Таблица 2 - Основные экономические показатели
тыс.руб.
Наименование
показателя
Ед. изм.
2000 год
2001 год
2002 год
2003 год
2004 год
Откл-я
2004-03,%
Объем товарной продукции
тыс. руб.
1 118 902
1 462 928
1 882 821
2 797 287
3 550 012
26,91
Выпущено холодильников
шт.
257 034
297 639
333 418
448 062
512 276
14,33
Выпущено м/к
301 234
325 607
406 623
738 933
845 762
14,46
Себестоимость
1 067 381
1 395 625
1 807 094
2 721 117
3 401 382
25,00
Чистая прибыль
15 724
21 624
-352
-6 590
50 117
660,50
Рентабельность товарной продукции
%
4,83
4,82
4,19
2,80
4,37
56,07
Рисунок 4 – Динамика товарной продукции и себестоимости
По данным таблицы 2 и рисунка 4, наблюдается рост товарной продукции, относительно 2003 года товарная продукция возросла на 752 725 тыс. рублей (26,91 %). При этом выпуск холодильников и морозильников возрос по сравнению с 2003 годом на 64 214 шт. (14,33 %), а выпуск компрессоров на 106 829 шт. (14,46 %). Рентабельность товарной продукции увеличилась в 1,56 % раза и составила 4,37 %.
По итогам работы за 2004 год ОАО “ Красноярский завод холодильников ”Бирюса“ получена прибыль в размере 50 117 тысяч рублей.
В 2004 году региональная отгрузка холодильников имела структуру, представленную на рисунке 5.
Рисунок 5 – Структура отгрузки холодильников по регионам
По структуре отгрузки большая доля поставок приходится на Сибирь(53,8%) и Москву(14,05%), при этом наметилась тенденция расширения рынка на Запад, его доля поставок по сравнению с 2003 годом увеличилась на 3,65% и составила в 2004 году 12,45%(71,328 тыс.штук).
Рынки сбыта продукции ОАО “КЗХ “Бирюса
· Россия;
· Казахстан;
· Туркменистан;
· Узбекистан;
· Монголия;
· Пакистан.
Возможные факторы, которые могут негативно повлиять на сбыт продукции ОАО “КЗХ “Бирюса”:
· задержки выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы;
· укрепление рубля относительно доллара США и евро;
· снижение таможенных пошлин на ввоз в Россию бытовой холодильной техники.
Практика деятельности в отношении оборотного капитала и запасов
Политика ОАО «КЗХ «Бирюса» в области управления запасами направлена на оптимизацию общего размера и структуры запасов, минимизацию затрат на их обслуживание и бесперебойное обеспечение производства материалами и покупными комплектующими изделиями.
Факторы конкурентоспособности ОАО “КЗХ “Бирюса”:
· качество выпускаемой продукции;
· цена;
· дизайн;
· ассортимент выпускаемой продукции;
· известность торговой марки;
· территориальное расположение.
Рисунок 6 – Основные конкуренты ОАО “КЗХ “Бирюса”:
Планы будущей деятельности ОАО «КЗХ «Бирюса»
В 2005 г. на ОАО “КЗХ “Бирюса” планируется:
1. Внедрение новых 11 моделей бытовых холодильников;
2. Модернизация оборудования и оснастки по переходу на изготовление пенополиуретановой теплоизоляции на циклопентане – вспениватель не разрушающий озоновый слой земли;
3. Внедрение технологии порошковой окраски холодильников для снижения вредных выбросов в атмосферу.
Анализ тенденций развития в сфере основной деятельности ОАО «КЗХ «Бирюса»
Рынок бытовой электротехники считается наиболее развитым розничным направлением, и как следствие, наиболее конкурентным. При этом можно утверждать о существенном за посткризисный период увеличении спроса на холодильники. Несмотря на то, что в целом объемы производства холодильной техники в РФ еще не вернулись к уровню 1993 г., 2004 г. для отрасли был лучшим за последние пять лет. Выпуск холодильников в РФ в 2004 г. составил 2 527 387 шт., что примерно на 16,4 % больше выпуска в 2003 г.
Рисунок 7 – Производство холодильников в РФ за период 2000-2004 г.г.
Прирост рынка в целом ожидается и в 2005 году в пределах 12%. Рост рынка обусловлен, прежде всего, увеличением покупательской способности, а так же процессом массовой замены потребителями бытовой техники купленной в конце 80-х годов. Кроме того, на динамику рынка влияет приход новых технологий.
Еще одна глобальная тенденция – смещение потребительского спроса в сторону более качественной техники. Потребитель постепенно переходит на более высокотехнологичный, функциональный продукт, что становится ключевым фактором успеха производителя. Следствие этой тенденции – рост импорта в Россию бытовых холодильников.
Как следствие роста рынка, наблюдается другая важная тенденция – снижение концентрации бизнеса, увеличение объема инвестиций в развитие структуры производства и торговли бытовой техники.
Рисунок 8 – Производство холодильной техники на ОАО “КЗХ “Бирюса”
Емкость рынка БХТ РФ в 2004 г.
Рисунок 9 – Количество БХТ РФ в 2004 г (шт.)
