Рефераты. Организация и методы контроля качества ремонтируемых изделий на примере мотороремонтного завода с. М...







Рис. 12. Место контроля качества в организации работы в области качества

3.2. Предложения по созданию системы

качества ОАО «ММРЗ»

 

При возрождении предприятия и при увеличении объемов выполняемых ремонтных работ ОАО «ММРЗ», для повышения конкурентоспособности предприятия необходимо предусмотреть возможность разработки и внедрения системы качества в деятельности ОАО «ММРЗ». Для этого руководство и коллектив  предприятия должны принять решение о создании системы качества под воздействием требований конкретных заказчиков или ситуации на рынках сбыта.

Система качества представляет собой совокупность структур, выполняющих функции управления качеством установленными методами. Поэтому разработка системы качества в основном заключается в том, чтобы сначала, с учетом рекомендаций ИСО 9000, определить состав необходимых функций системы качества, а затем структуры, которые выполняют или будут выполнять эти функции. После этого разрабатываются новые, перерабатываются или используются имеющиеся нормативные документы для выполнения всех функций.

Внедрение системы качества предполагает проведение внутренних проверок системы с целью проверки правильности распределения функций между подразделениями, возможностей их выполнения, а также достаточности и качества необходимой нормативной документации. По результатам проверок проводится доработка системы для того, чтобы подразделения, входящие в систему качества, могли четко выполнять свои функции. На практике при создании новых или доработке существующих систем качества приходится выполнять значительный объем работ, которые могут проводить служба качества и подразделения предприятия как самостоятельно, так и с привлечением сторонних специалистов. Сторонних специалистов целесообразно приглашать для консультаций и методической       помощи, но не для разработки документов системы качества. Эти документы должны разрабатывать сотрудники предприятия, знающие особенности своего предприятии. Только тогда документы системы качества будут максимально адаптированы к условиям предприятия, будут понятны и смогут применяться на практике. Координацию работ должна осуществлять служба качества.

Рассмотрим поэтапно создание системы качества ОАО «ММРЗ» (рис. 13).

Рис. 13. Этапы создания системы качества ОАО «ММРЗ»

Создание системы качества начинается с проведения информационного совещания с руководством предприятия. Затем руководство принимает решение о создании системы качества и создает службу качества во главе с представителем высшего руководства. После этого  служба качества разрабатывает план-график создания системы качества и проводит разработку и внедрение системы в производственную деятельность предприятия.

Разработка системы качества в основном заключается в том, чтобы сначала, с учетом рекомендаций стандартов ИСО 9000, определить, что надо делать для управления качеством на данном конкретном предприятии, то есть определить состав необходимых функций системы качества. Затем определить структуры, которые выполняют или будут выполнять эти функции. После этого разработать новые, переработать или использовать имеющиеся нормативные документы для выполнения всех функций.

Структурная схема системы качества строится на основе структурной схемы предприятия и дает возможность показать состав и взаимосвязь всех структурных подразделений, выполняющих функции в системе качества. Отдельным блоком можно показать управляющее ядро системы качества – службу качества, в которую включается отдел технического контроля, метрологическая служба, служба стандартизации, а также отдел управления качеством, выполняющий функции организации, координации и методологического руководства работой по качеству.

В отличие от структурной схемы, показывающей устройство системы качества, построение функциональной схемы позволяет наглядно представить процесс управления качеством. Такая схема строится путем детализации модели, подобно той, которая  изображена на рисунке 8 во второй главе данной дипломной работы.

После определения функций системы качества и структурных подразделений, которые будут их выполнять, следующий этап – определение состава нормативно-методических документов системы качества. Определив, кто и что должен делать в системе качества, нужно сказать, как, какими методами это должно делаться, по какой документации. Например, для управления несоответствующей (бракованной) продукцией нужно, как минимум, иметь:

-стандарт по анализу, учету, и изоляции брака;

-стандарт по удовлетворению претензий потребителей;

-стандарт по разрешениям на отступления от документации при изготовлении продукции.

