Рефераты. Разработка программы оптимизации налогообложения как инструмента антикризисного (корпоративного) упр...






2. Целесообразно проанализировать возможности применения определенных льгот по налогу на имущество.

     При применении льгот по налогу на имущество следует руководствоваться нормами, закрепленными в ряде специальных документов, строго придерживаясь определений, содержащихся в них, тогда предприятие будет застраховано от ошибок при применении конкретной льготы.

   Для целей планирования налога на имущество важно, что в ряде случаев, когда предприятие не может воспользоваться льготой в полном объеме, можно приме нить иную льготу и уменьшить сумму налога частично.

       Использование льгот по налогу на имущество для целей его оптимизации

требует:

   - определения вида льготы, используемой в полном объеме либо частично;

   - подтверждения правомерности использования соответствующей ль с учетом действующих требований;

   -обеспечения раздельного учета льготируемого и нельготируемого имущества.

       Все это позволяет минимизировать налог на имущество.

3.  Еще    одним   направлением   оптимизации   налога  на  имущество является использование   предоставляемых  законом  возможностей  по  уплате налога по месту    нахождения   обособленных    подразделений,   где    законодательными

органами субъектов Украины могут быть установлены разные ставки.

          Согласно закону, предприятия, в  состав которых  входят  территориально

обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего) счета, зачисляют налог на имущество предприятий в доходы бюджета субъектов Украины и местных бюджетов по месту нахождения указанных подразделений в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории субъекта Украины, на которой расположены эти подразделения, на стоимость налогооблагаемого имущества этих подразделений. При этом уплате в бюджет по месту нахождения головного предприятия подлежит разница между суммой налога на имущество, исчисленной головным предприятием в целом по предприятию, и суммами налога, уплаченными головным предприятием в бюджеты по месту нахождения территориально обособленных подразделений, не имеющих отдельного баланса и расчетного (текущего) счета.

     Также можно рассмотреть варианты оптимизации единого социального налога.

     Оптимизация налога  на  доходы  физических  лиц организациями и индивидуальными предпринимателями, производящими выплаты физическим лицам, возможна, прежде всего путем оптимизации объекта налогообложения.        Объектом налогообложения для них признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

      При планировании НДФЛ следует ориентироваться на содержание договором, заключенных с работниками, а не на название договоров.

      Налоговое планирование НДФЛ возможно также на основе грамотного определения сумм, не подлежащих налогообложению. Для оптимизации НДФЛ необходима также учитывать существующие налоговые льготы по данному налогу.

      Для исчисления и уплаты налога установлена регрессивная шкала налоговых ставок и ставок распределения платежей между различными бюджетами в  зависимости  от   величины   выплаченных   доходов, которая является существенным элементом налогового планирования.

      Для целей налогового планирования важное значение имеет также грамотное определение даты осуществления выплат и иных вознаграждений или получение доходов, которая определяется как день начисления выплат и иных вознагражден в пользу работника (физического лица, в пользу которого осуществляются выплаты).

      При планировании налога на доходы физических лиц необходимо учить» что определенные виды доходов физических лиц не подлежат налогообложению.

      При налоговом планировании необходимо также обращать пристальное внимание на возможность получения соответствующих налоговых вычетов.

       При планировании прочих налогов необходимо особое внимание уделять возможности использования соответствующих льгот и освобождений.



















1.3 Учетная политика организации, как элемент

 программы оптимизации налогообложения

      Ведение учетной политики ставит перед бухгалтерами и финансистами ряд сложных проблем не только в области формирования бухгалтерских показателей, но и по учету налоговых последствий принимаемых предпринимательских решений. С 2002 г. в условиях введения налогового учета  особое значение приобретает учетная политика для целей налогообложение прибыли, которая может либо оформляться отдельным документом, либо включаться отдельным самостоятельным разделом в приказ по учетной политике хозяйствующего субъекта.

      Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

     К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки  информации и иные соответствующие способы и приемы.

       Учетной политике присущи следующие основные принципы.

1.Единство учетной политики на предприятии.

2.Полнота отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности.

3.Большая готовность к отражению в бухгалтерском учете потерь (расходов) и пассивов, чем потенциальных доходов и активов (так называемый принцип осмотрительности). К учету по возможности должны принимает те доходы, которые уже получены, а потери могут отражаться не только состоявшиеся, но и потенциальные.

4.Отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности  исходя не только из их правовой формы, но и из экономических фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой).

5.Тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам статистического учета на 1-е число каждого месяца, а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета (требование непротиворечивости).

     Помимо этого, при формировании учетной политики изначально предполагается, что:

   - активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности);

   - организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или суще­ственного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятель­ности);

   - принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности примене­ния учетной политики);

   - факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетно­му периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности факторов хозяйственной деятель­ности).

