Рефераты. Предпринимательство в аграрном секторе экономики






При переходе к рынку наблюдается значительное увеличение продажи сельскохозяйственной продукции на дехканских рынках. В структуре реализации продукции растениеводства основная доля приходится на продажу по рыночным каналам. Так, более 72 % произведенного картофеля, 75 % мяса, свыше 60 % плодов и овощей, более 80 % молока в 1998 г. было реализовано через рынок.

В области переработки сельскохозяйственных продуктов постепенно развиваются параллельные структуры: наряду с крупными приватизированными предприятиями агропромышленного комплекса там появляются малые независимые фирмы. Сельскохозяйственные производители начали осваивать так называемую малую переработку - создавать мелкие маслобойки, колбасные цеха, мельницы, пекарни и т.п.

В помощь сельскохозяйственным товаропроизводителям создаются обслуживающие их организации. В частности, на 1.04.2000 г. в республике действовало 169 фирм, оказывающих сельскохозяйственным производителям различные сервисные услуги, 143 машинно-тракторные партии (МТП), в т.ч. 182 государственных акционерных МТП. Следует отметить, что доля последних в объеме оказываемых технических услуг из года в год возрастает. В целях укрепления материальной базы МТП сельскохозяйственные предприятия передали им свою технику в обмен на акции МТП на сумму 5,3 млрд. сумов.

В силу производственной специфики сельское хозяйство функционирует в условиях многообразия организационно правовых форм хозяйствования. Сегодня уже выявились 2 основных направления реальной трансформации сельскохозяйственных отношений. Первое ведет к разделению крупного коллективного предприятия на более мелкие самостоятельные производственные подразделения - дехканские и фермерские хозяйства. Второе направление, типичное для производства зерновых и хлопка - дальнейшая коммерциализация крупных коллективных предприятий, осуществляемая одновременно с углублением процессов разделения собственности и управления.

Новой экономической реальностью стало также развитие вертикальной интеграции в системе АПК. В условиях конкуренции на рынке сырья предприятия перерабатывающей промышленности, особенно мясомолочной и консервно-овощной отраслей, стремятся к установлению более прочных и долгосрочных связей с сельскохозяйственными производителями. Такая интеграция развивается преимущественно в виде производственной контрактации, но уже возникают элементы и корпоративного интегрирования: вкладываются средства в развитие хозяйств-поставщиков, им предоставляются кредиты.

В настоящее время около 99 % валовой продукции сельского хозяйства производиться негосударственным сектором, представленным сельскохозяйственными ширкатами, фермерскими и дехканскими хозяйствами.

Сельскохозяйственный кооператив (ширкат) - самостоятельно хозяйствующий субъект с правами юридического лица, основанный на паевых началах и преимущественно семейном (коллективном) подряде, добровольном объединении граждан для производства товарной сельскохозяйственной продукции.

Деятельность сельскохозяйственных кооперативов (ширкат) основывается на следующих принципах:

·      добровольность членства в кооперативе (ширкате) и беспрепятственный выход из него;

·      обязательное трудовое участие членов в деятельности кооператива (ширката);

·      внутрихозяйственная организация производства продукции и труда преимущественно на основе договора семейного (коллективного) подряда;

·      оплата труда членов кооператива (ширката) исходя из объема и качества производственной продукции (выполненных работ);

·      распределение конечного дохода (прибыли) между членами кооператива (ширката) в соответствии с их имущественными паями;

·      демократический характер управления, равные права в принятии решений (один член кооператива (ширката)- один голос);

·      контроль членов кооператива (ширката) за его работой в подряде, предусмотренном уставом кооператива (ширката);

·      использование земельных участков строго по целевому назначению, обеспечение охраны земель и повышения их плодородия.

Ширкаты образованы на базе колхозов через распределение их членам паев с возможностью получения дивидендов по итогам работы хозяйства за год. формирование ширкатных хозяйств сопровождается, как правило, внедрением среди их членов различным форм арендного подряда (семейного, коллективного) и закреплением за ними участков на период от 3 до 5 лет на основе временного договора на пользование землей. Договор семейного (коллективного) подряда заключается ежегодно между сельскохозяйственным кооперативом (ширкатом) в лице его правления и главой семьи (уполномоченным представителем коллектива). По такому договору семья (группа работников) обязуется в качестве подрядчика произвести определенную сельскохозяйственную продукцию и сдать ее заказчику - сельскохозяйственному кооперативу (ширкату) в согласованные сроки, а заказчик обязуется ее принять и оплатить.

