Рефераты. Организация и методы контроля качества ремонтируемых изделий на примере мотороремонтного завода с. М...
-осуществление государственного метрологического контроля и надзора;
-руководство деятельностью Государственной метрологической службы и иных
государственных служб по обеспечению единства измерений;
- утверждение нормативных документов по обеспечению единства измерений;
-утверждение государственных эталонов, которые находятся в ведении Гост
стандарта России;
-отнесение технических устройств к средствам измерении;
-организация деятельности государственных метрологических центров, государственной
метрологической службы и её органов, государственной службы стандартных
образцов, государственной службы стандартных справочных данных, координация их
деятельности;
-аккредитация государственных центров испытаний средств измерений;
-утверждения типа средств измерения;
-введение государственного регистра;
-аккредитация метрологических служб юридических лиц на право проверки
средств измерения и другое.
Однако деятельность по обеспечению единства измерений потерпела
существенные изменения. Закон разделил национальную систему измерений на сферу
государственного управления. Для введения в действие закона РФ «Об обеспечение
единства измерений» потребовалось разработка и принятие целого комплекса новых
нормативных актов и документов гостстандарта. Анализ нового и старого
законодательства в области метрологии показывает, что основные различия между
ними относятся к вопросам государственного метрологического контроля.
Основным элементом в системе контроля качества выпускаемой
продукций являются отделы технического контроля ОТК. Система технического
контроля является неотъемлемой частью производственного процесса и
разрабатывается одновременно с разработкой технологий при участий ОТК или по
согласованию с ним. Таким образом, система контроля на предприятии может
служить прообразом системы сертификаций, отличающейся от нее тем, что
сертификация предусматривает контроль третьей стороной, а ОТК - это элемент
производственной структуры предприятия, причем с более широкими функциями, чем
функций испытания и контроля. В настоящее время получает распространение
сертификация по такой схеме, при которой доказательством соответствия продукций
установленным требованиям является декларация о соответствии, подписанная
руководителем организаций - изготовителя, с прилагаемыми к ней подтверждающими
документами. Сертификация по такой схеме аналогична контролю качества продукций
представителями ОТК. К предпосылкам, благоприятствующим развитию системы
сертификаций в нашей стране, следует отнести также деятельность системы
государственного надзора. Государственный надзор за соблюдением технических
регламентов, обязательных требований государственных стандартов, правил
обязательной сертификаций, метрологических правил и норм является важной
контрольной и правоохранительной деятельностью. Его целью является защита
граждан, окружающей среды и товарного российского рынка от недоброкачественной,
в том числе импортируемой, продукции (услуг) и от отрицательных последствий
вызванных недостоверностью измерений и искаженной информацией о
потребительских свойствах товаров и нарушениями нормативных документов на всех
стадиях жизненного цикла продукций. Сертификация продукции - процедура
подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя и
потребителя организация удостоверяет в письменной форме, что продукция
соответствует установленным требованиям. Сертификация осуществляется в целях
создания условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином
товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном
экономическом, научно- техническом сотрудничестве и международной торговле;
содействия потребителям в компетентном выборе продукции; защиты потребителя
от недобросовестности изготовителя; контроля безопасности продукции для
окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; подтверждения показателей
качества продукции, заявленных изготовителем.
2.2. структура производства ОАО «ММРЗ»
Майминский
мотороремонтный завод организован в 14 августа 1969 года и подчинялся
Алтайскому краевому производственному объединению «Алтайсельхозремонт».
Мотороремонтный завод производил следующие важнейшие виды изделий: автокузова
ГАЗ-51, воздухонагреватели АВП-5. На заводе производили ремонт автомобилей,
двигателей ГАЗ-51, передних и задних мостов ГАЗ-51.
В период
перестройки, экономических и политических реформ в 90-е годы мотороремонтный
завод устоял и реорганизовался в 1992 году в ООО «Майминский Мотороремонтный
завод», а в 1996 году в ОАО «Майминский Мотороремонтный завод» (сокращенно –
ОАО «ММРЗ»). Значительно сократилось количество работающих. Если в 70-е годы
численность рабочих составляла 265 человек, то в 2002 году – 26 человек, в
2003 году – 35 человек. Сократился и объем работ. На рис. 7 представлена
структура производства ОАО «ММРЗ».
