Рефераты. Общая экономическая теория






Монетаризм (М. Фридмен) как школа консервативной экономической теории. Монетарная концепция национального дохода и цикла.

В 60-е гг. ХХ века складывается еще одно течение современного консерватизма – американский монетаризм, которое сейчас занимает ведущие позиции в западной экономической теории. Оно сложилось "на волне" критики кейнсианства по всем основным положениям этой теории, а также на базе возрождения количественной теории денег. Основателем теории монетаризма считается лидер Чикагской школы (США) М. Фридмен – лауреат Нобелевской премии (1976), автор более 250 научных работ. Самыми известными из этих работ являются: "Количественная теория денег" (1956), "Капитализм и свобода" (1962), "Монетарная история США" (1963), "Хозяева своей судьбы" (1980). За время развития монетарной доктрины вокруг М. Фридмена объединились многие известные американские экономисты, такие как А. Мелцер, К. Бруннер, Д. Лейндлер, М. Паркин и др., которые развили и интерпретировали идеи основателя школы. В своем развитии монетарная теория прошла ряд этапов:

·        на первом (в 50-е гг.) разработана теория перманентного дохода, которая позднее стала базой всей концепции;

·        на втором (60-е гг.) сформулирована монетарная теория хозяйственного цикла

·        на третьем этапе (70-е гг.) создана концепция номинального дохода и дается объяснение влияния денег на основные параметры хозяйственной системы.

Наряду с этим монетаристы активно занимались критикой положений теории Д. Кейнса и его последователей.

Монетаризм в обобщенном виде – это теории, в которых особое место отводится роли денег в экономике. Он явился своеобразной реакцией на длительное, почти полное игнорирование экономической теорией денежного фактора в хозяйственных процессах. При этом, если социальная философия и практические рекомендации монетаризма довольно хорошо известны, то о теоретических принципах этого сказать нельзя. Обычно считается, что монетаризм – это традиционная неоклассическая теория, но это не совсем так. В основе традиционной неоклассической теории находились факторы производства (труд, капитал и земля) и их предельная производительность, с помощью которой объяснялись и процессы распределения, т.е. там функция потребления оказывалась в тесной связи с функцией производства. У монетаристов же в центре анализа стоит категория "богатство" (во всех его видах) как источник денежных и неденежных доходов с одной стороны, и как причина издержек по его сохранению и воспроизведению – с другой. М. Фридмен выделяет пять основных видов богатства: деньги (агрегат № 1), облигации, акции, физические блага и человеческий капитал. Каждая их этих форм богатства способна приносить владельцу доход как в виде денег, так и в неденежной форме. Так, например, деньги как богатство могут приносить доход не только в виде денег (процент по депозитам банка), но и виде удобства, гарантий, надежности и т.п. Он также считает, что, с одной стороны, доход нужно рассматривать как функцию богатства, но с другой – само богатство – как капитализированный доход.

Отсюда М. Фридмен выводит и теоретическую модель функционирования современной экономики, в основе которой лежит богатство "первичных собственников" (населения) и богатство фирм, служащие источниками потоков доходов (заработной платы, прибыли, дивидендов, ренты, процента и т.д.). Кроме того, предполагается относительно устойчивая эффективность хозяйства (с точки зрения потребления ресурсов), которая может поддерживаться бесконечно долго. В рамках данной модели центральной проблемой, которую решает каждый собственник, становится выбор оптимальной структуры принадлежащего ему богатства с целью максимизировать совокупную полезность своих доходов. В наибольшей степени реализовать эти цели, по мнению М. Фридмена, может система конкурентного рынка, поскольку в ее основе лежит свободная состязательность и выбор участников, а, значит, такая система является саморегулирующейся и устойчивой, стремящейся к объемам производства на уровне полной занятости ресурсов, обеспечивающей необходимую гибкость цен на готовые товары и ресурсы. Поэтому теория монетаристов по сути своей является вариантом консерватизма, т.к. идеалом хозяйственной системы провозглашает свободу предпринимательства и рынка. В своей главной работе "Монетарная история США" М. Фридмен после анализа динамических рядов основных макроэкономических показателей приходит к выводу, что на обобщающий, конечный показатель функционирования хозяйства страны (национальный доход) в течение более 100 лет самое большое влияние оказывал показатель денежной массы, а не показатель объема инвестиций. Поэтому он провозглашает тезис о том, что деньги являются главным фактором развития экономики, т.е. "только деньги имеют значение". Этот тезис становится кредо всей школы монетаризма. Отсюда основным объектом анализа у монетаристов становятся деньги и денежная масса в обращении. В основе анализа лежит количественная теория денег, согласно которой деньги приобретают ценность только в процессе обмена на товары, и поэтому величина ценности денег определяется их количество в обращении.

