томас Ман (позд. мерк.). «Богатство нации во внеш.
Торговли». Он дал наиб. Развернутую прогноз. мер-ма. Идеи:
1. З-н народонаселения: Чем больше в стране людей, тем больше золота в экспортных отраслях, тем больше богатство нации»
2. Богатство – есть совокупность материальн. благ, кот. сост. из прир.
Ресурсов и продуктов труда, сущ-е в денежной форме.
Франция. Специфика провед. последов-й мерк-й политики. А. де Монкретьен
(ран.м.) «Трактат о политич экономии» – 1615г. Впервые объектом внимания мыслителя стало гос. хоз-во страны. Политэкономия (по Монкретьену) стала восприниматься как наука изучающая обществ. хоз-во страны. Жан Батист
Кальберн (поздн.). Его политика наз. кальберизм. Пром-ть была ориентирована н вкусы. Кольбер явл-ся идейным вдохновителем и создателем королевских мануфактур по пр-ву зеркал, канделябров, стеклян. и хрустальн. посуды, создание кружев, косметики, парфюмерии и одежды. Возникновение книгопечатанья. Все фр. монуф. питались за счет сборов с крестьян.
Италия. Была всеобщ. европейским банкиром. Итал. мерк-ты сосредотач. интерес на финанс. вопр-ах. Габриэль Скоруффи (ран.). «Рассуждения о монете». Он ратовал за создание ед. валютн. Сист. на принципах бимитализма
(- одноврем. хождение в обращение 2-х форм денег – зол. и серебра и их обмен по строгофикс. курсу в пропорции з/с=1/12).

№15. Особенности меркнтилизма в России. Эк. политика Петра I.
Меркантилизм в России
Меркантилизм, 1) экономическая политика ряда феодальных государств в период возникновения капиталистического производства. В России представителем меркантилизма был Петр. Во время царствования Петра был построен первый русский флот. Более того, была реорганизована на западный манер армия, войска были снабжены униформой и современным оружием, а также была введена западная система подготовки. Петр провел много изменений в русском гражданском управлении, включая важную реформу выдвижения гражданских служащих на основе их деловых качеств, а не происхождения. В социальной области царь также ускорил европеизацию. Он издал указ сбрить бороды, а судьям приказал одеваться на западный манер.
Также было приказано курить и пить кофе. Хотя в то время многие его действия встречали яростное сопротивление, общим результатом этой политики стало то, что русская аристократия, в конце концов, переняла западные манеры и культуру. Неудивительно, что Петр считал русскую православную церковь отсталой и реакционной силой. Он успешно провел частичную реорганизацию православной церкви и установил над ней серьезный контроль.
Петр основал независящие от церкви школы, поощрял развитие науки, ввел юлианский календарь и модернизировал русский алфавит. Во время его правления в России появились первые газеты. Вдобавок ко всем этим внутренним реформам Петр повел зарубежную политику, которая имела серьезные последствия в будущем. Петровской меркантилистской политикой были насаждены в России горные и металлургические заводы, оружейные, парусные, полотняные, суконные, писчебумажные, стекольные, кожевенные, шелковые, зеркальные, обойные, фарфоровые и другие мануфактуры.
Эк. полилика П.1:
1) Мощная регулярн. армия, артиллерия. 2) Построен военный и торгов. морской флот. 3) реорганизован гос. аппарат 4) ликвид. изоляцию России и возрос её мир. Престиж. 5) строит-во СПБ. 6) эк. реформа (налогообл.). 7) церковная. гос-во феод. строя.
Мануфактуры: 1).казённые (за счёт привлечения частн. капитала) использ. наёмный раб. труд (суконная, кожевенная, бумажная) 2).гос. (на ср-ва гос- ва) передавались в эксплуатацию промыш-ам на льготных ус-ях. 83%-раб. вольнонаёмные. текстил. и шерст. мануфактуры (М, СПБ, Казань)3).част. мануфакт. (суконная, полотняная, шёлковая).4).купеческие крепостнич.- капиталист.(шёлк, стекло, кожа, сукно раб. сила: аброчные, разоривш. ремесленников.
Пассесионные фабрики (фабрика, продав. вместе с крест.).Одна из форм крепост. мануфакт. Однодворцы - бывшие мелкие дворяне, получ. свой доход за службу царю, но несумевш. Передать его своим потомкам.
Ботчинская м.-осн-сь на барщинском труде помещ.кр-ни.13-14 часов min з/п.

