Рефераты. Политэкономия






Есть несколько способов группировки литературы:

А) алфавитный;

Б) систематический;

В) хронологический.

Алфавитный способ применяется чаще всего при небольшом объеме реферата и предусматривает расположение источников в алфавите фамилий авторов или заглавий книг и статей.

Систематический способ группировки литературы предполагает распределение ее по рубрикам, соответствующим главам реферата. В пределах каждой рубрики книги и статьи перечисляются в алфавитном порядке.

В ряде случаев, когда это определено характером темы, может быть использован хронологический принцип расположения книг и статей - по годам их выхода из печати.

Какой бы способ группировки литературы ни был избран студентом, рекомендуется составлять список литературы в следующей последовательности:

1. Официальные материалы ( законы, указы).

2. Остальные, использованные в реферате, источники - в соответствии с избранным принципом.

 Подготовленный реферат, как правило, защищается на семинарском занятии студентами дневного отделения.

Целесообразно тезисы выступления, а точнее - обозначение разделов и подразделов реферата, сокращенное изложение основного материала (определение важнейших понятий, упоминание цифр и фактов, формулировка выводов) размножить и раздать студентам как материал для последующего обсуждения. Заканчивая подготовку к выступлению с рефератом на семинарском занятии, полезно прочитать весь его текст "для себя" . Это будет способствовать закреплению материала в памяти и позволит во время выступления либо совсем не заглядывать в конспект (план, текст ), либо свести обращение к нему до минимума. После обсуждения реферата в группе работа студента оценивается преподавателем.

Примерная тематика рефератов по дисциплине " Политическая экономия"


1.       Трактовка предмета политической экономии различными школами экономистов.

2.       Субъекты и объекты экономических отношений.

3.       Экономический человек и рациональное экономическое поведение.

4.       Методы экономического анализа.

5.       Соотношение понятий: принципы, закономерности, законы в политической экономии.

6.       Научная абстракция и экономические категории.

7.       Экономико-математическое моделирование как метод научного познания.

8.       Научные гипотезы и их проверка в экономическом эксперименте.

9.       Экономическое мышление: роль и место в структуре общественного сознания.

10. Возрастание значения экономической политики в условиях реформ.

11. Лауреаты Нобелевской премии в области экономики.

12. Философские основы политической экономии.

13. Противоречия и их роль в социально-экономическом развитии.

14. Стадии и фазы экономического развития.

15. Редкость благ и производство.

16. Мотивы и стимулы производственной деятельности человека.

17. Проблемы эффективности производства в условиях рыночной экономики.

18. Устойчивость производства и ее влияние на жизнь общества.

19. Борьба за ограниченные ресурсы.

20. Материальное производство и непроизводственная сфера.

21. Роль и значения государственной собственности в рыночной системе хозяйствования.

22. Значение принципов частной собственности и свободы предпринимательства для рыночного хозяйства.

23. Преимущества и недостатки различных вариантов приватизационного процесса в Украине.

24. Теория предельной полезности: возникновение, сущность, развитие.

25. Деньги и их роль в экономике.

26 Инфляция; причины возникновения и методы борьбы с ней.

27. Электронные деньги и формы их использования.

28. Анализ законов денежного обращения , сформулированных К.Марксом и И.Фишером.

29. Закон спроса и предложения в системе рыночного механизма.

30. Понятие рыночного равновесия и его устойчивость.

31. Координирующая роль цен.

32. Исторический процесс познания рынка как экономического явления.

33. Основные черты свободного ( классического ) рынка.

34. Полная и достаточная экономическая свобода в условиях рынка.

35. Неценовая конкуренция.

36. Дефицитный рынок: причины функционирования и последствия.

37. Происхождение и мировая история предпринимательства.

38. Сущность предпринимательства и его роль в социально-экономическом развитии.

39. Цели, основные функции и конкретные задачи предпринимателя.

40. Государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики.

41. Малый бизнес: характерные черты, преимущества, зарубежный опыт и проблемы становления в Украине.

42. Организационно - правовые формы предприятий.

43. Влияние изменения строения капитала на эффективность производства.

44. Издержки производства и их роль в формировании стратегии фирмы.

45. Производительность и рост оплаты труда.

46. Цена рабочей силы на рынке труда.

