Рефераты. Особенности богородичного движения в России






В начале 90х гг. церковь вошла в Международный Совет общинных церквей, являющийся коллективным членом Всемирного Совета Церквей. Процесс вступления, который занимает обычно не менее 34 лет, занял всего несколько дней.

В 1993 г. владыка Иоанн благословил и возглавил проведение первого Всероссийского Покаянного Собора, который прошел 1214 июня 1993 г. в СанктПетербурге. Было принесено соборное покаяние в грехах не только отдельных людей, но и целых сообществ, а также от лица профессий, городов, церкви и всей России.

Архиепископ Иоанн  участник ряда международных конгрессов. Одновременно с напряженной творческой работой и служением в церкви владыка постоянно проводит пастырскобогословские беседы (семинары), на которых присутствуют священники и прихожане. Его деятельность получила международное признание: ему присудили звание почетного доктора Алабамского университета (США). В последнее время большое внимание он уделял и уделяет одному из разделов или направлений православной мысли  софиологии.

Международной Ассоциацией "Educators for World Peace" при ООН, ЮНИСЕФ и ЮНЕСКО архиеп. Иоанн утвержден специальным консультантом в знак "признания его выдающегося вклада в дело служения человечеству и утверждения взаимопонимания и мира между народами", а также награжден почетной наградой "как выдающийся борец за мир".

"Легионом Марии" (г. Хантсвиль, Алабама, США)18 архиеп. Иоанн награжден почетной наградой имени Божией Матери Царицы мира "как человек, жизнь которого является примером служения любви и миру". Этот факт указывает на то, что сам архиеп. Иоанн и созданная им церковь вошли в международное религиозное движение, получившее с давних пор название "марианское" (Marian Movement of priests).

Таким образом, даже кратко изложенная биография архиеп. Иоанна даёт представление о начальных этапах организационного оформления богородичного движения в посткатакомбный период  становления Православной церкви Божией Матери Державная и получения ею известности в мире.





НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ
 ВЕРОУЧЕНИЯ.
 “ДЕРЖАВНЫЙ КАТЕХИЗИС”

К середине 90х гг. уже было издано несколько книг, излагающих Откровения Богоматери, книги по истории христианской церкви, в которых нашли своё отражение своеобразные подходы к этой истории представителей Богородичной ветви, а также взгляд на историю отечественной православной церкви.  Постепенно формируется и культовая практика церкви на основе глубоких традиций православия. В целях официальной регистрации религиозного объединения последователи Богородичной ветви, еще недавно Катакомбной церкви, в 1992 г. начинают составлять административный Устав, формируя своё устройство. Далее в работе будет охарактеризовано  учение, обрядовая практика и организационная структура церкви. 

