Рефераты. Разработка программы оптимизации налогообложения как инструмента антикризисного (корпоративного) упр...






Кроме общего режима налогообложения Законом  Украи­ны "О системе налогообложения" предусмотрены специальные (упрощенные) режимы налогообложения, которые включают в себя систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), упрощенную систему налогообложения, систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход и систему налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. Наиболее широко может применяться упрощенная система налогообложения. Ставки налога здесь следующие: 6% при налоговой базе «доходы» и 10% при налоговой базе «доходы, уменьшенные на величину расходов». При этом уплата налога в этой системе налогообложения заменяет уплату следующих налогов: налога на прибыль организаций, единого социального налога, налога на имущество и исключает предприятие из плательщиков налога на добавленную стоимость. Как видим, единый налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения снимает бремя основных налогов.

         Целью настоящей работы было найти рзработка  программы оптимизации налогообложения  предприятий. Это позволяет снизить налоговое бремя для субъектов хозяйствования, что приведет к развитию этого сегмента рынка, выведет из «теневой экономики» большую часть предприятий, будет способствовать развитию правовых отношений в Украине и обеспечит значительный рост поступлений в бюджеты всех уровней.

         В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

1.                 Анализ общего режима налогообложения и пути выработки оптимальной налоговой политики

2.                 Анализ упрощенного режима налогообложения, его достоинства и недостатки

3.                 Оптимизация налогообложения путем комбинирования различных режимов налогообложения.

Налоговая система Украины начала создаваться в 1991 г. и до сих пор находится на стадии формирования и перманентного реформи­рования. Этот процесс не может проходить без учета мирового опы­та и тенденций, связанных с углублением международного разделе­ния труда и увеличением перераспределения капиталов и рабочей силы, способствующих интернационализации налоговых систем раз­ных стран. Это означает, что при сохранении определенных особен­ностей налогообложения в каждой стране у налоговых систем появ­ляется все больше общих черт.

В соответствии с поставленной целью и в разрезе решаемых задач в данной работе будут рассматриваться налоги, уплачиваемые предприятиями вне зависимости от видов деятельности и заменяемые системы налогообложения (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость).

Законные методы оптимизации, путем использования комплекса предоставляемых государством льгот снизят уровень экономической преступности в стране и снимут необходимость уплаты нелегальных налогов, попросту взяток.











1. ОПТИМИЗАЦИЯ  НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ   КАК  ВАЖНАЯ  СОСТАВЛЯЮЩАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1. Использование взаимосвязей налогового  и гражданского

законодательства в целях оптимизации налогообложения  в  России

     Действующая в настоящее время система законодательства, существующие соотношения между различными его отраслями- гражданским, налоговым, бухгалтерским, таможенным и т. д. - позволяют оптимизировать налоговые платежи.

     Из сделок налогоплательщика, совершаемых на основании договора, возникает большинство объектов налогообложения. Поэтому договорная политика организации является одним из действенных инструментов налогового планирования и фактором, определяющим уровень налогового бремени.

         По виду возникающих обязательств договоры, согласно  ч. II Гражданского кодекса РФ, делятся на 24 укрупненные группы:

1)Договор купли-продажи — гл. 30 ГК РФ (ст. 454-566).

2)Договор мены - гл. 31 ГК РФ (ст. 567-571).

3)Договор дарения - гл. 32 ГК РФ (ст. 572-582).

4)Договор ренты и пожизненного содержания с иждивенцем — гл. 33 ГК РФ  (ст. 583-605).

5)Договор аренды - гл. 34 ГК РФ (ст. 606-670).

6)Договор найма жилого помещения — гл. 35 ГК РФ (ст. 671-688).

7)Договор безвозмездного пользования — гл. 36 ГК РФ (ст. 689-701).  

8)Договор подряда - гл. 37 ГК РФ (ст. 702-768).

9)Договор на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструктор­ских и технологических работ — гл. 38 ГК РФ (ст. 769-778).

10) Договор возмездного оказания услуг — гл. 39 ГК РФ (ст. 779-783).

     11) Договор перевозки - гл. 40 ГК РФ (ст. 784-800).

12)Договор транспортной экспедиции — гл. 41 ГК РФ (ст. 801-806).

13)Договор займа и кредита - гл. 42 ГК РФ (ст. 807-823).

14)Договор финансирования под уступку денежного требования — гл. 43 ГК      РФ (ст. 824-833).

