Рефераты. Основы банковского дела






Диверсификация источников получения и использования средств банка является одним из самых распространенных способов уменьшения риска. На практике обычно применяются три типа диверсификации: портфельный, географический и по срокам погашения. Диверсификация портфеля означает распределение ссуд и депозитов банка между клиентами из различных отраслей с использованием различных видов обеспечения.

Географическая диверсификация ориентирует на привлечение клиентов из различных географических регионов или стран.

Диверсификация по срокам погашения предполагает выдачу и привлечение ссуд в различные сроки. Речь идет о том, чтобы поступление и выплата средств, связанных с кредитованием по различным срокам, давали бы банку возможность определенного финансового маневра, но исключали бы случаи невыполнения банком своих обязательств перед клиентами.

Прибегая к методам диверсификации портфеля ссуд и географической диверсификации, банк предпочитает выдавать кредиты различным компаниям из различных отраслей меньшими суммами на относительно короткий срок и большему количеству заемщиков, а также практикует диверсификацию обеспечения кредитов: в одном случае кредиты выдаются под обеспечение материальных ценностей (залог товаров в обороте, оборудования, недвижимости, залог прав требования), в другом — под залог ценных бумаг, в третьем — под поручительство третьего юридического лица.

Используется также принцип диверсификации по срокам погашения кредитов. Принцип диверсификации используется не только при управлении кредитным, но и инвестиционным риском. В этом случае осуществляется также диверсификация по видам ценных бумаг и срокам их погашения.

Часто применяется метод ступенчатости погашения, предполагающий такой набор ценных бумаг по срокам, чтобы погашение их происходило последовательно.

Под управлением качеством понимается способность высококвалифицированного банковского руководства заблаговременно предвидеть и решать возникающие вопросы, связанные с рисками до того, как они перерастут в серьезную проблему для банка: риск мошенничества, злоупотреблений и другие, связанные с профессиональной деятельностью сотрудников банка.

Практика управления рисками предлагает также такие способы, как плавающие процентные ставки, расширение кредитных операций банка, применение самых разнообразных форм обеспечения кредитов. В условиях нестабильной экономической ситуации, колеблющегося уровня инфляции банки для снижения процентного и кредитного риска используют в своей практике плавающие проценты, размер которых зависит от состояния финансового рынка на данный момент. Это позволяет банку при повышении инфляции установить более высокий процент и получить больший доход, который минимизирует потери от инфляции. Расширение видов выдаваемых кредитов приводит к диверсификации риска и соответственно возможности его оптимизации.

В целях снижения кредитного риска банки широко практикуют и принцип разделения риска — залоговое право, обеспечение и страхование кредитов, что позволяет снизить риск за счет его передачи страховой компании или третьим лицам, выступающим в качестве гарантов, поручителей, так как в случае непогашения кредита они вернут денежные средства. То же происходит и при выдаче кредита под залог. Реализация залога приведет к тому, что банк возместит потери от непогашенного кредита. Расширение кредитных операций банка приводит к тому, что банк выдает крупные кредиты на консорциональной основе, передавая часть риска другому банку. Помимо этого при выдаче кредитов банки формируют, резервы по ссудам, что позволяет снизить риск банкротства банка, его неплатежеспособности.

Управление рисками предполагает осуществление систематического анализа финансового состояния клиента, особенно если это касается кредитного риска. Изучение кредитоспособности клиента на стадии выдачи кредита позволит снизить риск его невозврата. Однако в силу того что на деятельность клиента, как и на банк, действует ряд внешних факторов, финансовое положение в период использования кредита может изменяться и не всегда в лучшую сторону. Именно это заставляет банк постоянно отслеживать деятельность клиента и при появлении первых негативных признаков пытаться вернуть кредит.

Как уже отмечалось, особенно важным для банка выступает риск ликвидности, который часто связан с несовпадением сроков пассивов и активов или досрочным требованием денежных средств вкладчиками. В этом случае в качестве снижения данного риска банки прибегают к выпуску различного рода сертификатов, которые позволяют ему бороться с досрочными выплатами денежных средств клиентам. Это касается и такого метода, как страхование депозитов, когда при отсутствии денежных средств клиентам возвращаются деньги из страхового фонда, что снижает риск потерь банка.

Когда остальные способы минимизации банковских рисков окажутся исчерпанными, для этой цели может быть использован собственный капитал банка. За счет него могут быть компенсированы убытки от рискованных кредитов и инвестиций, а также от внутрибанковских преступлений и ошибок. Такая мера позволит банку продолжить свою деятельность. Возможно, это дает эффект, если убытки банка не столь велики и их еще можно компенсировать.

