Рефераты. Налоги и налогообложение в экономическом аспекте






По объекту нал-ия налоги классифицируются на следующие группы: налоги на доходы (налог на прибыль организаций, на доходы физ. лиц), налоги на имущество (налог на имущество организаций, физ. лиц), налоги на действия (сбор за использование объектов животного мира, уплата стоимости лицензий).

По назначению можно выделить налоги общие, специальные и чрезвычайные. Общие налоги обезличиваются и поступают в бюджеты разных уровней в зависимости от устройства государства. Специальные налоги имеют строго определенную направленность и предназначены для формирования централизованных целевых фондов (например, дорожные фонды). Введение чрезвычайных налогов связано с конкретными событиями или с конкретным этапом развития страны.

Учетно-экономическая целесообразность диктует иную группировку налогов, взимаемых с предприятий, организаций:

–     налоги, относимые на издержки производства и обращения (единый социальный налог, земельный налог, транспортный налог и т.д.);

–     налоги, включаемые в продажную цену продукции (работ, услуг): НДС, акцизы;

–     налоги, относимые в дебет счетов 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы» (до нал-ия прибыли, например налог на имущество организаций, на рекламу);

–     налоги на прибыль и за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (лицензия на реализацию подакцизных товаров и т.д.).

2.2.                      НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

Нал. политика – комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов.

Главная цель налоговой политики - обеспечение бюджетов разных уровней финансовыми ресурсами в достаточных объемах. Бесперебойное пополнение бюджетных доходов является основой экономического роста, повышения благосостояния населения, решения экологических и других проблем общества.

Реализация налоговой политики осуществляется через н. механизм, который является понятием методологического и методического порядка, поэтому ему свойственно двойное содержание. Рассматривать содержание этого понятия необходимо с широких (общетеоретических) и узких (практических) позиций.

1)        В широком смысле - это область налоговой теории, трактующей понятие «н. механизм» как объективно необходимый процесс управления перераспределительными отношениями. Всю сферу отношений, складывающихся в этом процессе, можно разграничить на три подсистемы: налоговое планирование и прогнозирование, налоговое регулирование и н. контроль.

2)        В узком смысле н. механизм рассматривается в качестве свода конкретных налоговых действий, так как практика вносит свои коррективы в концептуально определяемые сферы н. планирования, регулирования и контроля.

Н. механизм, рассматриваемый через призму реальной практики, различен в конкретном пространстве и во времени. Так, неоднозначны налоговые действия на разных уровнях власти и управления, существенны различия во временном отношении. Н. механизм как свод практических налоговых действий есть совокупность условий и правил реализации на практике положений налоговых законов. Поэтому так важно при каждом практическом действии придерживаться буквы закона с тем, чтобы не нарушать основного принципиального требования налоговой теории - субъективное и объективное начала процесса нал-ия представляют собой единое целое. Н. механизм позволяет упорядочить налоговые отношения, опираясь на налоговое право, основы управления налогообложением.

Конкретный н. режим, применяемый при формировании того или иного налога, зависит как от положений налоговых законов, так и от издаваемых инструктивных указаний к ним. Этот механизм различается в зависимости от организационно-правовой формы деятельности, статуса плательщика - юридическое или физическое лицо. Налоговому производству присущи особенности, которые обусловлены полнотой прав и обязанностей сторон, участвующих в налоговых процессах, отраженных в положениях Гражданского кодекса Российской Федерации.

Нал. техника не только определяет функциональное содержание н. механизма, но и оказывает прямое воздействие на весь ход общественной жизни. Принятие оптимального н. механизма означает как выбор разумных налогов, так и обеспечение соответствующих норм и правил их исчисления и уплаты в бюджет. Здесь важен состав налоговых льгот и санкций. Они являются основой н. регулирования, равно как и его составной части - н. контроля.

Внутренне содержание н. механизма составляют организационно-экономические и правовые отношения, складывающиеся при формировании доходов бюджета, перераспределении налоговых сумм между бюджетами. Основу этих отношений формирует налоговое право наряду с другими отраслями права. Исходя из сказанного выше можно сделать следующие выводы.

1)        Неправомерно рассматривать н. механизм лишь с позиций оперативного вмешательства государства в ход сбора налогов, а также как принятие мер, способствующих соблюдению н. законодательства. При таком подходе н. механизм теряет свой объективный характер и превращается в рычаг чисто субъективистского перераспределения денежных ресурсов. Два начала в налоговом механизме - объективное и субъективное - составляют органическое целое, нарушать их равновесие нельзя.