    15)Договор банковского вклада — гл. 44 ГК РФ (ст. 834-844).

16)Договор банковского счета — гл. 45 ГК РФ (ст. 845-860)..

17)Договор хранения - гл. 47 ГК РФ (ст. 886-926).

18)Договор страхования - гл. 48 ГК РФ (ст. 927-970)..

19)Договор поручения - гл. 49 ГК РФ (ст. 971-979).

20)Договор комиссии - гл. 51 ГК РФ (ст. 990-1004).

21)Агентский договор - гл. 52 ГК РФ (ст. 1005-1011).

22)Договор доверительного управления имуществом — гл. 53 ГК РФ (ст. 1012-1026).

23)Договор коммерческой концессии — гл. 54 ГК РФ (ст. 1027-1040)..

24) Договор простого товарищества — гл. 55 ГК РФ (ст. 1041-1054).

   Организация может влиять на трактовку осуществляемых хозяйственных операций с точки зрения гражданского законодательства с тем, чтобы:. изменить их налоговые последствия, создав для себя наиболее выгодный ре-жим налогообложения.

     Хозяйствующие субъекты могут гибко влиять на трактовку осуществляемых хозяйственных операций с точки зрения гражданского законодательства с тем, чтобы, изменив их налоговые последствия, создать для себя наиболее выгодный режим налогообложения. При заключении или изменении хозяйственного договора следует оценивать в комплексе все его налоговые последствия по НДС; налогу с продаж; налогу на прибыль; налогу на имущество предприятий; ЕСН и дру­гим наиболее значимым налогам для конкретного хозяйствующего субъекта.

     Договорной политикой целесообразно считать использование возможностей выбора типа договора, партнера сделки, условий хозяйственных договоров с це­лью достижения желаемого финансового результата или определенной структу­ры активов организации.

     Таким образом, одни и те же хозяйственные операции, т. е. операции с одинаковыми финансовыми и материальными потоками, юридически могут быть оформлены совершенно по-разному, что существенно изменит их последствия как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения, а следовательно, и финансовое положение организации в целом.

     Налоговые аспекты  договорной политики хозяйствующих субъектов проявляются при выборе между договорами поставки и комиссии; между договорами поставки на условиях предоплаты и договором комиссии; между меной и зачетом однородных денежных требований; между приобретением и арендой основного средства; установлением перехода права собственности по оплате или по отгрузке и др. Выбор того или иного вида договора в целях оптимизации налоговых обязательств организации во многом индивидуален для каждой конкретной ситуации и требует детального анализа с точки зрения правового регулирования , налогообложения, а также с точки зрения влияния на финансовые результаты деятельности организации.

     Таким образом, договорная политика может эффективно использоваться в це­лях налоговой оптимизации. Конечно же, возможность использования данного элемента налогового планирования зависит от конкретной ситуации, при этом необходимо принимать во внимание не только нормы налогового законодатель­ства, но и обязательно гражданского. Только тогда договорная политика может действительно способствовать оптимизации налоговых обязательств хозяйству­ющего субъекта и снижению размера налогового бремени.





1.2. Оптимизация налогообложения с помощью

планирования отдельных налогов

     Планирование отдельных налогов осуществляется по различным элементам налогов: объекту налогообложения, налоговой базе, налоговому периоду, налоговой ставке, порядку исчисления и сроку уплаты конкретного налога.

         Оптимизация налога на прибыль является важнейшим моментом принятия предпринимательских решений, так как данный налог оказывает непосредственное воздействие на финансовые результаты деятельности хозяйствующего субъ­екта, исходя из принятой им экономической стратегии.

Основные направления оптимизации налога на прибыль:

1.  Обоснование и документальное подтверждение расходов, направленных на получение дохода от реализации продукции, работ, услуг и внереализационного дохода.

2.  Обоснование критериев отнесения расходов к текущим, а не к расходам будущих периодов.

3.  Включение в текст договоров формулировок по расходам.

4.  Обоснование отнесения расходов к косвенным в целях их учета для целей налогообложения прибыли в текущем периоде в полном объеме.

5.  Осуществление контроля за размером расходов, регулируемых для целей налогообложения прибыли: представительские, командировочные, страхование работников и имуще­ства и ряд других.

