положившими конец академической монополии в искусстве. Первое: в 1863 году
14 выпускников Академии во главе с И. Крамским отказались писать дипломную
картину на предложенный сюжет "Пир в Валгалле" и просили предоставить им
самим выбор сюжетов. Им было отказано, и они демонстративно вышли из
Академии, образовав независимую Артель художников по типу коммун, описанных
Чернышевским в романе "Что делать?". Второе событие - создание в 1870 году
Товарищества передвижных выставок, душою которого стал тот же Крамской.
Товарищество передвижников не в пример многим позднейшим объединениям
обошлось без всяких деклараций и манифестов. В его уставе лишь говорилось,
что члены Товарищества должны сами вести свои материальные дела, не завися
в этом отношении ни от кого, а также сами устраивать выставки и вывозить их
в разные города ("передвигать" по России), чтобы знакомить страну с русским
искусством. Оба эти пункта имели существенное значение, утверждая
независимость искусства от властей и волю художников к широкому общению с
людьми не только столичными. Главная роль в создании Товарищества и
выработке его устава принадлежала помимо Крамского Мясоедову, Ге - из
петербуржцев, а из москвичей - Перову, Прянишникову, Саврасову.
Открывшаяся в 1871 году первая выставка передвижников убедительно
продемонстрировала существование нового направления, складывавшегося на
протяжении 60-х годов. На ней было всего 46 экспонатов (в отличие от
громоздких выставок Академии), но тщательно отобранных, и хотя выставка не
была нарочито программной, общая неписаная программа вырисовывалась
достаточно ясно. Были представлены все жанры - исторический, бытовой,
пейзажный портретный, - и зрители могли судить, что нового внесли в них
передвижники. Не повезло только скульптуре (была одна, и то мало
примечательная скульптура Ф. Каменского), но этому виду искусства "не
везло" долго, собственно всю вторую половину века.
К началу 90-х годов среди молодых художников московской школы были, правда,
те, кто достойно и серьезно продолжали гражданственную передвижническую
традицию: С. Иванов с его циклом картин о переселенцах, С. Коровин - автор
картины "На миру", где интересно и вдумчиво раскрыты драматические
(действительно драматические!) коллизии дореформенной деревни. Но не они
задавали тон: близился выход на авансцену "Мира искусства", равно далекого
и от передвижничества и от Академии, - об этом новом художественном течении
скажем дальше.
Как выглядела в ту пору Академия? Ее прежние ригористические художественные
установки выветрились, она больше не настаивала на строгих требованиях
неоклассицизма, на пресловутой иерархии жанров, к бытовому жанру относилась
вполне терпимо, только предпочитала, чтобы он был "красивым", а не
"мужицким" (пример "красивых" неакадемических произведений - сцены из
античной жизни популярного тогда С. Бакаловича). В массе своей
неакадемическая продукция, как это было и в других странах, являлась
буржуазно-салонной, ее "красота" - пошловатой красивостью. Но нельзя
сказать, чтобы она не выдвигала талантов: очень талантлив был упоминавшийся
выше Г. Семирадский, рано умерший В. Смирнов (успевший создать впечатляющую
большую картину "Смерть Нерона"); нельзя отрицать определенных
художественных достоинств живописи А. Сведомского и В. Котарбинского. Об
этих художниках, считая их носителями "эллинского духа" одобрительно
отзывался в свои поздние годы Репин, они импонировали Врубелю, так же как и
Айвазовский - тоже "академический" художник. С другой стороны, не кто иной,
как Семирадский, в период реорганизации Академии решительно высказался в
пользу бытового жанра, указывая как на положительный пример на Перова,
Репина и В. Маяковского. Так что точек схода между передвижниками и
Академией было достаточно, и это понял тогдашний вице-президент Академии
И.И. Толстой, по инициативе которого и были призваны к преподаванию ведущие
передвижники.
Но главное, что не позволяет вовсе сбрасывать со счетов роль Академии
художеств, прежде всего как учебного заведения, во второй половине века, -
это то простое обстоятельство, что из ее стен вышли и Репин, и Суриков, и
Поленов, и Васнецов, а позже - Серов и Врубель, причем они не повторили
"бунта четырнадцати" и, по-видимому, извлекли пользу из своего ученичества.
Точнее, они все извлекли пользу из уроков П.П. Чистякова, которого поэтому
и называли "всеобщим учителем". Чистякова заслуживает особого внимания.