47. Экономическая прибыль и ее роль в эффективном функционировании фирмы.

48. Проблемы формирования рыночной инфраструктуры в Украине.

49. Особенности функционирования бирж в Украине.

50. Торговый дом - "хорошо забытое старое".

51. Ярмарка и аукционы как формы организации оптовой торговли.

52. Цена земли: сущность и факторы, определяющие динамику.

53. Проблемы становления фермерства в Украине.

54. Государственное регулирование сельскохозяйственного производства.

55. Национальный рынок и его равновесие.

56. Макроэкономическая политика Украины.

57. Проблемы регулирования пропорций общественного производства в Украине.

58. Общественное равновесие- условие функционирования национальной рыночной системы.

59. Технический прогресс и экономическое равновесие.

60. Факторы экономического роста.

61. Конверсия и экономический рост.

62. Экономический рост и проблемы развития городов в Украине.

63. Изменения в экономике циклического характера и долговременные тенденции.

64. Структурный кризис в Украине и экономический спад на этапе перехода к рынку.

65. Альтернативные программы выхода Украины из кризиса.

66. Взаимосвязь циклического развития, величины и структуры безработицы.

67. Биржи труда в Украине (исторический аспект).

68. Система социальной защиты безработных.

69. Умение жить в условиях инфляции.

70. Инфляция и политика регулирования доходов.

71. Доходы и расходы государственного бюджета, их структура и роль в экономическом росте производства.

72. Фискальная политика и ее роль в государственном регулировании экономики.

73. Антимонопольная политика государства.

74. Границы государственного вмешательства в экономику.

75. Система социальной защиты: генезис и эволюция.

76. Основные черты и условия формирования мирового хозяйства.

77. Украина и экономические центры мирового хозяйства.

78. Концепции регулирования платежного баланса и валютного курса.

79. Анализ платежного баланса Украины.

80. Пути достижения конвертируемости валюты Украины.

81. Интеграция стран СНГ.

82. Экономическая безопасность Украины.

Методические указания по написанию курсовой работы по дисциплине

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ

Введение


Курсовая работа по дисциплине " Политическая экономия" является важнейшей стадией теоретического обучения на первом курсе и имеет целью систематизацию и закрепление теоретических знаний, изучение, обобщение и самостоятельное обоснование выводов по одному из вопросов политэкономии. При этом, завершенная курсовая работа должна свидетельствовать о том, что студент глубоко разобрался в теоретических и методологических аспектах темы, умеет анализировать экономические процессы и проводить необходимые расчеты.

 В условиях, когда Украина находится на этапе переходного экономического развития и готовится к значительному расширению рыночных отношений, когда в стране на базе разгосударствления и приватизации собственности существенно меняется содержание производственных отношений, студенты должны проявлять заостренное чувство ответственности в процессе выбора литературы по теме.

Курсовые работы, не освещающие актуальные проблемы политэкономии, не содержащие ссылок на опыт Украины, представляющие из себя тексты, переписанные из какой-либо книги, вместо обобщения нескольких литературных источников, не содержащие графиков, схем, таблиц, не могут быть одобрены и рекомендованы к защите.

Все выполненные курсовые работы должны быть оформлены в строгом соответствии с настоящими "Методическими указаниями".

1. Общие сведения


Курсовая работа по политической экономии - это научная работа, выполняемая в процессе обучения и имеющая целью научить студентов самостоятельно применять полученные знания по одной из изучаемых дисциплин для решения конкретных практических задач в области экономики, привить навыки расчетов и обоснования принимаемых решений.

При написании курсовой работы от студента требуется проявление личной инициативы. В этом главное отличие данных форм обучения от лекционных, семинарских, практических и других аналогичных занятий.

Вы должны быть готовы к тому, что на защите к работам будут предъявляться следующие требования:

1) глубокая теоретическая проработка исследуемых проблем на основе анализа экономической литературы;

2)      умелая систематизация цифровых данных в виде таблиц, графиков с необходимым анализом, обобщением и выявлением тенденций развития экономических явлений;

3)      критический подход к изучаемым фактическим материалам в целях поиска резервов повышения эффективности, экономической деятельности;

4)      аргументированность выводов, обоснованность предложений и рекомендаций;

5)      литературное, логически последовательное и самостоятельное изложение материала;

6)      оформление материала в соответствии с установленными требованиями.