Главная задача банка по управлению рисками состоит в определении степени допустимости и оправданности того или иного риска принятия практического решения. Коммерческий банк рассчитывает определенные показатели риска и соотносит их либо со средними, либо нормативными значениями. Наиболее показательным в этом случае выступает показатель общего риска банка, который рассчитывается как отношение совокупных видов риска к капиталу банка:

Н = (Р1 + Р2 + .РЗ + ... + Рх)Е : К,

Где Н — степень допустимости общего иска банка; Р — риски банка по всем операциям или взвешенные по степени риска активы; Е — внешние риски; К — капитал.

Считается, что размер общего риска не должен превышать 10.

Нормативными значениями рисков, установленными Центральным банком, служат несколько коэффициентов, в частности:

•        максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков устанавливается в процентах от собственных средств банка (максимально 25 %) и определяется как отношение совокупной суммы требований банка к заемщику к капиталу;

•        максимальный размер крупных кредитных рисков определяется как процентное отношение совокупной величины крупных кредитных рисков и собственных средств банка. Максимальное значение этого норматива — 800 %;

•        максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставляемых банком своим участникам (акционерам), рассчитывается как отношение совокупной суммы требований банка, взвешенных с учетом коэффициента риска, и собственного капитала банка, которое не должно

превышать 50 %;

•        совокупная величина риска по инсайдерам банка определяется как отношение совокупной суммы требований банка к инсайдерам к собственным средствам банка и устанавливается в размере не более 3 %.

Помимо этого, коммерческие банки учитывают уровень кредитных рисков в зависимости от формы обеспечения ссуд (табл. 10). Считается, что наиболее благоприятным обеспечением для банка выступает залог государственных ценных бумаг, которые являются высоколиквидным, надежным, пользующимся спросом активом, что позволяет банку достаточно быстро реализовать и покрыть ущерб, вызванный невозвратом кредита. Для отечественных коммерческих банков такая форма обеспечения, как страхование ответственности, сопряжена с большим риском, нежели для зарубежных банков, что в немалой степени связано с неустойчивостью самих

страховых компаний и уровнем страхового обеспечения (чаще всего страхуется не вся сумма кредита, а лишь небольшая его часть 25—50 % стоимости кредита).

Таблица 10. Уровень кредитных рисков в зависимости от обеспечения ссуд 25

Залог государственных ценных бумаг

10

Реальное материальное обеспечение

25

Гарантии и поручительства

30

Залог простых векселей покупателем, по которым имеется гарантия банка получателя

40

Залог акций предприятий КБ, зарегистрированных на фондовой бирже

40

Купленные у заемщиков-векселедержателей товарные векселя

40

Залог переводных векселей

50

Страхование ответственности заемщика за непогашение кредита

30-80

 

табл. 11

1.А. Касса

0

Претензии к центральному правительству и ЦБ, деноминированные в национальную валюту и покрываемые в.той же валюте

0

Б. Прочие претензии к центральным правительствам ОЭСР и ЦБ

0

В. Претензии, покрываемые кассой или ценными бумагами Центрального Правительства ОЭСР или гарантированные им

0

2. Претензии к национальным государственным учреждениям, исключая центральное правительство и займы, гарантированные такими учреждениями

10

ЗА. Претензии к многосторонним банкам развития (МБРР, МАРБ, АРБ, АФРБ, ЕКБ) и претензии, гарантированные или обеспеченные ценными бумагами, эмитированными такими банками Б. Претензии к банкам, инкорпорированным в ОЭСР, и займы, ими гарантированные

20

В. Претензии к банкам, инкорпорированным за пределами ОЭСР с остаточным сроком до одного года

 

Г. Претензии к ненациональным государственным учреждениям ОЭСР, исключая центральные правительства и займы, гарантированные ими

 

Д. Касса в процессе сбора

 

4. Займы, полностью обеспеченные ипотекой жилой собственности, ко­торая занята или будет занята должником или арендуется им

50

5.А. Претензии к частному сектору

100

Б. Претензии к банкам, инкорпорированным за пределами ОЭСР с оста

 

В. претензии к центральным правительствам вне ОЭСР

 

Г. К коммерческим компаниям частного сектора

 

Д. Помещения, заводы и оборудование, другие постоянные активы

 

Инструменты капитала, эмитированные другими КБ

 

Прочие

 

Глава 10. Банковский надзор и аудит


10.1 Надзор и контроль за деятельностью коммерческих банков


Расширение функций и деятельности коммерческих банков привело к необходимости законодательного закрепления их функционирования, введения определенного контроля и надзора за их деятельностью. Создание правового поля банковской деятельности стало необходимым и возможным только с возникновением и развитием банковской системы, в которой основным звеном стал центральный" банк. В странах с развитой рыночной экономикой за достаточно продолжительный период времени сложился крупный массив законодательства (законы, инструкции, билли), регулирующий разнообразные вопросы осуществления банковской деятельности — от создания банков и кредитных учреждений, лицензирования, ведения операций, контроля их деятельности вплоть до реорганизации и банкротства.

