Рефераты. Политэкономия






6)      математические знаки без цифр, например: ? (меньше или равно), ? (больше или равно), № (не равно), № (номер), % (процент).

В тексте работы могут быть приведены перечисления. Перед каждой позицией перечисления следует ставить арабскую цифру, после нее - скобку. Каждое перечисление записывают с абзацного отступа. Для дальнейшей детализации необходимо использовать дефисы.

Опечатки, описки и другие неточности, обнаруженные в процессе выполнения работы, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием штрихом и нанесением на том же месте исправленного текста машинописным способом или черной тушью (шариковой ручкой) рукописным способом. Повреждение листов, помарки и следы неполного удаления прежнего текста не допускаются.

Формулы, за исключением формул, помещаемых в приложениях, должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами, которые записывают на уровне формулы справа в круглых скобках. Одну формулу обозначают - "(1)". Допускается нумерация формул в пределах главы курсовой работы. В этом случае номер формулы состоит из номера главы и номера формулы, разделенных точкой, например: "(3.1)". Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в круглых скобках, например, ": в формуле (1)".

Расшифровки символов, входящих в формулу, должны быть приведены непосредственно под формулой. Значения каждого символа записывают с новой строки в той последовательности, в какой они приведены в формуле.

На информацию, взятую из других источников, а также цитаты, которые приводятся в тексте, должны быть сделаны ссылки. Их приводят сразу после окончания цитаты следующим образом:

Ссылки следует обозначать порядковым номером по списку используемой литературы, например: " : в трудах:" [ 1, c.56]. ( 1 - это номер источника по списку литературы, 56 - номер страницы в источнике).

В работах по политэкономии обычно используется большое количество иллюстраций (графиков, рисунков, диаграмм). Наличие иллюстраций помогает читателю лучше воспринять материал. Известно, что мозг обычного человека не воспринимает и тысячной доли того, что видит глаз.

Содержание иллюстраций должно быть понятно читателю без обращения к тексту работы (если для понимания иллюстрации нужен текст - это плохая иллюстрация).

 Все иллюстрации ( фотографии, графики, схемы, рисунки и пр.) именуются "рисунками". Иллюстрации следует нумеровать в пределах главы курсовой работы. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой, например: "Рисунок 1.1".

Иллюстрации при необходимости могут иметь наименование и пояснительные данные (текст, расположенный под рисунком). Наименование иллюстрации помещают по центру текста после пояснительных данных и формулируют, например, следующим образом: "Рис. 1.3 Денежно-кредитный механизм". В конце наименования иллюстрации точку не ставят.

Иллюстрации следует располагать по тексту работы возможно ближе к первому упоминанию. Расположение иллюстраций в тексте удобно для чтения работы. Иллюстрации, значительные по объему (занимающие страницу и более страниц текста), целесообразно приводить в приложениях. Если иллюстративный материал позаимствован, надо приводить библиографическую ссылку к ее названию.

В качестве иллюстративного материала в работах часто используются графики. График целесообразно использовать для характеристики и прогнозирования динамики изменения непрерывно изменяющегося показателя при наличии функциональной связи между фактором и показателем. Оси абсцисс и ординат графика должны иметь условные обозначения и размерность применяемых величин. Надписи, относящиеся к кривым и точкам, производят только в тех случаях, когда их немного и они кратки. Многословные надписи заменяются цифрами, расшифровка которых приводится в поясняющих данных. На одном графике не следует приводить более трех кривых. Если одна кривая значительно отличается от остальных, то количество кривых может быть и больше трех.

Материал, дополняющий текст работы, допускается помещать в приложениях. Приложения оформляют как продолжение работы на последующих листах или выпускают в виде самостоятельного документа. Приложения выполняют, как правило, на листах формата А4.

Приложения могут быть обязательными или информационными. Информационные приложения могут носить справочный или рекомендуемый характер. Характер приложения определяется автором самостоятельно, исходя из содержания.

В тексте работы на все приложения должны быть ссылки. Порядок оформления по тексту ссылок на приложения такой же, как и оформления ссылок на иллюстрации. Степень обязательности приложений при ссылках не указывается. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте работы.

Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста отдельной строкой. Каждое приложение должно быть пронумеровано в верхнем правом углу ( Приложение 1).