Единые требования к работе не исключают, а предполагают широкую инициативу и творческий подход к разработке каждой темы.

В целях оказания помощи, а также для осуществления контроля по каждой теме назначается научный руководитель, с которым Вам следует согласовывать все вопросы, связанные с подготовкой работы. Впоследствии научным руководителем будет составлена рецензия на курсовую работу.

Педагогическая практика показывает, что весь процесс подготовки и защиты работы состоит из ряда последовательных этапов:

1)      выбор темы и согласование ее с научным руководителем;

2)      подбор литературы;

3)      изучение требований к оформлению работы;

4)      изучение подобранной литературы;

5)      написание работы;

6)      разработка тезисов доклада и защиты;

7)      защита работы.

Перечисленные этапы не равнозначны по сложности и количеству затрачиваемого времени на выполнение каждого этапа всей работы.


2. Выбор темы и согласование ее с научным руководителем


Вам предоставляется право самостоятельно выбрать тему работы из предложенной кафедрой тематики. Кроме того, вы можете предложить свои инициативные темы, которые согласовываются с заведующим кафедрой.

Выбор темы целесообразно основывать исходя из ее значимости для развития экономики Украины, имеющегося опыта практической работы, полученных при обучении в вузе знаниях, а также своего дальнейшего предназначения. Необходимо, чтобы студент, выбирая тему курсовой работы, четко и ясно представлял себе ее место в структуре курса. Если это студент -заочник, то он может выбрать тему, близкую к его функциональным обязанностям по работе. Может быть, выбранная тема позволит Вам реализовать давнишние научные поиски.

Студенты часто стремятся брать широкие и избегают узких тем. Это не всегда правильно. Ведь известно, что чем сложнее и грандиознее план, тем больше шансов, что он провалится. В связи с этим практика показывает, что работы, посвященные широким темам, часто бывают поверхностными и мало самостоятельными. Узкая же тема прорабатывается более глубоко и детально. Вначале кажется, что она настолько узка, что и писать не о чем. Но по мере ознакомления с материалом это опасение исчезает. Вам открываются такие стороны проблемы, о которых Вы раньше и не подозревали.

В период выбора темы Вам целесообразно установить контакт с преподавателем, проводящим по данной или схожей теме занятия, поскольку, как правило, именно этот преподаватель будет выступать в качестве научного руководителя.


3. Подбор литературы


Подбор литературы целесообразно начинать с изучения тех книг и периодических изданий, которые рекомендованы по изучаемым по специальности темам. Вам следует проанализировать, с какими изученными или планируемыми к изучению темам наиболее близка тема выбранной работы. Согласно рекомендованному кафедрой списку литературы по дисциплинам можно подобрать основные источники.

Знакомиться с литературой целесообразно в следующей последовательности:

-        руководящие документы (вначале законы, законодательные акты),

-        научные издания (первоначально книги, затем периодические издания),

-        статистические данные.

Знакомиться с источниками следует в порядке, обратном хронологическому, то есть вначале целесообразно изучить самые свежие публикации, затем - прошлогодние, потом - двухгодичные и т.д.

Подбор книг и статей следует производить с использованием систематических указателей литературы в городских библиотеках и читальном зале вуза. При изучении периодических изданий лучше использовать последние в году номера журналов, где помещается указатель статей, опубликованных за год.

Статистический материал, отражающий протекающие в экономике процессы, можно получить при анализе данных, опубликованных в ежегодных статистических сборниках.

Практика показывает, что большинство студентов, имея хорошие начальные навыки работы с первоисточниками, все же не умеют в короткий срок извлечь требуемую информацию из большого объема. Можно рекомендовать следующую последовательность действий, помогающую почерпнуть главное в любом издании, не читая его целиком. В издании изучается:

-        заглавие;

-        фамилия автора;

-        наименование издательства (или учреждения, выпустившего книгу);

-        время издания; количество изданий (первое, второе и т.д.);

-        аннотация;

-        оглавление;

-        введение или предисловие;

-        справочно-библиографический аппарат (список литературы, указатели и т.д.),

-        иллюстративный материал и первые предложения абзацев в представляющих интерес главах.

