Рефераты. Художники передвижники






искусства тенденции, преломляемые им по-своему. Художник с увлечением

работает над широкими по размаху, эпическими по своему строю картинами,

воспевающими просторы родной земли. Теперь все ощутимее его стремление к

передаче состояния природы, экспрессии образов, чистоте палитры. Во многих

произведениях, прослеживая цветовые и световые градации, он использует

принципы тональной живописи.

Серьезное внимание уделяет Шишкин фактурному решению произведений, умело

сочетая подмалевок с применением лессировки и корпусных красок, разнообразя

мазки, которые наносятся различными кистями. Моделировка формы становится у

него предельно точной и уверенной.

Успехи в колорите были достигнуты Шишкиным прежде всего и в наибольшей

степени в этюдах, в процессе прямого общения с природой. Не случайно друзья

Шишкина, художники-передвижники, находили его этюды не менее интересными,

чем картины, а подчас даже более свежими и колоритными. Между тем помимо

"Сосен, освещенных солнцем", и сочного по живописи, чрезвычайно

выразительного пейзажа "Дубы. Вечер", многие превосходные этюды Шишкина

лучшей поры его творчества почти не упоминаются в искусствоведческой

литературе. К ним относятся "Уголок заросшего сада. Сныть-трава" (1884),

"Лес (Шмецк близ Нарвы)", "У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)"

(оба 1888 г.), "На песчаном грунте. Мери-Хови по финляндской железной

дороге" (1889, 90?), "Молодые сосенки у песчаного обрыва. Мери-Хови по

финляндской железной дороге" (1890) и целый ряд других. Все они отличаются

обостренным чувством формы и фактуры предметов, тонкой градацией

близлежащих оттенков цвета, свободой и многообразием живописных приемов при

сохранении строгого, реалистически точного рисунка. Кстати, последнее со

всей наглядностью выявляет исследование произведений Шишкина в инфракрасном

свете. Лежащий в основе работ художника четкий рисунок является

существенным признаком, дающим возможность отличить подлинные произведения

мастера.

Многочисленные этюды Шишкина, над которыми он особенно увлеченно трудился в

пору творческого расцвета, свидетельствуют о его чуткости к тенденциям

развития русского искусства последних десятилетий XIX века, когда

усиливается интерес к работам этюдного характера как особой живописной

форме.

В 1885 году В. Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто

семь этюдов, привезенных из поездки на Восток. Шишкин же впервые выступил с

группой этюдов в 1880 году, показав двенадцать крымских пейзажей. На

протяжении всех последующих лет он неоднократно демонстрировал этюды, к

которым относился как к самостоятельным законченным художественным

произведениям. И то, что Шишкин показывал на своих персональных выставках

не картины, а именно этюды, позволяет судить о том, сколь принципиально

важной была для него эта область художественной деятельности.

Некоторые этюды Шишкина приобретались П. М. Третьяковым вскоре после их

окончания. К ним относится пейзаж "Пасека" (1882) с голубым облачным небом

и прекрасно разработанной темной зеленью. Он гораздо живописнее по

сравнению с аналогичной по мотиву картиной 1876 года "Пасека в лесу".

Художник приблизил к зрителю ульи и крытый соломой сарай, сократил

подробный рассказ и достиг большой емкости и цельности художественного

образа.

В восьмидесятые-девяностые годы художника все чаще привлекают изменчивые

состояния природы, быстро проходящие моменты. Благодаря интересу к световоз-

душной среде, к колориту ему теперь больше, чем раньше, удаются такого рода

произведения. Пример тому - поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи

картина "Туманное утро" (1885). Как нередко бывало у художника, увлекший

его мотив он варьирует в нескольких произведениях. В 1888 году Шишкин

написал "Туман в сосновом лесу" и тогда же, видимо, этюд "Крестовский

остров в тумане", в 1889 году - "Утро в сосновом лесу" и "Туман", в 1890

году - снова "Туман" и, наконец, "Туманное утро" (пейзаж, экспонировавшийся

на двадцать пятой передвижной выставке).

Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется

картина "Утро в сосновом лесу". Замысел ее подсказал Шишкину К. А.

Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого

полотна послужил пейзаж 1888 года "Туман в сосновом лесу", написанный, по

всей вероятности, как и "Бурелом", после поездки в вологодские леса.

Видимо, "Туман в сосновом лесу", с успехом экспонировавшийся на передвижной

выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у

Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с

включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями.

Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в

сосновом лесу. Судя по описанию оказавшегося в Чехо-Словакии пейзажа,

задний план его с участком густого леса напоминает дальний вид исполненного

маслом эскиза картины "Утро в сосновом лесу", принадлежащего

Государственной Третьяковской галерее. И это лишний раз подтверждает

возможность взаимосвязи обеих картин. Видимо, по эскизу Шишкина (то есть

так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в

самой картине. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве

(сначала их бы ло два) фигурируют во всех подготовительных набросках и

эскизах Шишкина. А их было немало. В одном только Государственном Русском

музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов. Медведи получились у

Савицкого столь удачно, что он даже расписался вместе с Шишкиным на

картине. Однако приобретший ее П. М. Третьяков снял подпись, решив

утвердить за этой картиной только авторство Шишкина. Ведь в ней "начиная от

замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом

методе, свойственных именно Шишкину".

Занимательный жанровый мотив, введенный в картину, во многом способствовал

ее популярности, но истинной ценностью произведения явилось прекрасно

выраженное состояние природы. Это не просто глухой сосновый лес, а именно

утро в лесу с его еще не рассеявшимся туманом, с легко порозовевшими

вершинами громадных сосен, холодными тенями в чащах. Чувствуется глубина

оврага, глушь. Присутствие медвежьего семейства, расположившегося на краю

этого оврага, порождает у зрителя ощущение отдаленности и глухости дикого

леса.

На рубеже восьмидесятых - девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно

редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину

"Зима" (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных

рефлексов и почти монохромной живописи. Все сковано морозом и погружено в

тень. Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в

розоватый тон. От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях

сосен кажется еще голубее. Лишь темнеющие на его фоне мощные стволы

огромных деревьев да птица на ветке привносят ощущение жизни.

И в девяностые годы, в трудный для Товарищества передвижных художественных

выставок период, отмеченный кризисными явлениями в творчестве многих

художников старшего поколения и возникающими в среде передвижников

разногласиями, грозящими распадом всей организации, Шишкин оставался с

теми, кто сохранял верность демократическим идеалам шестидесятых годов.

Последователь Крамского, убежденный сторонник просветительской, идейно-

художественной программы передвижников, активно участвовавший своим

творчеством в ее претворении в жизнь, он в 1896 году с гордостью писал:

"Приятно вспомнить то время, когда мы, как новички, прокладывали первые

робкие шаги для передвижной выставки. И вот из этих робких, но твердо

намеченных шагов выработался целый путь и славный путь, путь, которым смело

можно гордиться. Идея, организация, смысл, цель и стремления Товарищества

создали ему почетное место, если только не главное, в среде русского

искусства.

В преддверии XX века, когда возникают различные течения и направления, идут

поиски новых художественных стилей, форм и приемов, Шишкин продолжает

уверенно следовать по своему раз избранному пути, создавая жизненно

правдивые, содержательные и типические образы русской природы. Достойным

завершением его цельного и самобытного творчества стала картина

"Корабельная роща" (1898) - полотно, классическое по полноте и

многогранности художественного образа, совершенству композиции.

В основу этого пейзажа легли натурные этюды, выполненные Шишкиным в родных

прикамских лесах, где он нашел свой идеал - синтез гармонии и величия. Но в

произведении воплощено и то глубочайшее знание русской природы, которое

было накоплено мастером за почти полувековую творческую жизнь. Эскиз-

вариант, хранящийся в Государственном Русском музее, имеет авторскую

надпись: "Корабельная Афонасовская роща близ Елабуги". То, что художник,

создавая картину, основывался на живых, конкретных впечатлениях, сообщает

ей особую убедительность.

