1. Возникновение и основные этапы развития политической экономии.
2. Предмет и метод политической экономии.
3. Законы, принципы и категории политической экономии.
4. Функции политической экономии. Место политической экономии в системе экономических наук.
Термины и понятия
Политическая экономия, экономические науки, меркантилизм, физиократы, утопический социализм, марксизм, экономические законы, категории, методология, анализ, синтез, научная абстракция, индукция ,
дедукция, экономическая политика, микроэкономика, макроэкономика.
Темы рефератов
· Трактовки предмета политической экономии различными школами экономистов.
· Экономические теории Древнего Мира.
· Развитие отечественной политэкономии.
· Лауреаты Нобелевской премии в области экономики.
· Значение политической экономии для современных социально-экономических преобразований в Украине.
Это интересно!
Лауреат Нобелевской премии, основатель квантовой физики Макс Планк однажды скромно заявил: " Я начинал свою деятельность как экономист, но потом оставил эту профессию, потому что она очень трудна".
Когда об этом рассказали основателю современной математической логики Бертрану Расселу, он заметил: "Это странно. Я бросил экономическую теорию из-за того, что она слишком проста".
Каково ваше мнение, по этому вопросу?
Цитата
Что касается экономики, то каждый уже с детства кое - что знает о ней.
Поль Самуэльсон, экономист, Нобелевский лауреат.
Загляни в словарь!
Гипотеза
Теория
Доктрина
Метод
? Подумай и ответь
1. Зачем нужна экономическая наука обществу?
2. Как определяют предмет политической экономии различные школы экономистов?
3. В чем суть отличий политической экономии от других экономических наук?
4. Подчеркните в приведенном списке абстрактные понятия:
· Потребность, цена товара 19 грн.,
· студент Петров,
· зарплата,
· деньги,
· успеваемость,
· учебное пособие по экономике,
· оценка по логике,
· американский доллар.
5. По названиям книг определите, к каким уровням (макро- или микроэкономика) они относятся:
· Дж.Кейнс " Общая теория занятости, процента и денег"
· В.Александров " Налогообложение прибыли предприятий"
· А.Смит " Исследование о природе и причинах богатства народов"
· У.Петти " Трактат о налогах и сборах"
· Ф.Феттер " Капитал, процент и рента"
6. Как Вы думаете, для чего люди должны изучать экономические законы?
7. Запишите в конспекте фамилии наиболее известных экономистов и попытайтесь обосновать их персональный вклад в развитие экономической науки.
ТЕСТЫ для самопроверки знаний
1. Какая из школ экономической теории была исторически первой:
А) марксизм;
Б) меркантилизм;
В) кейнсианство;
Г) классическая политэкономия.
2. В чем заключается единство законов природы и общества:
а) носят объективный характер;
б) не зависят от деятельности людей;
в) являются вечными.
3. Когда возникла экономическая наука как самостоятельная область знаний:
А) в древнем мире;
Б) в период становления капитализма.
4. Каков прямой результат познавательной функции политэкономии:
А) определение экономических законов, принципов и моделей;
Б) сбор эмпирических данных о хозяйственной жизни;
В) выработка экономической политики.
5. Можно ли изменять экономические законы так же, как юридические:
А) можно;
Б) экономические законы объективны.
6. Может ли правильная теория стать ошибочной:
А) да, если изменилась отражаемая ею действительность;
Б) нет, так как истина абсолютна.
7. Почему практика является критерием истины:
А) она доказывает верность теоретических положений в каждом акте практических действий;
Б) она удостоверяет их правомерность лишь в качестве тенденций.
8. В чем состоит экономическая свобода:
А) в следовании требованиям экономических законов;
Б) в независимости поведения от их требований.
9. Препятствует ли идеологическая функция политэкономии реализации других ее функций:
А) нет, если идеологическая функция не доминирует над другими;
Б) да, когда она другие подавляет;
В) идеологическая функция нейтральна к осуществлению других функций политэкономии.
10. Можно ли нарушать экономические законы:
А) можно, но тогда результативность хозяйственной деятельности падает;
Б) нельзя, ибо они объективны.
Rep.!
