Рефераты. Экономика современного гостиничного комплекса






Экономика современного гостиничного комплекса













Реферат по

экономике и предпринимательству

в социально  культурном сервисе и туризме.











Новосибирск 2008

 

В последние годы в России сфера услуг динамично развивает­ся по всем направлениям, в особенности в плане человеческого сервиса, то есть по обслуживанию населения услугами личного потребления. Бум развития характерен и для отрасли турист­ско-гостиничных услуг. Создание современной индустрии туризма невозможно без развитой инфраструктуры по обслуживанию ту­ристов. Важное место в ней занимает гостиничное хозяйство.

На практике и в теории широкое распространение находит понятие «индустрия гостеприимства». В рыночной экономике под индустрией гостеприимства понимается предпринимательская деятельность на рынке услуг, связанная с обслуживанием гостей. Последними могут быть туристы, командировочные работники, представители бизнеса, отдыхающие, клиенты, решающие лич­ные и семейные интересы. Индустрия гостеприимства включает в себя также организацию общественного питания, физкультурно-спортивных и других развлечений, парки отдыха и гостиницы.

Кстати, многие годы назад гостиница называлась «приезжим домом (двором)» с обязательной прислугой, комнатами для при­езжих, сменными лошадьми для дальнейшего следования, часто с питанием клиентов, при этом заботы слуги или прислуги назы­вались «услужением», отсюда и «современная услуга». Сегодняш­ние гостиницы, как правило, являются гостиничными комплек­сами, которые занимаются многопрофильной предприниматель­ской деятельностью и обеспечивают клиентов как материальны­ми услугами, так и услугами нематериального характера: про­живание, питание, услуги связи, бытовые услуги, медицинские, спортивные, развлекательные и другие информационные услуги.

Гостиничным комплексам как хозяйствующим субъектам при­сущи все законы и принципы рыночной экономики. Свою деятельность они осуществляют в конкурентной среде, стремятся получить максимальную прибыль, изучают спрос на свои услу­ги и проводят маркетинговые исследования.

В своём реферате я бы хотела рассмотреть экономику современного гостиничного комплекса: его затраты и прибыль.

1. Понятие о гостиницах и их функциональное назначение

В экономической литературе и на практике однозначного под­хода к определению понятия «гостиница» не существует. Чаще всего, его связывают с производными от: латинского слова «hospitalis» (гостеприимный), английского «hospitality» (гостеп­риимство), французского «hospice» (странноприемный дом). Су­ществуют и другие точки зрения, но общим, сущностным для них является то, что гостиницы представляют собой предприя­тия, предоставляющие людям, находящимся вне дома, комп­лекс услуг, важнейшие среди которых — услуги размещения и питания.

Гостиницы являются необходимым элементом социальной сфе­ры и играют большую роль в повышении эффективности обще­ственного производства и, собственно, росте жизненного уровня населения. Гостиничный бизнес — одна из наиболее перспек­тивных и быстроразвивающихся отраслей, несущая в себе ог­ромный потенциал для российского рынка и способная прино­сить устойчивый доход в бюджеты всех уровней. Поэтому, не случайно, с каждым годом растет количество гостиниц как в нашей стране, так и за рубежом.

Гостиницы являются многофункциональными предприятия­ми в сфере сервиса. Несомненно, что основной их функцией является предоставление клиентам жилья, что включает в себя выполнение основных элементов технологического процесса об­служивания гостей: бронирования, регистрации по прибытии, предварительной оплаты размещения в номере; обслуживания на этажах. Наряду с этим в гостиницах оказываются информа­ционные и транспортные услуги, услуги общественного пита­ния (рестораны, кафе, бары, буфеты), услуги игорных заведе­ний (казино, игровые автоматы, видеоигры) и центров досуга (экскурсии, встречи, концерты, кружки по интересам). Для ком­плексного обслуживания проживающих организуются спортив­ные и оздоровительные мероприятия, ярмарки и фестивали, проводятся торжественные приемы и банкеты.

2. Классификация гостиниц                


Существует международная классификация гостиниц, а также классификация гостиниц, принятая в каждой стране.

Классификация (типология) гостиниц, получившая распространение в мировой практике гостиничной индустрии, приведена в таблице 1.1.

В России гостиницы классифицируются по категориям. Принципы такой классификации изложены в «Положении о кри­териях классификационных требований к гостиницам (мотелям) Российской Федерации» и ГОСТе Р50645-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание». Согласно этим документам все гости­ницы подразделяются на 5 категорий с присвоением им от од­ной до пяти звезд, а мотелям — от одной до четырех звезд.