Исходным положением также является утверждение о том, что существует относительно стабильный спрос на деньги в экономике (он выводится из теории перманентного дохода), но очень нестабильное предложение денег, которое определяется субъективными решениями кредитных институтов (государства). Поэтому резкие изменения величины денежной массы в обращении могут становиться источником серьезных диспропорций в хозяйстве. Так, превышение предложения денежной массы над спросом на деньги вызывает инфляцию, которая проявляется в общем повышении цен на товары и услуги и вызывает отрицательные социально-экономические последствия. Подобные сдвиги в денежной сфере, по мнению монетаристов, выступают и основной причиной нарушения естественного хода экономических процессов. В долгосрочной перспективе нестабильность денежной сферы вызывает и нестабильность экономического роста. Таким образом, считается, что только предложение денег является фактором, определяющим объемы производства, занятости и цен. Отсюда делается и главный вывод монетаризма – предложение денег (денежная масса в обращении) является единственным компонентом рыночной системы, который должен жестко контролироваться обществом и государством посредством денежно-кредитной политики. Таким образом, основными элементами монетарной концепции стали проблемы сущности денег, денежного обращения, инфляции, безработицы, налогообложения.

Свою теорию денег М. Фридмен строит на несколько модифицированной количественной теории денег. Он доказывает, что спрос на деньги относительно стабилен, и что функция спроса на деньги определяется уровнем цен на товары и услуги, доходами на акции и облигации, скоростью оборота денежных единиц, которая связана с уровнем банковского процента. Он вводит тезис о "стабильности" функции спроса на кассовые остатки (т.е. на сумму денежных средств, используемых в платежном обороте), которая допускает существенные колебания скорости обращения денежных единиц как в долгосрочной перспективе, так и в течение отдельных фаз цикла. На основе "стабильной" функции спроса на кассовые остатки предлагается механизм восстановления нарушенного равновесия, где главная роль отводится приспособлению хозяйствующих субъектов к меняющимся условиям в сфере денежного обращения.

В теории экономического цикла М. Фридмен главной причиной циклических колебаний производства и сбыта считает наличие длительных и слабопредсказуемых лагов (задержек) между изменениями денежной массы и последующими колебаниями объемов внутреннего национального продукта. По оценкам автора, временные лаги могут составлять от 5 до 21 месяца в условиях спада экономики и от 13 до24 месяцев в условиях подъема. Из этого монетарист выводит суть денежной политики государства. Она должна сводиться к так называемому "золотому правилу М. Фридмена", а именно к поддержанию постоянных темпов роста денежной массы (на уровне 3-5% в год) в возможно более длительной перспективе, или политике таргетирования.

Значительное место в теории монетаризма занимает проблема инфляции. Она рассматривается в ней как чисто денежный феномен с позиций количественной теории денег и трактуется как результат избытка денег в обращении по сравнению с количеством обращающихся товаров и услуг. При этом главной причиной такого избытка считаются государственные расходы (в рамках дефицита госбюджета). Инфляция, по мнению монетаристов, возникает тогда, когда государственные расходы покрываются за счет эмиссии денег или займов и налогов, поскольку эти меры сокращают объем ресурсов для вложений в производство, а, значит, роста массы товаров и услуг. Поэтому они предлагают направлять государственное регулирование главным образом на стабилизацию цен. М. Фридмен вообще считает цены "нервной системой" рыночной экономики. Именно стабильный уровень цен он считает главным условием развития свободного предпринимательства и нормального функционирования рынка.