В работе используются, как правило, только общепринятые сокращения или аббревиатуры.

Список литературы является составной частью работы и отражает степень изученности рассматриваемой проблемы. В список литературы включаются, как правило, не только те источники, на которые в работе имеются библиографические ссылки, но и те, которые Вы изучили при исследовании темы работы. Список литературы должен содержать не менее 15 источников литературы.

Литература группируется в списке в следующем порядке:

1)      нормативно-правовые акты органов законодательной и исполнительной власти: Конституция, законы, указы Президента Украины, постановления Верховной Рады в хронологической последовательности;

2)      книги и статьи на русском и украинском языках - в алфавитном порядке;

3)      книги и статьи на иностранных языках - в алфавитном порядке.

4)      материалы периодических изданий.

Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.

Пример оформления списка литературы представлен в Приложении 1.

Если Вы изучили требования к оформлению работы, то можно приступать к подготовке отдельных фрагментов работы.


5. Написание работы


Чтобы успешно написать работу, требуется не столько блестящий ум, сколько решимость и настойчивость. Поэтому Вам необходимо в конечном итоге прийти к пониманию курсовой работы именно как работы.

Перед началом написания многие испытывают так называемый "стресс чистого листа": студенту непонятно, как может в его голове появиться логически связный текст достаточно большого объема. "Лекарство" от такого стресса простое: начинайте работу с того, что знаете, и продолжайте тщательно делать то, что логически вытекает из известного.

Следует быть готовым к неоднократному редактированию фрагментов текста. Трудно излагать свою мысль, одновременно изобретая для нее наилучшую словесную форму. Создание грамматически стройного текста целесообразней делать путем его редактирования в несколько приемов. Поэтому процесс написания и переписывания является ключевым.

Написанию работы следует придать определенную последовательность. При использовании целостного метода наиболее распространенная последовательность написания и редактирования работы такова. Первоначально составляется примерный план работы. Затем подготавливаются первая глава и приложения к ней, вторая глава и приложения к ней, третья глава и приложения к ней, заключение. После этого редактируется основная часть работы - главы и приложения к ним. Затем уточняется содержание введения и заключения. В последующем формируется список литературы, содержание, титульный лист.

Первый вариант работы следует писать в максимально короткое время. Это связано с тем, что, во-первых, написание работы в короткий промежуток времени позволит избежать противоречий и повторений (человек удивительно быстро забывает даже то, что написал сам); во-вторых, процесс возврата к тому, на чем автор остановился в прошлый раз, очень длителен и составляет по опыту от 5 до 30 минут; в-третьих, написание работы в течение длительного времени приводит к высокому эмоциональному напряжению и работа начинает уже "давить" на автора, что способствует снижению работоспособности и появлению чувства отвращения к сочинительству.

Материал следует излагать в соответствии с названиями - целевой установкой, логически стройно и последовательно. Вы должны четко осознавать, что цель работы состоит не в простом описании поставленных в плане вопросов, а в анализе существующих проблем деятельности экономических субъектов и обосновании предложений по решению этих проблем. При написании текста следует помнить, что Вы пишете работу не для себя, а для читателя.

Разработка каждой составной части работы имеет свои особенности. Введение в курсовой работе - 2-3 страницы. Во введении следует раскрыть актуальность темы, определить цель и основные задачи работы, сформулировать научную новизну и практическую значимость работы, определить объект и предмет, структуру, хронологические рамки, информационную базу исследования, указать направления реализации полученных в работе выводов и предложений.

Остановимся более подробно на каждом из перечисленных элементов введения.

В работах студенты часто делают ошибку, когда формулируют актуальность темы путем указания необходимости решения какого-либо вопроса. Однако научная проблема имеет некоторое отличие от вопроса. Принято считать, что для ответа на вопрос вполне достаточно старого знания. Специфическим признаком проблемы является то, что для нахождения ее решения необходимо выйти за рамки старого, уже достигнутого знания. Следовательно, для науки вопрос проблемой не является. Поэтому если необходимость подготовки работы вызвана каким-либо возникшим вопросом, то работа по решению такого вопроса не может квалифицироваться как научная.

От доказательства актуальности выбранной темы целесообразно перейти к формулировке цели работы. Цель - есть мысленный, идеальный образ, предвосхищающий результаты деятельности, конечный итог работы.