Независимо от категоричности установлены минимальные тре­бования к гостиницам, которые можно объединить в следующие группы.

1. Наличие зданий и прилегающих к ним территорий (вход для гостей, автостоянка).

2. Обязательное техническое оборудование (аварийное осве­щение и энергоснабжение, водоснабжение, кондиционирование воздуха, внутреннее радиовещание, лифт, телефонная связь в номерах, телефоны коллективного пользования).

Таблица 1.1 Международная классификация гостиниц

Тип гостиницы

Характеристика

1

2

Отель-люкс

По вместимости данный тип гостиниц относится к малым или средним предприятиям. Обычно располагается в центре города. Хорошо обученный персонал обеспечивает высокий уровень сервиса самым требовательным клиентам, которы­ми являются участники конференций, деловых встреч, биз­несмены, высокооплачиваемые профессионалы. Характерна высокая цена номера, включающая всевозможные виды об­служивания

Гостиница среднего класса

По вместительности больше отеля-люкс (400-2000 мест). Располагается в центре города или городской черте. Предла­гает достаточно широкий набор услуг, и цены на них равны уровню цен региона расположения или несколько выше. Рассчитана на прием бизнесменов, туристов, участников конгрессов, конференций и т. д.

Гостиница апар­тамент (аппарт-отель)

По вместимости это предприятие малых или средних разме­ров (до 400) мест. Характерна для крупного города с непо­стоянным населением. Предоставляет квартирный тип номе­ров, используемых в качестве временного жилья, чаще всего на базе самообслуживания. Цена в данном типе гостиниц обычно варьируется в зависимости от сроков размещения. Обслуживает семейных туристов и бизнесменов, коммер­сантов, останавливающихся на длительный срок

Гостиница экономического

класса

Предприятие малой или средней вместимости (до 150 и больше мест). Располагается вблизи транспортных магист­ралей. Характерное простое и быстрое обслуживание, огра­ниченный набор услуг. Потребители — бизнесмены и инди­видуальные туристы, не нуждающиеся в полном пансионе и стремящиеся к фактической оплате потребляемых ими ус­луг, предусматривающей невысокий процент надбавки за обслуживание

Отель-курорт

Предприятие со значительными различиями по вместимо­сти, предлагающее полный набор услуг гостеприимства. Кроме того, включает комплекс специального медицинского обслуживания и диетического питания. Располагается в ку­рортной местности

Мотель

Простые одноэтажные или двухэтажные сооружения, распо­ложенные вне городской застройки, в пригороде, у автома­гистралей. Это малые или средние предприятия (до 400 мест). Характерен средний уровень обслуживания при не­большом количестве персонала. Клиентами являются разные категории туристов, но с акцентом на познавательный авто­туризм

Частная гостини­ца типа «ночлег и завтрак»

Широкое распространение данный тип гостиниц получил в США. Это гостиница малой, иногда средней вместимости. Расположена в пригороде или сельской местности. В обслу­живание, как правило, входят завтрак и ранний легкий ужин в домашней обстановке. Клиентами являются коммерсанты и маршрутные туристы, стремящиеся к домашнему уюту

Отель-гарни

Предприятие, предоставляющее клиентам ограниченное количество услуг: размещение и континентальный завтрак

Пансион

Предприятие с простым стандартом и ограниченным спек­тром услуг. В отличие от отелей-гарни, здесь предоставля­ются завтраки, обеды и ужины. Однако услуги питания мо­гут получить только проживающие клиенты

Ротель

Передвижная гостиница, представляющая собой вагон с одно- и двухместными отсеками, в которых расположены спальные кресла. Имеется отсек для переодевания, туалет, кухня, холодильник

Ботель

Небольшая гостиница на воде, в качестве которой исполь­зуются соответствующим образом оборудованные судна

Флотель

Крупная гостиница, часто называемая «курортом на воде». Туристам предлагают комфортабельные номера с большим набором услуг: бассейн, водные лыжи, снасти для рыбной ловли, оснащения для подводного плавания и охоты, трена­жерные залы, залы для конгрессов и конференций, библио­теки. В последнее время часто используется для организа­ции бизнес-туров, конгресс-туров, конгресс-круизов, обу­чающих туров

Флайтель

Аэрогостиница или «летающий отель». Чрезвычайно доро­гой и немногочисленный тип гостиниц. Оборудован поса­дочной площадкой и связью с метеослужбами

3. Номерной фонд, доля мест в одно- и двухместных номерах, наличие многокомнатных номеров (апартаментов), площадь номеров, наличие санузлов в номерах.