Для разработки и корректировки нормативных документов отдел управления качеством должен составить план-график с указанием исполнителей и сроков работ. Наиболее распространенными документами по выполнению функций и элементов системы качества являются стандарты предприятия, наряду с ними могут использоваться также инструкции, предписания  и другие нормативные документы.

Для окончательного формирования документации системы качества кроме указанных документов необходимо в ОАО «ММРЗ» необходимо разработать еще один, обобщающий документ, в котором давалось бы общее описание системы качества. Такое описание предусматривают стандарты ИСО 9000 в виде Руководства по качеству. Руководство служит не только для внутреннего использования, но и для представления заказчикам при заключении контрактов, а также независимыми экспертами при проверках системы качества с целью ее сертификации.

Для разработки Руководства по качеству существует стандарт ИСО 10013 «Руководящие указания по разработке руководств по качеству», согласно которому Руководство должно содержать:

-сферу применения и статус самого Руководства;

-краткую характеристику предприятия и выпускаемой продукции;

-политику предприятия в области качества;

-структуру системы качества;

-описание функций и элементов системы качества с указанием исполнителей и кратким изложением методов их выполнения.

Решение проблем качества будет зависеть не только от того, как разработана система качества, но и от того, как она будет функционировать, то есть как будут выполняться на практике функции и задачи системы всеми участниками: от руководства до рядового исполнителя.

После разработки новой или доработки существующей программы качества необходимо будет внедрить систему в работу - проверить ее функционирование и, если потребуется, провести корректировку.

Для этого проводятся внутренние проверки системы качества. При этом обычно проверяется:

-достаточно ли предусмотрено в системе элементов  для эффективного управления качеством продукции;

-определены ли исполнители всех функций системы качества;

-все ли этапы производства охвачены воздействием системы качества;

-имеются ли все необходимые методы работ и оформлены ли  они документально;

-выполняются ли элементы и функции системы качества на рабочих местах;

-нуждаются ли в корректировке структура, функции и документация системы качества.

Как показывает практика, по результатам проверок приходится проводить корректировку документации системы качества, с тем чтобы устранить выявленные недостатки и в дальнейшем обеспечить возможность ее четкого функционирования.

Таким образом, разработка и внедрение системы качества с учетом рекомендаций стандартов ИСО 9000, принципов тотального управления качеством, особенностей предприятия и опыта предприятий - лидеров в области качества позволяют организовать работу по качеству на современном меж­дународном уровне,  и могут дать основу для стабильного обеспечения качества и конкурентоспособности выпускаемой ОАО «ММРЗ» продукции, оказываемых услуг по ремонту автомобилей, изготовлению деталей.



3.3. обеспечение эффективного функционирования системы контроля качества ОАО «ММРЗ»

 

В соответствии с рекомендациями стандартов ИСО 9000 возглавлять систему качества и отвечать за ее эффективное функционирование должен представитель руководства предприятия. Как хранило, ему непосредственно подчиняется служба качества, являющаяся центральной частью системы качества и объединяю­щая отдел управления качеством, отдел технического контроля, метрологическую службу, службу стандартизации, а иногда центральную заводскую лабораторию и испытательные подразделения. В обязанности службы качества входит выполнение содержательных функций и вспомогательных задач. Основными задачами  служ­бы качества ОАО «ММРЗ» можно выделить следующие:

1.организация работы по качеству - разработка, внедрение и совершенствование системы качества;

2. разработка политики и планирование качества;

3.контроль качества изготовления продукции, проведение
испытаний;

         4. метрологическое обеспечение производства;

         5. ведение претензионной работы;

6. подготовка мероприятий и организационно-распорядительных документов в области качества, контроль и анализ их выполнения;

7. внутренние проверки функционирования системы качества; 

8. методическое руководство при обучении персонала вопросам качества;      

9. разработка нормативных документов системы качества, относящихся к компетенции службы качества;

10. методическое обеспечение и координация работ подразделений в системе качества;

После  создания системы качества руководство предприятия периодически проводит анализ ее функционирования и оценку эффективности по результатам плановых внутренних проверок, в ходе которых проверяется выполнение подразделениями своих функций.   Главными критериями эффективности системы служат отзывы потребителей и заказчиков о качестве продукции уровень потерь от брака и рекламаций, темпы модернизации и обновления выпускаемой продукции, внедрение достижений науки и техники.

