Рефераты. Художники передвижники






пропаганды передового искусства, вновь воскрешена была идея сменных

выставок, лотерей и т. д. Родилась даже идея направлять выставки в

провинцию. Но клуб, сборный по своему составу, никак не мог взять на себя

столь сложные задачи. И Крамской понял, что возлагать на него сколько-

нибудь серьезные надежды - утопия. К концу 60-х годов передовые художники

Москвы и Петербурга приходят умудренные некоторым опытом общественной

деятельности. К этому времени у них складывается твердое убеждение, что

пришло время найти такую форму объединения, которая могла бы обеспечить

личную независимость художника от официальных, покровительственных

правительством учреждений, сделать более тесными и прямыми связи искусства

со зрителем, с народом. Артель еще существовала, когда возникла мысль

организовать Товарищество передвижных художественных выставок. Инициатором

Товарищества, как известно выступил в 1869 году Г. Г. Мясоедов. Пылким

сторонником нового начинания стал Саврасов и целый ряд других московских

художников, Мясоедов заручился содействием Крамского, который сплотил под

знаменем Товарищества немало художественной молодежи Петербурга. Наряду с

Мясоедовым и Крамским много любви и искреннего увлечения вложил и Н. Н. Ге.

Идея создания Товарищества передвижных выставок обещала многое. Возможность

приобрести необъятную народную аудиторию становилась радикальной. Ни для

одного из предшествующих поколений она не была так бесконечно

привлекательна, как для поколения, сформированного общедемократическим

подъемом конца 50-60 годов. Существенную роль сыграли перемены в деле

русского коллекционерства. До этого оно находилось в руках

аристократических меценатов. Теперь появляются собиратели из среды

образованного купечества: городская интеллигенция, помещики средней руки,

среди собирателей нового типа особое место принадлежит Павлу Михайловичу

Третьякову.Знаменитая артель "четырнадцати бунтарей" и скромная вторая

артель внесли в свою деятельность, утопические уравнительные начала связали

ее с бытовой коммуной. Принципы эти были благородны и великодушны, но не

жизненны в условиях России, вступившей на путь капиталистического развития.

Основатели Товарищества передвижных художественных выставок не повторили

ошибок своих предшественников. Учли они и тяжелый опыт сотрудничества с

благотворителями различных толков. Цель была поставлена совершенно ясная:

создать организацию, руководимую самими членами коллектива - художниками,

объединенными общностью идейных и творческих стремлений. Если Артель была

первой в русском искусстве попыткой создать художественное объединение,

независимое от официальной опеки, то Товарищество осуществило эту идею.

Необходимо подчеркнуть, что стремление будущих передвижников к

независимости, к творческой свободе, так же как и у их предшественников,

меньше всего носило индивидуалистический характер. Так, Крамской, касаясь

этого вопроса, в другой связи восклицают: "... свободы от чего? Только,

конечно, от административной опеки... но художнику - продолжает он - зато

необходимо научится высшему повиновению и зависимости от... инстинктов и

нужд своего народа и согласию внутреннего чувства и личного движения с

общим движением..." Идея создания товарищества была встречена одобрением

молодежи конца 60-х годов.

Был создан устав товарищества 2 ноября 1870 года в нем указаны: В. Перов,

Г. Мясоедов, А. Саврасов, М. Прянишников, Н. Ге, И. Крамской, М. К. и

М. П. Клодты, И. Шишкин, К. Маковский, Н. Маковский, В. Якоби, А. Корзухин,

К. Лемух. Первая выставка открылась 29 ноября 1871 года и закрылась 2

января 1872. В ней участвовали: Аммон, Амосов, Боголюбов, Гун,

Каменский(скульптор), Клодт, Крамской, Максимов, Мясоедов, Перов,

Прянишников, Саврасов, Шишкин. Об успехе товарищества в осуществлении своей

просветительской миссии свидетельствуют не уклонное расширение выставочной

деятельности, особенно развернувшиеся после первых двух выставок. Растет

география передвижения: Киев, Харьков, Орел, Рига, Вильно, Одесса, Кишинев.

