Рефераты. Исследование организации и методики учета и анализа труда и заработной платы






Исследование организации и методики учета и анализа труда и заработной платы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ



Кафедра: бухгалтерского учета, анализа, аудита


       Допущена к защите

Заведующий кафедрой

    __________

    30.01.2006г.



ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему: Исследование организации и методики учета

                и анализа труда и заработной платы





 Студентки-дипломницы                    _______________ Н.В. Чиж

 УЭФ з (сокращен) 5 курс, УБНУ     

Руководитель                                     

канд. экон. наук,

доцент                                                _______________ Н.М.Дорошкевич




                                      МИНСК 2006


СОДЕРЖАНИЕ


Введение.

1. Сущность заработной платы в бюджетной сфере, зада­чи ее учета и анализа.                                                                                                                       

1.1. Сущность заработной платы и проблемы ее регулиро­вания в бюджетной сфере.                                                                                              

1.2. Фонд заработной платы, его состав по видам и фор­мам оплаты труда.

1.3. Значение, задачи учета и анализа труда и заработной платы.

2. Организация учета труда и заработной платы. Основ­ные направления его совершенствования.

2.1. Оперативный учет численности работников и отрабо­танного времени.

2.2. Начисление основной и дополнительной заработной платы пособий по временной нетрудоспособности.

2.3. Виды и расчет удержаний из заработной платы.

2.4. Синтетический и аналитический учета расчетов с персоналом по оплате труда.

2.5. Совершенствование учета расчетов с персоналом по заработной плате с использованием ПЭВМ.

3. Анализ использования трудовых ресурсов и фонда за­работной платы.

3.1. Приемы и источники информации анализа труда и заработной платы.

3.2. Анализ обеспеченности учреждения трудовыми ре­сурсами и использования рабочего времени.

3.3. Анализ эффективности труда.

3.4. Анализ использования фонда заработной платы.

Заключение.

Список использованных источников.

Приложения.

Введение

В условиях перехода к системе рыночного хозяйствования в соответствии с изменениями в экономическом и социальном развитии страны, существенно меняется и политика в области оплаты труда, социальной поддержки и защиты работников. Многие функции государства по реализации этой политики переданы непосредственно предприятиям, которые самостоятельно устанавливают формы, системы и размеры оплаты труда, материального стимулирования результатов. Понятие "заработная плата" наполнилась новым содержанием и охватывает все виды заработков (а также различных премий, доплат, надбавок и социальных льгот), начисленных в денежных и натуральных формах(независимо от источников финансирования), включая денежные суммы,  начисленные работникам в соответствии с законодательством за неотработанное время (ежегодный отпуск, праздничные дни и т.п.).

Переход к рыночным отношениям вызвал новые источники   получения денежных доходов в виде сумм, начисленных к выплате по акциям и вкладам членам трудового коллектива в имущество предприятия (дивиденды, проценты).

Таким образом, трудовые доходы каждого работника определяются по личным вкладам, с учетом конечных результатов работы предприятия, регулируются налогами и максимальными налогами не ограничиваются. Минимальный размер оплаты труда работников предприятий всех организационно-правовых форм собственности устанавливается законодательством.

Учет труда и заработной платы по праву занимает одно из центральных мест во всей системе учета на предприятии.

В новых условиях хозяйствования важнейшими его задачами являются: в установленные сроки производить расчеты с персоналом предприятия по оплате труда (начисление зарплаты и прочих выплат, сумм к удержанию и выдаче на руки), своевременно и правильно относить в себестоимость продукции (работ, услуг) суммы начисленной заработной платы и отчислений органам социального страхования, собирать и группировать показатели по труду и заработной плате для целей оперативного руководства и составления необходимой отчетности, а также расчетов с органами социального страхования, Пенсионным фондом и фондом занятости.

Учет труда и заработной платы должен обеспечить оперативный контроль за количеством и качеством труда, за использованием средств, включаемых в фонд заработной платы и выплаты социального характера.

В данной дипломной работе были использованы данные документооборота по учету заработной платы на примере бюджетного учреждения ГУ «Копыльское ТМО» («Копыльское территориальное медицинское объединение»).