По желанию предприятия может проводиться оценка системы
качества независимым органом путем ее сертификации.    Целью,
такой оценки является подтверждение соответствия системы рекомендациям стандартов ИСО 9000. Орган по сертификации проверит Руководство по качеству, а также выборочно документацию системы и ее выполнение на практике. Это позволит оценить внедрение проверенных элементов системы качества.

Проверки функционирования системы качества могут проводиться поставщиком (внутренние проверки), его заказчиками (второй стороной) или независимыми органами (третьей стороной).

 Внутренние проверки действующей системы качества необходимы руководству предприятия для того, чтобы постоянно оценивать ее эффективность и принимать меры по ее совершенствованию. В ходе проверок выявляют, как подразделения выполняют свои функции (элементы) в системе качества и оценивают соответствующие нормативные документы.

Для проведения регулярных внутренних проверок системы качества в ОАО «ММРЗ» необходимо разработать нормативно-методический документ (стандарт, инструкцию), регламентирующий процедуру проверки, и составить план проведения проверок (обыч­но па год). Проверки проводят специально обученные аудиторы (в том числе работники службы качества) или под их руководством - инспекционная группа с участием квалифицированных специалистов, не занятых в проверяемой области деятельности.

Проверки системы качества второй стороной проводятся представителями заказчиков, как правило, перед заключением контрактов. Назначение этих проверок состоит в том, чтобы заказчик получил дополнительную гарантию стабильности качества про­дукции, убедившись, что у поставщика есть система качества, отвечающая требованиям стандартов ИСО 9000. Иногда перед про­ведением проверки заказчик, исходя из рекомендаций стандартов ИСО 9000, может направить поставщику перечень вопросов, на которые тот должен дать аргументированные ответы во время проверки. Но бывает, что интересующие вопросы заказчик задает непосредственно во время посещения поставщика.

В начале переговоров, как правило, обсуждается возможность поставщика принять и исполнить заказ в оговоренные сроки.

Затем заказчик проверяет возможность поставщика обеспечить требуемое качество продукции. Проведение этой проверки обес­печивает служба качества. В процессе проверки особое внимание обращается на следующие вопросы:

-качество и надежность выпускаемой продукции; при этом необходимо иметь в виду, что заказчик может за­ранее самостоятельно собрать эти данные из независи­мых источников;

-внедрение системы качества, наличие и оформление Руководства по качеству, наличие сертификатов на про­дукцию и на соответствие системы качества стандартам ИСО 9000;

-организация и контроль проектирования; характеристика субподрядчиков и входной контроль ма­териалов и покупных изделий;

- уровень технологического и метрологического обеспе­чения производства;

-наличие в цехах необходимых чертежей, техпроцессов, программ испытаний и других нормативных документов;

-организация и управление производственными процес­сами, важными для обеспечения качества   заказывае­мой продукции;

-операционный контроль производства, испытания и при­емка готовой продукции;

-изоляция окончательно забракованной продукции;

- хранение материалов, покупных изделий и готовой про­дукции.

Оцениваются также общие условия труда: освещенность, тем­пературный режим, состояние производственных помещений, ра­циональное размещение, порядок и чистота на рабочих местах.

Проверки системы качества независимой третьей стороной проводятся, как правило, органом по сертификации с целью выдачи поставщику сертификата на продукцию или на систе­му качества либо для подтверждения ранее выданного серти­фиката. При наличии у поставщика сертификата на систему качества, выданного авторитетным для заказчика независимым органом, объем проверок системы качества заказчиками про­дукции обычно сокращается. Сертификационные и инспекци­онные проверки (аудиты) системы качества осуществляются органами по сертификации и обеспечиваются службой качест­ва с привлечением подразделений, занятых в проверяемых об­ластях деятельности. Для четкой организации этих работ целе­сообразно составить график проверок и утвердить его у руко­водства предприятия.