Есть даже что-то загадочное во всеобщей популярности Чистякова у художников
очень разных по своей творческой индивидуальности. Несловоохотливый Суриков
писал Чистякову длиннейшие письма из-за границы. В. Васнецов обращался к
Чистякову со словами: "Желал бы называться вашим сыном по духу". Врубель с
гордостью называл себя чистяковцем. И это не смотря на то, что как художник
Чистяков был второстепенным, писал вообще мало. Зато как педагог был в
своем роде единственным. Уже в 1908 году Серов писал ему: "Помню вас, как
учителя, и считаю вас единственным (в России) истинным учителем вечных,
незыблемых законов формы - чему только и можно учить". Мудрость Чистякова
была в том, что он понимал, чему учить можно и должно, как фундаменту
необходимого мастерства, а чему нельзя - что идет от таланта и личности
художника, которые надо уважать и относиться с пониманием и бережно.
Поэтому его система обучению рисунку, анатомии и перспективе не кого не
сковывала, каждый извлекал из нее нужное для себя, оставался простор личным
дарованиям и поискам, а фундамент закладывался прочный. Чистяков не оставил
развернутого изложения своей "системы", она реконструируется в основном по
воспоминаниям его учеников. Эта была система рационалистическая, суть ее
заключалась в сознательном аналитическом подходе к построению формы.
Чистяков учил "рисовать формой". Не контурами, не "чертежно" и не тушевкой,
а строить объемную форму в пространстве, идя от общего к частному.
Рисование по Чистякову, есть интеллектуальный процесс, "выведение законов
из натуры" - это он и считал необходимой основой искусства, какая бы не
была у художника "манера" и "природный оттенок". На приоритете рисунка
Чистяков настаивал и со своей склонностью к шутливым афоризмам выражал это
так: "Рисунок - мужская часть, мужчина; живопись - женщина".
Уважение к рисунку, к построенной конструктивной форме укоренилось в
русском искусстве. Был ли тут причиной Чистяков с его "системой" или общая
направленность русской культуры к реализму была причиной популярности
чистяковского метода, - так или иначе, русские живописцы до Серова,
Нестерова и Врубеля включительно чтили "вечные незыблемые законы формы" и
остерегались "развеществления" или подчинения аморфной красочной стихии,
как бы ни любили цвет.
В числе передвижников, приглашенных в Академию, было двое пейзажистов -
Шишкин и Куинджи. Как раз в то время начиналось а искусстве гегемония
пейзажа и как самостоятельного жанра, где царил Левитан, и как
равноправного элемента бытовой, исторической, отчасти и портретной
живописи. Вопреки прогнозам Стасова, полагающего, что роль пейзажа будет
уменьшаться, она в 90-е годы возросла, как никогда. Преобладал лирический
"пейзаж настроения", ведущий свою родословную от Саврасова и Поленова.
Одна из самых значительных страниц биографии Левитана - его дружба с А. П.
Чеховым. Чехов и Левитан - ровесники. Судьбы их во многом схожи. Оба
приехали в Москву из провинции.
"Когда я узнала Левитана, - вспоминала сестра Чехова Мария Павловна, - он
жил на гроши, как и мой брат Николай, да и большинство других учеников,
заработанные то продажей на ученической выставке, то исполнением кое-каких
заказов. Ближе всего Левитан сошелся с нашей семьей уже после окончания
школы, когда мы поселились в красивом имении Бабкине, под Москвой... С утра
до вечера Левитан и брат были за работой... Левитан иногда прямо поражал
меня, так упорно он работал, и стены его "курятника" быстро покрывались
рядами превосходных этюдов... В дни отдыха мы часами просиживали с удочками
где-нибудь в тени прибрежных кустов... Левитан любил природу как-то
особенно. Это была даже и не любовь, а какая-то влюбленность... Искусство
было для него чем-то даже святым... Левитан знал, что идет верным путем,
верил в этот путь, верил, что видит в родной природе новые красоты".
С Антоном Павловичем Чеховым у Левитана установились своеобразные
отношения. Они всегда поддразнивали друг друга, но те немногие высказывания
и письма, которые дошли до нас, говорят о том, что Левитан открывал свою
душу только Чехову.
