Рефераты. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия






Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия

1. АНАЛИЗ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОАО «АГАТ»

 

1.1. Определение влияния на прирост объема продаж факторов, связанных с использованием трудовых ресурсов, на прирост выручки от продаж продукции по сравнению с прошлым годом.

 

На изменение объема продаж в отчетном году по сравнению с прошлым годом влияют изменения численности рабочих (ЧР), количества отработанных дней (Д), продолжительности рабочей смены (П) и среднечасовой выработки (ЧВ). 

Таблица 1

Анализ влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием трудовых ресурсов



п/п

Показатель

Прошлый год

Отчетный год

Динамика показателя (%)

Разница, % (+,-)

Влияние      фактора, тыс. руб.

(гр. 4´ стр. 4 гр.1   : 100)

Фактор, повлиявший на изменение

А

Б

1

2

3

4

5

6

1

Численность рабочих, чел. (ЧР)

8150

8750

107,362

+7,362

302,40

302,40

влияние изменения численности рабочих

2

Число отработанных человеко-дней (Д)

1956000

2091250

106,915

-0,447

284,04

-18,360

влияние изменения числа дней отработанных одним рабочим

3

Число отработанных человеко-часов (П)

14670000

16730000

114,042

+7,127

576,79

292,75

влияние изменения средней продолжительности рабочего дня

4

Объем продаж

(без НДС) V

4107600

4517100

109,969

-4,073

409,49

-167,30

влияние изменения среднечасовой выработки


Степень влияния факторов, связанных с использованием трудовых ресурсов рассчитаем методом относительных отклонений:

1.                 Рассчитаем динамику изменения числа рабочих

% динамики=8750/8150=107,36%

2.                 Определим величину отклонения числа рабочих отчетного года по сравнению с предыдущим годом

Отклонение = %динамики -100%= 107,36%-100%=7,36%

3.                 Рассчитаем влияние данного фактора на изменение объема продаж

Влияние фактора = V0*отклонение/100=4107600*7,36/100=302,40тыс. рублей.

Аналогичным способом рассчитаем и остальные факторы.

Определив влияние на изменение объема продаж всех факторов

∆V=302,40+284,04+576,79=1163.23 тыс.руб.

Можно говорить о том, что на предприятии ООО «АГАТ» произошел рост объема продаж на 1163.23 тыс.руб. по сравнению с предыдущим годом. На данное изменение оказали влияние следующие факторы:

Увеличение числа рабочих на 600человек в отчетном году привело к увеличению объема продаж на 302,40 тыс.рублей или на 7,37%

Уменьшение  в отчетном году среднего числа дней отработанных одним рабочим на 1 день, вызванное увеличением целодневных потерь рабочего времени или дополнительными выходными в связи с праздниками снизили объем продаж на 284,04тыс.руб.

В отчетном году на 0,5часа увеличилась средняя продолжительность рабочего дня по сравнению с прошлым годом. Уменьшение внутрисменных потерь рабочего времени в отчетном периоде позволило увеличить объем продаж на 576,79тыс.рублей.

Для ОАО «Агат» общий резерв увеличения объема продаж за счет лучшего использования трудовых ресурсов составляет 185663тыс. руб. (интенсивный фактор) (18360+167302) это может говорить о снижении внутрисменных простоев, а также полной их ликвидации, что является внутренним резервом роста.


1.2. Определение  влияния на объема продаж отдельных факторов, связанных с использованием материалов


Полученные данные обобщим в таблице №2 и охарактеризуем в пояснениях к результатам произведенных расчетов.                     

Влияние факторов, связанных с использованием материалов, на объем продаж, можно выявить на основе двухфакторной  модели: V = МЗ ´ Мо, 

где: МЗ – сумма потребленных материалов на производство продукции;

Мо – материалоотдача.

Расчет влияния данных факторов производится в таблице 2 способом абсолютных разниц:

ΔV (МЗ) = Δ МЗ ´ Мо0;

ΔV(Мо) = Δ Мо ´ МЗ1.

Таблица 2

Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием материалов


№п\п

Показатель

Условное обозначение

Прошлый год (0)

Отчетный год (1)

Отклонение (+, -)

А

Б

В

1

2

3

1

Объем продаж (без НДС), тыс. руб.