В теории занятости (или "естественной" безработицы) монетаристы по-своему трактуют понятие безработицы, считая ее особым "инструментом экономического контроля". Они считают, что профсоюзы оказывают негативное влияние на рынок труда, поскольку они, требуя и добиваясь увеличения заработной платы, завышают цену труда на рынке, чем нарушают равновесие между спросом и предложением труда. К аналогичным последствиям приводят и меры государственной политики в области занятости (гарантированный минимум заработной платы, пособия по безработице и т.п.). М. Фридмен вводит понятие "естественного уровня безработицы", который соответствует уровню реальных условий на рынке труда. По его мнению, он жестко предопределяется состоянием экономики и не должен искусственно меняться государственными мерами. Любые попытки снизить его приведут только к росту инфляции и другим диспропорциям. Следовательно, сократить безработицу можно только при условии снижения реальной заработной платы или если государство будет проводить меры по "очищению" рынка труда (от действий монополистов). На основе анализа статистики занятости и математических расчетов М. Фридмен определил "естественный уровень безработицы" для США в 7% трудоспособного населения. С целью снижения безработицы, по мнению монетаристов, необходимо ограничить права профсоюзов, перестроить социальную политику, которая должна состоять в развитии системы профессионального образования и переподготовки, улучшения системы информации о свободных рабочих местах, а также в исключении большинства социальных программ помощи безработным, из-за которых люди предпочитают безработицу и финансовую помощь государства. Свои теории инфляции и занятости М. Фридмен снабжает математической иллюстрацией, для чего использует кривую Филлипса.

Идеи монетаризма стали с конца 70-х гг. господствующими в экономической теории на Западе; эта теория стала, кроме того, основой экономической политики во многих развитых странах. Наиболее типичные примеры такой политики с середины 70-х гг. дают США (от правительства президента Никсона до Буша-младшего), Чили, Турция и др. Монетарная модель рыночной экономики принята за основу в ходе перестройки экономики России в 90-е гг.

Экономическая теория предложения (М. Фелдстайн, А. Лаффер). Кривая Лаффера.

В конце 70-х - начале 80-х годов в западной экономической науке стала разрабатываться концепция "экономики предложения". Это течение представляет собой разновидность неоклассицизма, и оно оказало заметное влияние на формирование экономической политики администрации США в годы президента Р. Рейгана, а также правительств М. Тетчер в Англии, христианских демократов в ФРГ. Рекомендации теоретиков экономики предложения явились одним из источников "рейганомики" и "тетчеризма".

В разработке и распространении теории большая роль принадлежит Американскому институту предпринимательства, являющемуся, по словам И. Стоуна, "вашингтонской фабрикой мысли, которую, пожалуй, можно считать ведущим источником консервативных идей".

Авторы теории предложения используют концепции различных школ, включая английскую, американскую, западногерманскую. Их теоретические источники восходят к работам Ф. Найта, Г. Саймонса, Л. Мизеса, В. Ойкена. Ведущими авторитетами для них являются Ф. Хайек, М. Фридмен, У. Бернc, М. Уэйденбаум, Г. Стайн. Большое влияние на формирование экономической концепции предложения оказала работа Ф. Хайека "Новые исследования в области философии, политики и истории идей" (1978), а также монетарная теория М. Фридмена. Отсюда прежде всего были восприняты основные оценки современного состояния капиталистической экономики, толкования причин её неустойчивости, негативное отношение к сложившейся на основе кейнсианства практике государственного регулирования. Основателями теории экономики предложения явились американские экономисты А. Лаффер, Р. Мандель, М. Фелдстайн, Дж. Гилдер, М. Эванс и другие. Приверженцами этой концепции и ее внедрения в экономическую практику выступили экономисты-практики, тесно связанные с администрацией США.

Колебания темпов экономического роста, структурные и циклические кризисы, хроническая безработица и инфляция, по мнению сторонников теории предложения, были спровоцированы прежде всего ростом государственных расходов. В них они видят причину бюджетного дефицита, высоких налогов на корпорации, расстройства кредитно-денежной системы. Не только М. Фридмен, но и теоретики экономики предложения считают, что систематическое вмешательство государства в хозяйственную жизнь, его политика доходов, занятости, социального обеспечения оказывают разрушающее воздействие на экономику. Такое вмешательство отвергается, а роль государства ограничивается осуществлением политики, способствующей свободной хозяйственной деятельности, а также поддержке необходимого уровня денежной массы, проведению кредитных мероприятий, ограничению социальных расходов.