Причем достоверность образа сочетается здесь с широким обобщением и

типизацией.

В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен. Густые

кроны бросают на них тень. Вдали - пронизанное теплым светом, словно

манящее к себе пространство бора. Срезая рамой верхушки деревьев (прием,

часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности

деревьев, которым словно не хватает места на полотне. Великолепные стройные

сосны даны во всей своей пластической красоте. Их чешуйчатая кора написана

с использованием многих цветов. Шишкин был и оставался до конца

непревзойденным знатоком дерева, художником, не имевшим соперников в

изображении хвойного леса.

Как всегда неторопливо рассказывает он о жизни этого леса в погожий летний

день. Изумрудная трава и сероватая зелень молочая спускаются к мелкому,

бегущему по камням и песку ручью. Переброшенная через него изгородь говорит

о близком присутствии человека. Две вспорхнувшие желтые бабочки над водой,

зеленоватые отражения в ней, чуть голубоватые рефлексы от неба, скользящие

лиловатые тени на стволах привносят трепетную радость бытия, не нарушая при

этом впечатления разлитого в природе покоя. Прекрасно написана поляна

справа с побуревшей от солнца травой, сухой почвой и насыщенной по цвету

молодой порослью. Разнообразные, выявляющие форму и фактуру мазки

подчеркивают мягкость травы, пушистость хвои, крепость стволов. Богато

нюансирован цвет. Во всем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука

художника.

Картина "Корабельная роща" (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина)

- как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее,

символизирующей богатырскую русскую силу. Осуществление такого

монументального замысла, как это произведение, свидетельствует, что

шестидесятишестилетний художник находился в полном расцвете творческих сил,

но на этом его путь в искусстве оборвался. 8 (20) марта 1898 года он

скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только

что начатая картина "Лесное царство".

Вместе с группой коренных передвижников - учредителей и руководителей

Товарищества - Шишкин прошел большой и славный путь. Но в изобразительном

искусстве конца XIX столетия наблюдалась уже иная, чем прежде, расстановка

художественных сил. В творчестве молодых живописцев росло стремление к

новым средствам художественной выразительности, усиливались поиски иных

образных решений. Тогда-то в среде некоторых старших художников стала

обнаруживаться явная нетерпимость к тем представителям нового поколения,

которые пытались отойти от устоявшихся традиций передвижников. В этом

отходе отдельные старшие передвижники усматривали не естественное для

молодых стремление к поиску новых решений, к непрерывному движению вперед,

а отступление от славных завоеваний предыдущего поколения в его нелегкой

борьбе с отживающим академизмом. В прошлом сами новаторы, они теперь не

признавали новаторства талантливой молодежи. А ведь восприятие художниками

старшего поколения творчества молодых - тот оселок, на котором выявляется

понимание путей развития искусства.

Шишкин, как и Репин, с которым в 1894 году он начал преподавать в Высшем

художественном училище при Академии художеств, умел ценить таланты.

Показательно в данном случае то, что он первым и лучшим художником назвал

В. А. Серова - величайшего портретиста, внесшего неоценимый вклад и в

развитие русского пейзажа, нашедшего новые тончайшие средства

художественной выразительности в изображении скромной русской природы.

В среде молодых художников Шишкин пользовался заслуженным уважением,

несмотря на то что исповедовал иные эстетические принципы, придерживался

иной художественной системы. Молодежь не могла не признавать в нем

глубочайшего знатока и вдумчивого изобразителя русской природы, не могла не

оценить его высокого мастерства. Этюды, рисунки, офорты Шишкина были той

наглядной "живой школой", о которой говорил в свое время Крамской. Этой же

школой для начинающих художников, конечно, являлся и сам Шишкин, его опыт,

его знания, его непосредственные занятия с ними.

Сам Шишкин в поздние годы, сохраняя верность своим принципам и выработанной

годами манере, внимательно присматривался к работам молодых, старался и в

собственное творчество вносить нечто новое, при том, что в сложной,

противоречивой художественной жизни кануна XX века он неизменно оставался

ярким представителем искусства критического реализма, выразителем

демократических идеалов, носителем лучших традиций передвижничества.

