Рефераты. Особенности богородичного движения в России






Вовторых, за последнее время в России
значительно увеличилось количество верующих. На рубеже 7080х гг., согласно исследованиям социологов, верующих было 1024% от числа всего населения.
На начало 2000 г. уже  было 5054% верующих. Осенью 2003 г. министр по делам федерации, национальной и миграционной политике РФ Владимир Зорин, выступая на заседании "круглого стола" на тему: "Роль СМИ в формировании толерантности и предотвращении межрелигиозных конфликтов", на основе результатов социологических исследований отметил, что в настоящее время  от 43 до 57% граждан нашей страны причисляют себя к верующим. Министр отмечает также значительное увеличение количества общин. В России зарегистрировано более
22 тысяч религиозных организаций и объединений. Начиная с 1997 года, когда был принят Закон РФ "О свободе совести и о религиозных объединениях", вдвое возросло число иудаистских общин, на 23%  православных, на 29%  старообрядческих, на 14%  мусульманских.
В какойто мере это также говорит об общем возрастании числа верующих граждан. (О росте протестантских и других общин будет отмечено ниже).

У верующих повышается уровень религиозного сознания, так как они имеют возможность свободно посещать храмы, мечети, дацаны, синагоги, молитвенные дома  они действуют, восстанавливаются, открываются и строятся там, где это необходимо. Верующие имеют возможность чаще посещать богослужения, молитвенные собрания, слушать проповеди, совершать соответствующие обряды и ритуалы, отмечать религиозные праздники, а также обучаться в воскресных школах. Религиозные объединения имеют возможность открывать духовные учебные заведения в необходимом количестве и направлять их выпускников для работы с верующими, тем самым восполняя недостаточное количество священноцерковных служителей, муфтиев и имамов, раввинов и канторов, пасторов и проповедников. Значительно активизировалась издательская деятельность религиозных объединений. Большими тиражами издаются Священные писания и тексты, богословская литература, периодика, аудиовизуальные средства религиозной информации. Большое место в распространении Вечной книги заняло Библейское Российское общество. За период с 20х гг. по середину 80х официально Библия русской православной церкви издавалась всего лишь 2 раза и один раз  Новый завет. Причем издания эти печатались чрезвычайно малыми тиражами. Жития святых вовсе не издавались (за исключением справок о святых в конфессиональных календарях). Некоторые верующие рассказывали автору, что они выписывали из атеистической литературы цитаты из Библии (естественно без атеистической критики), потом их перечитывали и заучивали. В личной библиотеке автора до сих пор хранится перепечатанное на машинке Житие Преподобного Сергия Радонежского. Так распространялась богословская и житийная литература. Библейское общество активно компенсирует прошлые утраты и ежегодно полумиллионными тиражами выпускает Библию доступную по цене и на языках разных народов России. Таким образом, в наше время духовную литературу верующие могут свободно приобретать и читать, повышая свой уровень религиозного сознания.

В интернете к настоящему времени представлены сотни сайтов религиозных организаций и авторов. Через интернет они предлагают не только информацию, но и удовлетворение религиозных потребностей пользователей. Подобные услуги предлагает один из православных монастырей на Валдае. Руководители и члены религиозных объединений имеют большие возможности для осуществления своей миссии в больницах, школах, в местах заключения и исправительных колониях, в домах престарелых. Однако духовное возрождение и возрастание верующих происходит в весьма замедленных темпах. По данным опросов ВЦИОМа, РАМИРа и других социологических служб,  а также по мнению некоторых представителей православия среди большого числа верующих всего лишь 46%8 так называемых активных православных христиан (кстати, эта цифра соотносится с аналогичными данными на материалах западноевропейских государств, претерпевших процесс секуляризации).
Противоречивость духовного возрождения не удовлетворяет служителей культа. На эти процессы нередко обращают внимание священноначалие, отдельные священники, представители разных конфессий. Например, что касается Русской православной церкви, её состояние оценивается как возрождение, но как считают сами её представители, больше успехов церковь достигла в восстановлении своей структуры, прибавив к прежнему числу много храмов, монастырей, духовных школ, в возрождении же духовности успехи незначительны. Как будет далее развиваться тенденция роста числа верующих и возрастание уровня их религиозного сознания, однозначно говорить трудно. Однако эта тенденция есть,  хотя развивается она противоречиво.