Отвергая кейнсианскую систему антициклического регулирования экономики с ее заботой об обеспечении эффективного спроса, полной занятости и противопоставляя ей экономику предложения, неоклассики переносят акцент с формирования спроса на проблемы предложения ресурсов и их эффективного использования. Ориентируя не на формирование спроса, а на предложение факторов производства, сторонники рассматриваемой концепции предлагают одновременно активизировать побудительные мотивы и стимулы предпринимательской деятельности экономических агентов. Соответственно меняется характер и содержание рекомендаций в области экономической политики, методов ее реализации. Основную задачу своей концепции неоклассики видят в повышении долговременного темпа роста экономики при сохранении ее динамического равновесия и недопущении инфляции.

Как отмечает американский экономист Л. Туроу, сторонники концепции экономики предложения руководствуются прописной истиной "если экономика плохо функционирует, значит что-то мешает хорошо смазанному механизму рыночного хозяйства".* Они видят основу всех неурядиц экономической системы капитализма в том, что вмешательство государства в хозяйственный процесс нарушает ее стабильность, базирующуюся на свободном рынке, расстраивая его нормальный механизм. В результате ослабляется главный стимул хозяйственной деятельности - частная инициатива, без которой невозможны хозяйственные успехи. Отсюда низкий уровень использования ресурсов, их предложения. Рассматривая проблемы экономики сквозь призму предложения, неоклассики исходят из того, что они могут быть решены с помощью рынка. Только рынок обеспечивает экономическим агентам свободный выбор оптимальных хозяйственных решений, видов деятельности, выбор между потреблением в настоящем и будущем и т.д. Только таким путем, считают они, экономика способна набрать максимальный темп роста и дать наибольшую отдачу.

Вместе с тем следует отметить, что неоклассики все же полностью не отвергают вмешательства государства в экономику, давая свое толкование этой проблеме Они допускают использование государства, обусловливая ограничение его регулирующей деятельности пределами, устраивающими монополии. Рамки такого вмешательства резко сужены Оно допускается на основе всемерного оживления рыночного механизма, устранения всех ограничений, мешающих деятельности крупного бизнеса. Как утверждает А. Лаффер, "теория предложения - это по сути дела та отрасль экономической теории, которая концентрирует внимание на самых личностных и самых частных стимулах и мотивах".* Неограниченная частная инициатива в условиях максимальной свободы действия рыночного механизма - вот тот исходный принцип, который взят за основу экономики предложения. Обосновывая необходимость трансформации экономики США в направлении "дальнейшей передачи власти" от государству частному сектору, М. Уэйденбаум выступает за возрождение всех принципов свободного предпринимательства: чтобы противопоставлять инфляционным тенденциям более высокий уровень производства, доходов, занятости.

Большое место в работах авторов экономики предложения занимает проблема инфляции. Они во многом воспринимают монетаристское толкование этого явления. Преувеличивая роль денег в функционировании хозяйства, монетаристы исходят из денежной природы инфляции, оказывающей большое влияние на состояние экономики. По словам К. Бруннера, денежные импульсы оказывают определяющее воздействие на колебания производства, занятости, цен. Основным виновником роста цен монетаристы считают кейнсианство, а также профсоюзы с их программой повышения заработной платы и уровня занятости в обществе. Они считают, что инфляция растет благодаря высоким налоговым ставкам на предпринимателей, государственным расходам на социальные программы, административным мерам, ограничивающим и ущемляющим свободное предпринимательство, а также в связи с громадным ростом бюджетного дефицита. В соответствии с этим теория предложения предусматривает меры антиинфляционного характера, в том числе снижение налогов, сокращение расходов государства на социальные нужды, ликвидацию бюджетного дефицита, отмену административных ограничений, мешающих свободной предпринимательской деятельности.