ГУ «Копыльское ТМО» включает в себя: Копыльскую ЦРБ, Старицкую УБ, Семежевскую УБ, Тимковичскую УБ, Бобовнянскую больницу сестринского ухода, Бобовнянскую амбулаторию врача общей практики, Грозовскую амбулаторию, Песочанскую амбулаторию, фельдшерско- акушерские пункты, централизованную бухгалтерию.

Централизованная бухгалтерия состоит из работников, занимающих следующее должности: главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера, бухгалтер, первой категории, бухгалтер второй категории, бухгалтер с выполнением кассовых операций, заместитель главного бухгалтера по экономическим вопросам, экономист первой категории, экономист.

С помощью работников централизованной бухгалтерии я провела исследование организации и методики учета и анализа труда и заработной платы бюджетного учреждения ГУ «Копыльское ТМО» г. Копыля. В данной работе нам даны плановые и фактические показатели, как среднесписочная численность работников, категории работников, календарный фонд времени, фонд заработной платы и другие. На основании этих данных и был произведен анализ труда и заработной платы.

Экономический анализ - глубокое исследование экономических явлений на предприятии, то есть выявление причин отклонения от плана и недостатков в работе, вскрытие резервов, их изучение, содействие комплексному осуществлению экономической работы и управлению производством, активное воздействие на ход производства, повышение его эффективности и улучшение качества работы.

Основные задачи анализа труда и заработной платы сводятся к изучению и оценке соблюдения учреждением лимита численности работников, нормативов и выполнения плана по другим трудовым показателям, выявлению факторов и конкретных причин отклонений фактических показателей от установленных нормативов. Важной задачей анализа является также оценка состава работающих, эффективности труда и его оплаты.

Значение анализа труда и заработной платы определяется тем, что кроме постоянного роста численности работающих в бюджетных учреждениях , остро стоит вопрос о повышении  их квалификации , повышении уровня заработной платы всех категорий работающих ,о значительных затратах на подготовку кадров.


1. Сущность заработной платы в бюджетной сфере, задачи ее учета и анализа

1.1. Сущность заработной платы и проблемы ее регулирования в бюджетной сфере

Работнику важно не только то, какую заработную плату в денежном выражении он получит, но какое количество товаров и услуг он сможет на неё приобрести .

Различают номинальную и реальную заработную плату. Номинальная-это  заработная плата в денежном выражении , а реальная –это то количество товаров и услуг , которое может приобрести работник за свою номинальную заработную плату  после уплаты налогов   и других отчислений . Реальная заработная плата –это покупательная способность номинальной заработной платы.

 Заработная плата отражает один из обязательных признаков трудовых отношений - их возмездность.

В статье 57 Трудового кодекса Республики Беларусь заработная плата определена как совокупность вознаграждений, исчисляемых в денежных единицах или (и) натуральной форме, которые наниматель обязан выплатить работнику за фактически выполненную работу, а также за периоды, включаемые в рабочее  время.

Оплата труда является наиболее узловой, спорной и болезненной проблемой распределительных отношений. От ее разрешения во многом зависят социальный мир в обществе и экономический рост.

Заработная плата является важнейшим личным доходам трудящегося населения и отличается от других видов доходов граждан своей правовой организацией, малого обложения.

Источником выплаты заработной платы в бюджетных учреждениях являются средства  государственного бюджета и внебюджетные средства.

 Для ГУ «Копыльское ТМО» в АСБ «Беларусбанк» открыто два счета: -

- бюджетный счет;

- внебюджетный счет (спецсчет)

перечисление бюджетных средств на текущие счета оформляется платежным поручением (приложение А).

В данном учреждении финансировании осуществляется по следующим разделам:

- Раздел 1701 включает:

§ 301 ЦРБ

§ 302 Сельские участковые больницы (Старицкая уч.б., Семежевская уч.б., Быстрицкая  уч.б.)

§ 304 Амбулатории (Гузовская врачебная амбулатория, Песочанская врачебная амбулатория, Бобовнянская амбулатория врача общей практики.

§ 305 ФАПы

- Раздел 1706 включает:

§ 315 Бесплатное протезирование

§ 926 Централизованная бухгалтерия

При учете труда и заработной платы возникают следующие проблемы:

• Сложность контроля, за рациональным использованием рабочего времени, а также устранением потерь рабочего времени.