Рисунок 10 – Доля рынка БХТ РФ в 2004 г
Сведения об общей сумме экспорта, а также о доле, которую составляет экспорт в общем объеме продаж
Рисунок 11 – Общая сумма экспорта
Рисунок 12 – Доля, экспорта в общем объеме продаж
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Общий анализ финансового состояния.
Финансовое состояние предприятия характеризуется системой показателей, отражающих наличие, размещение, использование финансовых ресурсов предприятия и всю производственно-хозяйственную деятельность предприятия.
Основной целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами.
Для решения вышеперечисленных задач была использована годовая бухгалтерская отчетность ОАО «КЗХ «Бирюса» за 2003-2004 год, а именно:
· бухгалтерский баланс (форма №1 по ОКУД);
· отчет о прибылях и убытках (форма № 2 по ОКУД);
При проведении анализа финансового состояния использовались следующие приемы и методы:
· горизонтальный и вертикальный анализы;
· анализ коэффициентов (относительных показателей);
· сравнительный анализ
Сравнительный аналитический баланс можно получить из исходного баланса путём сложения однородных по своему составу и экономическому содержанию статей баланса и дополнения его показателями структуры, динамики и структурной динамики. Аналитический баланс охватывает много важных показателей, характеризующих статику и динамику финансового состояния организации. Этот баланс включает показатели как горизонтального, так и вертикального анализа.
Финансовое состояние предприятия характеризуется размещением и использованием средств (активов) и источниками их формирования (собственного капитала и обязательств, то есть пассивов). Все это представлено в бухгалтерском балансе предприятия.
Для анализа финансового состояния организации данные бухгалтерского баланса должны быть представлены таким образом, чтобы ожидаемые оценки сохранения организацией в ближайшем будущем своей экономической жизнеспособности, т.е. способности продолжать свою деятельность и исполнять обязательства.
· активы организации – это расходы, которые произведены с целью извлечения будущих экономических выгод;
· обязательства организации – это права требования кредиторов, которые должны быть выполнены в полном объеме и в срок на оговоренных сторонами (или обязательных к исполнению) условиях;
· капитал – это сбережения собственника, которые должны обеспечить ему доходы в будущем в соответствии с вложенным капиталом.
Первым этапом анализа финансового положения предприятия, является оценка имущественного положения на основе бухгалтерского баланса (форма №1) с использованием вертикального и горизонтального анализов, которые дают наиболее общее представление о качественных изменениях в структуре средств и их источников, а также динамики этих изменений. Рассмотрим таблицу 3 - Сравнительный аналитический баланс (тыс. руб.)
Таблица 3 - Сравнительный аналитический баланс
АКТИВ
Код
Абсолютные величины в руб.
Удельные веса, %
Изменения, +,-
2003
2004
Абс. величин
Уд. весов
В % на нач. года
1
2
3
4
5
6
7
8
9
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
Нематериальные активы
110
49
48
0,0035
0,0029
-1
-0,0005
-2,04
Основные средства
120
710 977
729 318
50,36
44,40
18 341
-5,96
2,58
Незавершенное строительство
130
271 012
272 963
19,20
16,62
1 951
-2,58
0,72
Долгосрочные финансовые вложения
140
334
0,02
0
0,00
Отложенные налоговые активы
145
5 934
36 859
0,42
2,61
30 925
2,19
521,15
Прочие внеоборотные активы
150
374
249
0,03
-125
-0,01
-33,42
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)
230
50 123
48 737
3,55
2,97
-1 386
-0,58
-2,77
ИТОГО по разделу I
190
1 038 803
1088508
73,58
66,27
49 705
-7,31
4,78
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
Запасы
211
174 736
276 883
12,38
16,86
102 147
4,48
58,46
Незавершенное производство
213
23 812
29 142
1,69
1,77
5 330
0,09
22,38
Готовая продукция и товары для перепродажи
214
63 522
81 010
4,50
4,93
17 488
0,43
27,53
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)
240
81 903
120 988
5,80
7,37
39 085
1,56
47,72
Денежные средства
260
3791
3 112
0,27
0,19
-679
-0,08
-17,91
Прочие оборотные активы
270
25186
42853
1,78
17 667
0,82
70,15
ИТОГО по разделу II
290
372 950
553 988
26,42
33,73
181 038
7,31
48,54
БАЛАНС
300
1 411 753
1 642 496
100,00
230 743
16,34
ПАССИВ
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ
Уставный капитал
410
394 255
27,93
24,00
-3,92
Накопленный капитал
470
601 949
652 066
42,64
39,70
-2,94
8,33
ИТОГО по разделу III
490
996 204
1 046 321
70,57
63,70
-6,86
5,03
Продолжение таблицы 3
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Долгосрочные обязательства
590
11 448
20 686
0,81
1,26
9 238
0,45
80,70
ИТОГО по разделу IV
600
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Краткосрочные обязательства
610
61 631
183 628
11,18
121 997
6,81
197,95
Кредиторская задолженность
620
132 826
212 324
9,41
12,93
79 498
3,52
59,85
задолженность по налогам и сборам
624
78 295
44 193
5,55
2,69
-34 102
-2,86
-43,56
прочие кредиторы
625
117 938
121 933
8,35
7,42
3 995
-0,93
3,39
Прочие краткосрочные обязательства
660
13 411
0,95
-0,13
ИТОГО по разделу V
690
415 549
596 175
29,43
36,30
180 626
6,86
43,47
700
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13