Цель работы должна заключаться в решении проблемной ситуации путем ее анализа и нахождении новых закономерностей между экономическими явлениями. Правильная постановка цели - процесс не менее важный, чем формулирование выводов.

Исходя из цели работы, определяются задачи. Обычно это делается в форме перечисления (проанализировать..., разработать:, обобщить..., выявить..., доказать..., внедрить..., показать:, выработать..., изыскать..., найти..., изучить..., определить:, установить..., выяснить..., вывести формулу..., дать рекомендации..., установить взаимосвязь..., сделать прогноз: и т.п.). Формулировки задач необходимо делать тщательнее, поскольку описание их решения должно составить содержание глав курсовой работы. Это важно также и потому, что заголовки глав и вопросов довольно часто рождаются из формулировок задач работы. В последующем, при написании заключения, Вам целесообразно сделать выводы, отражающие достижение цели и выполнение задач работы.

Научная новизна работы характеризует вклад автора в развитие теории исследуемой проблемы. Научная новизна курсовых работ обычно заключается в уточнении отдельных понятий, составных частей экономических процессов.

В конце вводной части желательно раскрыть структуру работы, т.е. дать краткий перечень ее структурных элементов и обосновать последовательность их расположения.

При работе над введением Вам нужно быть готовым к тому, что текст этой составной части будет переработан два-три раза и от первоначальных формулировок может мало что остаться. Это связано с важностью данной части работы (введение прочитают все, кто будет ее оценивать), а также с тем, что процесс написания носит творческий характер, и Вам на первоначальном этапе все же еще не до конца представляется будущая работа.

В ходе написания отдельных глав, параграфов и вопросов используется подготовленный на этапе подбора литературы развернутый план с тем, чтобы каждый вопрос был освещен по определенной схеме, не допускающей повторов, отрывочных, логически не связанных между собой положений.

Содержание основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Любая научная работа - это не сумма ее составных частей. Можно написать великолепные три отдельные главы, которые любой научный работник посчитал бы за честь назвать своим трудом. Однако еще не факт, что эти три главы составят удовлетворительную курсовую работу: важна логическая связь работы от ее первого предложения до последнего.

При написании работы следует обращать внимание на правильность построения доказательств, выведения определений, понятий, деления понятий.

При формулировании определений не следует смешивать экономические категории и понятия. Понятиями называются такие умственные построения, которые относятся к классу, к группе однородных вещей. От понятия менее общего , можно переходить к более общим понятиям. Но эта операция обобщения не может продолжаться до бесконечности. Существуют экономические понятия, к которым операция обобщения применяться не может, поскольку не существует более широких понятий. Такие понятия называются категориями. Таким образом, категория - это понятие, которое не может быть обобщено. Примерами категорий являются: "деньги", "кредит", "заработная плата" и т.д.; примерами понятий - "организация", "банк", "бухгалтерский счет" и т.д.

Как правило, в работах уточняются и формулируются определения именно понятий, а не категорий. Это связано с тем, что изучение категорий представляет высокий уровень абстрагирования, что характерно для диссертаций.

В конце каждого параграфа Вам следует формулировать выводы (2-3 абзаца) по существу изложенного материала. В студенческой среде часто говорят, что вывод - это то место в тексте, где Вы устали думать. Давать себе таких послаблений не следует.

Вывод должен логически завершать проведенные рассуждения и представлять собой абстрактное выражение какой-либо устойчивой закономерности между явлениями. В качестве аргументов, обосновывающих выводы, используются ссылки на труды зарубежных и отечественных экономистов, нормативные документы, логические рассуждения, результаты обработки статистических данных. Обычно выводы начинаются оборотом "таким образом..." или "итак...", затем формулируется содержание самих выводов.

Выводы должны быть краткими, конкретными и вытекать из изложенного материала. Практика показывает, что многие студенты, получая важные результаты, часто "забывают" изложить эти результаты в выводах, а затем - и на защите работы. Либо наоборот, формулируют выводы без достаточного их обоснования в тексте. Следовать такой практике, конечно же, не следует.