V

4107600

4517100

+409500

2

Стоимость материалов в себестоимости продаж  (данные из формы № 5), тыс. руб.

782400

903420

+121020

3

Материалоотдача проданной продукции  (стр. 1: стр.2)

M0

5,25

5

-0,25

4

Степень влияния следующих факторов:





5

изменения стоимости материалов
в себестоимости продаж (121020*5,25 )

∆V(MЗ)

Х

Х

+635355

6

изменения материалоотдачи продаж
(-0,25*903420)

∆VMО)

Х

Х

-225855


Зная объем продаж V и стоимость материалов в себестоимости продаж МЗ  найдем материалоотдачу проданной продукции Мо

Мо(пр.г.)=4107600/782400=5,25

Мо(отч.г.)= 4517100/903420=5

Отклонение в материалоотдаче проданной продукции составит -0,25

Исходя из сделанных расчетов представленных в таблице №2 можно делать вывод о том, что на предприятии произошел рост объема продаж на 409500тыс.руб по сравнению с предшествующим годом.

Положительное влияние на объем продаж оказал экстенсивный фактор, т.е. увеличение в отчетном году стоимости материалов в себестоимости продаж на 121020тыс.руб. или на 15,47%, что позволило увеличить объем продаж на 635355тысруб.

Отрицательное влияние на объем продаж в отчетном году оказало снижение материалоотдачи. Ее снижение повлекло уменьшение объема продаж на 225855тыс.руб.

Величина отрицательно повлиявшего фактора - есть неиспользованный резерв роста объема продаж. Данный резерв составит 225855 тыс.руб.

Рассмотрим влияние по отдельности каждого вида материалов:


п/п

Наименование материала

Кол-во израсходованного материала, т

Цена, тыс.руб.

Стоимость израсходованного материала, тыс.руб.

Отч.г.

Прошл.г.

Отч.г.

Прош.г.

Отч.г.

Прош.г.

1

Материал вида Х

2010

2240

149

146

299490

327040

2

Материал вида Y

1610

1360

158

160

254380

217600

3

Материал вида Z

1020

580

116,50

112

118830

64960

4

Материал вида W

2240

1800

103

96

230720

172800


Итого

Х

Х

Х

Х

903420

782400


Эффективное использование материалов

Материалы вида Х:

2240*146=327040тыс.руб.

2010*146=293460-327040=-33580(тыс.руб) (влияние количества материалов)

2010*149=299490-293460=+6030(тыс.руб.)(влияние цены)

За счет снижения использованных материалов в отчетном году, произошло и снижение себестоимости, что привело к увеличению прибыли на 33580-6030=27550тыс.руб

Материалы вида Y:

1360*160=217600тыс.руб.

1610*160=257600-217600=+40000тыс.руб (влияние кол-ва материалов)

1610*158=254380-257600=-3220тыс.руб(влияние цены)

За счет увеличения количества израсходованного материала, но снижения цены материалов в отчетном году произошло незначительное влияние на снижение прибыли за счет данного материала.

Материалы вида Z:

580*112=64960тыс.руб

1020*112=114240-64960=+49280тыс.руб влияние кол-ва материалов

1020*116,50=118830-114240=+4590тыс.руб влияние изменения цены

За счет увеличения количества материалов в отчетном году по сравнению с прошлым произошел и рост себестоимости материалов, что привело к снижению прибыли по данному виду продукции.

Материалы вида W:

1800*96=172800тыс.руб.

2240*96=215040-172800=+42240тыс.руб влияние изменения количества материалов

2240*103=230720-215040=+15680тыс.руб влияние изменения цены.

Исходя из сделанных расчетов мы видим возможность взять в резерв –

- по цене материалы вида: Y. Z и W, что составит

40000+49280+42240=131520тыс.руб

- в снижение себестоимости количество материалов вида: X. Z и W, что составит 6030+4590+15680=26300тыс.руб.


1.3. Определение влияния на прирост объема продаж факторов, связанных с использованием основных средств


На изменение объема производства и продаж продукции могут влиять обеспеченность предприятия основными средствами (ОСа) и интенсивность их использования, т.е. фондооотдача (Фо). Влияние данных факторов можно представить в виде модели: V= ОСа ´ Фоа.