Сущность и основные черты первоначального накопления капитала(ПНК).(вопрос
19)
Это было время открытия морских торговых путей в Индию и Америку, на территории Зап. Европы стали образовываться крупные независимые монархические государства, происходило изменение власти церкви, осуществлялся прорыв в естественных науках. Это время называют эпохой первоначального накопления капитала(термин, впервые употребленный Адамом
Смитом). ПНК – процесс насильственного отделения землевладельцев от основного средства производства земли и превращения их в наемных рабочих.
Возникает класс предпринимателей из бывших купцов, феодалов, мореплавателей.
Источники ПНК во Франции: 1. Особенности налоговой системы Фр. – с 1439 г. взималась королевская талья( с земли, имущества, подушно), т.к. размер налога был не ограничен, то каждый сборщик налога взимал сколько вздумается
+ малая талья(сбор на нужды армии).2. Система гос.займов – король Франциск
I взял в долг у своих банкиров 250 тыс. лир(10% годовых), возникает торговля рентными бумагами( сис-ма тонтина – унаследование права получать % по гос.займам). Существ. подобной сис-мы привело к появлению слоя рантье.
Т.о. был сформирован ростовщический капитал. 3. Продажа судебных и финансовых должностей.4.Пиратство.
Источники ПНК в Англии: 1. Создание колониальной системы. 2. Эксплуатация рабск.труда в колониях. 3. Сис-ма гос.займа (связана с переходом от золотого обращения к кредитам). 4. Гос.политика протекционизма.

20. Эк. мысль Др. Востока.
Осн. источники: Каран, проповеди Мухамеда (610-632 гг.)
Осн. идея: Соц. и имуществен. Неравенство божественного происхождения.
Постулаты:
1) «Земля принадл. Богу и не каждый может расчитывать на ее получение»
2) «Часн. собств. неприкосновенна. За нарушение права ч.с. – смертная казнь»
3) «Все имущие обязаны часть своего дохода жертвовать на милостыню, в приказном порядке»
Величина жертвы различна. Для арабов (мусульман) –1/20 урожая гос-ву, а остальные (не мусульмане): 1/3. Кажд. Не мусульманин платил подушную подать. Торговля счит. Полезным занятием и ведется с благословения Аллаха.
Величина судного % огранич. Гос-ом. Золото и серебро универсальные покупат- ие ценности. Сущ. 2-а вида сделок:
1. Прямой товарообмен, в рез. кот. каждый оставался с таким же кол-ом богатства как и до обмена (Т-Т)
2. Обмен на деньги (Т-Д-Т) в рез. происх. обмен взаимовыгодных услуг. Кажд.
Приобретал больше, чем у него было
Все торг., долговые сделки оформлялись в писм. виде.
Ибн Хальдун (1332-1406). В основе развития человеческого общества лежат истор. развит-я совмесн. пр-ва людей. 1-ый этап развития человеч. общества
– это возник. скотоводства и земледелия. С появлением излишков и достатка в обществе возникает ремесло. Возникновение ремесел приводит к росту городов.
Потребность управлять городами рождает правителей. В отличае от зап. идеологов Ибн Хальдун уделил большое значение рынку. Чем больше кол-ва ремесел в городе, тем сильнее влияние рынка. Т.к. больш. кол-во товаров приобретает цену. Ремесло тоже товар, кот. тоже можно продать по опр. цене.
Цена ремесла складывается из ст-ти труда, кот. созд. ему ср-во к жизни.
Цена зависит от спроса и от кол-ва предлагаемых товаров. В рез. обмена устанавливается истенная ст-ть товара. В основе цены товара лежит затраченный труд, следовательно приравнивая один товар к др., мы приравниваем равное кол-во. Деньги – золото и серебро. Ф-ции денег – ср-во обмена и платежа (чего не было ранее).