Теория предложения не исключает использования бюджетных и кредитно-денежных методов воздействия на экономический процесс. Однако в отличие от сторонников регулируемой экономики, предлагаемый характер такого воздействия и его масштабы иные. Сторонники экономики предложения категорически отвергают наращивание бюджетных расходов для стабилизации или формирования спроса, квалифицируя их как фактор дестабилизации экономики и подталкивания инфляции. Отвергая политику бюджетной экспансии, они выступают за сбалансированный бюджет, оздоровление финансов. По мнению М. Уэйденбаума, основанное на кейнсианских методах государственное регулирование способствовало лишь возникновению трудностей и хаоса в экономике Соединённых Штатов Америки, включая галопирующую инфляцию, стагфляцию, снижение производительности труда, замедление темпов научно-технического прогресса и др. М. Уэйденбаум считает, что федеральному правительству следует в своей деятельности ограничиваться формированием политики общего надзора, для чего необходимо сократить тот обширный спектр правительственных законов, правил, которые стимулируют инфляционные процессы в экономике и часто сокращают возможности занятости. Что касается обеспечения экономических и социальных программ, то, по мнению американского экономиста, они должны составлять прерогативу частного бизнеса и местных органов власти.

Сторонники теории предложения ориентируются на внутренние, свойственные индивидууму субъективные мотивы поведения и стимулы. Считается, что таким путём наилучшим образом импульсируется экономическая активность как отдельных лиц, так и фирм. Основным препятствием называют систему налогобложения, высокие налоговые ставки. По словам Л. Лаффера, люди работают не для того, чтобы платить налоги. В отличие от кейнсианцев, сторонники экономики предложения по-иному относятся к сбережениям. Они исходят из того, что рост сбережений оказывает не отрицательное, а положительное влияние на экономический процесс, являясь источником наращивания инвестиций и повышения темпа динамического равновесия, как пишет Л. Лаффер, люди "сберегают для того, чтобы получить доходы на сбережения ... И это не тот "прекрасный" подход со стороны совокупного спроса, который так ужасно подвёл нас в 70-е годы".*

Так же как и монетаристы, авторы теории предложения отвергают использование налогов как средства антициклического воздействия на экономику. Прогрессивно возрастающий налог на доходы отдельных лиц и корпораций рассматривается как препятствие для роста сбережений, а следовательно, и новых вложений капитала, наращивания деловой активности, устойчивого экономического роста. Заботясь о тех, кто получает монопольные прибыли, о получателях высоких доходов, сторонники экономики предложения включили в свою теорию в качестве важнейших требований снижение налогов и сокращение степени прогрессивности налогового обложения доходов. Такие меры рассматриваются как эффективное средство стимулирования частной инициативы, создания благоприятных условий для поддержания деловой активности на основе неограниченного рыночного саморегулирования, расширения инвестиций и оптимального долговременного темпа экономического роста. Естественно; что всё это представляется как забота об общем благе, поскольку, по словам Дж. Ванниски, каждый "работает по единственной причине - максимизировать своё благосостояние"

Обосновывая курс на снижение налогов, теория предложения опирается на "эффект Лаффера", базирующийся на математической модели, проектирующей соотношение и взаимосвязь государственных доходов и налогов. Согласно построению А, Лаффера, рост государственных доходов происходит лишь до определённого уровня налоговых ставок. Затем он замедляется, а при достижении критической отметки начинает снижаться. Если налоги поглощают всю предпринимательскую прибыль, что можно представить в основном как абстракцию, то произойдёт снижение темпов роста производства или даже его прекращение. Это повлечёт за собой резкое сокращение поступлений налогов в казну. Иллюстрируя действие механизма "эффекта Лаффера", сторонники экономической теории предложения настоятельно рекомендовали администрации США произвести налоговую реформу, что и имело место в начале 80-х годов.