• Необходимость своевременного осуществления расчетов с рабочими и служащими.

• Точность и своевременность расчетов с бюджетом по подоходному налогу с граждан.

• Точность и своевременность расчетов с фондом социальной защиты населения, с бюджетом по начислениям на заработную плату в соответствии с действующим законодательством.

• Правильность распределения заработной платы и начислений на заработную плату по объектам учета затрат (расходов)

• Необходимость жесткого контроля за расходованием фонда заработной платы.

• Своевременность составления и предоставления отчетности по труду и заработной плате.

Решение этих проблем достигается путем интеграции двух видов учета, так как показатели численности работников и затрат рабочего времени являются объектами оперативного и статистического учета.

1.2. Фонд заработной платы, его состав по видам и формам оплаты труда

Фонд заработной платы представляет собой общую сумму денежных средств, распределяемых между работниками учреждения в соответствии с количеством и качеством их труда.

Сумма заработной платы, установленная в смете учреждения, называется планом фондом заработной платы. Сумма фактически начисленной заработной платы называется отчетным фондом заработной платы. Фонд заработной платы подразделяется в зависимости от форм оплаты труда и вида заработной платы.

В республике Беларусь применяются две формы оплаты труда: сдельная и повременная. Оплата за количество проработанного времени с учетом квалификации работника называется повременной формой оплаты. Оплата за количество и качество выработанной продукции по установленным расценкам называется сдельной формой оплаты труда. Расценка - это сумма заработной платы за изготовление единицы продукции, выполнение единицы работ. Основной, преимущественной формой оплаты труда в ГУ «Копыльское ТМО» является повременная. Она имеет две разновидности: простая повременная и повременно - премиальная. Показатели премирования зависят от характера работы бюджетного учреждения. Например, по стационарным лечебно-профилактическим учреждениям такими показателями могут быть: выполнение плана развертывания коек и числа дней функционирования койки; сокращение сроков обследования выписки путем улучшения организации работы и преемственности  в  работе стационаров  и  поликлиник;  расхождение паталогоанатомических и клинических диагнозов разделено по диагнозам. В учреждении премируют:


Сдельная форма оплаты труда применяется на таких видах работ, где имеются количественные показатели выработки продукции или выполненных работ, правильно отражающие затраты труда; возможности для установления норм выработки и учета их выполнения; условия для точного учета произведенных изделий или выполненных работ; производственные условия для увеличения рабочим выработки продукции против установленных норм и заданий. При учете индивидуальной выработки каждого рабочего применяется индивидуально-сдельная оплата труда, а при учете работы, выполненной коллективом или бригадой, - коллективно-сдельная оплата.

Сдельная оплата труда может применятся в целях усиления заинтересованности работников в росте производительности труда, повышения уровня его нормирования и качества работ на уборке и обслуживания зданий, на ремонтных, машинописных, стенографических, копировальных, счетных и других работах при наличии утвержденных в установленном порядке норм трудовых затрат.

В составе фонда заработной платы различают два вида заработной платы: основную и дополнительную.

Основная зарплата начисляется работникам за отработанное время или выполненную работу. К ней относятся сдельная и повременная заработная плата, премии, выдаваемые в соответствии с утвержденной постоянно действующей системой премирования, временного заместительства, за работу в выходные и праздничные дни и т.п.

Дополнительная заработная плата начисляется в соответствии с действующим законодательством за непроработанное в учреждении время. К ней относятся оплата за время отпусков, выполнение общественных обязанностей, и т.п.

Подразделение заработной платы на основную и дополнительную является общепринятым правилом.

Фонд заработной платы должен расходоваться в строгом соответствии с его целевым назначением в пределах сумм, предусмотренных сметой расходов на содержание учреждения.

Заработная плата работников учреждения(штатных и нештатных) относится на подстатью 1100100 - "Заработная плата рабочих и служащих".