Втретьих, Россия стала страной поликонфессиональной, религиозного плюрализма. В далёкое прошлое ушло деление религий на "господствующую" (Русская православная церковь), "терпимые" (ислам, буддизм, иудаизм, католичество, лютеранство и некоторые
другие), "гонимые" (старообрядчество, сектантские движения). Это с одной стороны. С другой стороны, уходит в прошлое партийногосударственная практика (в советский период)  какой религии в стране быть, а какой  не быть. На рубеже 7080х гг. ХХ в. существовало пятнадцать9 зарегистрированных религиозных объединений и некоторое количество объединений, которые не регистрировались государственными органами, как, например, Свидетели Иеговы, инициативники. Существовали и разнообразные катакомбные общины (некоторые действуют до сих пор, не регистрируясь в органах юстиции). И в настоящее время по данным Министерства юстиции РФ в России существует 67 независимых друг от друга конфессий. Постепенно меняется и география распространения религиозных объединений. Вот как выглядит поликонфессионализм, или религиозный плюрализм, на таблице, подготовленной российским отделением МАРС (проф. Красниковым А. А.)10  на основе официальных данных Министерства юстиции РФ
о государственной регистрации централизованных и местных религиозных объединений России по состоянию
в 2002 г. (по федеральным округам):

Структуры Русской православной церкви составляют более 50% всех зарегистрированных религиозных объединений. Их присутствие весьма заметно  в Европейской части России. Однако в Дальневосточном округе лидируют уже протестантские формирования. В протестантских формированиях по их числу на первом месте  христиане веры евангельской (пятидесятники), за ними следуют баптисты, далее  евангельские христиане, адвентисты седьмого дня и другие самостоятельные организации. По числу приверженцев на первых местах после православных
и протестантов остаются мусульмане, буддисты и иудеи.

Из общего списка конфессий (67) можно назвать религиозные течения, зарегистрированные и существующие на законных основаниях: Новоапостольская, Методистская, Реформатская, Пресвитерианская и Англиканская церкви, общины Свидетели Иеговы, Меннонитов, квакеров, толстовцев ("Духовное Единство"), "Живой этики", молокан, духоборцев, караимов, сикхов, Коптская церковь, Армия спасения, Российская православная автономная церковь, Православная Церковь Божией Матери Державная, Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны), Ассоциация "Церквей объединения" (Муна), Церковь последнего завета,  Церковь Христа, Саентологическая и Саентистская церкви, Общество "Сознание Кришны" (вайшнавы), "Вера Бахаи", приверженцы тантризма, даосизма, зороастризма, шаманизма, неоязычества.  Какоето количество, примерно, более 30 незарегистрированных направлений и самостоятельных религиозных организаций следует  добавить к этому списку.

Формирующийся в новых условиях поликонфессионализм имеет свои основания в созданной ситуации вероисповедных свобод, однако, как показывают реалии современной Российской действительности последних лет, были периоды усугубления религиозных ситуаций, это заметно было с середины 90х гг., когда параллельно возникло два типа движений: первый  так называемые антикультовые, которые стали связывать со спасением молодежи от новых религиозных движений и в целом с "упрочением духовной безопасности России"; второй  за включение изменений и дополнений в закон РСФСР "О свободе вероисповеданий", которое вылилось, как прежде было замечено, в утверждение нового закона с новыми подзаконными актами.
До сих пор, судя по откликам представителей традиционных религий, есть попытка неприятия и непризнания сформировавшегося поликонфессионализма. Более того, заметна борьба с ним, обозначение многих из них тоталитарными и деструктивными, хотя преимущественно они имеют официальную регистрацию в органах Министерства юстиции РФ. Они гарантировали соблюдение закона и находятся под защитой этого закона. 

Религиозная ситуация также усугубляется продолжающимся разделением русского православия на различные ветви, не входящие в юрисдикцию Русской православной церкви (Московской патриархии). По оценкам автора существует более двадцати юрисдикций. Сюда входят некоторое количество общин Русской Православной церкви за границей, общины Катакомбной церкви, Православная церковь "Возрождения", общины старостильников (ориентирующиеся на Элладскую православную церковь), Российская православная кафолическая церковь, Российская православная автономная церковь (с центром в г.Суздале), общины Русской истинноправославной церкви, Православная церковь Божией Матери Державная (которая имеет 1 централизованную религиозную организацию, включающую в себя 26 местных общин11)   и другие. По числу приверженцев,  судя по полевым исследованиям, они немногочисленны. Однако поскольку многие из них в недавнем прошлом  входили в Русскую православную церковь, их руководители (а они в сане митрополита, архиепископа, епископа) претендуют на передачу им необходимого православного имущества. Они вызывают к содействию в этом государственные органы, напоминая, что имеют право на это имущество.