4. Техническое оснащение (двери, замки, охранная сигнали­зация, средства контроля за безопасностью, звукоизоляция, осве­щение, электророзетки, отопление, наличие регулятора конди­ционирования воздуха, телефонная аппаратура, таймера радио­приемника, телевизора, холодильника, мини-бара, мини-сейфа).

5.  Оснащение мебелью и инвентарем (наличие комплекта по­стельных принадлежностей и белья, прикроватного коврика, ков­ров и ковровых покрытий пола, прикроватной тумбочки, шкафа, вешалки для верхней одежды и головных уборов, стульев, кресел, столов (письменного, журнального), полки для багажей, подстав­ки под телевизор, плотных занавесок или жалюзи, обеспечиваю­щих затемнение помещения, зеркала, щеток (одежной, сапожной), комбинированного ключа (для открывания бутылок), графинов, стаканов, набора посуды для мини-бара, пепельниц, информаци­онных материалов в номере, наборы письменных принадлежнос­тей, противопожарной инструкции, инструкции о действиях в эк­стремальных условиях, характерных для данного места.

6.  Инвентарь и предметы санитарно-гигиенического осна­щения номера (наличие зеркала и полки для туалетных принад­лежностей, занавески в ванной, коврика, фена, полотенцедер-жателя, крючков для одежды, полотенец (на каждого гостя), махровой простыни, банной шапочки (на каждого гостя), бан­ных тапочек (на каждого гостя), салфеток, туалетной бумаги, крышки и щетки для унитаза, корзин для мусора, пакетов для предметов гигиены).

7.  Санитарные объекты общего пользования (туалеты, обо­рудование туалетов, ванных комнат, душевых).

8. Общественные помещения (наличие мебели, специальных напольных покрытий, декоративного озеленения, художественных композиций, музыкального вещания, газет, журналов, сейфа, гар­дероба в вестибюле, гостиных, помещений для просмотра телепе­редач, залов для культурных (деловых) мероприятий с оборудова­нием для синхронного перевода, аудио- и видеоаппаратурой, биз­нес-центра, спортивно-оздоровительного центра, плавательного бас­сейна, медицинского кабинета, парикмахерской, комнат бытового обслуживания, магазинов, торговых киосков и т. д.).

9. Помещения для предоставления услуг питания (рестора­ны, кафе, бары).

10. Услуги (работа службы приема багажа, швейцара, поднос­ка багажа, утренняя побудка, уборка номеров и кроватей, ве­черняя подготовка номера, смена постельного белья, полотенец, стирка и глажение, химчистка, мелкий ремонт одежды, чистка обуви, почтовые и телеграфные услуги, вручение корреспонден­ции гостям, машинопись, копирование документов, услуги сек­ретаря, стенографиста, посыльного, предоставление для пользо­вания компьютеров, электронных средств связи, видео- и аудио-оборудования, хранение ценностей в сейфе администрации, хранение багажа, обмен валюты, организация встреч и проводов, вызов такси, прокат автомобилей, парковка (персоналом гости­ницы) и подача из гаража (стоянки) к подъезду автомобиля гос­тя, техническое обслуживание автомобилей гостей, бронирова­ние билетов на различные виды транспорта, бронирование и (или) продажа билетов в театры, на спортивные, зрелищные меропри­ятия, туристские и медицинские услуги).

11. Услуги питания (обслуживание, возможность предостав­ления питания (завтрак, двухразовое питание, трехразовое пи­тание), время предоставления завтрака, бронирование мест в ресторане, обслуживание в номере).

12.  Требование к персоналу и его подготовке (наличие пись­менных стандартов для персонала, квалификации, знание инос­транных языков, медицинские требования, внешний вид, требо­вания к поведению).

Кроме приведенных классификаций, как зарубежные, так и Российские гостиницы могут быть классифицированы по раз­личным критериям (табл. 1.2).

Приведенные классификации гостиниц носят несколько ус­ловный характер, так как практика гостиничного бизнеса по­стоянно развивается и обновляется, приводя к объективной не­обходимости и возможности появления новых классификаций.