Новаторство передвижников наглядно проявляется в перестройке самого

изобразительного языка художника, начиная от общей композиции картины,

кончая способом наложения мазка, фактурой. В то же время поиски в сфере

художественной формы связанны со стремлением показать события как

совершающееся непосредственно перед глазами зрителя, сделать его смысл

явным без всяких условных обозначений и тем самым обострить, усилить

воздействие картины на зрителя. Целенаправленность исканий, их

проникновение во все виды и жанры живописи, их воздействие на характер

подготовительной работы, ведущей к картине, внутренняя глубинная

перестройка всех компонентов из которых слагается картина, - характерные

черты русского искусства 70-80 годов. Разумеется этот процесс происходит не

на пустом месте: многое было сделано предшественниками и накоплено в

предыдущие годы. Драгоценным источником было и наследия великих мастеров

прошлых эпох мирового искусства. Очень важно подчеркнуть, что к этим

драгоценным источникам передвижники обращались непосредственно - и в России

(Эрмитаж на постоянных и сменных выставках) и выезжая за границу.

Первая выставка товарищества открылась в Петербурге весной 1871 года. На

ней было представлено 46 картин и рисунков. Из Петербурга выставка

отправилась в Москву, затем в Киев и Харьков и повсюду собирала тысячи

посетителей. Успех был несомненный. Люди подолгу стояли у полотен., была

одна особенная, у которой с первого дня люди останавливались в молчании и

уходили в глубокой задумчивости. В каждой картине что-то было такое,

соединявшее и печаль, и радость, и улыбку, и раздумье - что-то такое, чего

не выскажешь словами, но что так ясно почувствуешь вдруг в первый день

весны, когда еще не стаял зернистый слежавшийся снег и деревья зябнут в

таких разливах, и слышно уже, как звенит капель, и вдруг чистой синью

засинеет промоина в студеном небе, и луч весеннего солнца тронет нагие

ветви берез. Это чувство Родины. Но что поделаешь, на выставках появлялись

все новые имена, в русское искусство входило солнце, входила сверкающая

краска. Вслед за Серовым, Левитаном, Коровиным появлялись размашистый

Архипов, светлый и тихий Нестеров, ярким вихрем ворвался Малявин, Поленов,

а Мясоедов не хотел понять и не принимал всего этого, считая живопись

молодых - "штукатурством". Когда Поленову исполнилось пятьдесят лет, он

получил письмо от одного из своих учеников, заканчивающееся словами: "Дай

вам бог долго поработать и по-прежнему вносить в искусство

непосредственность, свежесть, правду. Сделанное вами в качестве художника

громадно, значительно, но не менее значительно ваше непосредственное

влияние на московское искусство. Я уверен, что искусство московское не было

бы таким, не будь вас". Звали ученика Исааком Ильичом Левитаном. Ему

суждено было продолжить дело, начатое Соврасовым, Васильевым, Поленовым.

Вспоминая о Репине, Корней Иванович Чуковский рассказывает, что, не зная

еще Репина лично, он представлял его могучим великаном. К своим собственным

работам он относился с болезненной неудовлетворенностью. Работать было для

него единственно мыслимой формой существования. Когда к старости у него

стала усыхать правая рука (что может быть страшнее для художника!), он

подвесил палитру у пояса и научился писать левой рукой.

В расцвет своей творческой и выставочной деятельности Товарищество вступило

в 1890-е годы, не смотря на то, что художнику в 90 годах легче было донести

свои произведения до зрителя и на многих других выставках. Однако Серов,

Левитан, Иванов, Архипов, Остроухов, братья Коровины, Васнецов, Нестеров и

многие другие видят в участии на выставках Товарищества свой долг

передового русского художника. Рядом с грустной песней в народе везде

рождалась удалая. Рядом с гневными и скорбными строфами Пушкина,

Лермонтова, Некрасова звучали их светлые гимны солнцу, разуму, красоте

человека. Так и в живописи. Рядом с обличительными, бичующими холстами,

рядом с "Неравным браком", "Проводами покойника", "Привалом арестантов",

"Крестным ходом в Курской губернии" и десятками других картин неизбежно

должны были появиться поэтичные пейзажи Васильева, Поленова, Куинджи,

Левитана. Должна была народиться свежая, будто летним дождем омытая

живопись Валентина Серова. Яркие, веселые, с любовью ко всему живому

картины Кустодиева. Его масленичные гулянья, ярмарки, воскресные чаепития

полные правдивой жизни. Минуло ровно пятьдесят лет с того памятного дня,

когда Иван Николаевич Крамской с товарищами вышел из мертвящих стен

академии на просторы жизни. Полстолетия - небольшой как будто срок, а

сколько сделано, какой пройден путь! Нет уже рядом Крамского. Давно ушел

Федор Васильев. Нет Перова, Саврасова, Ярошенко, нет нелюдимо-застенчивого

Серово. Нет Левитана с его горящими темным печальным огнем глазами. Нет

шумного добряка Куинджи и многих других. Но их творения живы, они по

прежнему взывают к чувствам будят мысли, зовут людей к истине,

справедливости и добру.

