При анализе дорожно-транспортного происшествия наиболее просто отнести его причину к водителю, который, как считают, обязан мгновенно реагировать на изменение дорожно-транспортной ситуации и компенсировать несовершенство составляющих системы ВАДС «человек — автомобиль — дорога — среда» необходимыми приемами управления, обеспечивающими безопасный режим движения. Однако такая уверенность недостаточно обоснована. Многие ДТП происходят из-за неопытности, недобросовестности либо халатности определенных должностных лиц. Например, дорожно-транспортные происшествия, возникающие из-за дефектов транспортных средств, плохого освещения улиц, неудовлетворительного состояния проезжей части, неправильной разметки улиц, неверной установки и неудовлетворительного состояния дорожных знаков и т. п.
В отличие от систем автоматического регулирования водитель не имеет запрограммированной системы ответов на все бесчисленное многообразие дорожно-транспортных ситуаций. Рассматривая возможные варианты решения возникшей задачи в ограниченный промежуток времени, он может допускать ошибки, число которых увеличивается при снижении его психофизиологических возможностей в процессе работы. При учете этого обстоятельства за такими официальными причинами ДТП, как превышение скорости, неправильный обгон или поворот, наезд на пешехода и пр., во многих случаях обнаружилось бы, что истинной причиной дорожно-транспортных происшествий явились не ошибочные действия водителя, а другие факторы, относящиеся или к дороге, или к автомобилю, или к тому и другому одновременно. В результате было достаточно самого незначительного недопонимания водителем сложившейся ДТС, чтобы возникла опасность дорожно-транспортного происшествия.
В отрезке времени, непосредственно предшествующем дорожно-транспортному происшествию, и в процессе его развития влияние каждой из причин неодинаково. В каждой фазе развития ДТП можно выделить одну главную, ведущую причину. В последующих фазах происшествия эта причина может стать второстепенной, сопутствующей, а главной становится та, которая в первой фазе являлась сопутствующей. При анализе дорожно-транспортного происшествия необходимо выявлять все причинно-следственные связи. В противном случае установление первопричины происшествия затруднительно, а подчас и невозможно. Немаловажное значение при этом имеет выявление обстоятельств, предшествовавших дорожно-транспортному происшествию. Во многих случаях предпосылки для ДТП создаются намного раньше самого происшествия.
Анализы ДТП
Топографический анализ предназначен для выявления мест концентрации ДТП в пространстве (пересечении, участке дороги, магистрали, городе, регионе, стране и пр.). Различают три вида топографического анализа: карту ДТП, линейный график ДТП, масштабную схему (ситуационный план) ДТП.
Карта ДТП может быть выполнена в виде обычной карты города или района (области, республики, всей страны) в соответствующем масштабе, на которую условными обозначениями нанесены места совершения ДТП. Причем в зависимости от целей проводимого топографического анализа на карте могут быть условно обозначены виды ДТП, тяжесть ДТП и т. д. В результате на карте в наглядном виде "проявляются" очаги ДТП, привлекая внимание специалистов для принятия соответствующих мер.
Линейный график, как правило, составляется для участка или всей автомобильной дороги. Масштаб изображения укрупнен по сравнению с картой ДТП, что позволяет более подробно классифицировать ДТП, нанося их при помощи условных изображений на график. Очаги ДТП на графике подсказывают о неблагополучных дорожных условиях, сложившихся в местах их сосредоточения.
Масштабная схема представляет собой по существу схему ДТП на пересечении, площади, участке дороги и т. д., выполненную в крупном масштабе. На ней символическими изображениями наносятся транспортные средства, участники ДТП, направление их движения, тяжесть последствия ДТП.
По тяжести последствий ДТП делятся на три группы:
со смертельным исходом, с телесными повреждениями людей и с материальным ущербом. Телесные повреждения подразделяют на тяжкие, менее тяжкие и легкие. По виду ДТП их делят: на столкновение транспортных средств, опрокидывание транспортных средств, наезд на препятствие, наезд на пешехода, наезд на велосипедиста, наезд на стоящее транспортное средство, наезд на гужевой транспорт, наезд на животных и иные виды ДТП. К последним относятся, например, падение перевозимого груза на человека, сход трамвая с рельсов (без столкновения или опрокидывания).
Для Российской Федерации характерно следующее среднегодовое распределение ДТП по видам в процентах.
Таблица 3.2 Наезды транспортных средств.
1.Пешеходов
39,0-40,0
2.Препятствие
5,0-5,5
3.Стоящие транспортные средства
2,5-3,5
4.Велосипедистов
2,5-3,2
5.Столкновение транспортных средств
20,0-32,0
6.Прокидывание транспортных средств
13,0-19,0
7.Иные виды ДТП
2,0
Наибольшей тяжестью последствий характеризуются наезды на пешеходов, столкновения и опрокидывания транспортных средств, наезды на гужевой транспорт. В этих происшествиях из 100 пострадавших в среднем 16 чел. погибает. К самым опасным для участников движения относятся столкновения транспортных средств и наезды на пешехода. На эти виды ДТП приходится почти 70 % общего числа погибших и раненых.
В Российской Федерации ежегодно в 75% случаев ДТП происходит по вине водителей, а в 25% - по вине пешеходов. Около 10% ДТП произошло из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог, а около 2% - из-за технических неисправностей транспортных средств. Превышение суммы 100% объясняется одновременной регистрацией нескольких причин возникновения ДТП. Например, часто автокатастрофа происходит из-за того, что водитель выбирает скорость движения транспортного средства без учета его технического состояния или дорожных условий.
