Рефераты. Организация и методы контроля качества ремонтируемых изделий на примере мотороремонтного завода с. М...






Повышение качества продукции осуществляется в рамках Единой системы государственного управления качеством. Главной целью этой системы является планомерное всемерное использование научно-технических, производственных и социально-экономических возможностей, чтобы постоянно улучшать качество всех видов продукции в интересах роста эффективности производства и экспорта.

Последовательность воплощения системного подхода к организации работ по улучшению качества продукции  в отечественной практике представлена в таблице 3.

Таблица 3

 

Последовательность воплощения системного подхода к организации работ по улучшению качества продукции в России

 

Название системы

Дата и место создания

Основная суть системы

Критерий управления

Объект управления

Область применения

1

2

3

4

5

6

1.

БИП

1955 г.

Саратов

Строгое выполнение технологи-ческих операций

Единичный: соответствие требованиям НТД;

Обобщенный: процент сдачи продукции с первого предъявления

Качество труда индивидуального исполнителя. Качество труда коллектива через качество труда отдельных исполнителей

Производство

2. СБТ

1961 г.

Львов

Высокий уровень выполнения операций всеми работниками

Единичный: соответствие качества результата труда установленным требованиям; Обобщенный: коэффициент качества труда

Качество труда индивидуального исполнителя. Качество труда коллектива через качество труда отдельных исполнителей

Любая стадия жизненного цикла продукции

3. КАНАР-СПИ

1958 г.

Горький

Высокий уровень конструкции и технологи-ческой подготовки производства

Соответствие качества первых промышленных изделий установленным требованиям

Качество изделия и качество труда коллектива

Проектиро-вание, техно-логическая подготовка производства

 производство

4.

НОРМ

1964 г.

Ярос-лавль

Повышение технического уровня и качества изделий

Соответствие достигнутого уровня моторесурса запланированному значению при ступенчатом планировании

Качество изделия и качество труда коллектива

Весь жизненный цикл продукции

5.

КС УКП

1975 г.

Львов

Управление качеством на базе стандар-тизации

Соответствие качества продукции высшим достижениям науки и техники

Качество изделия и качество труда коллектива

Весь жизненный цикл продукции

6.

КС УКП

И ЭИР

1980 г. Днепро-

петровск

Управление качеством продукции с учетом рациональ-ного исполь-зования ресурсов

Ресурсосбереже-ние и эффектив-ность производст-ва, достигаемые за счет повышения качества

Качество продукции, экономия материальных ресурсов, экономические показатели предприятия

Весь жизненный цикл продукции

7.

КС ПЭП

1980 г.

Красно-дар

Управление эффектив-ностью про-изводства, включая качество продукции

Эффективность производства, достигаемая за счет лучшей организации всей деятельности и повышения качества

Качество продукции, экономические показатели предприятия

Весь жизненный цикл продукции

Условные обозначения систем:

БИП – бездефектное изготовление продукции;

СБТ – система бездефектного труда;

КАНАРСПИ – качество, надежность, ресурс с первых изделий;

НОРМ – научная организация работ по повышению моторесурса двигателей;

КС УКП – комплексная система управления качеством продукции;

КС УКП и ЭИР – комплексная система управления качеством продукции и эффективным использованием ресурсов;

КС ПЭП – комплексная система повышения эффективности производства

 

На протяжении не­скольких десятилетий создавались и совершенствовались сис­темы качества. На современном этапе принята система качества, уста­новленная в международных стандартах — ИСО серии 9000. Требования к системе качества дополняют технические требования к продук­ции. Фундаментальным понятием в учении о системе качества является поня­тие жизненного цикла продукции (ЖЦП).

Жизненный цикл продукции представляет собой совокуп­ность взаимосвязанных процессов изменения состояния продук­ции при ее создании и использовании. Существует понятие эта­па жизненного цикла продукции — условно выделяемой его части, которая характеризуется спецификой производимых на этом этапе работ и конечными результатами.

Неразрывность этапов ЖЦП подсказала исследователям проблемы качества модель обеспечения качества в виде непре­рывной цепи (окружности), составляющими которой служат отдельные этапы ЖЦП. Эту модель раньше называли петлей качества (спиралью качества), а в последней версии ИСО 9000 — «процессами жизненного цикла продукции». Важнейшее требование к системе качества состоит в том, что управление ка­чеством должно охватывать все этапы ЖЦП.

Современная система качества основывается на двух подходах: техническом (инженерном) и управленческом (административном).

Технический подход базируется на требованиях стандартов на продукцию и предусматривает применение статистических методов, методов метрологии и других научных методов, ис­пользуемых для оценки стабильности производственных процессов и обеспечения достоверности результатов измерений, контроля и испытаний продукции.