Таким образом, экономическая теория предложения ориентирует на стимулирование широкой частной инициативы, частного предпринимательства. Её сторонники видят в этом ключ к решению наиболее острых экономических проблем. Важнейшим рычагом стимулирования частной инициативы считается снижение налоговых ставок и обеспечение привилегий корпорациям. Только через стихийный рыночный механизм и всемерное повышение предложения - утверждают они - возможно обеспечить эффективное использование ресурсов и стимулировать спрос на продукцию. Любое увеличение бюджетных расходов на эти цели отвергается, как и повышение расходов на социальные нужды. Бюджетный дефицит, как один из отрицательных показателей состояния экономики, предлагается устранить. Как отмечает Дж. Тобин, представляющие "фискальную ортодоксию" сторонники экономической теории предложения выступают за экономию на государственных расходах и сбалансированный бюджет.

Новейшие направления западной экономической теории: эволюционная экономика,  экономическая теория информации.


Эволюционная экономика выделилась в самостоятельное направление исследований лишь после появления работ р. Нельсона и С. Уинтера. Их подход основан на том, что экономическая эволюция "аналогична за исключением деталей эволюционному процессу в биологии"". В методологическом же отношении "язык эволюционной теории представляется весьма естественным для применения к описанию и объяснению детализированных эмпирических исследований". Нельсон и Уинтер впервые указали на существование в экономической эволюции двух диалектически противоположных процессов "изменчивости" ("variation") и "отбора" ("selection"), аналогичных биологическим мутациям и дарвиновскому отбору. Первый предполагает появление промышленных инноваций в результате эвристического процесса поиска, сочетающего как динамическое, так и стохастическое поведение фирм, в то время как второй соответствует конкурентному выживанию и адаптации.

Этот процесс идет на всех уровнях экономической организации. На самом верхнем уровне он предполагает развитие и смену технико-экономической парадигмы" - общей в масштабах всей экономики макроэкономической схемы воспроизводства, включающей все этапы переработки ресурсов и адекватную модель непроизводственного потребления. Смена парадигм соответствует шумпетеровским "последовательным промышленным революциям" и циклам Кондратьева. Как показал Дж. Дози, на более низких иерархических уровнях также имеются свои парадигмы различной степени общности. Он различает "обыкновенный" технический прогресс на уровне промышленных отраслей и "экстраординарный" прогресс, ведущий к установлению глобальной технико-экономической парадигмы. В этом смысле можно сказать, что технический прогресс обладает свойством универсальной масштабной инвариантности по отношению к микро-и макропарадигмам всех уровней.

Ввиду неравновесности и необратимости эволюционных процессов наиболее перспективным формальным аппаратом их описания представляется теория самоорганизации нелинейных систем. В рамках этой теории уже построены содержательные модели эволюции видов (филогенез) и развития организмов (онтогенез). П. Аллен и Дж. Сильвер-берг впервые привлекли внимание к конструктивности подобного подхода при моделировании эволюционных процессов в экономике.

Способностью к самоорганизации обладают только открытые неравновесные нелинейные системы, где возможны процессы самоускорения (то есть автокатализа) посредством петель положительной обратной связи. Экономические системы, так же как и биологические, действительно являют собой пример самоорганизующихся систем. Во-первых, любая экономическая система есть система потокового типа, связанная с внешней средой (природной, политической, культурной) потоками энергии, материи и информации. Для такой системы невозможно достижение состояния равновесия, аналогичного "тепловой смерти": даже в стационарном состоянии сохраняются ненулевые потоки, проходящие через систему. Во-вторых, в любой технико-экономической парадигме элемент самовоспроизводимости изначально заложен в виде производства средств производства.

Теория самоорганизации неравновесных систем естественным образом описывает такие явления, как временная иерархия процессов, усложнение и увеличение числа стационарных состояний и возможность увеличения объема информации, накопленной в системе.

Эффект конкуренции - важное свойство самоорганизующихся систем. Фактически любая упорядоченная структура есть следствие конкуренции между неустойчивыми видами: "выживающий" вид подавляет остальные и навязывает соответствующую структуру системе. В биологических системах естественный отбор наилучших свойств системы (популяции) происходит в процессе конкуренции объектов (особей), являющихся носителями этих свойств. Единицей отбора служит популяция вида. Конкурентное взаимодействие может быть обусловлено двумя причинами: конкуренцией за общий ограниченный ресурс и антагонистической конкуренцией. Теоретическое исследование задачи о конкуренции двух и более видов, впервые сформулированной в работах А. Лотки и В. Вольтерра, позволило вывести фундаментальную теорему экологии о том, что число соответствующих видов не может превышать число независимых ресурсов. Из нескольких видов, первоначально обитающих в одной экологической нише (то есть потребляющих один и тот же ресурс), по истечении достаточного времени остается только один вид, потребляющий данный ресурс наиболее эффективно. Сосуществование возможно лишь тогда, когда виды относятся к разным нишам.