Рис.
7. Структура производства
ОАО
«Майминский Мотороремонтный завод»
На заводе
существует безцеховая система. Основной производственной единицей является
участок.
В настоящее время
ОАО «ММРЗ» занимается механизированными работами по обслуживанию предприятий
сельского хозяйства, ремонтом двигателей и тракторов, прицепов для предприятий
сельского хозяйства, изготовлением и восстановлением узлов и деталей для
сельхозмашин.
Для своих рабочих
заводом в селе Майма построены двухэтажные, трехэтажные жилые дома, общежития
по улицам Мира, Юбилейная, механизаторов. Квартиры работники завода получали по
очереди и бесплатно. На самом заводе имелась столовая, красный уголок, где
проводились собрания, чествования передовиков производства. Имелась бытовая
котельная, которая обслуживала большой жилмассив в селе Майма. В настоящее
время котельная передана на баланс МУП «ЖКХ», как и все жилье. На работу и с
работы рабочих завода развозит собственный заводской автобус.
В1975 году завод перешел на ремонт более современных автомобилей, таких
как ГАЗ-52 ,ГАЗ-53. На заводе в производственном процессе предусмотрено
функционирование следующих участков:
-разборо-моечный участок;
-гальванический участок;
-фрезерный участок;
-токарный участок;
-шлифовальный участок;
-медницкий участок;
-кузнечно-прессовой участок;
-комплектовочный участок;
-сборочный участок.
В разборо-моечный участок поступают машины
без кузовов, где машины разбираются и детали промываются специальными
растворами. Детали должны быть очищены от грязи, нагара и накипи, обезжирены,
промыты и высушены. Масляные каналы и отверстия в деталях должны быть промыты
под давлениям и продуты сжатым воздухом. По технологии не допускается промывка
деталей щелочными растворами из алюминиевых и цинковых сплавов, применяемых для
стальных и чугунных деталей, так как алюминий и цинк растворяются в щелочах.
детали, поступающие на сборку должны соответствовать чертежам завода
изготовителя и техническим условиям на контроль- сортировку деталей.
После промывки детали должны поступать на дефектовочный участок, на этом
участке работают двое дефектовщиков, на столе дефектовки проверяются детали
согласно технологическим картам разработанных ГНИИА. Готовые детали помечаются
краской: годные - белой краской; детали, требующие ремонта или замены, -
зелёной краской. В технологических картах указывается маршрут, первый маршрут -
без восстановления, второй - требующий восстановления посадочных мест или
гальванического наращивания. Для дефектовки используется специальные
инструменты - штангельциркуль, индикаторные скобы, калибры, пробки и т. д. Все
инструменты использовавшиеся в процессе дефектовки ежегодно, проверяются
Горно-Алтайской метрологической лабораторией по ГОСТам. Далее детали,
прошедшие отбор, сортируются и направляются в последующие участки для
восстановления их рабочих качеств согласно технологическому ГОСТу для каждой
детали.
В участке гальваники поступают детали с механическим износом, требующие наращивания
покрытия детали. Перед гальваническим покрытием детали подвергаются
предварительной обработке, которая включает: механическую обработку (точение
шлифование, полирование); промывку в растворителях (бензине, уайт-спирите,
керосине) для удаления с поверхности масел и полировочных паст; обезжиривание;
промывку в горячей и холодной воде. От того, как пройдет первоначальный этап
обработки, зависит качественное нанесения покрытия. Для нанесения
гальванических покрытий предварительно подготовленное изделие опускают в
специальную ванну, в которой растворены соли соответствующего металла, например
хрома при хромировании. Затем через раствор пропускают нужной плотности
постоянный ток так, чтобы изделие служило катодом, и производят необходимую выдержку.
При этом на детали происходит отложение металла.
На фрезерном участке применяется универсальное оборудование с
применением универсальных приспособлении и стандартного режущего инструмента.
Основные виды работ мотороремонтного завода: капитальный ремонт
автомобилей; капитальный ремонт двигателей; восстановление и изготовление
деталей.
2.3.