Итак, рассмотрим некоторые стороны учения Православной церкви Божией Матери Державная. Существует обширная вероучительная литература, она является источником для изучения догматики церкви. Немаловажным источником к настоящему времени является подготовленный и изданный церковью в 1997 г. "Державный Катехизис"19. Он сосредоточил основы духовных исканий представителей богородичного движения Православия. Он же, как и всякий Катехизис, сформулировал главные положения её вероучения. Опираясь на "Державный Катехизис", можно выявить онтологические и гносеологические основы учения, найти ответы на вопросы по христианской антропологии Богородичной ориентации, а также на некоторые вопросы социального учения. Предваряя конкретную характеристику Катехизиса, можно сделать главное замечание: он отнюдь не является неким новым вероучительным документом. В нём получает развитие, прежде всего, учение христианской церкви о Божией Матери. Вследствие этого Катехизис во многом отличается по своей структуре, отчасти и по содержанию, от Катехизисов церквей Вселенского Православия, Католической церкви и протестантских формирований.  Если сравнить объёмы Катехизисов трёх упомянутых направлений с Державным катехизисом, то напрашиваются следующие выводы: среди них, прежде всего, выделяется Катехизис Католической церкви20. Это фолиант, имеющий около 800 страниц и включающий четыре части: Исповедание веры, Совершение христианской тайны, Жизнь во Христе, Христианская молитва. Катехизис имеет сложную структуру в своём содержании. Части делятся на разделы, а разделы  на параграфы. Форма изложения  обычная, без задаваемых, как  это делалось в старых Катехизисах, вопросов. Имеются обширные приложения, включающие список сокращений, указатель текстов, тематический указатель. По форме материал катехизиса изложен не столь популярным языком. Потребуется большое количество дней, чтобы изучить Катехизис. В противоположность ему, протестантский Катехизис (лютеранский  "Артикулы веры и учения") намного короче, всего лишь около 100 страниц. Весь текст разделяется на параграфы, материал изложен простым языком и параграфы, даже очень важные, к примеру, О Боге, О первородном грехе, О Сыне Божьем, О Церкви, О святом Причастии, О покаянии…,  О вере и о добрых делах, изложены очень кратко, некоторые укладываются в один абзац. Наряду с вероучительными вопросами и культовой практикой, эти два катехизиса уделяют большое внимание вопросам социального  служения (особенно католический). Что касается православных Катехизисов, для сравнения автор имеет два: первый  издан в 1909 г.21 (авторство его относят к митр.Московскому  Филарету (Дроздову). До сих пор это дореволюционное издание изучается в современных духовных учебных  заведениях Русской православной церкви). Второй  епископа Александра (Семёнова  ТянШанского)  архиерея Русской православной зарубежной церкви22. Эти катехизисы также небольшого объёма, чуть более ста страниц. Первый Катехизис изложен в традиционной форме  вопросноответной. Во втором же катехизисе материал разделяется на части и параграфы, не имеет
традиционной формы изложения. Наконец, общее замечание, касающееся вопросов, связанных с учением о Божией Матери. Во всех только что упомянутых Катехизисах большее место этому учению уделяется в католическом Катехизисе. В протестантском  Её имя даже не упо
мянуто. В православном Катехизисе Её имя упомянуто в связи с Рождеством Христовым. А у еп. Александра выделен отдельный небольшой параграф.

Православная церковь Божией Матери Державная, как отмечалось, подготовила "Державный Катехизис". По объёму он не отличается от протестантского и православных Катехизисов. Однако имеет большие отличия от всех вышеназванных по форме, по структуре и содержанию. Весь его материал разделён на девять глав. Первая глава отведена не учению о Боге, как в других Катехизисах.
В ней раскрываются две традиции Православия: святое старчество и иосифлянство. Далее идут главы: Учение о Боге, Эсхатология, Домостроительство Лиц Святой Троицы и Божией Матери, Учение о Непорочном начале, Миссия Божией Матери в последние времена, Учение о "Державной", Экклесиология, Мистическая Экумена  путь единения церквей. Оригинальность данного Катехизиса, прежде всего, состоит в том, что таким учениям, как о Боге Троице, о Христе, о Святом Духе, о Церкви, о Божественной Благодати и Таинствах, о духовной жизни христианина он уделяет небольшое место. Богословы Богородичной ветви, считают, что фундаментальные положения веры изложены в других богословских сочинениях, но действие Духа Святого различно для людей в разные времена.
Не прекращаются и откровения Богоматери. Следствием этого и является продолжение и развитие прежде изложенного учения. Богословы также считают, что и здесь не должно быть некой закостенелости. Таким  образом,  большая часть Катехизиса посвящена учению о Божией Матери. Попадается редкая страница, на которой не упомянуто Её имя. По форме изложения Катехизис напоминает католический и православный, а также еп. Александра. Только в редких местах задаются вопросы и на них даются ответы. Державный Катехизис, пожалуй, вряд ли призван для популярного научения вере своих последователей. Скорее всего, это теологический трактат, в котором излагаются истины церкви. В нём же представлены и апологетика,  и сравнительное богословие. Катехизис проникнут ещё духом критицизма в отношении к православной церкви, имеющей название "Русская православная церковь (Московская патриархия)". В книге подробнейшим образом излагаются экскурсы в её историю. Язык Катехизиса или стиль включает и некоторую публицистичность, и строго выраженный  теологический язык. Одновременно он пронизан мистическим содержанием через изложение откровений Божией Матери, причём данных не только о.Иоанну (Береславскому), но и другим пророкам и вероучителям Православной и Католической церквей.