"Если дороги нам картины природы нашей дорогой и милой Руси,- писал Шишкину

В. М. Васнецов в 1896 году,- если мы хотим найти свои истинно народные пути

к изображению ее ясного, тихого и задушевного облика, то пути эти лежат и

через Ваши смолистые, полные тихой поэзии леса. Корни Ваши так глубоко и

накрепко вросли в почву родного искусства, что их никем и никогда оттуда не

выкорчевать"

Сегодня он покоряет нас мудростью своего мировидения, лишенного хоть какого-

то намека на суетливость и компромисс.

Его новаторство - в устойчивости, чистоте традиций, в первичности и

цельности ощущения мира живой природы, в его любви и преклонении перед

натурой.

Не рабское следование и копирование, а глубочайшее проникновение в душу

пейзажа, верный однажды взятый камертон могучей песни - вот что свойственно

былинному складу творчества Шишкина.

Шишкин умер 20 марта 1898 года, как истинный художник - за работой.

ВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВИЧ ПОЛЕНОВ

Поленов Василий Дмитриевич [20.5(1.6).1844, Петербург, - 18.7.1927, усадьба

Борок, ныне Поленово Тульской области], русский живописец, действительный

член петербургской АХ (1893), народный художник РСФСР (1926). Сын

Д. В. Поленова. Учился у П. П. Чистякова и в петербургской АХ (1863-71).

Пенсионер АХ в Италии и Франции (1872-76). Участвовал в сербо-черногорско-

турецкой (1876) и русско-турецкой (1877-78) войнах как художник-

корреспондент. С 1878 - передвижник. За границей исполнил ряд картин в духе

салонного академизма на темы из западно-европейской истории ("Право

господина", 1874, Третьяковская галерее); в то же время много работал на

пленэре. С конца 1870-х гг. большое место в творчестве Поленова занимает

пейзаж. Продолжая традиции лирического пейзажа А. К. Саврасова и

Ф. А. Васильева, Поленов передавал тихую поэзию, неброскую красоту уголков

русской природы, неразрывно связанных с повседневной жизнью человека, одним

из первых в русской живописи добивался пленэрной свежести колорита, живой

естественности мотива, сочетавшейся в его произведениях с композиционной

завершённостью и чёткостью рисунка ("Московский дворик", 1878; "Бабушкин

сад", 1878; "Заросший пруд", 1879; все - в Третьяковской галерее).

Разрабатываемые Поленовым принципы (привнесение в пейзаж жанрового или

лирико-ассоциативного начала, понимание этюда как самостоятельные

художественные произведения) имели большое значение для дальнейшего

развития русской пейзажной живописи. Этюды, выполненные Поленовым на

Ближнем Востоке и в Греции (1881-82), послужили материалом к картине

"Христос и грешница" (1886-87, Русский музей, Ленинград), попытке разрешить

нравственную проблему в духе христианской этики, а в плане художественном -

обновить живописную систему академизма. Большую убедительность тяготение

Поленова к гуманистическим темам получает в близкой передвижничеству по

замыслу и исполнению картине "Больная" (1886, Третьяковская галерея).

Продолжая в дальнейшем обращаться к евангельским сюжетам, Поленов чаще

всего придавал им жанровую или пейзажную окраску. Для пейзажей Поленов,

посвященных родной природе, с середины 1880-х гг. характерны нарастание

эпического звучания, черт монументальности, своеобразного декоративизма,

свободная манера письма ("Золотая осень", 1893, Музей-усадьба им.

В. Д. Поленова, Поленово). Начиная с 1870-х гг. Поленов много работал в

области театрально-декорационной живописи, в которую внёс новые живописно-

образные приёмы. С 1873 оформлял спектакли в доме и позже в Московской

частной русской опере С. И. Мамонтова; в 1910-18 вёл в Москве

просветительскую деятельность по организации народного театра. В 1882-95

преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Ученики

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.