6.  Подписание договоров с покупателями, предусматривающих во всех возможных случаях переход права собственности по мере оплаты, учитывая Закон  Украины «О системе  налогообложения» и то обстоятельство, что контрагент по таким договорам не имеет возможности продавать такое имущество до момента его оплаты.

 7.  Обоснование в договорах наличия штрафных санкций исходя из раздела 1  статьи  11  Закона  Украины «О  системе  налогообложения».

8.  Обоснование сомнительности долгов в целях обеспечения возможности формирования резервов по сомнительным долгам.

9.  Обоснование создания или не создания резервов, учитываемых в соответ­ствии с Налоговым кодексом при формировании прибыли для целей нало­гообложения: на ремонт, на обесценение ценных бумаг, на возможные поте­ри по ссудам и др.

10. Утверждение расходов на ремонт не амортизируемого имущества.

11. Обоснование способа начисления амортизации по амортизируемому иму­ществу с учетом рассмотренных выше вариантов по бухгалтерскому и нало­говому учету.

12. Рассмотрение возможностей применения ускоренной амортизации, в том числе путем приобретения имущества путем финансового и оперативного лизинга.

13. Рассмотрение возможности оптимизации расходов на оплату труда, учитыва­емых для целей налогообложения прибыли в части включения в них различ­ных премиальных выплат, связанных с производственной деятельностью (за производственные результаты, за финансовые показатели деятельности организации, выполнение функций в соответствующие сроки и др.) с учетом налоговых последствий для исчисления единого социального налога.

 14. Рассмотрение возможности оформления безвозмездного получения имущества

от акционеров (участников), чья доля в капитале общества превышает 50%.

15. Другие направления.

         Занимаясь оптимизацией налога на прибыль, целесообразно исходить из общей стратегии фирмы, ориентированной на удовлетворение интересов собственников как путем максимизации чистой прибыли, так и другими путями, всесторонне оценивая влияние изменений суммы налога на прибыль и соответственной суммы чистой прибыли на величину показателей эффективности финансовой деятельности хозяйствующих субъектов.

        Также можно рассмотреть налоговое планирование в сфере малого бизнеса. С 2001г. предприятия малого бизнеса  могут применять упрощенную системы налогообложения и являться плательщиками единого налога на вмененный доход (подробно рассматривается во 2й главе данной работы).

     Так как переход на упрощенную систему налогообложения осуществляется организациями добровольно и самостоятельно, то выбирая объект налогообло­жения, следует проанализировать свои расходы с точки зрения их величины и со­ответствия перечню расходов, уменьшающих полученные доходы. Затем следует просчитать величину налогового изъятия в каждом из вариантов налоговой базы и сделать соответствующие выводы.

     Давая экспертную оценку изменениям, вносимым в упрощенную систему налогообложения, можно констатировать снижение налоговой нагрузки налогоплателыциков по сравнению с традиционной системой, действующей в настоящее время. Это объясняется следующими факторами:

   - снижением ставки налога для налогоплательщиков, уплачивающих единый налог с доходов без вычета из них расходов, с 10 до 6%, а для плательщиков, уплачивающих налог с доходов за вычетом из него расходов, — с 30 до 10%;

   - уменьшением объекта обложения единым налогом для организаций, упла­чивающих его с доходов за вычетом расходов;

   - замещением единым налогом большего числа значимых с точки зрения на­логовой нагрузки налогов.

     При планировании единого налога при упрощенной системе налогообложения организации должны анализировать целесообразность перехода на него, грамотно выбирать объект налогообложения и осуществлять планирование налогов, уплачиваемых при данном специальном налоговом режиме.

      Оптимизация косвенного налогообложения происходит, прежде всего, по на­логу на добавленную стоимость, процесс планирования которого зависит от того, что, во-первых, является ли анализируемое предприятие конечным в цепочке произ­водства и реализации соответствующих товаров, работ и услуг и соответственно целесообразно ли ему использовать освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость и производить реализа­цию товаров, работ, услуг, освобождаемых от НДС; во-вторых, потребляют ли продукцию, работы, услуги данного предприятия другие хозяйствующие субъек­ты и соответственно целесообразно ли ему использовать освобождение от испол­нения обязанностей налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость и производить реализацию товаров, работ, услуг, освобождаемых от НДС, так как в данном случае льготы по НДС имеют «мнимый характер». Рассмотрим первую ситуацию.