Физические и юридические лица, внесшие в ширкатное хозяйство паевой взнос, но не принимающие участие в производственной деятельности, получают статус ассоциированного члена. Они получают свою долю в прибыли, но не имея права голоса на общем собрании.

На 1.06.2000 г. в сельском хозяйстве функционировало 1424 ширкатных хозяйства. В 64,9 % хозяйств активно внедряется чековая форма учета и контроля затрат, а в 81,4 % хозяйств созданы финансово-расчетные центры. Если в 1998 г. только 47 %  посевов хлопчатника, 46 % посевов зерновых и 63 % посевов овощеводческих культур были переданы подрядными коллективами на 1 год, то в 1999 г. подрядными договорами было охвачено в хлопководстве - 87 %, зерноводстве - 95 % посевов на срок не менее 3 лет.

Несмотря на значительное расширение хозяйственной самостоятельности сельскохозяйственных кооперативов, в настоящее время еще нередки случаи, когда во внутренние дела многих хозяйств вмешиваются местные чиновники и руководители предприятий агропромышленного комплекса. Это выражается в назначении руководителей ширкатных хозяйств, директивном установлении производственных целей и заданий, цен и издержек, в требовании увеличить объемы производства и контроле за банковскими счетами аграрных хозяйств.

Главная цель всех преобразований на селе - воспитать собственника, заинтересованного в своем труде и распоряжающегося его результатами. По этой причине в перспективе в ширкатных хозяйствах необходимо усилить роль общего собрания, обязательными должны стать независимые аудиторские проверки. Действия администрации должны реально контролироваться членами правления и наблюдательного совета. Чтобы обеспечить стимулы к высоко производственному труду, основой распределения дохода должна стать денежная оплата по труду. Не менее важным направлением повышения эффективности функционирования как ширкатных хозяйств так и аграрного сектора в целом является постепенное создание свободных рынков хлопка, пшеницы и средств производства для сельского хозяйства. Это позволит устранить существующие искажения относительных цен и будет способствовать более эффективному распределению и использованию ресурсов.

Фермерское хозяйство (ФХ) - самостоятельный хозяйственный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, основанный на совместной деятельности членов фермерского хозяйства, ведущих товарное сельскохозяйственное производство с использованием земельных участков, предоставляемых ему в долгосрочную аренду.

Членами ФХ являются глава хозяйства, его супруга (супруг), в том числе усыновленные (удочеренные), приемные дети, родители, иные родственники, а также другие лица, достигшие трудоспособного возраста, совместно ведущие ФХ, для которых работа в нем является основным местом трудовой деятельности. Лица, работающие в ФХ по трудовому договору, не являются его членами.

ФХ создается на конкурсной основе, преимущественно на тех землях и территориях, где не ощущается избытка трудовых ресурсов.

ФХ, специализирующееся на производстве продукции животноводства, создается при наличии скота численностью не менее 30 условных голов. Минимальный размер земельных участков, предоставляемых ФХ в аренду,- не менее 0,3 гектара на одну условную голову скота на орошаемых землях Андижанской, Наманганской, Самаркандской, Ферганской и Хорезмской областей, не менее 0,45 гектара орошаемых земель в Республике Каракалпакстан и других областях, а на неорошаемых (богарных) землях - не менее 2 гектаров на одну условную голову скота.

В настоящее время земли вод ФХ выделяются на основе долгосрочной аренды сроком от 10 до 50 лет. если в 1995 г. на долю ФХ приходилось 3,8 % всей посевной площади и 2,6 % валовой продукции сельского хозяйства, то в 2000м эти показатели достигли уже соответственно 16,7 % и 5,1 %. На 1.01.2001 г. в Узбекистане за 43 тысячами имевшихся ФХ было закреплено 889,6 тыс. га земли (в среднем на 1 занятого в них - 3 га).

Как создать фермерское хозяйство ? (Закон Республики Узбекистан от 30.04.1998 г. "О фермерских хозяйствах", статьи 6,7)

ФХ образуется на добровольных началах на основе письменного обращения главы хозяйства к правлению сельскохозяйственного кооператива (ширката) и хокиму района. В заявлении указываются местоположение испрашиваемого земельного участка, его площадь, состав ФХ и представляется бизнес-план организации товарного сельскохозяйственного производства.