2)        С позиции функционального содержания определение н. механизма может быть сформулировано следующим образом. Н. механизм - это комплекс трех взаимодействующих финансово-бюджетных сфер деятельности, регламентированный особыми правовыми нормами всего арсенала законодательных актов государства, определяющих установление, оценку плановых, фактически исполненных и прогнозных налоговых обязательств субъектов налоговых правоотношений (налоговое планирование), принятие научно обоснованных мер текущего вмешательства в ход исполнения бюджетов страны как стимулирующего характера (налоговое регулирование) и санкционных мер воздействия при нарушении норм н. законодательства (н. контроль).

3.                                   ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ

3.1.                      НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ

Налог на прибыль является составным элементом налоговой системы России и служит инструментом перераспределения национального дохода. Он является прямым налогом, т.е. его окончательная сумма целиком и полностью зависит от конечного финансового результата хозяйственной деятельности предприятий и организаций.

Плательщиками налога на прибыль организаций являются:

–     российские организации;

–     иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Объект нал-ия. Объектом обложения налогом на прибыль служит конечный стоимостный результат деятельности хозяйствующего субъекта. Таким результатом является прибыль организации, которая рассчитывается как полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с положениями действующего законодательства.

Прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятий и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Доходы организации, учитываемые при исчислении налога на прибыль, подразделяются на два основных вида:

–     доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее доходы от реализации);

–     внереализационные доходы.

В соответствии с НК РФ доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, а также выручка от реализации имущества (включая ценные бумаги) и имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары и имущество, выраженных в денежной и натуральной форме, включая суммовые разницы, полученные проценты за предоставленный коммерческий кредит, а также иные аналогичные поступления. Кроме того, устанавливаются особенности определения доходов от реализации для отдельных категорий нал-иков либо доходов от реализации, полученных в связи с особыми обстоятельствами.

К внереализационным доходам относятся:

–     доходы, получаемые от долевого участия в других организациях;

–     доходы от сдачи имущества в аренду;

–     доходы от операций купли-продажи иностранной валюты; доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав;

–     в виде положительной курсовой разницы;

–     доходы прошлых лет, выявленные в отчетном (налоговом) периоде;

–     доходы в виде сумм кредиторской задолженности, списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям;

–     другие доходы от операций, непосредственно не связанных с производством продукции (работ, услуг) и ее реализацией.

По организациям, получившим безвозмездно от других организаций основные фонды, товары и другое имущество, налогооблагаемая прибыль увеличивается на стоимость этих фондов и имущества исходя из рыночных цен, но не ниже остаточной стоимости по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) по иному имуществу.

Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности организаций подразделяются на связанные с производством и реализацией и внереализационные.

Расходы, связанные с производством и реализацией, группируются в соответствии с их экономическим содержанием следующим образом:

1)        материальные расходы;

2)        расходы на оплату труда;

3)        суммы начисленной амортизации;

4)        прочие расходы.

Стоимость товарно-материальных ценностей (ТМЦ), включаемых в материальные расходы, определяется исходя из фактических затрат на их приобретение, а именно: цена их приобретения, включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, расходы на транспортировку, ввозные таможенные пошлины и иные затраты. Неправильное определение стоимости ТМЦ может привести к занижению облагаемой базы. При определении размера материальных расходов при списании сырья и материалов, используемых при производстве товаров для целей нал-ия, применяется один из следующих методов оценки:

–     по стоимости единицы запасов;

–     по средней стоимости;

–     по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);

–     по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).

Внереализационные доходы, полученные в отчетном (налоговом) периоде, уменьшаются на:

–     убытки прошлых налоговых периодов;

–     суммы дебиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности, а также суммы других долгов, нереальных к взысканию;

–     потери от брака;

–     потери от простоев по внутрипроизводственным причинам;

–     потери от стихийных бедствий, пожаров и других чрезвычайных ситуаций.

Превышение фактических расходов над нормируемыми. Как известно все затраты, производимые предприятием и связанные с его производственной деятельностью, учитываются при расчете финансового результата его деятельности. Для руководителя неважно, включаются они в расходы или нет в целях нал-ия. Ему важно знать размер фактической прибыли и какими средствами он может располагать. А для исчисления облагаемой налогом прибыли валовая прибыль увеличивается на разницу между фактическими расходами и нормируемой величиной по представительским, рекламным, командировочным и другим расходам в соответствии с законодательством.

Методы определения доходов и расходов. Организации при исчислении налога на прибыль для определения доходов и расходов имеют право использовать метод начислений или кассовый метод. При этом, согласно положениям НК РФ, кассовый метод имеют право использовать организации, у которых за предыдущие четыре квартала средняя сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж не превысила 1млн. руб. за каждый квартал.

