Рефераты. Организация и методы контроля качества ремонтируемых изделий на примере мотороремонтного завода с. М...






Организация и методы контроля качества ремонтируемых изделий на примере мотороремонтного завода с. М...

СОДЕРЖАНИЕ

 

аннотация

введение

1.

теоретические аспекты организации системы обеспечения качества продукции

 

1.1. Понятие  и показатели качества продукции

 

1.2. Отечественные системы контроля качества

 

1.3. Квалиметрия: история развития, задачи, объекты

 

1.4. Международные стандарты серии ИСО 9000 и их значение при разработке системы качества

2.

контроль качества ремонтируемых изделий машиностроительного предприятия на примере ОАО «Майминский мотороремонтный завод»

 

2.1.Контроль качества продукции машиностроительного предприятия и его правовая основа

 

2.2. Структура производства ОАО «ММРЗ»

 

2.3. Организация и методы контроля качества ремонтируемых изделий в ОАО «ММРЗ»

3.

направления по совершенствованию организации контроля качества ремонтируемых изделий в ОАО «Майминский мотороремонтный завод»

 

3.1. Совершенствование службы технического контроля ОАО «ММРЗ»

 

3.2. Предложения по созданию системы качества ОАО «ММРЗ»

 

3.3. Обеспечение эффективного функционирования системы контроля качества ОАО «ММРЗ»

Заключение

литература

приложения

 


ВВЕДЕНИЕ

 

В последнее время отечественные предприятия по мере продвижения своей продукции на рынки сбыта все чаще и чаще сталкиваются с жесткими  требованиями к качеству. В рыночных условиях никакие инвестиции не спасут предприятие, если оно не сможет обеспечит конкурентоспособность своей продукции или услуг. Основой конкурентоспособности является качество. Именно качеству отдают предпочтение покупатели и заказчики при выборе продукции. Одна из основных функций управления качеством – контроль качества, который осуществляется с помощью соответствующих средств измерений. Применение конкретных методов контроля требует знаний в соответствующих областях техники, умения пользоваться статистическими методами и вычислительными средствами. Все это подтверждает актуальность выбранной автором темы.

Цель дипломной работы – изучить вопросы организации  контроля качества ремонтируемых изделий мотороремонтного предприятия, определить основные направления совершенствования системы контроля качества.

Исходя из цели основными задачами дипломной работы являются:

-рассмотрение теоретических аспектов организации системы обеспечения качества;

-проследить развитие отечественных систем контроля качества;

-изучить основы квалиметрии;

-обозначение роли стандартизации в повышении качества продукции;

-выявить направления по повышению эффективности функционирования системы контроля качества.

Объектом исследования служит ОАО «Майминский мотороремонтный завод» (сокращенное название ОАО «ММРЗ»), который занимается механизированными работами по обслуживанию предприятий сельского хозяйства, ремонтом двигателей и тракторов, прицепов для предприятий сельского хозяйства, изготовлением и восстановлением узлов и деталей для сельхозмашин.

При написании дипломной работы использовался большой объем источников информации: учебники, справочная литература, нормативные документы, периодические и монографические издания специалистов, рассматривающих различные методики и проблемы качества. Так, в пособие Огвоздина В.Ю. «Управление качеством: основы теории и практики» рассматриваются теоретические основы управления качеством и даются практические рекомендации по созданию на предприятиях систем качества, отвечающих современному международному уровню. В монографии Фомина В.Н. «Квалиметрия. Управление качеством. Сертификация» рассматриваются проблемы качества и наукоемкости продукции и услуг, дается методика решений вопросов, лежащих в основе деятельности по регламентации показателей качества в нормативной документации, оценке уровня качества и контролю качества.

Актуальность, цель и задачи, информационная база предопределили структуру дипломной работы. Она состоит из трех глав. Первая глава посвящена теоретическим аспектам организации системы обеспечения качества. Вторая глава включает методологические вопросы контроля качества, анализируется система качества ОАО «ММРЗ». Третья глава носит проектный характер и посвящена разработке направлений по совершенствованию системы контроля качества ремонтируемых изделий исследуемого предприятия.

1. Теоретические аспекты организации системы обеспечения качества продукции

 

1.1. понятие и показатели качества продукции

 

В современном мире выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности. В свою очередь, конкурентоспособность связана с двумя показателями - уровнем цены и уровнем качества продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место. Производительность труда, экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции.

Качество - авторитет фирмы, увеличение прибыли, рост процветания и работа по управлению качеством на фирме - альфа и омега для всего персонала, от руководителя до конкретного исполнителя.

Качество продукции - важнейший показатель деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. Рост качества продукции - характерная тенденция работы всех ведущих фирм мира. Она охватила весь мир, будь то европейские, американские или азиатские предприятия. И качество выпускаемой продукции - основной фактор конкуренции между фирмами [22, с. 12].