ХУДОЖНИКИ.

В 1863 г. 14 лучших художников выпускников Петербргской академии художеств,

допущенных к конкурсу на большую золотую медаль, потребовали от

академического начальства права совбодного выбора темы конкурсной картины в

соответствии с наклонностями каждого. (А им были заданы один мифологический

и один классический ландшафтный сюжеты.) Получив отказ, "бунтари" вышли из

состава Академии и организовали петербургскую "Артель художников". Это был

первая организация независимого нового искусства.

К 70-м годам новые эстетические идеи так завладели умами русских

художников, что появилась потребность в объединении художников - реалистов

всей России, чтобы целеустремлённо проводить в жизнь дорогие всем принципы.

Идея Товарищества передвижных выставок, предложенная Г. Г. Мясоедовым,

В. Г. Перовым, Н. Н. Ге и И. Н. Крамским, была горячо одобрена художниками

Москвы и Петербурга.

Передвижники - художники, входившие в российское демократическое

художественное объединение Toвapищecтвo пepeдвижныx xyдoжecтвeнныx

выcтaвoк. (ТПХВ), созданное в 1870 г. по инициативе В. Перова. Первая

выставка состоялась в 1871 г. Передвижники испытали воздействие

общественных и эстетических взглядов В. Белинского и Н. Чернышевского.

Большую роль в формировании их творческой программы сыграл критик

В. Стасов. П. Третьяков материально поддерживал передвижников, приобретая

их произведения для своей галереи. Передвижники были убежденными

реалистами, а выдвинутая ими программа народности искусства выражалась в

изображении типических сторон и многогранных характеров социальной жизни,

часто с критической тенденцией ("Земство обедает" Г. Мясоедова, 1872 г.,

"Встреча иконы" К. Савицкого, 1878 г.). Передвижники показывают не только

бедность, но и красоту народного быта ("Приход колдуна на крестьянскую

свадьбу" В. Максимова, 1875 г.), не только страдание, но и стойкость перед

лицом жизненных невзгод, мужество и силу характеров ("Бурлаки на Волге"

И. Репина, 1873 г.), богатство и величие родной природы (пейзажи

А. Саврасова, И. Шишкина, И. Левитана), героические страницы национальной

истории (картины В. Сурикова) и освободительного народного движения ("Арест

пропагандиста", 1892 г.; "Отказ от исповеди", 1885 г.; "Не ждали", 1888 г.,

И. Репина). Большое значение в их творчестве приобретают социально бытовой

портрет ("Курсистка" Н. Ярошенко, 1883 г.), пейзаж, а позже - историческая

живопись, где главным действующим лицом выступает народ ("Утро стрелецкой

казни" В. Сурикова, 1881 г.). Образы русской народно-сказочной фантазии

оживают на полотнах В. Васнецова. Произведения В. Сурикова, И. Репина,

Н. Ге, В. Васнецова, И. Шишкина,, И. Левитана, представляющие собой вершины

передвижнического реализма, отличаются свободной, широкой манерой письма,

передачей световоздушной среды с помощью рефлексов, цветных теней, свободой

и разнообразием композиционных решений. Последняя 48 - я выставка ТПХВ

состоялась в 1923 г.

|[pic] |[pic] |[pic] |[pic] |

|Н.Н.Ге |И.Н. |И.И. |В.Г. Перов |

| |Крамской |Левитан | |

|[pic] |[pic] |[pic] |[pic] |

|А.И. |И.Е. Репин |В.А. Серов |В.М. |

|Куинджи | | |Васнецов |

|[pic] |[pic] |[pic] |[pic] |

|И.И. |В.И. |А.К. |В.Д. |

|Шишкин |Суриков |Саврасов |Поленов |

ВАСИЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ ПЕРОВ

Василий Григорьевич Перов родился в городе Тобольске в 1834 году. Его отцом

был губернский прокурор барон Г. К. фон Кридинер. Но, появившись на свет до

брака родителей, художник получил фамилию крёстного отца - Васильев.

Правда, она ему по каким-то причинам не нравилась, и впоследствии художник

утвердил за собой прозвище, данное ему в детстве за успехи в чистописании.