Правление сельскохозяйственного кооператива (ширката) вопрос об образовании ФХ выносит на рассмотрение общего собрания, которое принимает соответствующее решение. На основании решения общего собрания сельскохозяйственного кооператива (ширката) хоким района принимает решение об образовании ФХ с учетом заключения районной комиссии по рассмотрению вопросов предоставления земельных участков.

Решение хокима района об образовании ФХ является обязательным документом для реальных финансовых, банковских, налоговых и иных структур. ФХ считается созданным с момента государственной регистрации ФХ и договора аренды земельного участка в установленном порядке.

Дехканское хозяйство (ДХ) - семейное мелкотоварное хозяйство, осуществляющее производство и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе приусадебном земельном участке, предоставленном наследуемое владение. Деятельность в дехканском хозяйстве может вестись (по желанию его членов) как с образованием, так и без образования юридического лица.                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Членами ДХ являются глава семьи, его супруга (супруг), дети, в том числе усыновленные (удочеренные), приемные дети, родители, иные родственники, а также другие лица, достигшие трудоспособного возраста, совместно проживающие и ведущие совместно ДХ.

Согласно существующему законодательству ДХ не может использовать в своей деятельности наемный труд на постоянной основе.

Для создания ДХ семьям членов сельскохозяйственного кооператива (ширката), работников иных сельскохозяйственных и лесохозяйственных предприятий, учреждений, организаций, а также семьям учителей, врачей и др специалистов, проживающих в сельской местности, в установленном законодательном порядке предоставляется в пожизненное наследование приусадебных земельный участок. Его размер, включая площадь, занятую строениями и дворами, не должен превышать ,35 гектара на орошаемых и 0,5 гектара на неорошаемых (богарных) землях, а в степной и пустынной зоне - 1 гектара (на неорошаемых землях). Для введения ДХ право пожизненного наследуемого владения на приусадебные земельные участки в пределах 0,06 гектара может реализоваться на аукционной основе.   

Как создать дехканское хозяйство ? (Закон Республики Узбекистан от 30.04.1998 г. "О дехканском хозяйстве", статья 5)

ДХ образуется на добровольных началах на основе письменного обращения главы хозяйства к правлению сельскохозяйственного кооператива (ширката) либо работодателю (администрации) других сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций и хокиму района. В заявлении указывается местоположение целевого использования земельного участка для организации сельскохозяйственного производства.

правление сельскохозяйственного кооператива (ширката) выносит вопрос об образовании ДХ на рассмотрение общего собрания, которое принимает соответствующее решение. В др сельскохозяйственных предприятиях, учреждениях и организациях решения о создании ДХ принимается высшим органом управления, работодателем (администрацией) этих предприятий, учреждений и организаций.

На основании решения общего собрания сельскохозяйственного кооператива (ширката) или высшим органом управления, работодателем (администрацией)  др сельскохозяйственного предприятий, учреждения и организации хоким района принимает решение об организации ДХ с учетом заключения районной комиссии по рассмотрению вопросов предоставления земельных участков.

Решение хокима района об образовании ДХ является обязательным документом для районных финансовых, банковских, налоговых и иных структур. ДХ считается созданным с момента его государственной регистрации в установленном порядке.

В настоящее время в сельском хозяйстве функционирует 3,3 млн. личных подсобных хозяйств, из которых 54,1 % перерегистрированы в ДХ. На их долю в 2000 г. приходилось 10,6 % всей посевной площади и 66 % валовой продукции сельского хозяйства (против 9,1 и 49,3 % соответственно в 1995 г.)

В результате происходящих изменений доли фермерских и дехканских хозяйств в структуре посевных площадей и в объеме производимой сельскохозяйственной продукции заметно увеличиваются. При этом размеры посевной площади более высокими темпами растут в ФХ, а объем сельскохозяйственной продукции - в ДХ. Распределение посевной площади и производство валовой продукции по категориям хозяйств (в % к итогу):

 

Распределение посевной площади

Производство валовой продукции


1995 г.

2000 г.

1995 г.

2000 г.