16. Эк. воззрения Фомы Аквинского (1225-1274 гг.) и падших схоластов.
«Сумма теологии»:
Блок идей о труде и богатстве. Человеч труд - источник богатства.
Служение Богу. Цель труда – удержать ч-ка от греха. Труд – источник благотворит-ти. Деньги – неизбежное зло, оправдать их наличие может только обязат-я благотворит-ть. Провозглашалось принципиальное равенство всех перед Богом. Част. Собств-ть не противоречит естеств. порядку, но явл. изобретением челов-го разума. Все богатство принадл. Богу, часн. собственник управляет им по воле Бога. Наличие часн. собств. Установл-ю мира.
Фома Аквинский о торговле, цене. Прибыли и проценте.
По его мнению сущ. 2 типа обмена:
- приобретение вещей для собств. потребления
- приобретение ценностей для наживы; такой тип явл. греховным и нарушает заповеди Бога
Обстоят., кот. Ф.А. оправдывает сущ-е торг. прибыли:
1. Купец занимаясь перемещ. товара с одн. места на др. тратит свои деньги на хранение и танспортировку, следов-но прибыль должна возмещать эти издержки.
2. Купец всезда стремится видоизменить продаваемый товар (с помощью упаковки, фасовки и т.д.), затраты на улучшение качества тов. возмещ-ся из прибыли.
3. Купец занимаясь своим ремеслом рискует потерять весь тов., поэт. прибыль представл. собой вознаграждение за риск.
Учение Ф.А. о справедливой цене.
По его мнению товары должны продаваться по ценам кот.: а) Возмещ. издержки на пр-во товара б) Цена должна приносить владельцу товара тот уровень дохода, кот. соотв. занимаемому соц. положению владельца
1) Всё принадлежит Богу и ч-к может этим только ользоваться
2) Часн. собств. нужна для эффективн-го удовлетв-я личн. Нужд.
3) Богатство делится на естественное (плоды земли и ремесла) и искусственное (золото)
4) Обмен товаров по справедливым ценам
5) Земельная рента оправдана, т.к. это часть продукта производимого силами природы
6) Запрещены кредит и % (каноническим правом)
Затем было придумано оправдание %: ес. ч-к занимает у кого-то деньги, то он лишает того дохода, кот. мог бы получить с их помощью и в качестве компенсации он вправе требовать возврата большей суммы, чем у него брали.

Антонио Серра «Трактат о причинах способных создавать обилие золота и серебра в гос-вах…» Идея произв: объяснение того, почему невыгодна политика активн. баланса.
Россия. Ордин-Нащекин (ран.). Приним. уч. в разработке нового торг. устава.
1) Иностр. купцам запрещ. торговать внутри страны. Гости приглаш. по разреш. государя за большую плату.
2) Устанавл. Высок. Таможен. Пошлины на импортную продукцию.Упорядочилось ден. обращ-е.
Иван Посашков (позд.). «Книга о скудости и богатстве». Считал, что богатством нации явл. и материал. Ценности произв. трудом, естеств. ресурсы и таланты нации. Поощрял развитие купеческой инициативы и развитие крестьянства. Отнош. к внеш. торговли: торговать нужно тем, что есть в избытке в стране и покупать лишь то, чего нельзя произвести внутри страны.

Хар-ка школы физиократов. (вопрос 14)
«Физиократия» буквально означает «природовластие». Го-во не должно вмешиваться в производительную, торговую и финансовую деятельность своих подданных. Они платят ему налоги, оно обеспечивает охрану их жизни, имуществе, прав и свобод. Этим ограничиваются экон-кие отношения между населением и государством. Такая идеология в науке наз. экон-ким либерализмом. Религиозную доктрину, согласно которой все в мире происходит по воле Провидения и управляется Им ко благу человечества, философы переосмыслили и претворили в учение о естественном ходе вещей, естественном порядке. В русле этого учения возникли еще два понятия: естественная свобода и естественный человек. Естественный порядок противопоставлялся общественному порядку. «Естественное» противопоставлялось «искусственному» во всем: в хар-ре гос-ва, в политике правительств, в общественных нравах, в поведении людей. На подобные идеи и опирался экон-кий либерализм физиократов. Общ-во состоит из отдельных людей, кот. Природа наделила различными склонностями, способностями и потребностями. Каждому человеку должно быть позволено действовать естественно. Труд должен быть свободным, плоды его неприкосновенны. Отсюда лозунг: собственность священна! Вторым устоем учения физиократов было представление о земле как единственном источнике богатства народа. Физиократы создали понятие чистого продукта.
Это то, что остается от суммы произведенного продукта, если вычесть все затраты на его производство (разница между ценой товара и издержками на его произ-во). Откуда берется чистый продукт? Только из земли – убеждены физиократы. Промыш. труд только придает продукту земли новую форму. По понятиям физиократов торгово-промышленная прибыль оказывается подобием з/п, кот. ремесленник и торговец выплачивают себе сами. Тот труд, кот. создает чистый продукт, физиократы наз. производительным, а всякий другой - непроизводительным. Производителен только тот труд, кот. прилагается к земле. Поэтому класс землевладельцев – производительный класс, а все остальные – класс бесплодный. Так как одна лишь земля дает чистый продукт, она одна и несет всю тяжесть налогов. Чтобы взимание налогов было проще и дешевле, нужно все их виды заменить одним – земельным – налогом. Экон-кий либерализм; исключительная производительность труда, прилагаемого к земле; единый земельный налог – это и есть «три кита» физиократии. Представители:
Ричард Кантильон (1680-1734) –ирландец, жил во Франции, «Опыт о природе торговли вообще» (в1755 г. опубликовано); Венсан де Гурне (1712-1759);
Франсуа Кенэ (1694-1774)