При анализе выводов необходимо соблюдать следующие правила:

- во-первых, выводы должны быть нетривиальными (вывод: "Товар - это продукт труда, предназначенный для продажи или обмена", по-видимому, и так очевиден);

-        во-вторых, в качестве выводов следует формулировать полученные в данном параграфе конечные результаты, а не промежуточные;

-        в-третьих, при формулировании выводов нецелесообразно приводить положения, которые не важны для изложения последующего материала и не вытекают из цели работы;

-        в-четвертых, вывод нельзя подменять декларацией о результатах проделанной работы ("рассмотрено", "проанализировано", "изучено" и т.д.);

-        в-пятых, выводы должны быть краткими и в сжатом виде содержать проделанные в ходе параграфа или вопроса рассуждения.

В заключении работы излагаются краткие выводы по теме, характеризуется степень раскрытия ее, определяется, достигнуты ли цель и задачи работы. Заключение курсовой работы - 2-3 страницы.

Заключение носит форму синтеза полученных в работе результатов. Этот синтез - последовательное, логически стройное изложение полученных выводов и их соотношение с целью работы и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении.

Именно в заключении наиболее ярко проявляется способность (или неспособность) автора ясно мыслить и излагать материал. В этой части работы содержится так называемое "выводное задание", которое является новым по отношению к исходному заданию. Именно оно выносится на обсуждение и оценку комиссии при защите работы. Это выводное знание не должно подменяться механическим суммированием выводов в конце параграфов (вопросов), а должно содержать главные итоговые результаты всей работы.

После завершения работы над текстом в целом Вам целесообразно еще раз прочитать введение и заключение. Это связано с тем, что введение и заключение - это визитная карточка работы.

Особое внимание при повторном чтении введения следует уделить формулировкам: актуальности темы, цели, задач работы, а также полученных выводов в заключении. При этом Вам целесообразно обратить внимание на то, чтобы в выводах, содержащихся в заключении, четко просматривалось достижение цели и задач работы, сформулированных во введении.

Закончив самостоятельную подготовку текста, Вам целесообразно попросить товарища прочитать Вашу работу. А в это время Вы можете изучить работу товарища. Такой способ позволяет взглянуть на написанное "свежим" взглядом. Читая работу товарища, Вы выделяете положительные моменты и недостатки, а также дискуссионные вопросы. Выявленные положительные моменты в методологии изложения материала Вы можете использовать и при редактировании своей работы. На обнаруженные недостатки Вам следует обратить внимание автора для их исправления. Совместное обсуждение дискуссионных вопросов позволит Вам уяснить исследуемые проблемы, проникнуть в их сущность.

В процессе написания работы следует установить контакт с научным руководителем. Неясные вопросы, направления решения отдельных проблем должны обсуждаться с научным руководителем в оперативном порядке. Следует избегать двух крайностей: либо вообще пренебречь консультациями руководителя и предоставить ему готовую работу, либо пытаться получить от руководителя в готовом виде развернутый план работы, всю литературу к теме, не проявляя самостоятельного подхода.

В ходе проведения консультаций научным руководителем Вы должны четко установить, что подвергается критике (Ваши предложения, методология выдвижения предложений, композиция работы, язык и стиль или что-то другое) и что нужно сделать, чтобы недостатки исправить.

В конце «заключения» работа подписывается автором с указанием фамилии и инициалов, а также даты и представляется научному руководителю.

После прочтения и возвращения научным руководителем Вам следует доработать материал с учетом отмеченных замечаний. В случае неясности Вам необходимо задать вопросы научному руководителю.

После корректировки текста с учетом высказанных замечаний, целесообразно еще раз прочитать работу, устранить возникшие в результате внесения исправлений алогичности, проверить грамматику и сброшюровать материал. Проверив наличие подписи, даты завершения работы, Вам следует представить работу на кафедру и приступать к разработке тезисов доклада для защиты.


6. Защита работы


Защита имеет своей целью выявление степени раскрытия автором темы работы, самостоятельности и глубины изучения проблем, обоснованности выводов и предложений. Защита работы проводится студентом индивидуально перед комиссией кафедры, при непосредственном участии руководителя работы.

На защите работы Вы должны показать не только знание темы, но и степень овладения научным методом мышления, логическим и статистическим анализом исследуемых проблем, способность к самостоятельному научному труду, умение четко и ясно излагать свои мысли и выводы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.