В свою очередь факторная модель фондоотдачи включает количество дней работы оборудования (Чд), коэффициент сменности (Ксм), среднюю продолжительность рабочей смены (Чч), среднечасовую выработку на 1 тыс. руб. стоимости основных средств оборудования (Вч). Таким образом, влияние указанных факторов на прирост объема продаж можно представить в виде модели: 

V  = ОСа ´ Фоа = ОСа×Чд × Ксм × Чч × Вч..

Определим степень влияния отдельных факторов на объем продаж способом цепной подстановки. Для подстановки данных в модель Вч необходимо разделить на 1000, т.к. данный показатель рассчитан на 1 тыс. руб.

Для определения среднегодовой стоимости активной части производственных основных средств произведем расчеты

ОСапр.г.=1062400+(842600+376840)/2=1141000тыс.руб.

ОСаотч.г.=1219600+1280400/2=1250000тыс.руб

V0 = ОСпр0× Чд0 × Ксм0 × Чч0 × Вч0.= 1141000 ´ 240 ´ 1 ´ 7,5 ´0,002 = 4107600 тыс. руб.

- 1 подстановка: влияние на объем продаж изменения среднегодовой первоначальной стоимости  активной части основных производственных фондов:

∆V (ОСпр)=ОСпр1× Чд 0×Ксм0× Чч 0×Вч0 = 1250000´240´1´7,5´0,002 = 4500000тыс.руб-4107600тыс.руб=+392400тыс.руб. или +9,55%

- 2 подстановка: влияние на объем продаж изменения количества дней в году, в течение которых активная часть производственных основных средств находилась в рабочем состоянии:

∆V (Д) = ОСпр1× Чд1 × Ксм0 × Чч0 × Вч0 = 1250000´239´1´7,5´0,002 =  4481250 тыс. руб.; 4481250 – 450000 = -18750 тыс. руб.; -0,42%

- 3 подстановка: влияние на объем продаж изменения коэффициента сменности работы оборудования:

∆V(Ксм) = ОСпр1×Чд1×Ксм1×Чч0×Вч0 = 1250000´239´1,05´7,5´0,002=

4705312,50 тыс. руб.; 4705312,50–4481250= +224062,5 тыс. руб.; +5%

- 4 подстановка: влияние на объем продаж изменение средней продолжительности смены:

∆V(Тсм) = ОСпр 1× Чд1 × Ксм1× Чч1 × Вч0 = 1250000 ´ 239 ´1,05´8´0,002

 = 5019000 тыс. руб.; 5019000 – 4705312,50 = +313687,5 тыс. руб.; +6,67%

- 5 подстановка: влияние на объем продаж изменения объема продаж, приходящегося на 1 тыс. руб. стоимости активной части основных средств за 1 машино-час работы оборудования:

∆V(Вч) = ОСпр1× Чд 1 × Ксм1 × Чч 1 × Вч1 = 1250000 ´239 ´1,05 ´8 ´0,0018

 =4517100 тыс. руб.; 4517100– 5019000 = -501900 тыс. руб.; -10%.

Общее влияние факторов: +392400-18750 + 224062,5 +313687,5 – 501900 =    + 409500 тыс. руб. 

Данные расчетов представлены в таблице 3.

Таблица 3

Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием основных средств


№ п\п

Показатель

Условное обозначение

Прошлый год (0)

Отчетный год (1)

Отклонение
(+, -)

А

Б

В

1

2

3

1

Объем продаж (без НДС), тыс. руб.

V

4107600

4517100

+409500

2

Среднегодовая первоначальная стоимость активной части производственных основных средств*, тыс. руб.(ф. № 5: стр. 140 – стр. 130)

ОСпр

114100

1250000

+109000

3

Количество дней в году, в течение которых

активная часть основных средств находилась в рабочем состоянии, дн.

Чд

240

239

-1

4

Коэффициент сменности работы оборудования, коэфф.

Ксм

1,0

1,05

+0,05

5

Средняя продолжительность смены, ч

Чч

7,5

8,0

+0,5

6

Объем продаж, приходящийся на 1 тыс. руб. стоимости активной части основных средств за 1 машино-час работы оборудования, тыс. руб.

Вч

0,002

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.