В научно-техническом прогрессе единицей отбора служит технология. Технология - это, в сущности, человеческое представление об использовании ресурса. К ресурсу в обобщенном понимании можно относить сырье, труд, капитал и другие факторы производства, а также соответствующий потребительский рынок - словом, все то, за что в принципе могут конкурировать альтернативные инновационные типы производства. Вокруг каждой из технологий формируется специфическая институциональная инфраструктура. Группа экономических агентов, объединенная конкретной технологией, обладает единым генотипом. Аналогом оформившегося биологического вида является установившаяся в результате окончательного отбора доминирующая технология - новая технико-экономическая парадигма.

Чтобы получить целостную картину экономической эволюции, необходимо, так же как и в биологии, выделить две основные эволюционные стадии развития: дивергентную и конвергентную. Каждая из стадий самоорганизации подготавливает условия для другой. И на той и на другой стадии вследствие эвристической природы инновационной деятельности постоянно возникают различные вариации доминирующей технико-экономической парадигмы и происходит последующий конкурентный отбор одной технологии из нескольких альтернативных. Главное отличие эволюционных стадий друг от друга состоит в следующем. На дивергентной стадии появляется технология, способная к освоению качественно иного ресурса. Обычно такие технологические вариации не дают селективных преимуществ в контексте сложившихся условий существования экономической системы. Они могут успешно участвовать в отборе именно тогда, когда вследствие изменения условий существования прежний тип технологии становится функционально неадекватным. Причиной, как правило, служит истощение привычных источников обобщенного ресурса. При этом результатом отбора является утверждение новой технико-экономической парадигмы, что и составляет сущность дивергентной стадии экономического развития на любом уровне - начиная от подотрасли и кончая мировым хозяйством в целом.

На конвергентной стадии возникающие вновь технологии используют один и тот же обобщенный ресурс. Отбор приводит к количественному улучшению эффективности уже утвердившихся типов технологий или форм хозяйствования в рамках господствующей парадигмы. Происходит совершенствование - адаптация парадигмы к данным экономическим условиям существования.

 Проблемы, возникающие в связи с недоиспользованием понятия информации в экономике, будоражили умы исследователей постоянно. Общая трактовка этой проблемы сводилась к описанию действий агентов в рамках совершенной информации. И если в целом наблюдения и ожидания относительно воздействия информации сообразовывались с теорией, то можно было считать, что в этой области дальнейшие исследования не нужны. Но выяснилось, что такая трактовка не отвечала экономическим реалиям, вследствие этого и стали возникать различного рода теории относительно несовершенства информации и теории ограниченности рациональности.

Исследования же относительно проблемы совершенства информации поставили всю экономическую теорию в тупик. Оказалось, что информация имеет значение и при этом значение намного более весомое, чем предполагалось.

В результате в экономической теории возникло новое направление – экономическая теория информации. Направление - это  оказалось многосторонним и многообещающим, в результате направление разделилось на множество школ  и теорий. Так появилась экономика знаний, сама экономическая теория информации, теории принципала и агента и т.д.

Джордж Стиглер был одним из основателей всего направления. В своей пионерской работе «Экономическая теория информации» (“The Economics of Information”), он ясно задал ориентацию направления на исследования в области  зависимости цен и принятия решений от информации, появляющейся в моделях через математические ограничения.

Целью работы «Экономическая теория информации», по словам самого Стиглера, являлся систематический анализ проблемы установления рыночных цен. И посредством этого выявления важности роли информации в экономике.