Понятие качества регламентировано ГОСТом 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения». Качество - это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Качество как фактор конкурентоспособности распространяется на всю национальную экономику. Оно способствует рациональному использованию ресурсов.

Перечень последствий недостаточного уровня качества продукции представлены в табл. 1 [17, 140].

Таблица 1

Последствия недостаточного уровня качества продукции

Последствия

1.Экономические

2.Социальные

3.Экологические

1.1.Потеря материальных и трудовых ресурсов израсходован-ных на изготовление, транспорти-рование и хранение продукции, вышед­шей из строя раньше плано-вых сроков физического износа.

1.2. Потери в производственной инфраструктуре


1.3. Дополнительные затраты на ремонт техники



1.4. Дополнительные затраты времени у населения на ремонт бытовой техники.


1.5.Потери природных ресурсов в результате использования низкого качества машин, используемых для добычи этих ресурсов.


1.6. Недополученная валютная выручка за счет низкой доли экспорта готовой продукции.


1.7. Дополнительная потеря валютных средств для импорта техники и товаров народного потребления.


1.8. Дополнительные затраты материальных и трудовых ресурсов на осуществление многозвенной и многоступенчатой системы органов технического контроля качества

2.1. Дефицитность отечественной продукции





2.2.Падение престижа продукции, изготовляемой на национальных предприятиях.

2.3.   Недостаточное удовлет-ворение потребностей производственно-технического и личного плана

2.4. Снижение темпов роста благосостояния населения.


2.5.    Нерациональная трата свободного времени населением на устранение дефектов изготовления товаров народного потребления


2.6. Ухудшение морального климата в коллективе.



2.7. Уменьшение прибыли предприятия

3.1. Дополнительные затраты на очистку: воздушного бассейна, водного бассейна, земельных ресурсов.



3.2. Дополнительные затраты на меры по оздоровлению населения.


3.3.   Потеря продуктивности продукции сельского хозяйства из-за недостаточного качества воздуха, воды и почвы.


3.4.  Ускоренная амортизация и дополнительные затраты на ремонт гражданских зданий и транспорта из-за плохого качества воздушной среды.

 

С понятием качества тесно связано и понятие технического уровня продукции - относительной характеристики качества продукции, основанной на сопоставлении значений показателей, определяющих техническое совершенство оцениваемой продукции с соответствующими базовыми показателями, их значениями.

Качество продукции не ограничивается только одним свойством, это совокупность свойств. Выделим эти свойства. Свойства продукции количественно выражаются в показателях качества. Общепризнана классификация десяти групп свойств и соответственно показателей.

Показатели назначения характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и обусловливают область применения продукции. Для продукции производственно-технического назначения основным может служить показатель производительности, показывающий, какой объем продукции может быть выпущен с помощью оцениваемой продукции или какой объем производственных услуг может быть оказан за определенный промежуток времени.

Показатели надежности - безотказность, сохраняемость, ремонтопригодность, а также долговечность изделия. В зависимости от особенностей оцениваемой продукции для характеристики надежности могут

использоваться как все четыре, так и некоторые из указанных показателей. Для некоторых изделий, связанных с безопасностью людей, безотказность может быть основным, а иногда и единственным показателем надежности. Чрезвычайно важна безотказность бытовых электроприборов, некоторых механизмов автомобилей (тормозная система, рулевое управление). Для воздушных судов безотказность является единственным и самым основным показателем качества. Для характеристики сохраняемости — свойств изделия сохранять свои показатели в течение хранения и транспортирования - получили распространение такие показатели, как средний срок сохраняемости, гамма-процентный срок сохраняемости. Сохраняемость играет важную роль для пищевой продукции. Ремонтопригодность определяют такие показатели, как средняя стоимость технического обслуживания, вероятность выполнения ремонта в заданное время. Долговечность определяется величиной затрат на поддержание изделия в работоспособном состоянии.

Показатели технологичности характеризуют эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции. Именно с помощью технологичности обеспечивается массовость выпуска продукции, рациональное распределение затрат материалов, средств, труда и времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции.

Показатели стандартизации и унификации - это насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями. Все детали изделия делятся на стандартные, унифицированные и оригинальные. Чем меньше оригинальных изделий, тем лучше как для изготовителя продукции, так и потребителя.

Эргономические показатели отражают взаимодействие человека с изделием и комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств человека, проявляющихся при пользовании изделием.

Эстетические показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство исполнения и стабильность товарного вида изделия.

Показатели транспортабельности выражают приспособленность продукции для транспортирования.

Патентно-правовые показатели характеризуют патентую защиту и патентную чистоту продукции и являются существенным фактором при определении конкурентоспособности. При определении патентно-правовых показателей следует учитывать наличие в изделии новых технических решений, а также решений, защищенных патентами в стране, наличие регистрации промышленного образца и товарного знака, как в стране-производителе, так и в странах предполагаемого экспорта.

