Рефераты. Предпринимательство в аграрном секторе экономики






 

И

зпокон веков Туркестан на весь мир славился своими пряностями, сухофруктами, хлопком. Вот уже 10 лет Узбекистан принят объявил о своей независимости. Каковы же сегодняшние успехи сельского хозяйства. Значение и особенности аграрного сектора. Сельское хозяйство является одной из основных отраслей экономики Узбекистана. На него приходится около трети ВВП, 70 % внутреннего товарооборота, 40 % занятости населения и более половины валютной выручки страны. Сельскохозяйственное производство осуществляется на 25,8 млн. га земли, из которых 15,7 % используется под пашню. Аграрный сектор не только снабжает население продуктами питания, но и обеспечивает сырьем промышленность страны.

В настоящее время более 60 % населения Узбекистана проживает в сельской местности, в работает в сельском хозяйстве более 3,1 млн. человек. И численность сельского населения, в том числе трудоспособного, возрастает более высокими темпами, чем в среднем по стране (источник: департамент статистики Министерства макроэкономики и статистики Республики Узбекистан):

2000 год в % к 1990 году

всего

сельское

все население

120,7

127,1

в т.ч. в трудоспособном возрасте

129,3

138,9

занятое население

113,1

100,9

Отсюда следует, что обеспечение занятости, рост доходов, а следовательно и повышение благосостояния народа в республике в ближайшей перспективе во многом будет зависеть от развития сельского хозяйства и предпринимательства на селе.  

Главная характерная особенность сельскохозяйственного производства - это преобладание здесь мелких и средних фирм. Дело в том, что крупные хозяйства в аграрном секторе не могут в полной мере воспользоваться своим главным преимуществом - внутрипроизводственным разделением труда. Во-первых, специализации препятствует сезонный характер работ: узкий специалист большую часть года будет не у дел. Во-вторых, в аграрном секторе (в отличие от промышленности) очень трудно, а порой просто невозможно определить долю каждого специализированного работника в конечном результате. Чья заслуга (или вина) в хорошем (или плохом) урожае: пахаря, сеятеля, жнеца, агронома или погоды? Выяснение этого связано с раздельностью во времени между затратами труда и получением результата, а также с большой ролью природных условий, не зависящих от воли человека. А раз нельзя определить вклад каждого в полученный результат, но невозможно создать эффективную систему стимулирования труда.

Эластичность спроса на сельскохозяйственную продукцию как по цене, так и по доходу - низкая. Это означает, что при стабильном спросе на данную продукцию небольшие изменения в ее предложении влекут за собой значительные "скачки" в ценах, т.е. конъюнктура сельскохозяйственных товаров крайне неустойчива. Подсчитано, что средний коэффициент эластичности сельскохозяйственной продукции в индустриальных странах составляет 0,2-0,25, т.е. для того, чтобы увеличить объем продаж на 10 %, фермеры должны снизить цены на 40-50 %.

Занятость в аграрном секторе не реагирует на экономическую конъюнктуру с такой же скоростью, как в других отраслях, поскольку аграрный труд не отличается мобильностью. Сельские жители, а значит и сельские работники, наиболее привязаны к устоям жизни и труда, что обусловливает особый консерватизм этой части населения.

структура издержек и схема амортизации оборудования в сельском хозяйстве также имеют особенности, связанные с большой территориальной рассредоточенностью и сезонным характером производства и использования техники. Дело в том, что аграрные предприятия должны быть укомплектованы полным набором сельскохозяйственной техники, хотя некоторые ее виды используются лишь несколько дней в году. так, сев и уборочные работы, которые должны проводиться в лучшие агротехнические сроки, на практике занимают в хорошем хозяйстве не более 72 часов - все остальное время необходимая для этих операций техника простаивает. Отсюда достаточно высокие капитальные затраты в расчете на единицу продукции и завышенные отчисления в амортизационный фонд. По этой причине сельское хозяйство требует относительно больших инвестиционных вложений при низкой отдаче от них.

Сезонный характер производства и длительность процесса воспроизводства обусловливают особую потребность сельскохозяйственного сектора в кредитах. Однако сильная зависть от природно-климатических условий и состояния конъюнктуры рынка делает данный сектор сферой рискованных вложений, в связи с чем банки неохотно работают с ним. Эта непростая ситуация еще больше усугубляется в условиях трансформации экономической системы.

Предпосылки и специфика проведения аграрных реформ в переходной экономике. С 1994 г. начался процесс трансформирования системы государственного заказа в сельском хозяйстве, который заключался в упразднении:

·      требований государства к хозяйствам засевать определенные площади под конкретные культуры;

·      принципа обязательной продажи определенного процента урожая государственным закупочным организациям по цене, определяемой государством.

К 1995 г. государственные закупки в республики были отменены на все виды продукции, имеющей отношение к сельскому хозяйству, кроме зерновых и хлопка, на которые они последовательно снижаются. Доля сельхозпродукции, продаваемой в Узбекистане через государственные закупки (%):







Виды продукции

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

Хлопок

95

85

80

75

60

40

30

30

30

30

Зерновые

100

100

80

75

50

50

50

50

50

50

Овощи

100

50

50








Бахчевые

100

100

50








Картофель

100

100

50








Плоды и ягоды

100

100

50








Виноград

100

100

50








Табак

100

100

80








Мясо

100

100

80

50







Молоко

100

100

80

50







Шерсть

100

100

80








Яйца

100

100

80








Коконы

100

100

70








Птица

100

100

70

50







Каракуль

100

100

80








С 1995 г. основными поставщиками хлопка и зерноколосовых по государственным закупкам являются коллективные предприятия. Цена на продукцию, продаваемую в счет государственных закупок, составляет 80 % от мировой цены. Хлопок и пшеница, произведенные сверх государственных закупок, могут быть реализованы по свободным (договорным) ценам при условии выполнения прогноза выполнения прогноза производства. Выполнение государственных закупок обеспечено определенным стимулом: подрядчик на поставку хлопка и зерноколосовых получает доступ к банковским ссудам.