Первые уроки живописи Перов получил в арзамасской школе А. В. Ступина -

лучшей провинциальной художественной школе того времени. 18-летним он

переехал в Москву и поступил в московское Училище живописи, ваяния и

зодчества.

"Проповедь в селе" - одна из первых картин Перова, за которую он получил в

Училище большую золотую медаль и право на стипендию для поездки за границу.

В картине "Проповедь в селе", созданной в год отмены крепостного права,

когда не утихали споры о взаимоотношениях крестьян и помещиков, Перов

изобразил сцену в сельской церкви. Священник одной рукой указывает вверх, а

дугой - на задремавшего в кресле помещика, толстенького, неприятного;

сидящая рядом молодая барыня тоже не слушает проповедь, она увлечена тем,

что нашёптывает ей на ухо како-то холёныё господин. Левее стоят крестьяне в

рваных одеждах. Они, почёсывая затылки, огорченно и недоверчиво слушают

священника, видимо внушающего, что всякая власть от Бога." Я хотел

изобразить одну из проповедей Иоанна Златоуста, причём старался показать

степень её действия на разные характеры, на юность и старость, на бедность

и богатство",- так объяснял художник замысел полотна.

Одновременно с "Проповедью в селе" Перов пишет картину, принёсшую ему

первую известность, - "Сельский крёстный ход на пасхе". На фоне хмурого

деревенского пейзажа разворачивается нестройное пьяное шествие с образами и

хоругвями после праздничной пасхальной службы. С жестким реализмом Перов

передает не столько физическое, сколько духовное убожество этих людей.

Картина произвела на современников убийственное впечатление контрастом

между смыслом обряда и тем почти животным состоянием, до которого может

опуститься человек. " Сельский крестный ход на пасхе" вызвал протест

официальной критики и церкви, была снята с выставки Общества поощрения

художеств, запрещена к показу и воспроизведению. Купившему её Павлу

Михайловичу Третьякову художник В.Г. Худяков писал: "…слухи носятся, что

будто бы Вам от св. Синода скоро сделают запрос, на каком основании Вы

покупаете такие безнравственные картины и выставляете публике?"

1862-1864 годы художник проводит за границей. Осмотрев музеи Германии,

Перов обосновывается в Париже. Там его живописный язык и колористическая

гамма меняются, отступают на задний план назидательность и рассудочность

раннего творчества. В Париже раскрылся Перов-лирик и Перов-психолог, о чем

свидетельствуют такие работы, как "Савояр", "Слепой музыкант", "Парижские

тряпичники". Париж Перова- это народные гулянья, балаганы на Монмартре,

бродячие музыканты, нищие и бездомные. Но дальше этюдов работа не

двигается. Большие картины остаются незаконченными.

"Написать картину совершенно невозможно…не зная ни народа, ни его образа

жизни, ни характера, не зная типов народных, что составляет основу жанра",

- пишет Перов. И не отбыв за границей положенных ему как пенсионеру Училища

пяти лет, он просит разрешения вернуться на Родину.

Вернувшись, Перов увидел Россию другими глазами. Едкий обличитель нравов

превращается в "поэта скорби". Во второй половине 1860-х годов он создает

свои лучшие произведения: " Проводы покойника", "Тройка", "Утопленница",

"Приезд гувернантки в купеческий дом", " Последний кабак у заставы", "

Спящие дети", " Странник". Каждая из них - законченная новелла о

человеческом горе.

Согбенная фигура вдовы крестьянина, главной героини " Проводов

покойника"(1865 г.), показывает, что её горе безутешно, а безрадостный

пейзаж усугубляет ощущение тоски, затерянности несчастных героев в

пустынном холодном мире.

Персонажи картины " Тройка"(1866 г.), изображающей детей, впряженных в сани

с огромной обледенелой бочкой, вызывают еще большее сострадание у зрителя.

Столь же печален сюжет, мрачен пейзаж и в других произведениях этого

периода, таких как " Утопленница"(1867 г.) и " Последний кабак у

заставы"(1868 г.).

Следующее десятилетие, сменившее проникнутые пафосом отрицания

шестидесятые, ознаменовалось поисками положительного идеала. Такие идеалы

были найдены в среде русской интеллигенции. В это время П. М. Третьяков

начинает заказывать портреты лидеров русской культуры. Многие из портретов

- Достоевского, Погодина, Майкова, Даля, Тургенева - были написаны Перовым.

Признанный публикой и критикой мэтром жанровой живописи, он неожиданно

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.