В Русской православной церкви есть проблема уврачевания расколов, но трудно утверждать, что официальная церковь фундаментально занимается этой проблемой. Большей частью она обращает внимание на ветвь, возникшую за границей и после обретения организационных форм, получившую название  Русская Православная Зарубежная церковь. В советское время между официальными представителями этих двух организаций существовала конфронтация. В условиях нового бытия Русской православной церкви и в условиях трудного существования РПЗЦ новое руководство ее (митрополит Лавр и Синод) приходит к мнению, что у их ветви нет будущего. Отсюда возникшее потепление между заграничной ветвью и Матерью  Церковью. Внутри же  на новые организационные образования в православии почти не обращают внимание, многое отдано на откуп православных религиознообщественных организаций, которые большей частью выступают с критикой новых юрисдикций, относясь к ним как
к так называемым сектантским. 

Это, что касается поликонфессионализма России, рассмотренного в целом, и отчасти межконфессиональных отношений. К характеристике поликонфессионализма  надо отметить его присутствие во всех субъектах федерации, на региональном уровне. Подтвердим это некоторыми конкретными данными, касающимися той или иной региональной религиозной ситуации. Вначале  возьмём хотя бы один из субъектов федерации с преобладающим русским населением и где всегда преобладало православное население. К настоящему времени в Костромской области, кроме 170 организаций РПЦ, зарегистрированы 5 старообрядческих организаций, 2 иудейские, 1 мусульманская, 5 евангельских христианбаптистов,
1 евангельских христиан, 5 христианадвентистов седьмого дня, 12 христиан веры евангельской (пятидесятников),
2 Свидетелей Иеговы, 1 религиозная группа Новоапостольской церкви. Без регистрации действуют группы "Сахаджайоги", "Хранители  пламени" или "Наука изреченного слова", религиозноэкологические общества "Единение" и "Анастасия". В Костроме также имеются представители церкви  сайентологии, Общества сознания Кришны, Веры Бахаи, католицизма и Церкви Объединения (Муна). 

По нашим наблюдениям за развитием религиозной ситуации такое многообразие существует во многих регионах России.

Вчетвёртых, в России в результате изменений вероисповедной политики произошли резкие перемены  в государственноконфессиональных  отношениях. Их история, начиная с 988 г. (время начала крещения Руси), знала несколько периодов. Первый назовем так: княжескоцарскоимператорский. В этот период существовала так называемая "симфония"  союз церкви с государством, воспринятый из Византии. Но на практике гармонических отношений между этими двумя социальными структурами не сложилось. Нередко называют состояние этих отношений цезарепапизмом. И действительно, с рубежа XVIIXVIII вв. "царство" всегда было выше "священства". Патриаршество (самостоятельное управление церкви) было упразднено Петром I, и вплоть до 1917 г. Святейший синод (коллегиальное управление церковью) входил в состав органов государственной власти, к его названию добавлялось определение "правительствующий". Хотя Русская православная церковь по определению законов Российской империи считалась господствующей, однако во многих сферах своей деятельности не имела самостоятельности, в ещё худшем положении были другие религиозные формирования.

С ноября 1917 г. начинается новый период  советский. В этом периоде начинает свое развитие тенденция к конфронтации между государством и церковью. Но усугублялась она постепенно. В самые первые годы советской власти (примерно до середины 20х гг.) усложняется отношение к официальной русской православной церкви. Об этом отношении говорит следующий факт. В первую годовщину празднования Октябрьской революции в Москве на Красной площади состоялось сожжение четырех чучел: царя, кулака, самогонщика и попа; больше свобод получили прежде гонимые старообрядцы, протестантские формирования, мусульманские общины и другие конфессии. Новые власти благоволили и отдавали предпочтение представителям обновленческого движения православия.

С середины 20х гг., после смерти патриарха  св.Тихона, начались сильные гонения на религиозные организации и их приверженцев. Число репрессированных и погибших составляет десятки миллионов человек, среди которых немалое число священноцерковнослужителей, мулл, лам, пасторов и простых верующих. В государственноцерковных отношениях были оттепели, но стратегия
в этой политике оставалась та же  преодолеть (искоренить) религию. Однако начавшаяся конфронтация между государством и религиозными объединениями в перестроечный период сошла на нет. Этим начинается третий период  перестроечный. Главное, что необходимо здесь отметить  это начало диалога между государством и религиозными объединениями, начало процесса возвращения в прошлом отобранного имущества церкви, допуск к государственным средствам массовой информации представителей конфессий, разрешение паломничеств, снятие цензуры со стороны государства  в издательской деятельности конфессий. Перечень можно продолжать, но важно подчеркнуть наметившуюся тенденцию, которая стала в корне менять религиозную ситуацию.