"Но что же делать, я не могу быть хоть немного счастлив, покоен, ну,
словом, не понимаю себя вне живописи", - признавался Левитан Чехову в одном
из писем. В это же время Чехов пишет одному из своих адресатов: "Со мной
живет Левитан, привезший... массу (штук 50) замечательных (по мнению
знатоков) эскизов. Талант его растет не по дням, а по часам..."
Константин Паустовский находил в творчестве Чехова и Левитана много общего.
"Картины Левитана, - писал Паустовский, - требуют медленного
рассматривания. Они не ошеломляют глаз. Они скромны и точны, подобно
чеховским рассказам, но чем дольше вглядываешься в них, тем все милее
становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и проселков".
В повести Чехова "Три года" есть эпизод посещения художественной выставки а
Училище живописи. Героиня повести Юлия рассеянно ходит по залам, и ей
кажется, что на выставке много картин одинаковых. Но вот она "остановилась
перед небольшим пейзажем и смотрела на него равнодушно. На переднем плане
речка, через него бревенчатый мостик, на том берегу тропинка, исчезающая в
темной траве, поле, потом справа кусочек леса, около него костер: должно
быть, ночное стерегут. А вдали догорает вечерняя заря.
Юлия вообразила, как она сама идет по мостику, потом тропинкой все дальше и
дальше, а кругом тихо, кричат сонные дергачи, вдали мигает огонь. И почему-
то вдруг ей стало казаться, что эти самые облачка, которые протянулись по
красной части неба, и лес, и поле она видела уже давно и много раз, она
почувствовала себя одинокой и захотелось ей идти, идти и идти по тропинке;
и там, где была вечерняя заря, покоилось отражение чего-то неземного,
вечного". Взволнованная тем, что "картина стала ей вдруг понятна", Юлия
"начала снова ходить по залам и осматривать картины, хотела понять их, и
уже ей не казалось, что на выставке много одинаковых картин".
Пейзаж, описанный Чеховым, мог бы принадлежать Левитану, хотя это
вымышленный писателем пейзаж: Чехов никогда ничего не брал прямо "из
натуры". Повесть "Три года" написана в 1894 году, когда творчество
Левитана, друга Чехова, находилось в полном расцвете. Приведенный отрывок
лучше всяких искусствоведческих исследований показывает, что такое "пейзаж
настроения", на какое восприятие он был рассчитан и что значило его
"понимать". Неопытная в живописи, но чуткая Юлия поняла - ее муж и
знакомый, считавшие себя знатоками, не нашли в пейзаже "ничего особенного".
А она не могла им объяснить, потому что такие вещи и нельзя объяснить, их
можно только почувствовать через свой душевный опыт.
Картину "Осенний день. Сокольники" Левитан написал в 1879 году, она была
одна из первых его работ. Картина экспонировалась на московской выставке и
была куплена П. М. Третьяковым для его галереи. В те годы Левитан учился в
Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Ему было только 19 лет, но
художник уже имел богатый жизненный опыт.
"...По дорожке Сокольнического парка, по ворохам опавшей листвы шла молодая
женщина в черном... Она была одна среди осенней рощи, и это одиночество
окружало ее ощущением грусти и задумчивости. "Осенний день в Сокольниках"
первая картина выдающегося русского художника Исаака Левитана, где серая и
золотея осень, печальная, как тогдашняя русская жизнь, как жизнь самого
Левитана, дышала с холста осторожной теплотой и щемила у зрителей сердце...
Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Невозможно перечислить все
осенние дни, нанесенные им на полотно", - так писал о творчестве
выдающегося русского пейзажиста Исаака Левитана известный советский
писатель Константин Паустовский.
Летом 1890 года Левитан едет в Юрьевец и среди многочисленных пейзажей и
этюдов пишет вид Кривоозерского монастыря. Так рождается замысел одной из
лучших картин художника "Тихая обитель", где образ тихой обители и мостков
через реку, соединявших ее с окружающим миром, выражали глубокие
размышления художника о жизни. Известно, что эта картина произвела сильное
впечатление на Чехова.
Левитан не населял свой пейзажи людьми. Достаточно вспомнить, что фигуру
женщины в картине "Осенний день. Сокольники" написал Николай Чехов, брат
писателя. И тем не менее картины Левитана теснейшим образом связаны с
переживаниями человека, они всегда воздействуют на чувства людей. Для него
понять природу - означало передать самые свой сокровенные мысли, раздумья о
месте человека в мироздании, о его сложных и противоречивых отношениях с
окружающим миром.