При изучении заглавия следует сопоставить его с темой Вашей будущей работы. Если заглавие совпадает с темой или уже ее, то для Вас будет представлять интерес весь материал публикации. Если заглавие шире темы, то Вам будет интересна только часть издания.

Известность автора важна для исследователя. Если автор широко известен, то книга будет содержать устоявшиеся положения. Если автор малоизвестен, то к материалу следует подходить с критических позиций и обращать внимание на доказательство приводимых положений. Работы малоизвестных авторов не менее важны, чем публикации маститых ученых. Как правило, малоизвестные авторы - это начинающие исследователи. Именно они выдвигают и доказывают новые положения. Эти новые положения могут использоваться Вами в качестве направлений собственных исследований или подвергаться критике.

Время издания отражает особенности того исторического периода, в который писалась книга. Материалы, опубликованные до начала 90-х годов, характеризуются рассмотрением процессов с марксистско-ленинских позиций. Период с начала 90-х годов до 1998 г. характеризовался эйфорией реформ, и книги этого периода, как правило, не содержат критического анализа рыночных преобразований. С 1998 г. авторы переосмыслили роль рынка в жизни общества. В связи с этим книги последних лет отражают более реалистичный взгляд на процессы , протекающие в экономике, раскрывают как "плюсы", так и "минусы" рынка.

При подборе литературы ни в коем случае не следует поддаваться соблазну "набрать побольше". Чем больше Вы соберете научных источников, тем большую долю среди них будут составлять не очень нужные для работы публикации. Все время следует повторять себе: "Тема моей работы такая-то, я ищу информацию, только непосредственно относящуюся к предмету моей работы".

При подборе литературы необходимо сразу составлять библиографическое описание отобранных изданий, которое производится в строгом соответствии с порядком, установленным для библиографического описания произведений печати. Записать правильно источник информации - дело минутное, но эта минута поможет Вам сберечь часы работы. На основании произведенных записей составляется список литературы, который согласовывается с научным руководителем.

Первоначальное ознакомление с подобранной литературой дает возможность Вам разобраться в важнейших вопросах темы и приступить к планированию своей деятельности по написанию работы.


4. Требования к оформлению работы


Большинство студентов считают, что оформление - заключительный этап подготовки работы. Это не совсем так. В целях экономии трудозатрат целесообразно до начала написания самого первого фрагмента изучить порядок оформления работы.

Работа готовится в одном экземпляре. Текст может быть исполнен в рукописном варианте, на пишущей машинке или с использованием ЭВМ. Наиболее предпочтительно выполнение работы на ЭВМ, поскольку это облегчает редактирование текста, дает Вам возможность использовать материал при написании других научных работ.

Общий объем курсовой работы - 25 страниц машинописного текста, напечатанного через 1,5 интервала. В данный объем не включают: приложения, список литературы. Превышение данного объема нецелесообразно: часто пишут много для того, чтобы скрыть, как мало было сделано.

Работа выполняется на белой бумаге формата А4 (210 х 297 мм). Текст работы излагается на одной стороне листа. Каждая страница работы оформляется со следующими полями: левое - не менее 20 мм; верхнее - 20 мм; правое -10 мм; нижнее - не менее 20 мм.

Работа должна иметь:

1)      титульный лист;

2)      содержание;

3)      текст работы, состоящий из введения, глав (для курсовой работы) и заключения;

4)      список литературы;

5)      приложения.

Данный перечень также определяет и последовательность расположения составных частей работы. По окончании работа подписывается автором с указанием инициалов и фамилии, а также даты завершения работы.

Все страницы работы нумеруются арабскими цифрами по порядку от введения (стр. 3). Порядковый номер страницы ставится в нижнем правом углу. Последним листом работы нумеруется последний лист списка литературы.

В курсовой работе каждую главу следует начинать с новой страницы.

При написании текста работы не допускается применять:

1)      обороты разговорной речи, произвольные словообразования;

2)      научные термины, близкие по смыслу, для одного и того же понятия;

3)      иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке;

4)      сокращения обозначений единиц физических величин, если они употребляются без цифр, за исключением обозначений, входящих в формулы;

5)      математический знак минус (-) перед отрицательными значениями величин (вместо математического знака (-) следует писать слово "минус");

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.