Государственные закупки зерноколосовых обусловлены значительной ролью хлебопродуктов в питании населения. государство через свои закупки гарантированно обеспечивает население хлебопродуктами, снижает зависимость изменения их цены от нестабильной мировой конъюнктуры и тем самым способствует сохранению социальной стабильности в обществе. Нельзя забывать и о значительных расходах государственного бюджета на ирригацию и научные исследования для сельского хозяйства.

Целью аграрных реформ в странах с переходной экономикой является создание рыночно ориентированного сектора, его приспособление к новой экономической ситуации. Сельскохозяйственные производители в процессе таких реформ должны научиться улучшать результаты своей деятельности на основе личной заинтересованности и приобретать материально-техническое ресурсы на свободном рынке. Подобные преобразования позволят добиться значительного повышения производительности труда в сельском хозяйстве.

В экономической теории сложилось мнение, что основным пунктом аграрной реформы должна быть трансформация земельных отношений, введение частной собственности на землю, формирование семейных фермерских хозяйств. Однако при выработке экономических решений в этой сфере для конкретной страны механическое копирование чужого, даже позитивного, опыта неприемлемо - его надо адаптировать к специфическим особенностям национальной экономики.

При проведении аграрной реформы в нашей республике были учтены следующие обстоятельства:

·      в условиях ограниченности земельных (пригодных к аграрному производству) и водных ресурсов, неравномерного их распределения и относительно высоких темпов роста населения введение частной собственности на землю может стать источником социальной нестабильности в обществе;

·      в сельскохозяйственных предприятиях был наполнен производственный потенциал, который чисто технически не поддаться разделу на мелкие хозяйства (к примеру, технологический комплекс по возделыванию хлопка включает такие машины, использование которых на мелких семейных фермах неэффективно. Ожидать быстрой переориентации сельскохозяйственного машиностроения на выпуск техники для обслуживания мелких хозяйств не приходилось). В этих условиях быстрое формирование мелких семейных хозяйств в большинстве случаев обрекало бы их на использование архаичной технологии;

·      ввиду отсутствия конкурентного предложения земли и воды фермерские хозяйства могли бы попасть в жесткую зависимость от арендодателей, получающих доход от сдачи в аренду земли и ирригационных систем.

В результате реформы в сельском хозяйстве страны направлены на формирование частных хозяев без передачи земли в частную собственность. Как показывает мировой опыт, не введение частной собственности на землю, а предоставление возможности свободно распоряжаться результатами своего труда становиться действенными стимулом повышения эффективности сельскохозяйственного производства. наглядный пример - аграрные реформы в Китае, начатые в 1979 г. Только переход от системы производственных бригад к системе семейной ответственности обеспечил 48 % прироста сельскохозяйственного производства Китая. Предоставление сельскохозяйственным производителям институциональных свобод в достаточном объеме дает им стимулы и возможность для более эффективного использования ресурсов. При этом прирост производства достигается без вложения дополнительных производственных ресурсов.

Институциональные реформы в сельском хозяйстве. Рыночные преобразования в сельском хозяйстве требуют формирования структур, экономически заинтересованных в повышении эффективности использования ресурсов, в более полном удовлетворении платежеспособности спроса. Поэтому основным направлением преобразований в сельском хозяйстве является поиск новых организационных форм и методов управления, способных обеспечить эффективное использование земельных, водных, материальных ресурсов. В индустриальном реформировании сельского хозяйства в Узбекистане можно выделить 2 этапа. Задачи первого сводились к формированию эффективных форм мелкотоварного производства без изменения принципиальных основ производства крупного. Этот процесс начался еще в 1989 г., когда были приняты законодательные основы развития личных подсобных хозяйств. В 1993 г. государственные сельскохозяйственные предприятия были преобразованы в различные формы негосударственных хозяйств. С точки зрения организации производства они действовали как коллективные хозяйства, которые на том этапе не могли быть разукрупнены. К ним относились хозяйства с разветвленными мелиоративными системами, которые необходимо было реорганизовать, но отдельные участки земли не могли быть выделены для независимого использования. Были апробированы различные инновации по реорганизации коллективных хозяйств, направленные на достижение большей автономии на бригадном уровне. Расширение хозяйственной самостоятельности бывших совхозов и колхозов сделало их более чувствительными к рыночным сигналам. Значительная часть крупных хозяйств была разделена на более мелкие, лучше управляемые производственные единицы. Именно тогда в республике начинала формироваться такая организационная структура, как фермерские хозяйства. С 1996 г. некоторые колхозы стали преобразовываться в акционерные общества.

Второй этап начинается с принятия "Программы углубления экономических реформ в сельском хозяйстве Узбекистана на период 1998-2000 гг.". на этом этапе формируются основы механизма внутрихозяйственных отношений, соответствующего новым условиям.

Значительные изменения произошли и в деятельности заготовительных организаций. Большинство из них были приватизированы и демонополизированы. В соответствии с договорами контрактации сельскохозяйственные производители при реализации своей продукции через заготовительные организации еще до начала производственного цикла получают аванс в размере 20-50 % от стоимости продукции, что необходимо для приобретения материально-технических ресурсов. Следовательно, при такой системе сельскохозяйственные предприятия гарантированы как средства для осуществления производства, так и сбыт производственной продукции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.