Многие произведения Левитана проникнуты грустью может быть оттого, что
величественная природа находится в такой дисгармонии с жизнью человека.
Картину "Владимирка" в 1894 году Левитан принес в дар П.Н. Третьякову для
галереи. Владимирка - это большая дорога Владимировской губернии. В одном
из воспоминании о Левитане читаем: "однажды, возвращаясь с охоты, мы с
Левитаном вышли на старое Владимирское шоссе. Картина была полна
удивительной тихой прелестью... и вдруг Левитан вспомнил, что это за
дорога... "постойте. Да ведь это Владимирка, та самая Владимирка, по
которой когда-то, звякая кандалами, прошло в Сибирь столько несчастного
люда...". И в тишине поэтической картины стала чудится нам глубокая
затаенная грусть".
Так возник замысел пейзажа, который называют социальным. Чувство, пережитое
художником, здесь с большей определенностью, чем в других картинах,
превратилась в скорбную тему народного движения. Это подлинный документ
эпохи, пейзаж, стоящий в одном ряду с произведениями, обличающими гнет,
насилие и произвол царской России. Название картины - "Владимирка" - у
людей того времени вызывала социальные ассоциации, заставляя вообразить
вполне определенные картины жизни России. Но, кроме названия, картина не
содержит больше никаких разъясняющих элементов, это чистый пейзаж, в
котором Левитан не поступился красотой русской природы, не умолил ее
поэтической прелести и величественности.
Как удалось художнику средствами пейзажа добиться в картине социального
звучания? Безусловно, главнейшим в картине для понимания ее смысла является
образ дороги. Она тянется далеко-далеко в глубину среди полей, перелесков и
селений и где-то у самого горизонта теряется. Кажется, что она из края в
край пересекла всю страну, вдоль и поперек исхожена людьми. Чувство щемящей
тоски возникает, когда смотришь на эту дорогу. И воображение создает
картины людской скорби, слышатся звуки цепей и народный стон. "Стонет он по
полям, по дорогам, стонет он по тюрьмам, по острогам, в рудниках, на
железной цепи..." (Некрасов). Важно в картине изображение холодного, серого
неба, занимающего значительную часть холста, по которому вольно бегут
облака. И конечно, основную мысль произведения раскрывает его колорит.
Вроде бы богата и многообразна цветовая гамма пейзажа, все краски, которые
есть в природе, сохранены на полотне. Но все эти разнообразные цвета
приведены к единой тональности и звучат как приглушенные краски серого
сумрачного дня.
Последнее десятилетие в жизни Левитана было особенно плодотворным. В
пейзажах "У омутах", "Вечерний звон", "Над вечным покоем", "Март", "Золотая
осень", "Большая дорога", "Сумерки. Стога", "Летний вечер", "Озеро, Русь"
нашли отражение размышления художника о смысле жизни.
Картина "У омута" проникнута мрачным предчувствием. Сумерки. Тяжелые облака
плывут по закатному небу. Кустарники и деревья как будто прячут кого-то.
Кажется, что лес полон шорохов, живет той тайной ночной жизнью, которой не
знает человек. Узкая тропинка, шаткие мостки над омутом ведут в
таинственную, полную неизвестности чащу. Страшно остаться одному в таком
месте.
Совсем иным чувством проникнута картина "Ветреный день". Вероятно, это
самое радостное произведение Левитана.
"Совершенно новыми приемами и большим мастерством поражали нас всех этюды и
картины, что привозил в Москву Левитан с Волги. Там, после упорных трудов,
был окончен "Ветреный день" с нарядными баржами на первом плане. Этот этюд-
картина не легко дался художнику. В конце концов "Ветреный день" был
окончен, и, быть может, ни одна картина, кроме репинских "Бурлаков", не
дает такой яркой, точной характеристики Волги", - эти слова принадлежат
художнику Михаилу Нестерову.
Левитан написал на Волге множество картин, изобразив и "Пасмурный день" и
"После дождя. Плес" и "Вечер на Волге", но, может быть, самый яркий образ
вейкой русской реки запечатлен на полотне "Свежий ветер". Ослепительно
белые корабли, синяя вода, яркие солнечные блики, огромные баржи с товарами
- все это создает радостное впечатление движения, жизни, наполненной трудом
и смыслом.
В те годы солнечные полотна у художника уступают место пейзажам,
проникнутым трагическим ощущением одиночества, тоски. Левитан был тяжело
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12