· Абстракция
· Макроэкономика
· Микроэкономика
· Дедукция
· Индукция
· Анализ
· Синтез
ТЕМА 2. Экономические потребности и производственные возможности общества. Экономические интересы
Программная аннотация
Производственные возможности общества и потребности. Производство и его основные факторы. Граница производственных возможностей. Продукт производства. Ограниченность ресурсов. Необходимый и вспомогательный продукт.
Экономические потребности общества, их сущность и классификация. Неограниченность потребностей. Закон возвышения потребностей.
Полезность продукта. Объективная и субъективная полезность продукта. Граничная полезность продукта.
Экономический интерес, его объект, функции. Интересы и потребности: диалектика взаимосвязи. Общее и различия в системе интересов.
Производство и проблемы удовлетворения растущих потребностей общества.
Опорный конспект
Экономические потребности общества
На всех этапах хозяйственной деятельности между группами людей, предприятий, собственниками, внутри фирм, между городом и деревней, между гражданами, - всеми ими, с одной стороны, и государством, с другой, развиваются экономические отношения. Вне этих отношений, при нарушенных хозяйственных связях не будет выработан продукт для удовлетворения имеющихся потребностей.
Потребность - это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности, развития личности и общества в целом. Потребности подразделяются на первичные, удовлетворяющие жизненно важные нужды человека, и вторичные (кино, театр, спорт и т.д.). Чаще их рассматривают как материальные и духовные потребности. К материальным потребностям относятся и многие виды услуг. С позиций конечного использования экономические блага подразделяются на личные и производственные.
Необходимость в хозяйственной деятельности и вызывается имеющимися потребностями.
В общем плане в хозяйственной деятельности выделяются четыре стадии: ПРОИЗВОДСТВО - РАСПРЕДЕЛЕНИЕ - ОБМЕН - ПОТРЕБЛЕНИЕ, а весь процесс деятельности протекает в противоречивой форме. Ресурсов, как правило, меньше, чем необходимо для удовлетворения всех потребностей при данном уровне экономического развития. Основное свойство ресурсов заключается в их редкости или ограниченности. Потребности же общества безграничны и полностью не могут быть удовлетворены.
По словам В. Леонтьева, экономика каждой страны представляет собой большую систему, в которой очень много разных видов деятельности и все они взаимодействуют между собой. Содержанием и характером взаимодействия элементов в этой сложной системе определяется само ее "лицо", эффективность функционирования.
Общественное производство и его роль в жизни общества.
Первоначальную основу жизни составляет общественное производство. Прежде чем заниматься наукой, искусством, политикой и любовью, люди должны иметь минимум средств к жизни: крышу над головой, одежду, пищу.
Производство не единственный фактор, определяющий богатство стран и народов. На экономическое развитие оказывают влияние природные ресурсы, климат, естественное плодородие земли, накопленные людьми знания и опыт, численность народонаселения и другие факторы. Однако определенный результат общество может получить лишь в том случае, если использует эффект, заложенный в этих факторах, в процессе производства.
Под производством понимается процесс воздействия человека на предметы и силы природы и приспособления их к удовлетворению тех или иных своих потребностей. В нем взаимодействуют три компонента: рабочая сила человека, предметы труда и средства труда.
Под рабочей силой понимается совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм и которые реализуются в ходе трудового процесса. Рабочая сила выступает личным фактором производства, а человек - как ее носитель, трудящийся - как главная производительная сила.
Предмет труда - это все то, на что направлен труд человека, что составляет материальную основу будущего продукта. Если на заре цивилизации предметом труда исключительно было вещество природы, то по мере развития производства, науки и техники среди предметов труда все большее место занимают продукты производства, которые называются сырьем.
Средства труда - это вещи или комплексы вещей, с помощью которых человек обрабатывает предметы труда, воздействует на них. К ним относятся разнообразные орудия труда, механизмы, средства связи, пути сообщения, земля и др. По мере развития производства средства труда развиваются, совершенствуются, усложняются.
Предметы труда и средства труда в совокупности выступают как вещественный фактор производства, как средства производства.