      Занимаясь налоговым планированием налога на добавленную стоимость в пер­вом случае хозяйствующим субъектам целесообразно рассмотреть возможность освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС.

     Хозяйствующим субъектам, являющимся конечными звеньями в цепочке про­изводства и реализации товаров, работ и услуг, облагаемых налогом на добавленную стоимость, занимаясь налоговым планированием налога на добавленную стоимость, целесообразно рассмотреть возможность осуществления операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).

     Занимаясь вопросами налогового планирования, хозяйствующие субъекты должны помнить, что в случае, если ими осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), они обязаны вести раздельный учет таких операций.

        Рассмотрим вторую ситуацию.

       Необходимо отметить, что в результате одностороннего подхода к минимиза­ции НДС (например, по использованию операций, не подлежащих налогообло­жению, согласно ст. 14 Налогового кодекса, или освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС) предприятие, осуществляющее после­дующую реализацию своей продукции, получает мнимую льготу для целей нало­гообложения. Например, организация, имеющая освобождение от НДС, все сум­мы НДС, уплачиваемые своим поставщикам, относит на расходы, в то время как реализация продукции данной компании осуществляется без предъявления НДС покупателям. При этом эти покупатели, оплачивая товары, работы, услуги, не имеют права на налоговый вычет соответствующей суммы НДС.

     Налоговое планирование НДС заключается не столько в при­менении освобождений, сколько в необходимости четко и правильно докумен­тально оформлять все суммы НДС, уплаченные поставщикам, так как только над­лежащим образом оформленные документы позволяют производить налоговый вычет по НДС; вести счета-фактуры (прежде всего по приобретенным матери­альным ценностям, работам, услугам); ускорять процесс заготовки всех материаль­ных ценностей и минимизировать срок от предоплаты до фактического оприходования ТМЦ; ускорять процесс выполнения сторонними организациями работ и услуг производственного назначения и их приемки в отчетном периоде с подтвержде­нием этого факта актами сдачи-приемки этих работ, чтобы была возможность произвести налоговый вычет по НДС в отчетном периоде.

      При налоговом планировании налога на добавленную стоимость необходимо учитывать, что налогообложение ряда товаров производится по налоговой ставке 10% и по ставке 0%. Для налогового планирования необходимо четко соблюдать порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по ставке 0%.

       Для целей налогового планирования НДС и оптимизации денежных потоков необходимо грамотно определять момент определения налоговой базы при реали­зации (передаче) товаров (работ, услуг) с учетом общих положений по учетной политике организации.

      При исчислении налога на добавленную стоимость моментом определения на­логовой базы в зависимости от принятой налогоплательщиком учетной полити­ки для целей налогообложения является:

    1)для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей на­логообложения момент определения налоговой базы по мере отгрузки и по предъявлению покупателю расчетных документов, — день отгрузки (переда­чи) товара (работ, услуг);

     2) для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей нало­гообложения момент определения налоговой базы по мере поступления де­нежных средств, — день оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).

     Основное значение для оптимизации налога на добавленную стоимость имеет своевременное и грамотное осуществление налоговых вычетов. Как для обоснования права на налоговый вычет по налогу на добавленную стоимость в частности, так и для целей налогового планирования в целом важное значение имеют правильное оформление и своевременное выставление счетов-фактур.

    Важное значение для целей налогового планирования имеет своевременное возмещение {возврат или зачет) налога на добавленную стоимость.

        Косвенные налоги являются крайне обременительными для хозяйствующих субъектов. Поэтому крайне важно знать законные способы их оптимизации этом числе по денежным потокам.

     Оптимизация косвенных налогов позволяет хозяйствующим субъектам получать существенную налоговую экономию и формировать значительные дополнительные финансовые ресурсы для своего экономического роста.

    Для оптимизации налога на имущество весьма важны следующие моменты:

1. Необходимо произвести расчеты но тем элементам учетной и договор ной политики, которые оказывают влияние на величину данного налога. К ним, в частности, относятся: определение вариантов начисления амортизации по основным средствам, вариантов переоценки основных средств и др. При этом следует помнить, что так как источником налога на имущество у предприятий являются прочие расходы, учитываемые при налогообложении прибыли, то снижение величины данного налога в определенной степени нивелируется увеличением суммы налога на при быль. Поэтому необходимо производить одновременно расчеты по всем логам, на размер которых оказывает влияние тот или иной элемент учетной политики.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.