Управленческий подход базируется на требованиях стандар­тов ИСО серии 9000, принципах и методах менеджмента«скоординированной деятельности по руководству и управле­нию организацией». В широком смысле она охватывает орга­низационную структуру организации, документацию, произ­водственные процессы и ресурсы для достижения целей в обла­сти качества продукции и удовлетворения требований потребителей.

Управление качеством представляет собой непрерывный процесс воздействия на производство путем последовательной реализации логически взаимосвязанных функций с целью обеспечения качества. В состав этих функций входят: содействие с внешней средой, политика и планирование качества, обучение и мотивация персонала, организация работы по качеству, контроль качества,  информация о качестве, разработка мероприятий,  принятие решений о реализации мероприятий.

Все функции логически взаимосвязаны между собой и их последовательная реализация образует непрерывный процесс управления качеством продукции в масштабе всего предприятия, который должен охватывать все  этапы производства и может быть изображен в виде функциональной схемы (рис. 2), отображающей концептуальную модель управления качеством.

Конку-ренты, прогресс

 

Контроль качества

 

Внешняя среда

 

Рис. 2. Модель процесса управления качеством

 

На схеме приведен процесс, включающий два аспекта управления: административное управление (общее руководство) качеством и оперативное управление качеством. Эти аспекты управления образуют два взаимосвязанных контура управления, которые принято называть соответственно вертикальной и горизонтальной петлей управления. Кроме этого, процесс управления качеством называют петлей качества, и этот термин включен в словарь Европейской организации по качеству и в стандарт ИСО 8402 по терминологии.

Вертикальная петля включает следующие функции: взаимодействие с внешней средой, политика и планирование качества, организация работы по качеству, обучение и мотивация персонала, принятие стратегических решений. Эти функции относятся к пол­номочиям высших руководителей предприятия и решают задачу административного управления качеством.

Горизонтальную петлю управления составляют функции: контроль качества, информация, разработка мероприятий, принятие стратегических решений и их реализация. Эти функции играют роль оперативного управления качеством.

Во второй половине двадцатого века методы  управления качеством в нашей стране прошли эволюционный путь развития от чисто технических операций контроля параметров изделий до комплексной социально-экономической оценки эффективности деятельности организаций. В приложении 1 представлены основные этапы этого развития с указанием методов и форм, опирающихся на директивные решения (государственное регулирование).

Преимущество системы качества заключается в сокращении общих затрат на качество, улучшении оперативности управления, эффективности удовлетворения запросов потребителей.

Для освоения прогрессивного мирового опыта по управлению качеством необходимо принять комплекс экономических, правовых и социальных, организационно-технических мер, направленных на коренное улучшение качества. Специалистами Госстандарта, с участием других ведомств и ученых Российской Академии Наук, была разработана концепция управления качеством, структура которой представлена на рис. 3.

Рис. 3. Структура концепции управления качеством


Система управления качеством продукции включает следующие функции:

         функции стратегического, тактического и оперативного управления;

функции принятия решений, управляющих воздействий, анализа и учета, информационно-контрольные;

функции специализированные и общие для всех стадий жизненного цикла продукции;

         функции управления по научно-техническим, производственным, экономическим и социальным факторам и условиям.

Стратегические функции включают: прогнозирование и анализ базовых показателей качества; определение направлений проектных и конструкторских работ;  анализ достигнутых результатов качества производства;  анализ информации о рекламациях;  анализ информации о потребительском спросе.


Таким образом, проблема качества – комплексная,  ее можно решить только при проведении одновременно соответствующей политики в сферах законодательства, экономики, техники, образования и воспитания, а также на основе скоординированной работы производителей, научных и инженерных структур, законодательных и исполнительных органов управления.

 

1.3. Квалиметрия: задачи,  объекты, история развития

 

Квалиметрия – научная область, объединяющая методы количественной оценки качества различных объектов. Основные задачи квалиметрии: обосновании номенклатуры показателей, характеризующих качество продукции и услуг, разработка методов определения показателей качества объектов, оптимизация типоразмеров и параметрических рядов изделий, разработка принципов построения обобщенных показателей качества и обоснование условий их использования в задачах стандартизации и управления качеством [24, с. 7].