Именно этот комплекс законодательных и нормативных актов позволил центральным банкам более полно и эффективно осуществлять функции органа банковского регулирования и надзора за деятельностью банков. Однако нужен постоянный надзор и контроль за выполнением этих законодательных актов и правильностью проведения банковских операций. Все это необходимо в силу высокой значимости самих банков для развития экономики. Банки, являясь кровеносной системой экономики, должны быть финансово устойчивыми, развивающимися организациями. Только в этом случае экономика будет работать стабильно, без сбоев. Частые банкротства банков приводят к кризисным потрясениям в самой экономике. Для предотвращения таких явлений на центральный банк страны возлагается важная функция — контроль и надзор за банковской системой. Главная цель надзора — поддержание стабильности банковской системы, зашита интересов вкладчиков и кредиторов.

Эффективные принципы банковского надзора получили закрепление в документах Базельского комитета по банковскому надзору. Базельский комитет выработал 25 принципов надзора, которые определили основные направления совершенствования и проявления банковского надзора на разных стадиях нахождения банковской системы и коммерческого банка в частности, от момента ее возникновения до банкротства. Эти принципы относятся к:

•        предварительным условиям для эффективного банковского надзора (принцип 1);

•        лицензированию и структуре (принципы 2—5);

•        пруденциальным нормам и требованиям (принципы 6—15); методам постоянного банковского надзора (принципы 16—20);

•        требованиям к информации (принцип 21);

•        официальным полномочиям органов банковского надзора (принцип 22);

•        международным банковским операциям (принципы 23—25).

Кроме самих принципов, документ содержит объяснение различных методов, которые могут быть использованы надзорными органами при их применении.

Эффективная система надзора предполагает четко определенные обязанности, функции и цели для каждого органа, вовлеченного в осуществление банковского надзора. Каждый орган должен обладать оперативной самостоятельностью и необходимыми ресурсами. Для банковского надзора необходима также соответствующая правовая основа, включающая требования, относящиеся к лицензированию банковских учреждений и к надзору над ними в процессе функционирования; полномочия по проверке соблюдения законов, равно как и вопросов надежности, безопасности и устойчивости банков; правовую защиту для органов банковского надзора и их сотрудников.

Должны быть обеспечены правовые условия для обмена информацией между различными органами банковского надзора и конфиденциальности такой информации. Должны быть четко установлены разрешаемые виды деятельности юридических лиц, которые лицензируются и подлежат надзору в качестве банков.

Многие эти положения в том или ином виде получили отражение в нормативных актах Банка России и в российском законодательстве после 1997 г., когда Банк России принял решение присоединиться к принятым документам Базельского комитета по банковскому надзору. Регулирующие и надзорные функции Банка России осуществляются через действующий на постоянной основе Комитет банковского надзора, объединяющий структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций.

Банк России контролирует возникновение коммерческих банков и кредитных организаций, что проявляется в создании и дополнении имеющейся правовой базы для открытия и функционирования. Банк России в соответствии с Федеральными законами: «О банках и банковской деятельности» и «О Центральном банке (Банке России)» издает инструкции, положения, указания, регламентирующие порядок создания банков, издает правила регистрации кредитных организаций их слияния, реорганизации и закрытия.

Правила регистрации в наиболее общем виде изложены в Федеральном законе «О Центральном банке (Банке России)» гл. 10, ст. 59, 60 и дополнены конкретной Инструкцией № 109-и «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций», в которой даны перечень документов, необходимых для получения лицензии и регистрации, квалификационные требования к руководству кредитной организации, виды лицензий, которые могут получить кредитные организации как при своем возникновении, так и при расширении деятельности, основные причины для отказа в выдаче и отзыве лицензии.

Правила регистрации постоянно обновляются и дополняются в соответствии с изменяющейся обстановкой в целях улучшения качества банковской системы. Так, например, только в 1999 г. были внесены изменения в Положение об отзыве лицензий на осуществление банковских операций кредитными организациями (№ 509-4 от 10 марта 1999 г.), Положение о порядке выдачи Банком России разрешений на проведение отдельных видов банковских операций, связанных с движением капитала (26 июля 1999 г.) и ряд других. В настоящее время вместо Инструкции ЦБР № 75-и принята новая Инструкция ЦБР № 109-и.

Но наибольшее значение как надзирающего и контролирующего органа Банк России имеет на стадии осуществления деятельности кредитной организации, когда он проводит комплексное регулирование и надзор. В этом случае Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской и статистической отчетности, разрабатывает им обязательные нормативы, регламентированные ст. 62—72 Федерального закона «О Центральном банке (Банке России)» и уточненные Инструкцией № 110 «Об обязательных нормативах банков». Она заменила в 2004 г. Инструкцию № 1 «О порядке регулирования деятельности кредитных организаций», которая впервые была принята в 1990 г., а затем периодически пересматривалась.

В Инструкции № 110 предусматриваются следующие нормативы и порядок их расчета:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.