 

Особенности учения. Церковь настаивает на том, что она не порывает с христианской, в частности, православной традицией, а также  на том, что, не порывая с традицией, она возвращается к прежним евангельским основам и развивает некоторые стороны традиционного вероучения. С этой стороны наиболее оригинально у церкви выглядят такие учения, как о Священном Писании,
о Богородице, о новой Богородичной церкви, об иерархии, о преображении, о душе, о таинствах, о втором пришествии Христовом  и об антихристе, о мире и историкофилософское учение, имеющее преломление во взгляде на русскую историю  гражданскую и церковную.
В настоящей работе будет обращено внимание на особенности лишь некоторых этих учений. Причем наблюдения автора, связанные с учением, находят отражение не только в этом, но и в последующих параграфах.

Как известно, своё развитие христианское вероучение получило на основе Священного Писания и Священного Предания. Если во всех Поместных православных церквах Священное Писание и Священное Предание считаются  равноценными, в ПЦБМД делается акцент не только на письменные труды святых отцов, но и на развитие устного и безмолвного Предания, которое богословы Церкви Божией Матери полагают неотъемлемой, важнейшей частью Священного Предания. Также считается, что некоторые постановления древних Соборов были уместны для времени их проведения. В Священном Предании уделяется большое внимание изучению творений отцов церкви и других святых, посвященных пути стяжания Св. Духа, их житиям, а также изучению откровений Иисуса Христа и Богоматери, данных в разных странах в разные времена. Эти Откровения, данные в прошлом и настоящем, а также и Откровения архиеп. Иоанну, считаются частью Священного Предания. Как считает церковь,  Ветхий Завет  это слово БогаОтца, Новый  БогаСына, посланного Отцом, а Откровения Богоматери  это слово Святого Духа, говорящего Её устами, как бы продолжение и более полное раскрытие Нового Завета. Подобной точки зрения придерживался также Нил Сорский, называвший творения святых отцов  святымПисанием. По учению церкви, Бог обращается к людям в разные периоды истории поразному, поэтому Откровения Богоматери  это обращение к сегодняшнему человечеству,
а также и к будущим поколениям. В одном из Откровений Дева Мария сообщила архиеп. Иоанну, что многое, что Она передает ему, не знают даже святые, они слушают его проповеди, находясь в небесных сферах.

Из разрабатываемых церковью учений немалое внимание уделяется учению о Боге. Но, как следует из текста, большая часть упомянутого нами Державного катехизиса посвящена учению о Божией Матери. Это учение раскрывается в нескольких разделах: V. Учение о Непорочном начале, VI. Миссия Божией Матери в последние времена, VII. Учение о "Державной"  преображение Православия. Однако и в других разделах Богоматери также уделяется большое внимание. В беседе с автором архиеп. Иоанн заметил: "Мы особо почитаем Божию Матерь". В чём же состоит эта особенность? Чтобы ответить на этот вопрос, надо всесторонне обозреть всю деятельность церкви. Но есть сущностные характеристики. На нихто и следует остановиться. Вселенская Православная церковь свое учение о Божией Матери прежде всего основывает на четырёх истинах. Почитание Богоматери Богородичной ветвью русского православия не противоречит этим четырём истинам. Они суть следующие. Первая состоит в признании Марии Богородицею, Матерью Господа Иисуса Христа. Эта истина отстаивалась ещё в древние времена, во времена первых Вселенских соборов в спорах с представителями различных течений (несториане и др.),
и эта истина была возведена в догмат и включена в Символ веры. Вторая истина утверждает приснодевство Богородицы. Однако данная истина не была включена в Символ веры, так как на III Вселенском соборе его членами было принято определение не добавлять в Символ веры ничего, сохранить его в принятой редакции на первых двух Вселенских соборах. Третья истина указывает на величие и превосходство Божией Матери не только над всеми земнородными существами, но и над "всеми чинами ангельскими". Божия Матерь, согласно этой истине, прославляется "самыми возвышенными похвалами". Одно из имен Богоматери у Иоанна  Дамаскина  "Госпожа и Владычица всех творений". Наконец, согласно четвёртой истине, Божия Матерь есть первая после Бога, а также Помощница и Посредница между Богом и человеком. Согласно православному учению, Она не равночестна Господу. Когда православный обращается к Богоматери с молитвой
о спасении, то это означает спасение Её молитвами перед Богом. Самой же Богоматери поклоняются не как Богу,
а как "Матери Божией по плоти".