В последние годы для совершенствования систем качеств стала применяться самооценка предприятий по критериям премий в области качества. Совершенствование системы качества предусматривает:

-уточнение перечня функций и элементов системы качества, перераспределение функций среди подразделений   -  исполнителей работ;

- изменение состава и содержания нормативных документов системы качества и корректировку Руководства по качеству;

-повышение темпов модернизации и обновления выпускаемой продукции; развитие сферы услуг;

-внедрение более эффективных методов контроля испытаний;

-обучение работников новым методам обеспечения качества;

-применение новых форм и методов мотивации персонала;

-  активизацию маркетинговой и рекламной деятельности;

-развитие инициативы работников и привлечение их к работе в кружках качества и другие.

Организует и координирует эту работу отдел управления качеством. При этом надо иметь в виду, что проведение этой работы легко может проверить заказчик и аудитор по наличию и частоте внесения изменений в документы системы качества.

Совершенствование системы качества по результатам внутренних проверок, проверок второй и третьей стороной, а также по результатам самооценки предприятия по критериям Российской премии по качеству - непременное условие эффективного функционирования системы качества в изменяющейся внутренней среде и внешней ситуации.  

Остановимся подробнее на таком направлении эффективного функционирования  системы качества как организация кружков качества. Опыт лучших предприятий США,  Японии и стран Западной Европы показал, что одним из эффективных методов решения проблем качества является использование кружков качества - добровольного объединения работников для решения проблем на рабочих местах. Их внедрение стимулирует творческое отношение к труду, позволяет повысить производительностьтруда и качество продукции, снизить ее себестоимость.

Для организации работы кружков качества на предприятии, в данном случае в ОАО «ММРЗ»,  нужно создать такие условия, при кото­рых персонал был бы заинтересован участвовать в их работе.

         В наших условиях, при наличии организованной рационализаторской работы, кружки качества могут использоваться для реше­ния комплексных проблем качества, требующих участия специалистов разных направлений: конструкторов, технологов, производ­ственников, которые в обыденной практике работают разрознен­но. Служба качества совместно со специалистами разных подраз­делений должна составить перечень проблем и провести серию совещаний, чтобы инициировать их создание. На основании перечня проблем и состава специалистов по каждой проблеме нужно выпустить приказ по созданию и организации работы нескольких кружков с указанием руководителей кружков, сроков работ и сумм вознаграждения для стимулирования решения намеченных проблем. Все это, а также детальный порядок создания, повседневной рабо­ты и прекращения деятельности кружков качества, права и обязанности администрации и работников по внедрению поданных пред­ложений, моральное и материальное поощрение членов кружков качества целесообразно изложить и утвердить в специальном Положении о кружках качества. Для ОАО «ММРЗ» можно предложить порядок работы кружков качества, который используют многие предприятия, рис. 14.

Рис. 14. Порядок работы кружков качества

 

«Положение» должно быть согласовано с профсоюзом, так как работа кружков качества связана с выделением рабочего времени, предоставлением помещений, оборудования, охраной труда, а также   вознаграждением за поданные предложения. Деятельность кружков качества может быть направлена не только на решение конкретных проблем качества, но и на повышение производительности труда, внедрение передовой технологии и рациональных приемов труда, экономию ресурсом, снижение себестоимости и т.д.

         Предлагаемый вариант не исключает создания кружков качества по «классическому» образцу, снизу, по инициативе работников для решения текущих проблем непосредственно на рабочих местах. Более того, инициатива работников должна поощряться администрацией, а служба качества должна заниматься координацией и учетом работы таких кружков. Тем не менее, как показывает опыт, в наших условиях, в дополнение к организованной на предприятиях рационализаторской и изобретательской работе, наиболее реальными могут быть кружки качества, созданные  по типу комплексных групп.

         Весомость причин, влияющих на отношение человека к качеству его работы в современных условиях Санкт-Петербурга, была выявлена путем опроса. Результаты этого исследования представлены на рис. 15 [17, с. 283].