№11 К.Маркс. Марксизм - направление в теоретической экономике, представляющее собой всестороннее исследование законов развития капиталистического общества и концепцию социализма (коммунизма) как новой экономической системы. Карл Маркс (1818 - 1883 г.г.) - основоположник марксизма, немецкий ученый, социолог, экономист, общественный деятель.
Главный его труд - “Капитал”, первый том которого был издан в 1867 г.
Важнейшие открытия:
-учение об общественно-экономических формациях;
-выявление исторически преходящего характера капитализма как социально- экономической системы;
-теория воспроизводства и экономических кризисов;
-учение о двойственном характере труда, воплощенного в товаре; противоречиях товара;
-учение о прибавочной стоимости, выявление сущности наемного труда и капиталистической эксплуатации;
-оригинальный анализ эволюции форм стоимости и истории возникновения денег;

-сущность абсолютной ренты.
Главное внимание К. Маркс уделял социальным аспектам экономических отношений, антагонизму классов. Практических рекомендаций по усовершенствованию капиталистических отношений не дал, так как не видел их.
Опирались на исследования Маркса не только его последователи, но и критики.
Догматизм “марксистов” оказал не менее негативное влияние на развитие отечественной экономической мысли, чем критика марксизма.

Социальными аспектами экономических отношений современные экономисты - теоретики Запада только начинают активно заниматься. При этом им неизбежно приходится обращаться к истокам - учению К.Маркса.

22. Эк. мысль Др. Греции.
Общ. хар-ка эк. мысли Др. Греции.
1. Стремление идеализировать сохр. Навсегда рабство и натур. хоз. как эталон устройства общ-ва
2. В кач. осн. метода исследов-я исп. метод непоср. опис-я действит-ти.
Свои выводы обликали в форму практич. советов.
3. Все док-ва их правоты базировались на категориях морали, этики и нравственности.
Ксенофон (430-355 д.н.э.)
«Ойкономия» «Ойкос» – дом, «номия» – изучаю.
Источником богатства явл. земля. Именно она доставл. Человеку полезные для него вещи. Богатство – благо для того, кто умеет им пользоваться. Однако истинный свободн. Философ должен не только пользоваться богатством, но и обходится без него. Богатством являются деньги. Целю жизни явл. стремление освободиться от материального богатства и приблизиться к совершенству истенного философа. Осуждает ростовщичество и торговлю.
Платон (427/8 – 348 д.н.э.)
Сформулировал з-н раздел. труда. Благод. Раздел. труда улучш. кач. товара, сокращ. потери раб. вр., выясн. истенное предназнач. чел-ка, увелич. пр-ва труда.
Осн. труды гос-ва:
1) Должно быть (д.б.) изолированно от соседей
2) Д.б. сведены к минимуму все торг. операции с внешн. Миром.
3) Отменяются все денежн. Отнош.
3 класса:
1. Высший (философы без собственности, обобществ-ся жены и дети фил-фа, запрет роскоши)
2. Класс войнов
3. Ремессленники и торговцы
Аристотель (384-322 д.н.э.)
« Политика», «Некомахова этика»
Экономика – учение о домохоз-ве, осн. цель: получение благ.
Хрематистика – наука наживать деньги. Цель его – создание мнимого богатства.
Логика рассужд. Аристотеля:
Для сущ. обмена необх. товар, кот. облад. разн. полезностями для ч-ка, т.е. 2-е стор. Товара:
- потребит. стоимость или полезность
- меновая ст-ть
Выводы:
1) В самих товарах нет ничего такого, что может приравнять их др. к др.
2) В обмене приним. уч-е не только вещи. Но и их владельцы, поэт. В обмене присутствуют 4 уч-ка: башмачник (M) и пекарь (N).
3) Товаровладельцы облад. общ. качеством, кот. позволяет прирав. др. к др. их самих и обмен-ые товары.
4) Этой общ. субстанции и служит потребность в том чего нет у каждого из них.