Производство нельзя представлять как механическое соединение его элементов. Это сложная система взаимодействия рабочей силы со средствами производства, т.е. с его материальной основой. Способы соединения факторов производства определяют систему господствующих в обществе производственных отношений. Содержание производственных отношений определяется уровнем развития производительных сил, а характер их проявления - способом соединения работника со средствами производства, т.е. отношениями собственности на средства производства.
Вопросы для подготовки к семинарскому занятию
1. Экономические потребности общества. Закон возрастания потребностей.
2. Проблема безграничности потребностей и ограниченности ресурсов.
3. Интересы и потребности: диалектика взаимосвязи.
Возможность, потребность, экономические интересы, полезность продукта, необходимый продукт, конечный продукт, производительные силы, производственные отношения, способ производства, экономические отношения, экономический закон,
· Борьба за ограниченные ресурсы.
· Факторы производства: земля, труд, капитал.
· Информация как фактор производства.
· Мотивы и стимулы производственной деятельности человека.
· Исторические тенденции развития производительных сил.
· Структура производственных отношений и взаимосвязь ее элементов.
Нужда
Мотив
Потребность
Эгоизм
Альтруизм
Сноб
Престиж
Оптимальный
Ютиль, единица полезности, - условная величина, предложенная А.Маршаллом
( от англ. Utility - " полезность").
Авторитетное мнение
" Труд - отец богатства,
а земля - его мать
У.Петти
Уильям Петти (1623 - 1687) - английский экономист, один из родоначальников теоретической экономики, создатель основ статистики, статистико - экономических методов исследования.
Подумай!
Художник - сюрреалист Сальвадор Дали, стараясь подчеркнуть свою уникальность, исключительность, всегда стремился приобретать редкие, шокирующие обывателя вещи ( очень часто за баснословную цену).
К какому типу нерационального поведения относится этот факт?
Из ничего не сделаешь ничего,
Ничего не высосешь из пальца,
Сам Бог не сделал бы ничего,
Не будь у него матерьяльца.
Генрих Гейне, немецкий поэт.
Подумайте, о каком экономическом понятии говорят эти строки?
1. Возможно ли, на Ваш взгляд, потребности какого-то одного человека точно количественно соизмерить с объемом потребностей другого лица?
2. Определите, какие блага относятся к естественным, а какие к экономическим продуктам:
А) Грибы;
Б) Уголь и руда в шахтах и рудниках;
В) Бананы;
Г) Руда на металлургическом заводе;
Д) Капуста.
3. Установите, какие из благ являются предметами потребления, а какие - средствами производства:
А) сахар - песок;
Б) соль;
В) коньки;
Г) грузовая машина;
Д) персональный компьютер.
4. Можно ли количественно измерить потребности с помощью денег?
5. Как потребности воздействуют на производство?
6. Земля может в некоторых случаях выступать как природный, а в некоторых - как капитальный ресурс. Приведите примеры обоих случаев.
7. Можно ли отнести к какому-либо виду экономических ресурсов деньги, денежные знаки? Почему?
8. Что такое экономический интерес? Поясните взаимосвязь между экономическими потребностями и интересами.
9. Попытайтесь самостоятельно разработать структуру и иерархию потребностей.
Экономическая задача
Предположим, что в одной стране ( с населением 10 млн. человек) за год создано предметов потребления на 100 млн. условных единиц.
Определите, могут ли жители данной страны потребить продовольственных продуктов в большем или меньшем количестве, чем было создано в стране?
Потребительское поведение Количественный подход
Сравнительный подход Полезность
Предельная полезность Закон убывающей полезности
Экономические ресурсы Природные ресурсы
Капитальные ресурсы Человеческие ресурсы
Правило оптимального потребительского выбора
Тесты для самопроверки знаний
1. Потребность - это:
А) нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью человека;
Б) психологическая особенность человека;
В) свойства личности, определяющие образ жизни.
2. Три основных фактора производства - природные, человеческие и капитальные ресурсы. В какой группе наилучшим образом представлены эти факторы?
А) рента, рабочие, деньги;
Б) нефть, водители такси, ценные бумаги;
В) железная руда, учителя, грузовики;
Г) фермеры, банкиры, производители.