      Основными факторами, влияющими на выбор и обоснование учетной политики, являются следующие:

   - организационно-правовая форма собственности (ООО, ЗАО, ОАО, ГУП, производственный кооператив и т. д.);

   - отраслевая принадлежность или вид деятельности (промышленность, строи­тельство, торговля, посредническая деятельность, услуги и т. д.);

   - масштабы деятельности, (объем продаж, среднесписочная численность ра­ботающих и т. п.);

   - соотношение с системой налогообложения (освобождение от различных на­логов, ставки, льготы и освобождения);

   - возможность принятия самостоятельных решений в вопросах ценообразо­вания либо ее отсутствие из-за антимонопольного регулирования и из-за регулирования цен в естественных монополиях (связи, газа, электроэнер­гии), регулирования цен на социально значимые товары;

   - система информационного обеспечения деятельности предприятия;

   - наличие необходимой базы данных;

   -наличие определенного квалификационного уровня персонала и действу­ющей системы его материальной заинтересованности в эффективной хозяй­ственной деятельности предприятия и ответственности за выполняемые функции;

   - цели и задачи экономического развития предприятия на перспективу;

   -внешние факторы (наличие или отсутствие инфляционных процессов, сезонных факторов, конкуренции, состояние рынка, нормы гражданского и налогового законодательства, макроэкономическая ситуация и т. д.),

Следует отметить в виду, что выбор одного из нескольких вариантов конкретного элемента учетной политики зависит от многих внешних и внутренних факторов.

    Содержание и альтернативные варианты  бухгалтерского  учета  организации

раскрываются в соответствующем приказе по учетной политике, который позволяет  организовать  ведение  бухгалтерского учета  таким  образом,  чтобы

максимально    воздействовать    на    финансовые    результаты    деятельности

предприятия,    повышать    его    платежеспособность,    избегать    различного

рода разногласий с налоговыми органами при документальных проверках и финансовых санкций за нарушение налогового и бухгалтерского законодательства.

     Учетной политикой организации утверждается :

   -рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для его ведения;                                

   -формы первичных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных документов в соответствии с правилами, изложенными в п. 13 приказ Минфина Украины от 29.07.1998 г. № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Украине»;

   -правила документооборота и технология обработки учетной информации;

   -порядок контроля за хозяйственными операциями;

   -перечень статей затрат;

   -перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов;

   -перечень подотчетных лиц и сроки представления отчетов по выданным подотчетным суммам, в том числе командировочным расходам;

   -создание комиссии по приему и выбытию основных средств, списанию МБП и т. д.;

   -порядок и сроки хранения документов;

   -системное положение о премировании

   -другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета

     В настоящее время существует учетная политика двух видов:

   -для целей ведения бухгалтерского учета;

   -для целей налогообложения.

     В частности, организация в соответствии налоговым  законодательством  Украины может в своей учетной политике определить следующие основные моменты:

   -организационно-технические вопросы ;

   -метод определения доходов и расходов ;

   -порядок уплаты налога на прибыль и авансовых платежей по обособлений подразделениям организации ;

   -налоговый учет амортизируемого имущества ;

   -метод оценки сырья и материалов при их списании в производство ;

   -метод оценки покупных товаров при их реализации ;

   -метод оценки ценных бумаг при их реализации и ином выбытии ;

   -порядок формирования резервов сомнительных долгов ;

   -порядок формирования резервов по гарантийному ремонту и гарантий по обслуживанию ;

   -порядок уплаты налога на прибыль.

      Кроме того, согласно налоговому  законодательству  Украины, организация может закрепить в учетной  политике для целей налогообложения дату возникновения обязанности по уплате НДС: по мере отгрузки и предъявлению покупателю расчетных документов или по мере поступления денежных средств. В соответствии с  законодательством «Налог на добычу полезных ископаемых» налогоплательщик может  вводить в учетной политике для целей налогообложения прямой или косвенный метод определения количества добытого полезного ископаемого. Особенности исчисления налогов, связанные с учетной политикой организации, закреплены и в других законодательных актах по налогам и сборам.

      Так, под порядком определения доли расходов, подлежащих отражению в соответствующем налоговом или отчетном периоде, понимается схема распределения  косвенных расходов, не относимых непосредственно на увеличение объемов незавершенного производства, стоимости готовой продукции, выполненных работ или оказанных услуг. Это общепроизводственные, общехозяйственные  доходы, а также расходы на продажу.

      При определенных условиях распределению могут подлежать расходы вспомогательных производств, обслуживающих производств и хозяйств, а также расходы по возмещению производственного брака Разница в подходах к распределению затрат для целей финансового учета I целей налогообложения определяется периодами, за которые производится распределение: для целей бухгалтерского учета себестоимость готовой продукции, (работ, услуг) и незавершенного производства определяется по состояние минимум) на конец каждого отчетного месяца, а для целей налогообложения конец отчетного (квартала) или налогового (календарного года) периода.