Всего

100

100

100

100

Коллективные предприятия

87

72,6

48,1

28,9

Фермерские хозяйства

3,8

16,7

2,6

5,1

Дехканские хозяйства

9,1

10,6

49,3

66,0

Дехканские и фермерские хозяйства служат катализатором реальных преобразований в аграрном секторе. К сожалению, процесс их создания и развития идет медленно из-за указанной выше специфики сельскохозяйственного производства и неразвитости рынка ресурсов. Хотя государство всячески их поддерживает (путем выделения дополнительных земель, создания законодательных основ их деятельности) , эти хозяйства оказываются неконкурентоспособными по сравнению с ширкатами, в основном из-за плохого доступа к рыночной инфраструктуре. Перерабатывающая промышленность, заготовительные организации и финансовые структуры предпочитают иметь дело с крупными производителями. Иными словами, инфраструктура сельского хозяйства пока не приспособлена к работе с мелкими производителями. В странах с развитой рыночной экономикой эволюционно сформировался разветвленный и многоярусный слой посредников, которые обеспечивают услугами как мелкие хозяйства, так и крупный бизнес. В наших условиях одни из путей решения проблемы - развитие кооперативных связей между фермерскими и дехканскими хозяйствами.

Де-юре ФХ в Узбекистане не должны получать производственных заданий, однако исследования, проведенные Центром экономических исследований на местах, показывают, что де-факто они продолжают их получать. Это является следствием того, что ФХ зависят от крупных сельскохозяйственных предприятий и др организаций в снабжении финансовыми и материально-техническими ресурсами. Возможно, этим обстоятельством частично можно объяснить тот факт, что доля ФХ в общей посевной площади растет более высокими темпами, чем их доля в валовой продукции сельского хозяйства. Между тем ДХ, имеющие возможность самостоятельно определять направления своей деятельности, структуру и объемы производства, а также свободно распоряжаться результатами своего труда, в 2000 г., обрабатывая всего 10,6 % посевной площади, произвели около 66 % валовой продукции сельского хозяйства.

Следовательно, повышение эффективности ФХ зависит главным образом от расширения их самостоятельности, развития производственной и рыночной инфраструктуры села. Решение этих проблем требует дальнейшего развития оптовых рынков сельскохозяйственной продукции, материально-технических ресурсов, средств малой сельскохозяйственной техники, организации обслуживания фермеров и обеспечения им свободного доступа к кредитным и другим ресурсам.

Неправительственные организации в поддержке частного предпринимательства. В последние годы, особенно после принятия курса на либерализацию, в поддержке, представлении интересов и защите прав частного бизнеса все большую роль играют неправительственные организации, объединяющие предпринимателей. Центральное место среди них занимает Палата товаропроизводителей и предпринимателей Узбекистана. Важное значение также играют Ассоциация дехканских и фермерских хозяйств, Ассоциация ремесленников "Хунарманд", Ассоциация деловых женщин Узбекистана и др.

Палата товаропроизводителей и предпринимателей была создана в апреле 1996 г. в числе основных ее функций -представление интересов и защита прав предпринимателей как перед государством, так и перед др органами власти и организациями, в том числе зарубежными. В 04.1998 г. постановлением Кабинета Министров "О совершенствовании деятельности Палата товаропроизводителей и предпринимателей Узбекистана" установлено, что все проверки проводимые производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятий малого и среднего бизнеса - членов Палаты - осуществляются с обязательным участием юридических служб Палаты и ее территориальных структур.

При палатах всех уровней функционируют 183 центра информационно-консультационной поддержки малого и среднего предпринимательства. Палата является учредителем таких организаций, оказывающих услуги субъектам предпринимательства, как Центр тестирования и сертификации "Тест-Сервис", Технологический бизнес-инкубатор. При Палате созданы Центр автоматической идентификации товаров и услуг "EAN Uzbekistan" по присвоению и регистрации штриховых кодов, внешнеэкономическая фирма "Мовароунахр", а также многофункциональный информационный центр "Marokand", который через электронные сети объединяет и делает широко доступными для предпринимателей информационные ресурсы всех организаций входящих в систему Палаты. Этим центром ведется и распространяется на лазерных дисках электронный реестр всех членов Палаты товаропроизводителей и предпринимателей Узбекистана, а также сформирована база данных по потребностям и предложениям товаров и услуг членов Палаты.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.