Уже в древние времена мы встречаем большое количество высказываний многих Отцов Церкви, прославленных старцев, монахов, связанных с почитанием Богоматери. Это сильное почитание заметно в литургических текстах, в акафистах, в праздниках, посвящённых Богоматери, а также в посвящении в Её честь престолов.
К примеру, Древневосточная Эфиопская церковь отмечает 33 богородичных праздника. Уже в первое тысячелетие существования христианства было написано множество икон, посвящённых Богоматери, немало из которых стали чудотворными. Во втором тысячелетии можно говорить о некотором спаде в Её почитании, однако некоторые христианские церкви его продолжали. РимскоКатолическая церковь в этой связи даже утвердила две истины, в качестве догматических положений: первая  о Непорочном Зачатии Девы Марии, вторая  о взятии Её в Небесную Славу. В Католической церкви получили развитие скульптурные изображения Девы Марии, а также особая форма молитвы, получившая название "Розарий".

В протестантизме почитание Божией Матери угасало постепенно. Оно происходило на основе учения о единоспасающей вере без посредников между Богом и человеком. Если М. Лютер ещё признавал приснодевство Марии и возможность её заступничества перед Богом, почитание некоторых богородичных праздников (сохранялось до эпохи Просвещения), то У. Цвингли отвергал возможность молитвенного обращения к Деве Марии,
а Ж. Кальвин был вовсе решительным противником всякого почитания Богородицы.

Православная церковь Божией Матери Державная на рубеже XX и XXI вв. стремится вернуть усиленное почитание Богоматери, существовавшее в первом тысячелетии христианства. Однако это усиленное почитание приобрело в деятельности церкви своеобразное содержание и формы. Ещё раз заметим, что учение это строится, прежде всего, на откровениях Богоматери, данных далеко не только архиеп. Иоанну. Немного отвлекаясь, заметим, что в последние годы богословы церкви уделяют большое внимание изучению истории этих откровений как на Западе, так и в России. Ими завершена и издана книга откровений Божией Матери с I по XX века. Эта антология будет продолжена публикацией Откровений, происходивших после 15 века и до начала третьего тысячелетия. Большое внимание уделяется Откровениям, данным преп. Серафиму Саровскому, Иоанну Кронштадскому, старцу Силуану Афонскому, соловецкому узнику и исповеднику старцу Сампсону Сиверсу, последнему духовнику ТроицеСергиевой лавры схиархимандриту Захарию, схиигумену Савве, схиигумену Амфилохию Почаевскому и другим  подвижникам Православия, что отражено в их житиях, наставлениях и свидетельстве. Не может не обратить внимания вдумчивого исследователя тот факт, что многие Откровения люди получали в периоды социального напряжения в обществе. Именно к таким временам надо отнести и середину 80х гг. ХХ в., когда в России тогда ещё мало кому известный Вениамин Береславский получил откровение Божией Матери. Само же создание церкви как организационной структуры действительно  можно определить как одно из социальных явлений нашей современной жизни. Учение церкви о Богоматери связывается, прежде всего, со спасением рода Адамова  "в последние времена" и рассматривается церковью в контексте эсхатологического учения. По учению церкви Дева Мария выступает как Соискупительница, от Неё идут благодатные милости. Она "совершенно обожена"23. Она одесную стоит Живоначальной Троицы и входит в "славу Единосущной и Нераздельной Троицы".

Эти дополнения к традиционному учению о Богоматери, в то же время развивающие его на основе Богородичной  святости, проиллюстрируем некоторыми текстами. Вопервых, об исключительном посредничестве Божией Матери между Богом и людьми: "Вы ныне лишены возможности взирать на Сына вне Меня. И ни одна молитва, обращенная к Спасителю, не дойдет без Моего посредничества"24; "Невозможно без Матери Божией и помимо Нее познать Христа"25; "Я поныне смиренно служу посредницей к Богу"26.