Рис. 15. Причины, влияющие на отношение человека к качеству работы


Самой весомой причиной, позволяющей добиться высокого качества, является материальное поощрение, то есть размер заработной платы. Следующим фактором является обучение, профессиональная подготовка кадров. Немного уступает другой фактор воздействия на работников, а именно: воспитание сознательного отношения к качеству результатов труда. Затем идет морально-психологическое состояние в коллективе (корпоративная культура). Более слабое влияние имеют такие факторы, как меры государства, забота администрации об улучшении условий труда, боязнь ответственности за плохую работу. Исходя из перечисленных факторов, строится работа на предприятиях и разрабатываются меры воздействия на персонал.

Таким образом,  обеспечение качества услуг ОАО «ММРЗ» будет  зависеть не только от того, как разработана система качества, но и от того, как практически будут выполняться подразделениями их функции в этой системе. Объективной оценкой эффективности системы качества служат отзывы потребителей и заказчиков о качестве продукции, уровень потерь от брака и рекламаций, темпы модернизации и обновления выпускаемой продукции, внедрение достижений науки и техники. Для поддержания эффективности системы качества руководству ОАО «ММРЗ» необходимо постоянно проводить периодический анализ функционирования системы. Затем ОАО «ММРЗ» для повышения конкурентоспособности своих услуг и статуса системы качества по своей инициативе или по желанию заказчиков может провести сертификацию системы качества Организацию работ по сертификации продукции и систем качества занимается служба качества. При проведении сертификации может проверяться также выполнение предприятием действующего законодательства в области качества. Работники службы качества должны знать правила и процедуры сертификации, а также требования действующего за­конодательства в области качества.

Заключение

 

Выход из социально-экономического кризиса, интеграция России с мировой экономической системой, успешная конкуренция с другими странами объективно невозможны без решения проблем качества во всех сферах экономики и жизни. Понятие качества постоянно развивалось и уточнялось. В связи с необходимостью контроля качества были разработаны методы сбора, обработки и анализа информации о качестве. Значение повышения качества достаточно многообразно. Решение этой проблемы на микроуровне важно и для экономи­ки в целом, так как позволит установить новые и прогрессивные пропорции между отраслями и внутри отраслей, например меж­ду металлургической промышленностью и машиностроением. Эти пропорции могут быть достигнуты путем совершенствова­ния технологии производства машиностроительной продукции и повышения ее экономичности. Повышение же качества продук­ции машиностроения имеет значение для автоматизации произ­водственных процессов в других отраслях.

Проделанные исследования в области организации службы качества на предприятии позволили сделать соответствующие выводы.

1. Качество продукции в условиях современного производства -важнейшая составляющая эффективности, рентабельности предприятия и поэтому ему необходимо уделять постоянное внимание. Заниматься качеством должны все - от директора предприятия до конкретного исполнителя любой операции. Все процессы по обеспечению, проектированию, сохранению качества объединены в систему управления качеством.

2. Квалиметрия – наука о способах измерения и количественной оценке качества продукции и услуг, она позволяет давать количественные оценки качественным характеристикам товара. Квалиметрия ис­ходит из того, что качество зависит от большого числа свойств рассматриваемого продукта. Для того чтобы судить о качестве продукта, недостаточно только данных о его свойствах. Нужно учитывать и условия, в которых продукт будет использован.

3. В международных стандартах ИСО серии 9000 уделяется особое внимание удовлетворению запросов покупателя, установлению ответственности, оценке возможных рисков и преимуществ. Несомненно, что включение в систему обеспечения качества на предприятии рассмотренных выше составляющих будет способствовать её эффективности.

4. Анализ уровеня качества выполненных работ в ОАО «ММРЗ» показал, что, начиная с 90-х годов прошлого столетия, наблюдается снижение объемов выполненных работ. Причиной такого снижения объемов ремонтных работ является общий экономический спад как в целом по стране, так и в Республике Алтай, сокращение сельскохозяйственных угодий и, как следствие, сокращение парка сельхозтехники мотороремонтного завода. Кроме этого на сокращение объемов ремонтных работ завода повлияло появление большого количества конкурентов  в связи с постепенным развитием предпринимательства в Республике Алтай- станций технического обслуживания (СТО), которые специализируются как на ремонте легковых автомобилей, так  и на ремонте сельхозтехники. Не смотря на снижение объемов выполненных ремонтных работ, начиная с 1984 года,  число дефектных  работ снижается, а,  следовательно, наблюдается рост уровня качества основных ремонтных работ ОАО «ММРЗ»