       Кроме того, следует учитывать и такую немаловажную деталь: при формировании себестоимости продукции (работ, услуг) для целей финансового учета определяющим является наиболее правильное определение доли расходов в отношении отдельных видов продукции или ее переделов, а для целей налогообложения в  отношении реализованной (проданной) продукции (выполненных работ, оказанных услуг).

       Согласно Налогового кодекса Украины, в целях исчисления налога на добавленную стоимость дата реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) определяется в зависимости от принятой налогоплательщиком учетной Политики для целей налогообложения. Для налогоплательщиков, принявших в учетной политике для целей налогообложения дату возникновения налогового обязательства по мере отгрузки и предъявлению покупателю расчетных документов, как наиболее ранняя из дат: дата отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг); день оплаты товаров (работ, услуг); день предъявления покупателю счета-фактуры. Для налогоплательщиков, принявших в учетной политике для Целей налогообложения дату возникновения налогового обязательства по мере поступления денежных средств, как день оплаты товаров (работ, услуг).

     Приведенные примеры достаточно выпукло показывают роль учетной полити­ки в оптимизации налогообложения.

     При помощи учетной политики можно оптимизировать способ  начисления амортизации. Необходимо, прежде всего уточнить, какой для конкретного предприятия способ начисления амортизации по основным производственным фондам наиболее приемлем и  есть ли необходимость в ускоренной или замедленной амортизации.

    Опыт предприятий стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует, что

чаще всего организации используют комбинированный метод, при котором амортизация зданий, сооружений, передаточных устройств, хозяйственного инвентаря начисляется линейным способом, а амортизация машин, оборудования, транспортных средств, дорогостоящего инструмента — в нарастающей или убывающей прогрессии. При благоприятной конъюнктуре сбыта и цен предприятие стремится ее амортизировать стоимость активной части производственных основных фондов, а с ухудшением конъюнктуры — замедлить темпы амортизации.

    Возможна и такая ситуация, когда предприятию в период освоения производства новой продукции, новых цехов, производств, секторов рынка целесообразно

начислять амортизационные отчисления с небольших сумм, а затем компенсировать иx по мере нарастания объемов производства и продаж изделий и услуг, пополучивших  признание на рынке.

     Оптимизация налогообложения через регулирование сумм амортизационных отчислений и величины себестоимости продукции может осуществляться предприятием путем приостановления начисления амортизации по объектам основных средств, переведенным на консервацию, а также подлежащим реконструкции и модернизации.

     Одним из способов регулирования величины налога на имущество и амортизационных отчислений является переоценка основных средств.

     Таким образом, при формировании учетной политики по конкретному направлению ведения организации бухгалтерского и налогового учета осуществляется выбор одного из нескольких способов, регламентированных бухгалтерским и налоговым законодательством Украины. При этом между бухгалтерским и налоговым учетом имеются существенные различия в способах оценки имущества и обязательств.

     Важнейшие элементы учетной политики, которые воздействуют на уровень затрат, расходов, а следовательно, и на размер прибыли предприятия:

   -способ начисления амортизации;

   -способ оценки запасов материальных ресурсов;

   -способ оценки незавершенного производства;

   -способ оценки готовой продукции;

   -создание резервных фондов.

     Таким образом, зависимость финансовых показателей и учетной политики проявляется через методы оценки отдельных видов имущества и обязательств.

     Учетная политика в области оценки балансовых остатков имущества воздействует на среднегодовую стоимость имущества, являющуюся базой для исчисления налога на имущество предприятия. В то же время налог на имущество, учитываемый в составе прочих расходов при исчислении налога на прибыль, воздействует на величину данного налога.

     Формирование оптимальной учетной политики для целей налогообложения является основным элементом оптимизации налогообложения, оказывает непосредственное влияние на финансовое положение предприятия, обеспечивая рост собственного капитала, улучшение использования внеоборотные и оборотных активов.

     Учетная политика является одним из существенных факторов, определяющих уровень налогового бремени хозяйствующего субъекта.













1.4.Налогообложение малого предпринимательства  в  России

     Существуют для малого предпринимательства следующие системы налогообложения: общий режим налогообложения и упрощенная система налогообложения. Рассмотрим каждую более подробно.

      При общем режиме налогообложения предприятие(организация )уплачивает  все виды налогов и сборов.

     В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

    К федеральным налогам и сборам относятся:
1)налог на добавленную стоимость;
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц;
4) единый социальный налог;
5) налог на прибыль организаций;
6) налог на добычу полезных ископаемых;

7) водный налог;
8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование    объектами водных биологических ресурсов;
9) государственная пошлина.

   К региональным налогам относятся:
1) налог на имущество организаций;
2) налог на игорный бизнес;
3) транспортный налог.

     К местным налогам относятся:
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.