В своем анализе Стиглер опирается на такие неявные предположения и модели как: гомогенность и гетерогенность товара, влияние рекламы как механизм создания узнаваемости товара покупателем. Так же Стиглер использует понятие уникального товара и вообще Стиглер использует всю терминологию сложившуюся относительно рынков и товаров. Тогда как в принципе  само введение понятия информации позволяет заново осмыслить гетерогенность и гомогенность товаров, границы рынка и многое другое, а не только расписать  зависимость цен от довольно абстрактных математических моделей информации.

Стиглер начинает свою статью с изложения «природы поиска». При этом поиск понимается им как явление обнаружения наиболее подходящей цены на рынке. При этом рынок понимается не совершено конкурентным, а лишь как область, место, регион,  где покупатели могут найти продавцов. (Данный вывод можно сделать исходя из того, что Стиглер пишет о рынке не полностью централизованном). При этом Стиглер, как типичный приверженец математического аппарата в экономической теории, начинает рассмотрение зависимости цен от информации через дисперсию этих цен на рынке. При этом про дисперсия понимается как взвешенная степень безразличия на рынке по отношению к цене товара. Именно через это безразличие Стиглер и проводит влияние информации на цены. Обосновывая это тем, что такое безразличие вызвано не просто безразличием покупателей к цене (что было бы не логично, с точки зрения рациональности), но возникает вследствие невозможности подсчета, является ли определенная цена лучшей на рынке или не является. Проблема подсчета напрямую связана  с информацией. Во-первых,  покупатель не знает всех возможных предложений продавцов на рынке, а во-вторых, для того чтобы узнать о их предложениях он вынужден нести определенные издержки. За счет этого и задается то, что покупателю оказывается зачастую выгоднее согласится на определенную цену (например, первую предложенную) или нет.

Стиглер оформляет эту идею в привычную ему математическую форму в виде: распределение минимальной цены (для покупателя), в случае осуществления им n попыток поиска, будет отражено как n(1-p)n-1; средняя минимальная цена  равна 1/(n+1)  и дисперсия средней минимальной цены равна n/(n+1)2*(n+2). Покупатель в этой модели ожидает увеличение своей  сбережений (то есть увеличения суммы остающийся после покупки товара) на сумму q*|∂Pmin/∂n|. Издержки поиска в модели задаются пропорционально числу продавцов на рынке информацию о предложениях, которых удалось получить. Издержки поиска отличаются для разных потребителей. Решение же относительно покупки принимается покупателем в тот момент, когда ожидаемая предельная полезность от поиска (выражаемая относительно увеличения сбережений)  будет равна издержкам поиска.

Стиглер указывает, что эффективность личного поиска уникального товара очень мала, поскольку сложно найти именно определенного продавца, обладающего уникальным товаром. Издержки поиска настолько велики, что они вызывают локализацию рынка. Рекламу же Стиглер понимает как современный метод идентификации продавцов и покупателей. В этом плане Стиглер указывает, что не только покупатели, но и продавцы при определенных условиях занимаются поиском покупателей, но это не меняет, по мнению, Стиглера сути проблемы. В качестве детерминант поиска в статье выделены следующие моменты:

1) Чем больше доля покупательских расходов на товар, тем больше сбережения от поиска и следовательно тем больший масштаб поиска осуществляется.

2)Чем больше доля  опытных покупателей на рынке, тем больше эффективный масштаб поиска.

3)Чем больше доля опытных покупателей, тем выше корреляция между желаемыми ценами покупателей и продавцов. И, следовательно, тем больше масштаб совершенного поиска.

4)Издержки поиска тем выше, чем больше географический масштаб  рынка.

Разбору модели рекламы Стиглер посвящает значительную часть своей статьи. В целом суть модели сводится также простой максимизации прибыли для продавца посредством использования рекламы как механизма создания идентификации на рынке.

В целом автор Стиглер делает вывод о применимости моделей с использованием поиска информации. При этом, понимая под поиском информации, не только установление идентификации продавцов и покупателей, но понимая данный процесс намного более широко. (Так он указывает на аспекты  поиска информации в таких сферах как инвестирование, поиск желаемой заработной платы и места работы). Таким образом, Стиглер своей статьей заложил основания целого направления исследований в экономической теории, которое остается во многом актуально и по настоящее время.




Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.