3. Состав затрат на содержание гостиницы

Экономико-учётный механизм управления представляет спо­соб регулирования хозяйственной и предпринимательской дея­тельности предприятия (организации), включающий систему эко­номических и учётных рычагов. К ним относятся цены, тари­фы, доходы, расходы (затраты), прибыль, кредиты, налоги и т. п., которые подлежат обязательному учёту и используются в качестве регулятора экономики предприятия и воздействия на экономические процессы хозяйствующих субъектов.

Учётный механизм управления является основой микроэко­номического анализа финансово-хозяйственной деятельности эко­номических субъектов: малых, средних и крупных предприя­тий, в том числе и гостиничных комплексов. Основная масса информационной базы учёта относится к измерению натураль­ных и стоимостных оценок ресурсов предприятия, используе­мых для определения затрат и себестоимости единицы гости­ничных услуг на его производство и продажу.

Себестоимость услуги представляет собой стоимостную оценку используемых при ее оказании затрат на сырьё, материалы, топ­ливо, энергию, амортизацию основных средств, трудовые ресур­сы и другие затраты, необходимые для оказания услуг. Исходя из этого, формирование себестоимости услуги представляет собой суммирование затрат организации, связанных с процессом оказа­ния услуги и относящихся к определенному отчетному периоду и объекту калькулирования. Себестоимость одной единицы услуги, как и себестоимость всего объёма реализованных услуг, опреде­ляется на основании следующих экономических принципов:

   1. Расходы связаны с осуществлением предпринимательской деятельности.

Данный принцип вытекает из самого понятия себестоимости: в себестоимость услуги включаются все затраты, связанные с процессом оказания услуги. Те затраты, которые не имеют не­посредственного отношения к производственной деятельности, относятся к категории непроизводственных расходов.

   2.  Затраты организации делятся на два вида: текущие и капитальные.

Данный принцип вытекает из п. 6 ст. 8 Федерального закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». В бухгалтер­ском учете организаций текущие затраты на производство про­дукции и капитальные вложения учитываются раздельно. К те­кущим относятся производственные расходы, которые, как пра­вило, потребляются в одном хозяйственном цикле. К капиталь­ным относятся расходы на внеоборотные активы, используемые в нескольких циклах производства, стоимость которых включает­ся в текущие издержки производства или обращения посредством начисления износа или амортизации, а также расходы инвести­ционного характера, например, финансовые вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги и банковские депозиты.

   3. Допущение временной определенности фактов хозяйствен­ной деятельности — принцип начисления.

Согласно данному принципу факты хозяйственной деятель­ности предприятия относятся к тому отчетному периоду (и, сле­довательно, отражаются в бухгалтерском учете), в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.

   4. Допущение имущественной обособленности организации. Согласно этому принципу имущество и обязательства самого

предприятия существуют обособленно от имущества и обязательств собственников этого предприятия и других юридических лиц.

 «Об утверждении По­ложения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (ра­бот, услуг), и о порядке формирования финансовых результа­тов, учитываемых при налогообложении прибыли» и принятых в соответствии с ним отраслевых инструкций и указаний.

Действие данного документа отменила вступившая в действие глава 25 Налогового Кодекса РФ «Налог на прибыль организа­ций». Теперь для этих целей налогоплательщики используют главу 25 НК РФ и Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 10/99 «Рас­ходы организации», утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. №33н.

Однако себестоимость услуги в значительной степени зависит от отраслевых особенностей, не являются исключением и гости­ницы. Так, например, для гостиниц дополнительным норматив­ным документом является Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50645-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Класси­фикация гостиниц», утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 21.02.1994 г. № 33.

При отсутствии соответствующих отраслевых нормативных документов по вопросам организации учета затрат организациям надлежит руководствоваться старыми инструкциями с учетом требований, принципов и правил бухгалтерского и налогового учета.

На сегодняшний день в бухгалтерском законодательстве ос­новным регламентирующим документом при формировании зат­рат организации является упомянутое выше Положение по бух­галтерскому учету ПБУ 10/99 «Расходы организации», утверж­денное Приказом Минфина РФ № ЗЗн от 06.05.1999 г. Согласно данному документу «расходами организации признаются умень­шение экономических выгод в результате выбытия активов (де­нежных средств, иного имущества) и (или) возникновение обя­зательств, приводящее к уменьшению капитала этой организа­ции, за исключением уменьшения вкладов по решению участ­ников (собственников имущества)»

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.