Организация и медоды контроля качества ремонтируемых изделий в ОАО «ММРЗ»
Майминский мотороремонтный завод входил в производственное объединение
«Алтайсельхозремонт». По Алтайскому краю в эпоху СССР насчитывалось 10
таких заводов. Между заводами были объявлены соревнования по организации
выполнения ремонта двигателей с высоким уровнем качества. Майминский
мотороремонтный завод завоевывал передовые места по качеству ремонта
автомобилей и комплектующих их узлов и агрегатов. В заводской системе за
критерий качества был принят один из важнейших технических параметров - ресурс
до первого капитального ремонта. Особое внимание уделялось разработке конструкций
и технологий, обеспечивающих повышения технического уровня и качества
двигателя. В ней были также использованы и развиты основные элементы
Горьковской системы организаций работ по качеству выпускаемой продукций. Как в
Горьковской системе был использован опыт бездефектного изготовления продукций.
В организаций работ по качеству осуществляется путём формирования функций и
задач управления качеством, а также их тщательного и скоординированного
распределения между органами управления предприятием.
Технологический процесс мотороремонтного завода представлен на рисунке
8.
Рис. 8. Технологический процесс и контроль качества ОАО
«ММРЗ»
Главная цель системы определяется следующим образом: обеспечение высоких
и устойчивых темпов роста качества ремонтов двигателей. Она достигается
своевременной поставкой нового оборудования, улучшением показателей качества
ремонтируемых узлов и агрегатов путём совершенствования и модернизацией с
применением новых технологий. Функций и задачи, способы и методы их реализаций
закрепляются в комплексе стандартов предприятия. В круг функций и задач внесено
следующее:
-прогнозирование потребностей, технического уровня и качества узлов и агрегатов;
-организация
материально технического обеспечения;
-специальная
подготовка и обучение кадров;
-сборка,
складирование и эксплуатация;
-стимулирование повышения качества;
-контроль
качества;
-надзор за
внедрением и соблюдением стандартов, технических условий;
-состояние средств измерения.
Служба управления качеством ремонтируемых изделий на мотороремонтном
заводе представлена отделом технического контроля. В отдел технического
контроля входят: начальник, пять мастеров, два контролёра. В отделе
технического контроля ведется график технического контроля по каждому участку
на предъявляемую продукцию, индивидуально на каждого работника. Если процент
сдачи ниже 90 %, работник лишался за качество выпускаемой продукции
определенных благ, предоставленных заводом. Это был один из видов борьбы за
качество. В семидесятые года повсеместно вводились бригадные соревнования за
качество выпускаемой продукций, между заводами за переходящие красное знамя и
т. д. Все это стимулировало работников, для того чтобы производить
качественную продукцию, также велась повсеместная политика не только на
заводах, а по всей России. В настоящие время рыночных отношении в огромной
конкуренции рынок сам навязывает выпускать качественную продукцию. На все
рабочие процессы разработаны технологические карты, по которым рабочий знает,
какой способ (обработки) применить, например: при обкатке двигателя проверяются
давление масла на разогретом двигателе при разной частоте вращения колен вала,
если все параметры в норме - значит, ремонт двигателя произведен качественно
согласно технологии. Для оперативных выездов по прокламациям, и осуществлению
контроля по качеству ремонтируемой продукции на заводе в свое время была
создана служба надёжности. Инженер по надёжности, по прокламациям должен
выезжать на место и разбираться, по за какой причине данный автомобиль вышел из
строя. Но за многолетнею практику завода были единичные случаи, когда по вине
завода происходила поломка.
Основным показателем премирования работников ОТК в ОАО «ММРЗ» является
соблюдение уровня рекламаций в пределах допустимых нормативов неисправностей
машин, агрегатов узлов. Предельно-допустимые нормативы неисправностей согласно
Положения о премировании службы технического контроля ОАО «ММРЗ»представлены в
таблице 4.
Таблица 4
Нормативы предельно допустимого уровня рекламаций (в
процентах к выпуску продукции) и затрат на гарантийный ремонт (в рублях, в
расчете на одно капитально отремонтированное изделие) ОАО «ММРЗ»
Марка
Нормативные
значения показателей
По машине
По
двигателю
По
коробке передач
По
заднему мосту
в %
в руб.
в %
в руб.
в %
в руб.
в %
в руб.
ГАЗ 53А/53Б
3,0
3,5
2,0
2,0
0,3
0,5
0,2
0,1