Экологические показатели — это уровень вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при эксплуатации или потреблении продукции.

Показатели безопасности характеризуют особенности продукции для безопасности потребителя и обслуживающего персонала.

Совокупность перечисленных показателей формирует качество продукции. Но помимо всех этих показателей важна и цена изделия. Именно с ценой связан вопрос экономически оптимального качества, или экономически рационального качества. Покупатель, приобретая изделие, всегда сопоставляет, компенсирует ли цена изделия набор свойств, которыми оно обладает. Помимо цены важны и эксплуатационные характеристики изделия, поскольку они вле­кут за собой затраты по эксплуатации и ремонту, а если изделие характеризуется длительным сроком службы, эти затраты вполне сопоставимы с ценой изделия, а по некоторым изделиям и существенно превосходят продажную цену изделия.

Под экономически оптимальным качеством понимается соотношение качества  и затрат, или цена единицы качества, что можно представить формулой 1:

                                           Копт  =  Q / C                                                          (1)

 

где: Копт - экономически оптимальное качество;

Q — качество изделия;

С - затраты на приобретение и эксплуатацию изделия, руб.

Определить знаменатель формулы несложно, поскольку он включает продажную цену изделия, затраты по эксплуатации, ремонту и утилизации изделия. Сложнее определить числитель, т. е. качество, включающее самые разнообразные показатели. Этим занимается целая наука квалиметрия, которая разработала достаточно приемлемые методы по количественной оценке качества, т. е. прирост единицы качества изделия на рубль затрат.

Итак, качество продукции в условиях современного производства -важнейшая составляющая эффективности, рентабельности предприятия и поэтому ему необходимо уделять постоянное внимание. Заниматься качеством должны все - от директора предприятия до конкретного исполнителя любой операции. Все процессы по обеспечению, проектированию, сохранению качества объединены в систему управления качеством.


1.2. отечественные системы контроля качества

 

Движение за улучшение качества продукции в России существова­ло с периода проведения индустриализации. С течением времени ста­новилось ясно, что устойчивого совершенствования качества продукции нельзя добиться путем проведения отдельных и даже крупных, но разрозненных мероприятий. Факторы, оказывающие влияние на качество продукции представлены в таблице 2.

Таблица 2

Классификация факторов, оказывающих влияние на качество продукции

Факторы

Технические

Организационные

Экономические

Социальные

- вид изготавливаемой продукции и серий-ность ее производства;

- состояние техничес-кой документации;

- качество технологи-ческого оборудования, оснастки, инструмента;

- состояние испыта-тельного оборудования;

- качество средств измерения и контроля;

- качество исходных материалов, сырья, комплект. изделий

-обеспеченность материалами, сырьем и

-техническое обслу-живание оборудова-ния, оснастки и т.п.;

-планомерность и ритмичность работы;

-организация работ с поставщиками;

-организация информа-ционного обеспечения;

- научная организация труда, культура производства;

-организация питания и отдыха

-форма оплаты труда и величина зарплаты;

-премирование за высококачественную работу и продукцию;

-удержание за брак;

-соотношение между качеством продукции, себестоимостью и ценой;

-организация и проведение хоз. расчета

-состояние воспи-тательной работы;

-подбор, расстановка кадров и перемеще-ние кадров;

-организация учебы и повышение квалификации;

-организация и прове-дение соц. соревн-я;

- взаимоотношения в коллективе;

-жилищно-бытовые условия;

- организация отдыха в нерабочее время

Только путем системного и комплексно­го, взаимосвязанного существования технических, организационных, экономических и социальных мероприятий на научной основе можно быстро и устойчиво совершенствовать качество продукции

Система качества разрабатывается с учетом конкретной деятельности предприятия, но в любом случае она должна охватывать все стадий жизненного цикла продукции качества. Фирмы, функционирующие в рыночной экономике, формулируют политику в области качества таким образом, чтобы она касалась деятельности каждого работника, а не только качества предлагаемых изделий или услуг. В политике четко определяются уровни стандартов качества работы для конкретной фирмы и аспекты системы обеспечения качества. При этом продукция заданного качества должна быть поставлена потребителю в заданные сроки, в заданных объемах и за приемлемую цену. Достижение определенного качества требует затрат. Величина  затрат на качество - важнейшая характеристика, отражающая управление качеством. Но затраты на качество еще не характеризуют потенциал достижения качества. Могут быть затраты очень высокими, но качество низким, потому что затраты не всегда имеют непосредственную и прямую отдачу. Они иногда служат лишь последовательному формированию потенциала качества, например, затраты на повышение квалификации работников, инфраструктуру производства. Поэтому в управлении качеством большое значение имеет формирование потенциала качества, который включает культуру деятельности, социально - психологическую атмосферу, квалификацию и образование работников, технологию, техническую вооруженность, тип организации деятельности .

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.