Внутри подстатьи выделяются элементы:

• 1100101 - основной оклад гражданских служащих;

• 1100102 - надбавки к заработной плате гражданских служащих;

• 1100103 - дополнительная оплата гражданских служащих;

• 1100104 - оплата труда внештатных сотрудников;

• 1100105 - прочие денежные выплаты гражданским служащим;

• 1100106 - основные виды денежного довольствия военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава;

• 1100107 - добавочные виды денежного довольствия военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава;

В соответствии с Указаниями по применению экономической(предметной), классификации расходов республиканского и местных бюджетов Республики Беларусь в учреждении к подстатье "1100100" "Заработная плата рабочих и служащих" относятся расходы по заработной плате в денежной форме, а отдельные элементы этой подстатьи включают следующие виды оплат:

элемент 1100101 - заработная плата по должностным окладам, тарифным ставкам или расценкам штатным работникам с учетом установленных повышений должностных окладов и тарифных ставок, включая оплату ежегодных отпусков;

элемент 1100102 - надбавки к заработной плате (за выслугу лет, сложность и напряженность труда, водителям за классность, другие виды надбавок установленные действующим законодательством);

элемент 1100103 - все виды дополнительной оплаты за особые условия работы и службы: 

• за работу в ночное и сверхурочное время, в праздничные и выходные дни;

• за ненормированный рабочий день водителям автомобилей;

• за ученую степень;

• за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ и за выполнение наряду со своей основной работой обязанностей временно отсутствующего работника;

• другие виды доплат, установленные действующим законодательством.

Элемент 1100104 - оплата труда лиц, не состоящих в штате предприятия, привлекаемых для выполнения работ на договорных началах, оплата труда консультантов и т.д.

Элемент 1100105 - прочие виды оплат труда, не относимые к элементам расходов 1100101 -1100104:

• премии, награды (ценные подарки);

• материальная помощь;

• индексация заработной платы;

• гонорары, постановочные;

• оплата учебного отпуска, компенсация за неиспользованный отпуск и другие выплаты.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, о том, что понятие дополнительной заработной платы в бюджетной классификации включает виды оплат, отличные от видов оплат, включаемых в общепринятое понятие дополнительной заработной платы.

Контроль за правильным расходованием фонда заработной платы осуществляет само бюджетное учреждение, вышестоящие распорядители средств бюджета  финансовые органы.

В ГУ «Копыльское ТМО» ответственность за использование средств на заработную плату несут руководитель и главный бухгалтер. Они следят за соответствием наименования и количества должностей, на которые зачисляют работников, штатному расписанию, за правильным установлением ставок заработной платы (должностных окладов) и законностью различного рода надбавок и доплат. Размер тарифных ставок заработной платы (должностных окладов),а также повышений, надбавок и доплат к ним определяется постоянно-действующей тарификационной комиссией , которая создается приказом руководителя учреждения в составе: главного бухгалтера, работника занимающегося вопросами кадров и др.   Вышестоящие распорядители средств бюджета и финансовые органы контролируют использование фонда заработной платы в процессе проверки и утверждения смет расходов учреждений на предстоящий год, анализа отчетов об исполнении смет. В их функции входит проведение документальных ревизий финансово-хозяйственной   деятельности,   которые   являются   наиболее эффективной формой последующего контроля. Осуществляя финансирование данного предприятия, финансовые органы осуществляют текущий контроль за использованием выделяемых бюджетных ассигнований.


1.3. Значение, задачи учета и анализа труда и заработной платы


Бюджетные учреждения являются крупной сферой приложения общественного труда. В ней занято около 30 % всех занятых в народном хозяйстве страны значение анализа труда и заработной платы определяется тем, что, кроме, постоянного роста численности работающих в бюджетных учреждениях, остро стоит вопрос о повышении их квалификации, повышающих, о значительных затратах на подготовку кадров. Именно при помощи анализа можно вскрыть внутренние резервы как по улучшению использования рабочего времени, так и по экономическому расходованию средств на оплату труда.

Основными задачами учета труда и заработной платы являются:

· соблюдение установленного лимита численности работников (установленных штатов);

· контроль за рациональным использованием рабочего времени, за устранением потерь рабочего времени;

·    своевременное осуществление расчетов с рабочими и служащими;

·  точное и своевременное осуществление расчетов с бюджетом по подоходному налогу с граждан;

·   точное и своевременное осуществление расчетов с фондом социальной защиты населения, с бюджетом по начислениям на заработную плату в соответствии с действующим законодательством;

· правильное распределение заработной платы и начислений на заработную плату по объектам учета затрат (расходов);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.