= M:N=3 а=3b

Эпоха Реформации и возникновения предпринимательской этики. Теория Макса
Вебера.(вопрос 24)
В Европе в XV-XVII столетиях происходит переворот в общественном сознании.
В это время фактически разворачивались два неодинаковых и в чем- то даже противоположных процесса. Их принято называть Возрождением и Реформацией.
Но при всей их несхожести оба они явились восстанием общественного сознания в Европе против католической церкви. Протест был вызван тем состоянием католического христианства – его идеологии и практики, - которое сложилось в ту эпоху. Одно направление пошло по пути постепенного отказа от чисто религиозных ценностей. Те, кто пошел по этому пути, продолжали верить в
Бога, но они подвергали сомнению догматы христианского вероучения и соответствующую идеологию, в той или иной степени отвергая авторитет церкви. Они хотели почитать Бога так, как им самим казалось правильным.
Отказ от христианской традиции поворачивает культуру лицом к дохристианской древности. Теперь на нее смотрят другими глазами, Платон и др. античные авторы были прочитаны заново и переосмыслены. В этом заключается
Возрождение.
Второй великий раскол церкви, кот. наз. Реформацией, возглавил и осуществил Мартин Лютер. Реформа М.Л. имела целью сохранить и обновить христианство, кот. из-за ошибочного поведения католич. церкви и греховного стиля папского престола находилось на грани распада. Смысл изменения - все равны перед Богом и все должны боятся его одинаково, посредников между
Богом нет; все должны жить в миру, отмена целибата; бедность перестает быть добродетелей( добродетель – бережливость, честность, предусмотрительность
), богатство – награда за деятельность в этом мире, расходы не должны превышать доходы, деньги не должны лежать без дела, они обязаны быть в обороте, торг.прибыль и % явление норм., не противореч. идее Христа.
Одновременно с Лютером в Цюрихе священник Ульрих Цвингли(1484-1531) выступил с такой же проповедью, в Швейцарии Реформацию завершил Жан
Кальвин(1509-1564), его учение стало распространяться в Великобритании и
Франции. От слова «протест» появилось слово протестант как общее название сторонников Реформации. Реформация и протестантские вероучения оказали глубочайшее воздействие на хозяйственную жизнь Европы. Лютеранство и кальвинизм способствовали зарождению нового хоз. уклада, кот. принято наз- ть капитализмом. Хоз. уклад(капитализм) отличается от прошлых укладов не присутствием капитала, а хар-ом эк-ого поведения людей и отношений между ними. Кап-изм возник от нового отношения к экон-кой деятельности. Этот новый взгляд на хоз. сферу жизни принесла Реформация. Наряду со многими догматами христианства Лютер, Кельвин и их единомышленники по-новому объяснили место человека в природе, его роль в мире земном и его взаимоотношения с миром небесным. Совокупность норм и приличий человеческого поведения наз. Этикой. Реформация принесла с собой новую этику, отличную от этики католического христианства. На основе новых добродетелей, новых представлений о допустимом и недопустимом формируется новый тип делового человека – активного, предприимчивого, осмотрительного в выборе партнеров, но смелого и готового на разумный риск. Тип, кот. доброе имя ставит выше немедленной наживы. Растущее богатство его сочетается с умеренностью в потреблении, простым образом жизни, скромностью в одежде и привычках. Реформация создала новый кодекс поведения, привела его в согласие с христианской верой, оправдала и превознесла эти нормы как истинные религиозные добродетели, повлияла на светское законодательство.
Именно в этом многие ученые усматривают причину последовавшего за
Реформацией хоз. переворота. Одним из первых и наиболее аргументированно эту мысль высказал крупнейший социолог из Германии Макс Вебер(1864-1920).
Свою книгу он так и назвал: «Протестанская этика и дух капитализма». М.
Вебер был разносторонним мыслителем, универсальным ученым, соединивший в себе философа, историка, социолога и экономиста. В его творчестве без труда можно обнаружить мысль о том, что развитие экон-ой жизни народов и их культуры определяется некими общими законами. Уже в первых своих работах М.
Вебер настаивал на том, что одного лишь описания историч. науке недостаточно. Необходимо осмысление, интерпретация. С этим он выдвинул концепцию так наз. идеальных типов. Идеальный тип – это определенная схема, кот. формирует ученый для объяснения конкретных фактов и процессов исторического развития того или иного народа.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.