3. Дайте определение экономических ресурсов:
А) все, что человек извлекает из недр земли;
Б) все, что используется или может быть использовано для процесса производства.
4. Что такое средства производства:
А) часть капитала;
Б) трудовые ресурсы и капитал;
В) предметы труда и средства труда;
Г) все материальные ресурсы?
ТЕМА 3. Экономическая система общества
Экономическая система: ее сущность и структурные элементы. Производственные силы как материальная основа экономической системы.
Общественное разделение труда и структура производительных сил. Производственная функция и ее составляющие. Домохозяйства, предприятия и государство как субъекты экономической системы.
Экономические отношения как общественная форма и способ организации экономической системы. Структура экономических отношений. Социально-экономические отношения. Организационно-экономические и технико-экономические отношения.
Экономический строй: суть и роль в жизни общества. Экономический строй и формы хозяйствования. Методологические аспекты механизма действия и использование экономических законов людьми.
Типы и эволюция экономических систем
Экономическая система, ее сущность и структурные элементы
Каждое явление в природе и обществе связано с другими явлениями и взаимодействует с ними. Достаточно тесные связи и прочное устойчивое взаимодействие между определенным кругом явлений приводит к образованию соответствующих систем.
Система - органически целое образование, состоящее из ряда образующих его частей, закономерно и прочно связанных между собой причинно- следственными связями и зависимостями.
В окружающем мире взаимодействуют две системы: природа и общество. Человек - часть природы; общественная система возникла и функционирует на основе природной системы и не существует в отрыве от нее, ибо двойственна сама глубинная сущность человека.
Человеческое общество как система представляет собой взаимодействующую совокупность отдельных индивидов, их различных групп и объединений как социальных феноменов.
Экономическая система - связующее звено между природной и общественной системами. При этом она различными своими сторонами входит в состав и природы и общества. В сфере экономики функционируют ресурсы, организационные достижения, формируемые общественной системой. Общественная система формирует потребности, качественные и количественные характеристики производимых продуктов.
Основные составные части экономической системы:
1) производительные силы общества, представленные личными, вещественными, социальными факторами;
2) технико-экономические отношения;
3) социально-экономические отношения;
4) хозяйственный механизм.
Производительные силы и технико-экономические отношения образуют технологический способ производства. А технологический способ производства вместе с социально-экономическими отношениями образует социальный или общественный способ производства.
Хозяйственный механизм - совокупность технико-экономических, социально-экономических, юридических отношений в области хозяйства, гражданского права и экономической политики.
Типы экономических систем
Три главных экономических вопроса: Что? Как? Для кого? - могут решаться в зависимости от типа экономической системы.
Современные системы:
1.Традиционная экономика - базируется на ручном труде и незыблемых традициях (слаборазвитые страны);
2.Командно-административная система (СССР, КНДР). Присутствует во всех странах (когда управляема экономика):
а) государственный тип собственности на средства производства;
б) всеобщая роль государства;
в) директивное управление;
г) всеобщее планирование.
3.Рыночная экономика:
а) частная собственность на средства производства;
б) роль государства минимальная;
в) ценообразование на основе рыночных механизмов.
Рыночная система характеризуется господством частной собственности, общественным разделением труда, широким развитием обменных отношений, осуществляемых с помощью денег. Частное предпринимательство развивается на основе высокоразвитой технологии, смешанной собственности и активного участия государства в экономике. Рынок основывается на свободе предпринимательства и свободе профессионального выбора для каждого желающего работать, свободе потребительского выбора для каждого покупателя. Свобода предпринимательства, выбора и личный интерес формируют отношения конкуренции между участниками рыночного обмена. Эти отношения реализуются через систему рыночных цен. Она отражает предпочтения потребителей и заставляет приспосабливаться к ним предпринимателей - владельцев производственных ресурсов. Рыночные цены оказывают решающее влияние на распределение поступающей на рынок продукции. Во-первых, цена - важный критерий потребительского выбора. Во-вторых, цены на факторы производства формируют размеры доходов общества и, следовательно, определяют покупательную способность различных слоев населения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21