История зарождения и развития квалиметрии насчитывает не один десяток лет, причём ее развитие началось задолго до того, как она получила своё название. Это обусловлено в первую очередь, тем, что результат любой деятельности должен обладать требуемой совокупностью свойств и, как следствие совокупностью показателей этих свойств, требования к которым должны быть закреплены соответствующим документом. Следствием этого обстоятельства является необходимость решения узловой  задачи квалиметрии - определение номенклатуры показателей качества, подлежащих включению в документацию на продукцию, работу или услуги, с целью их последующего контроля. Можно считать, что этот аспект квалиметрии возник одновременно с возникновением практики нормирования показателей качества, и в нашей стране момент его возникновения можно увязать с 1923 годом- годом начала выпуска первого в нашей стране периодического издания по стандартизации- «Бюллетеня Комитета эталонов и стандартов».Сам комитет был создан в 1922 году при Главной палате мер и весов.

Другой важный аспект квалиметрии - априорная оценка качества – получил свое активное развитие в связи с ростом сложности техники и ответственности выполняемых ее функций. Стало очевидно, что поиск наиболее выгодного решения при разработке новой продукции следует начинать на самой ранней стадии ее жизненного цикла. А для этого необходимо иметь соответствующие расчетные методики. Особое внимание стали уделять методам оценки качества в связи с принятием руководящими органами нашей страны в 1965 году постановление « О совершенствование  планирования и усиление экономического стимулирования  промышленного производства», предусматривающего  введение государственной аттестации качества продукции. При  проведении аттестации требуется осуществлять сопоставление продукции с отечественными и зарубежными аналогами, для чего необходимо иметь соответствующие методики. В начале пятидесятых годов значительное внимание  привлекла к себе проблема обеспечения  надежности технических устройств. Она вызывала бурное развитие методов оценки надежности. Это свойство, для оценки которого единственно приемлемым оказался математически аппарат теории вероятностей, является важным не только для объектов, отказы которых недопустимы из-за катастрофических последствий, но и для объектов, применяемых в других, потенциально менее опасных для людей и окружающей среды  сферах деятельности  человека. Отмеченные обстоятельства обусловили потребность объединения различных методов решения задач по оценке качества различных объектов в одну область знания, названную квалиметрией.

Инициатива этого объединения принадлежала группе российских специалистов, ядро которого составляли  работники научно- исследовательского института стандартизации. Это объединение началось в конце шестидесятых годов. В последующие годы был создан большой комплекс межотраслевых нормативных и методических документов;     устанавливающих единую терминологию содержащих рекомендации по решению различных задач квалиметрии. Наиболее важным из них являются следующие.

ГОСТ 15467-70 «Качество продукции Термины».

ГОСТ 17341-71. «Качество продукции. Основные понятия управления. Термины и определения». «Методические оценки уровня качества промышленной продукции 1971». В последствии эта методика была переиздана в 1979 году под названием «Методические указания по оценке технического уровня и качества промышленной продукции» РД-149-79 .

«Методические указания по построению, содержанию и изложению стандартов на номенклатуру показателей качества продукции» МУ-64-76.Эти указания были переизданы спустя восемь лет под названием «Методические указания по разработке государственных стандартов, устанавливающих номенклатуру показателей качества групп однородной продукции» РД-50-64-84. На основе этого документа было разработано около тысячи стандартов «Системы показателей качества продукций», являющихся квалиметрической  основой  регламентации качества продукций в нормативной  документации  ГОСТ 13377-67 «Надёжность в технике Термины и определения». Методические указания. Методика выбора номенклатуры нормируемых показателей надежности технических устройств МУ З-69.

В 1986 году Международной организацией по стандартизации ИСО были сформулированы термины по качеству для всех отраслей бизнеса и промышленности. В 1994 году терминология была уточнена. Стандартизировано следующее определение качества: качество-совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленным и предполагаемым. 

Таким образом, квалиметрия – наука о способах измерения и количественной оценке качества продукции и услуг, она позволяет давать количественные оценки качественным характеристикам товара. Квалиметрия ис­ходит из того, что качество зависит от большого числа свойств рассматриваемого продукта. Для того чтобы судить о качестве продукта, недостаточно только данных о его свойствах. Нужно учитывать и условия, в которых продукт будет использован.


1.4. Международные  стандарты серии ИСО 9000 и их значение при разработке систем качества

 

Международная организация по стандартизации (МОС или ИСО (англ. International Standart Orqanization - ISO)) - неправительственная организация созданная в 1946 г. целью ИСО является содействие стандартизации в мировом масштабе для обеспечения мирового товарообмена и взаимопомощи, для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности. Для этого разработаны международные стандарты, отвечающие достигнутому мировому уровню, научно-техническому прогрессу. Основным видом ИСО является разработка международных стандартов. Разработка и пересмотр стандартов по обеспечению качества осуществляются техническим комитетом ИСО 176 «обеспечение качества».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.