5.Служба управления качеством ремонтируемых изделий на мотороремонтном заводе представлена отделом технического контроля. В отдел технического контроля входят: начальник, пять мастеров, два контролёра. В отделе технического контроля ведется график технического контроля по каждому участку на предъявляемую продукцию, индивидуально на каждого работника. Система обеспечения качества в ОАО «ММРЗ» как таковая отсутствует. Отдел технического контроля, созданный  на заводе, выполняет лишь одну функцию системы качества ремонтируемых изделий – контроль качества.

На основе проведения теоретических исследований в области организации систем качества и анализа качества услуг ОАО  «ММРЗ» даны следующие рекомендации:

1.                 Для повышения конкурентоспособности продукции и статуса системы качества предприятие по своей инициативе или по желанию заказчиков может провести сертификацию системы качества независимым органом для подтверждения ее соответствия рекомендациям стандартов ИСО 9000.

2.                 Организовать строгий контроль качества оказываемых услуг, выполняемых работ.

3.                 Разработать систему качества как совокупность структур, выполняющих функции управления качеством установленными методами. Определить состав необходимых функций системы качества, а затем структуры, которые выполняют или будут выполнять эти функции.

4.                 Для поддержания эффективности системы качества руководству ОАО «ММРЗ» необходимо пересмотреть функции и структуру Отдела технического контроля как основного звена в управлении качеством продукции, проводить периодический анализ функционирования системы.

Для успешного освоения принципов всеобщего управления качеством в ОАО «ММРЗ» требуется не только проведение комплекса мероприятий внутри предприятия, но и создание благоприятных внешних условий: законодательной базы, координации усилий всех заинтересованных сторон, использования оправдавших себя методов и средств воздействия на качество. Обеспечение качества продукции зависит не только от того, как разработана система качества, но и от того, как практически выполняются подразделениями их функции в этой системе. Объективной оценкой эффективности системы качества служат отзывы потребителей и заказчиков о качестве продукции, уровень потерь от брака и рекламаций, темпы модернизации и обновления выпускаемой продукции, внедрение достижений науки и техники.


Приложение 1

Рис. 1. Структура производства

ОАО «Майминский Мотороремонтный завод»

Приложение 2


Рис. 2. Технологический процесс и контроль качества ОАО «ММРЗ»

 


Приложение3

 Рис. 3. Динамика основных ремонтных работ в ОАО «ММРЗ»

 

 

 

Рис. 4. Уровень качества выполненных ремонтных работ

в ОАО «ММРЗ» за ряд лет


Приложение 4

Рис. 5. Вариант структуры отдела технического контроля ОАО «ММРЗ»

 


Приложение 5

Рис. 6. Место контроля качества в организации работ

в области качества

Таблица 5

Анализ уровня бездефектных изделий ОАО «ММРЗ»

 




 Вид работ

1974 год

1984 год

1994 год

2003 г.

Кол-во единиц

Дефектные единицы

Доля дефектных изделий, %

Кол-во единиц

Дефектные единицы

Доля дефектных изделий, %

Кол-во единиц

Дефектные единицы

Доля дефектных изделий, %

Кол-во единиц

Дефектные единицы

Доля дефектных изделий, %

Капитальный ремонт автомашин

 

2269

 

50

 

2,2

 

2300

 

35

 

1,5

 

1800

 

17

 

0,9

 

700

 

5

 

0,7

Ремонт двигателей

 

1710

 

12

 

0,7

 

3550

 

10

 

0,3

 

2895

 

10

 

0,3

 

1710

 

3

 

0,2

    Итого

3979

62

1,6

5850

45

0,8

4695

27

0,6

2410

8

0,3


На рис. 9 наглядно показана динамика проделанных основных ремонтных работ в ОАО «ММРЗ» за ряд лет.

Рис. 9. Динамика основных ремонтных работ в ОАО «ММРЗ»



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.