Нал. база. Налоговой базой признается денежное выражение прибыли. Если организация осуществляет несколько видов деятельности, которые облагаются разными ставками, то нал. база исчисляется отдельно по каждому виду деятельности. Нал-ик ведет раздельный учет по операциям, по которым предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка. Доходы от реализации и внереализационные доходы, полученные в натуральной форме, учитываются исходя из цены сделки с учетом положений ст.40 НК РФ.

Для целей нал-ия принимается цена товаров, работ, услуг, указанная сторонами сделки. Считается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

Налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверить правильность применения цен по сделкам в следующих случаях:

1)  между взаимозависимыми лицами;

2)  по товарообменным (бартерным) операциям;

3)  при совершении внешнеторговых сделок;

4)  при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или понижения от уровня цен, применяемых нал-иком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

В случаях, когда цены, применяемые сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или понижения более чем на 20% от рыночных цен идентичных товаров, н. орган вправе вынести решение о доначислении налога и пени, которые рассчитываются по результатам сделки исходя из рыночных цен.

Если невозможно установить рыночную цену ввиду отсутствия либо недоступности источников информации об этих ценах, для их определения используется метод цены последующей реализации. При этом рыночная цена товаров, работ, услуг, реализуемых продавцом, рассчитывается по формуле

Рыночная цена = Цена, по которой проданные товары (работы, услуги) реализованы покупателем при последующей их реализации (перепродаже) - Обычные в подобных случаях затраты, понесенные перепродавцом при перепродаже и продвижении на рынок приобретенных товаров (работ, услуг) - Обычная для данной сферы деятельности прибыль перепродавца.

При невозможности использования метода цены последующей реализации применяют затратный метод, при котором рыночная цена товаров, работ, услуг определяется по формуле

Рыночная цена = Обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и реализацию товаров (работ, услуг), а также затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты + Обычная для данной сферы деятельности прибыль.

Подсчет затрат для целей определения рыночной цены отличается от подсчета затрат, учитываемых при налогообложении прибыли. При определении рыночной цены учитываются как затраты, учитываемые при налогообложении, так и иные затраты. Следует иметь в виду, что:

–     при исчислении налоговой базы не учитываются доходы и расходы, относящиеся к игорному бизнесу;

–     организации, применяющие специальные налоговые режимы, при исчислении налоговой базы не учитывают доходы и расходы, относящиеся к таким режимам.

Нал. база определяется нарастающим итогом с начала н. периода. В случае если в отчетном (налоговом) периоде получен убыток - отрицательная разница между доходами и расходами, нал. база признается равной нулю.

Убытки, полученные организацией в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, уменьшают нал. базу текущего периода на всю сумму убытка или часть этой суммы при следующих условиях:

1)  срок переноса убытка не должен превышать 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток;

2)  совокупная сумма переносимого убытка ни в каком отчетном (налоговом) периоде не может превышать 30% налоговой базы;

3)  если убытки понесены более чем в одном налоговом периоде, перенос таких убытков на будущее производится в той очередности, в которой они понесены;

4)  организация обязана хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка в течение всего срока, во время которого она уменьшает нал. базу.

Ставки налога на прибыль. Предусмотрено несколько налоговых ставок в зависимости от вида полученного дохода:

–     24% для всех доходов, кроме указанных ниже. Распределение по уровням бюджета может изменяться в период его формирования по решению законодательных органов власти. В 2005г. в федеральный бюджет зачисляется 6,5%; в бюджеты субъектов Российской Федерации - 17,5% и законами субъектов Российской Федерации ставка может быть понижена для отдельных категорий нал-иков, но не ниже чем 13,5%;

–     по доходам, полученным в виде дивидендов:

9% - от российских организаций российскими организациями и физ. лицами - налоговыми резидентами Российской Федерации (ставка увеличена с 6 до 9% с 1 января 2005г.); 15% - от российских организаций иностранными организациями или российскими организациями от иностранных организаций;

–     по операциям с отдельными видами долговых обязательств:

15% - по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным после 1 января 2007г.;

9% - по доходам в виде процентов по муниципальным ценным бумагам, эмитированным на срок не менее трех лет до 1 января 2007г., по облигациям с ипотечным покрытием эмитированным до 1 января 2007г.;

0% - по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997г.

Ставка налога по прибыли, полученной Банком России от осуществления деятельности, связанной с денежным обращением,- 0%. При этом при6ыль, полученная от иной деятельности, облагается налогом по ставке 24%.

Порядок исчисления налога и авансовых платежей. При исчислении налога налоговым периодом признается календарный год, а отчетным – I квартал, полугодие и 9 месяцев.

Сумма налога определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Она определяется нал-иком самостоятельно. Налог на прибыль, подлежащий уплате по истечении н. периода, уплачивается не позднее 28 марта года, следующего за истекшим. Законодательством предусмотрен следующий порядок исчисления и уплаты платежей по налогу на прибыль:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.