Настоящий период государственноцерковных отношений можно охарактеризовать как постперестроечный или постсоветский. В постперестроечное время осуществляется переход от диалога к сотрудничеству и партнёрству. Оно происходит во многих сферах, начиная от законотворческой (специальный закон 1997 г. готовился при участии представителей религиозных объединений) и завершая содействием со стороны государства религиозным объединениям в их благотворительной деятельности. Государство одобрительно относится к социальному служению религиозных объединений. Некоторые программы в этой сфере выполняются через различные формы сотрудничества государственных структур с религиозными объединениями.

Причем сферы взаимодействия постоянно расширяются, к прежним добавляются новые. К примеру, на прошедшей в ноябре этого года в Архивном институте научной конференции "Архивы Русской православной церкви" много говорилось о восстановлении архивного дела в церкви и об ее взаимодействии с государственными учреждениями в контексте обсуждаемых проблем.

Однако в государственноконфессиональных отношениях наблюдается тенденция особого подхода со стороны государства к реализации принципа  равенства всех религиозных объединений перед законом, предполагающего равное отношение к ним государственных структур. Уже выстраивается некая иерархическая модель предпочтений государственных организаций в отношении к религиозным объединениям (церквам и общинам) даже в содействии им в деле благотворительности и социального служения.

 К настоящему времени складывается некая специфика предпочтений. В частности она была проанализирована на региональном уровне в недавно защищённой диссертации (РАГС ноябрь 2003 г.) С.И.Ильинским "Государственноконфессиональные отношения в Удмуртской республике, опыт вероисповедной политики в регионе (19912002гг.)". На основе анализа материалов региона были сделаны выводы о реальном существовании семиступенчатой модели конфессиональных предпочтений у государственных структур. Иерархия конфессиональных предпочтений светских властных структур и иных государственных учреждений выстраивается от особого отношения к Русской православной церкви (Московской патриархии) до отношения к новым религиозным движениям и юрисдикциям. К последним отношение характеризуется как к нечто  непонятному, раздражающему и деструктивному явлению, хотя подавляющее большинство из них, как было замечено, зарегистрированы в органах юстиции. Контактов с ними почти не устанавливается, за исключением тех органов, которые по своей профессиональной принадлежности должны входить с ними в связь, нет должного научного  интереса к ним со стороны религиоведов и особого интереса представителей традиционных религий.

Можно предположить, что формируется новый подход к интерпретации принципа отделенности религиозных объединений от государства. Наконец, некоторые священнослужители активизируют свою деятельность (а ее по праву можно отнести к общественнополитической) во время предвыборных кампаний. Они не отказываются от участия в агитации, убеждая отдавать голоса за того или иного кандидата. Тема тенденции связи православия с политикой опять актуальна и стала предметом специального исследования12.

Итак, социальнополитические и экономические условия, идеологические предпосылки, возникшие в современной России, оказали сильное влияние на состояние религиозной ситуации и вероисповедной политики. Следствием многих изменений в ней являются  перемены в политике государства в отношении  к религии и церкви. В советское время барометр этих отношений показывал на "пасмурно". С рубежа 8090х годов ХХ века  стрелка пошла на "ясно". В идеале определяющей целью вероисповедной политики является создание условий, сочетающих обеспечение возможности наиболее полной реализации прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания с обеспечением консолидации и стабильности общества. Однако, как следует из приведённого материала, заметны противоречивые тенденции в развитии религиозной ситуации. Они усложняют её, временами делают неспокойной, некоторые тенденции могут привести к нежелательным последствиям.

Таким образом, характеристика изменяющейся религиозной ситуации выявляет место в ней самостоятельных формирований Русского Православия. Среди этих формирований особняком стоит Православная церковь Божией Матери Державная с ее выделяющимся духовным лидером и особенностями ее подхода к истории православной церкви, ее учению и организации.

Дальнейшее повествование и будет посвящено богородичному движению и его организации.

К ИСТОРИИ
БОГОРОДИЧНОГО ДВИЖЕНИЯ
В РОССИИ И ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.