Результаты исследований и данные статистики свидетельствуют, что основной причиной совершения водителями ДТП является их недисциплинированность, что выражается в нарушении ими Правил дорожного движения. Наибольшее число ДТП возникает из-за управления транспортными средствами в нетрезвом состоянии (почти 25%), превышение скорости (более 17%), нарушения правил обгона (почти 16%).
Ниже, в таблице 3.3 приведены данные ДТП Ванинского района за период 2005-2007г.г.
Таблица 3.3 ДТП Ванинского района.
Статистика ДТП за 2005-2007г.
2005
2006
2007
Всего совершено ДТП:
26
34
45
-погибло
4
8
17
-ранено
30
33
38
По вине водителей государственного
транспорта
7
5
По вине водителей индивидуального
21
22
24
По вине пешеходов
1
ДТП при которых пострадали
несовершеннолетние
3
Совершено ДТП по вине водителей
и пешеходов находящихся в состоянии алкогольного опьянения
Из них государственный транспорт
2
0
Из них индивидуальный транспорт
6
Из них пешеходов
За двенадцать месяцев 2006 года на территории района зарегистрировано 49 (АППГ-41) дорожно-транспортных происшествия, что на 19,5% больше чем в прошлом году, в них ранено - 58 человек (АППГ - 46 человек), погибло - 8 человек (АППГ - 7). Тяжесть последствий от ДТП составила 12,1%.
В основном дорожно-транспортные происшествия совершаются прежде всего из-за неправильного выбора скорости движения водителями транспортных средств при плохих метеорологических условиях, управление в состоянии алкогольного опьянения, нарушение правил дорожного движения пешеходами.
Таблица 3.4 Основные виды ДТП Ванинского района
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДТП
2006 г.
2007 г.
+-%
ВСЕГО
41
49
+19,5%
1.Столкновение
15 -36,6%
8 -16,3%
-46,7%
2.Опрокидывание
10 -24,4%
23 -46,3%
+130%
3.Наезд на:
пешехода
14 -34,2 %
15 -29,2%
+7,1%
препятствие
1 -2,4 %
0 -
-100%
стоящее ТС
велосипедиста
4.Иной вид ДТП
1 -2,4%
3 -6,2%
+200%
Основными причинами совершения ДТП являются неправильный выбор скорости движения конкретным условиям, нарушение скоростного режима и др. Распределились следующим образом:
Таблица 3.5 Основные причинами совершения ДТП
2006г
2007г.
1. Управление ТС в состоянии алкогольного опьянения
11
13
+18,2%
2. Управление ТС лицами, не имеющими права управления
-42,9%
3. Нарушение скоростного режима
18
+157,1%
4. Непредоставление преимущества в движении
-40%
5. Нарушение правил обгона и маневрирования
-20%
6. Нарушение ПДД пешеходами
+50%
7. Иные нарушения
Как показывает анализ, наблюдается рост по некоторым позициям. Особое внимание уделяется выявлению и пресечению грубых нарушений, способствующих совершению ДТП с тяжкими последствиями. За истекший период отделением ГИБДД выявлено:
Таблица 3.6 Грубые нарушения, способствующие совершению ДТП с тяжкими последствиями
1.Управление в состоянии алкогольного опьянения
339
284
-16,3%
2.Отказ от медосвидетельствования
53
124
+133,9%
З.Управление ТС лицами, не имеющими права управления
771
802
+4%
4.Превышение скорости
4882
4893
+0,2%
5.Непредоставление преимущества в движении
949
980
+3,3%
6.Нарушение правил обгона
437
441
+0,9%
7.Нарушение ПДД пешеходами
1227
862
-29,8%
Наблюдается незначительное снижение количества дорожно-транспортных происшествий по вине водителей транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам:
2006г. - 6 ДТП, в которых погибло -1, ранено - 4.
2007г. - 4 ДТП, в котором погибло 1, ранено - 3.
Физическими лицами зарегистрировано 35 дорожно-транспортных происшествий (АППГ - 28), по вине пешеходов - 10 (АППГ - 5).
Проведение профилактических бесед в детских учреждениях района и нацеленные мероприятия-операции «Внимание дети», «Каникулы», позволили снизить случаи детского дорожно-транспортного травматизма с 6 в 2006 году до 3 в 2007 году, из них:
Таблица 3.7 Количество случаев детского дорожно-транспортного травматизма
2006г.
п. Ванино
4 (4 ДТП)
1 (1 ДТП)
По времени совершения дорожно-транспортные происшествия распределились следующим образом:
Таблица 3.8 Количество ДТП по времени их совершения
09-12
12-15
15-18
10
18-21
15
21-00
00-03
03-06
06-09
По выходным, праздничным и рабочим дням дорожно-транспортные происшествия распределились следующим образом:
Таблица 3.9 Количество ДТП по выходным, праздничным и рабочим дням
ВЫХОДНЫЕ И ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ
Всего ДТП:
16
+12,5%
из них ранено:
23
+35,3%
из них погибло:
0%
РАБОЧИЕ ДНИ
25
31
+24%
29
35
+20,7%
+25%
Статистика показывает, что необходимо ввести мероприятия по повышению безопасности дорожного движения, чтобы сократить вероятность возникновения ДТП, предложенные мероприятия рассмотрены в 4 главе.
3.2 Анализ дорожно-транспортных происшествий по населённым пунктам района
Анализ ДТП за двенадцать месяцев 2006 года показал, что из-за географических особенностей Ванинского района дорожно-транспортные происшествия распределились следующим образом:
Таблица 3.10 Количество ДТП по населённым пунктам района
Совершено ДТП:
19
-10,5%
-32%
в том числе:
ул. Железнодорожная
9
ул. Центральная
ул. Приморский б-р
ул. Портовая
территория порта
иные участки дороги
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10