Вовторых, о духовном рождении от Божией Матери: "Ни один не родившийся от Меня не познает Христа, ибо Я есть Мать нового духовного рождения, и как нельзя прийти в мир без утробы матери земной, так и не родиться в Духе, не освятившись и не пребыв в Моем преблагоуханном и преблагословенном Лоне, именуемом Ложеснами правды. Обителью превечного Света, Юдолью преблагоуханного покоя. Святилищем любви и храмовой благодати. Домом Премудрости Божией"27; "Без Божией Матери невозможно второе духовное рождение"28; "Просите быть помещенными в Лоно нового духовного рождения. Вам надлежит войти в плоть новой духовной Матери своей, вселиться в Меня, втесниться, чтобы Я пронесла в Себе каждого из вас. И там, внутри непорочного Моего Лона, произошло ваше соединение"29; "Духовное рождение во Христе возможно только через Пречистую30".

Втретьих, о благодати Св. Духа, подаваемой через Божию Матерь: "Дух Святой найдет на землю и через Пречистую Деву Марию будет устроять Царство Новой земли и Нового неба"31; "Дух Святой Параклит, Утешитель в Скорбях, действует через Меня"32; "Благодать изливается через Божию Матерь"33.

Вчетвёртых, согласно откровению, Богоматерь "приняла Распятие с Ним и стала Соискупительницей рода"34 человеческого. В этой связи необходимо заметить, что издревле существует краткая молитва: "Пресвятая Богородица, спаси нас".

В завершении краткого обзора учения церкви о Богоматери приведем  в концентрированном виде имена, дававшиеся Богоматери согласно  православной традиции. Они суть: "Соискупительница, Распределительница благодатных даров и милостей, Госпожа народов всей земли, Первопророчица, Первосвященница, Царица мира, Новая Ева, Жена Облеченная в Солнце, Знамение, Ковчег спасения последних времен, Заступница российского народа, Живое Евангелие, Мать Новой Святой Руси"35. Пожалуй слово "новой" стало употребляться в Православной Церкви Божьей Матери Державная.

Особенности учения о Богоматери во многом связаны с другими разделами учения церкви, но наиболее сильная связь обнаруживается с общим эсхатологическим учением христианства.

Таким образом, церковь считает, что она  своим вероучением  возвращает святоотеческое и литургическое учение о непорочном начале новой, святой, благочестивой жизни во Христе, которое несет человечеству Пресвятая Дева, Предстательница о спасении рода человеческого или, говоря теологическим языком,  "рода Адамова".

РЕЛИГИОЗНАЯ ПРАКТИКА

Как и все Христианство, включая Православие, церковь уделяет большое внимание литургической практике. Церковь служит литургию Иоанна Златоуста (на русском и церковнославянском языках); богослужебные тексты православной церкви переводят на понятный современному прихожанину язык. Используются также молитвенные тексты других Церквей.  На литургиях читается Розарий. Богослужения сопровождаются инструментальной музыкой (электроинструменты) и песнопениями. Автору довелось быть неоднократно на литургиях Церкви. Основой их, действительно, являются древние литургии, в том числе и упомянутого Иоанна Златоуста. Однако все литургии непохожи друг на друга: "У нас литургии абсолютно разные" (архиеп. Иоанн  авторский вечер в конференцзале гостиницы "Россия", Москва, 15 января 2004 г.). Сохраняется некоторая чинопоследование, но в частях нередко мало общего с литургиями предыдущими. Священнослужители в первые годы существования катакомбной общины богородичной ветви ИПЦ соборно, в беседах и на семинарах изучали традиционный строй литургии. Они пришли к мнению, что ее текст, строгая последовательность, отдельные возгласы, тексты песнопений не могут быть неизменными, канонизированными на века. По их мнению, должно существовать литургическое творчество, и оно, прежде всего, идет от сердца, "облагодатствованного Духом Святым", от вдохновения священнослужителей, при этом, однако, обязательно ограниченных церковной традицией и благословением предстоятеля церкви, трезвенным самоконтролем. На литургиях, отлично от Русской православной церкви (Московской патриархии), постепенно формировался строй, сложившийся к настоящему времени. Менялось содержание ектений, наряду с традиционными текстами церковь включает молитвы не только о страждущих,
о болящих вообще, но и конкретно о наркоманах, бомжах. Молится церковь не только о властях вообще, но и о президенте Путине. Что касается предстоятелей церквей
и отдельных их представителей, в ектениях (и на молебнах) упоминаются имена архиеп. Иоанна, свв. митрополита Серафима (Поздеева)36, священника Иннокентия Балтского и некоторых других.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.