Рефераты. Договор об оказании туристического обслуживания






При оказании туристических услуг возникают общественные отношения, предметом которых, является определенная деятельность по организации предоставления турагентом, туроператором туристу комплекса услуг и принятия последним их результата. Сам «тур», представляет собой «комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия».[6]

В Законе О туристской деятельности, туристический продукт определяется как комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристического продукта;

В действующем законодательстве не содержится понятия туристической услуги, в проекте нового федерального закона, туристическая услуга определяется как любые действия (операции), совершаемые туристическими организациями по своему усмотрению или по конкретному Заказу потребителей (Заказчиков), связанные с организацией и проведением туров.

Если говорить о соотношении понятий «туристический продукт» и «туристическая услуга», то из смысла закона можно предположить, что совокупность различных туристических услуг определяет появление туристического продукта, то есть туристический продукт это совокупность различных туристических услуг.

Статьей 4 Закона О защите прав потребителей качество услуги определяется совместно с качеством товара: «Продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется. Если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования в соответствии с этими целями».[7]

Относительно договора оказания туристических услуг, цель поездки имеет весьма важное значение, так как в зависимости от целей поездки, будут отличаться условия размещения, условия перевозки, условия страхования и т.д. Например, если мы имеем дело с деловым туризмом, то важно уделить внимание условиям размещения туриста, ресторанному обслуживанию, вопросам передвижения туриста. Напротив, если мы имеем дело с экстремальным туризмом, то первостепенное внимание следует уделить вопросам страхования туриста. 

Глава 39 Гражданского кодекса, посвящена регулированию отношений по возмездному оказанию услуг. Статья 783 ГК РФ, по вопросам качества услуг отсылает к ст. 721 ГК РФ, согласно которой качество выполненной работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора - требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода. Статьей 4 Закона О защите прав потребителей, установлено, что продавец обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.

Таким образом, можно сказать, что критерии качества услуг, содержащиеся в ст. 4 Закона О защите прав потребителей, не соответствуют критериям качества, указанным в ст. 721 ГК РФ в части пригодности услуги для целей, для которых услуга такого рода обычно используется. Применительно к договору туристического обслуживания, на мой взгляд, наиболее приемлемыми являются условия, установленные Законом О защите прав потребителей. Данное положение, следует включить в проект Федерального закона «О туризме и туристической индустрии», который сейчас обсуждается.

В Закон о защите прав потребителей неоднократно вносились изменения. В статье 1 Закона в редакции от 9 января 1996 г. понятие недостатка товара (работы, услуги) было сформулировано как несоответствие товара (работы, услуги) стандарту, условиям договора или обычно предъявляемым требованиям к качеству товара (работы, услуги).[8]

Судебная практика столкнулась с необходимостью определять в каждом конкретном споре, являются ли оказанные организатором путешествия услуги по количеству и качеству соответствующими условиям договора, т.е. с проблемой толкования договора. Проблема состоит в том, что договор, памятки, правила, инструкции, являющиеся приложением к договору, оперируют понятиями, которые имеют несколько значений, обширны по своему содержанию. Например, «звездность», «международный класс» и т.п.[9]

Специфика туристического бизнеса состоит также в том, что туристская фирма, как правило, сама не осуществляет международные поездки, экскурсии, путешествия, а организует оказание этих услуг. Для того чтобы осуществить тур, то есть комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионных услуг, услуг гидов-переводчиков и других услуг, предоставляемых в зависимости от целей путешествия, туристическая фирма самостоятельно вступает в правоотношения со многими организациями - перевозчиками, страховой компанией, отелями.

 Парций Я.Е. в своей работе «Правовое регулирование туристско-экскурсионных услуг», утверждает, что юридическая сущность отношений туриста и туристической фирмы - это все же отношения по оказанию самих услуг, а не по предоставлению прав (гарантий) на них, на мой взгляд, неверна.[10]

На мой взгляд, исходя из терминов и определений, содержащихся в ст. 1 Закона О туристской деятельности, туристический продукт это право на тур, предназначенное для реализации туристу. То есть туристическая компания, заключая с туристом договор об оказании международных туристических услуг, реализует туристу не сам тур, а лишь право на него.

Соответствующая деятельность в ОКДП (Общероссийский классификатор  видов экономической деятельности, продукции и услуг) упоминается несколько раз. В частности, имеются разделы экономической деятельности «Гостиницы и рестораны», «Транспорт, складское хозяйство, связь», в которых идет речь и о некоторых аспектах туризма. Так, в первом из указанных разделов имеется подраздел «Деятельность гостиниц, мотелей, площадок для кемпингов и прочих мест краткосрочного проживания». Во втором из указанных разделов есть такие подразделы, как «Деятельность морского транспорта», «Деятельность внутреннего водного транспорта», «Деятельность пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию», «Деятельность воздушного транспорта, подчиняющегося расписанию», «Деятельность бюро путешествий и туристических агентств; деятельность по оказанию помощи туристам, не включенных в другие категории».

В разделе «Деятельность по предоставлению услуг» входят такие подразделы, как «Деятельность в области распространения культуры», «Деятельность музеев, охрана исторических памятников», «Деятельность по организации отдыха и развлечений». В ОКДП включены также такие классы производимых услуг, как «Услуги гостиниц и ресторанов», «Услуги ресторанов, баров, столовых», «Перевозки пассажирские», «Санаторно-курортные и оздоровительные услуги».

Как видно, различные туристические услуги представлены в Общероссийском классификаторе достаточно широко. Это говорит о том, что значимость туризма как определенного вида деятельности опирается на весьма авторитетные стандарты. Однако указанные в классификаторе услуги не объединены общим понятием «туризм» или «туристическая деятельность», они представлены сами по себе, без связи с другими туристическими услугами, которые объединяют специальные предприятия (туристические фирмы).

В литературе есть мнение о том, чтобы туризм как вид экономической деятельности следует включить в состав санаторно-курортных и оздоровительных услуг, т.к. туризм не всегда сопряжен с лечением или отдыхом – ранее отмечались такие разновидности туризма, как научный туризм, религиозный туризм, деловой туризм. [11]

В силу своей возросшей экономической значимости туристическую деятельность следует, включить в Общероссийский классификатор как отдельную отрасль экономической деятельности.

ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА ПО ОКАЗАНИЮ ТУРИСТИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ


Договор возмездного оказания услуг - один из наиболее важных и распространенных институтов гражданского права, который применяется во всех сферах жизни общества и обслуживает разнообразные имущественные связи, как предпринимателей, так и граждан.

По правовой природе договор оказания туристических услуг, может быть отнесен к организационным договорам. Он является консенсуальным, возмездным, публичным, двустороннеобязвывающим, в ряде случаев – договором присоединения.[12]

Как следует из ст. 10 Закона о туристской деятельности, турист вправе заключить договор как непосредственно с лицом, оказывающим соответствующие услуги (турагентом), так и с лицом, организующим оказание таких услуг (туроператором). Договор может заключаться как на основании выработанных туроператором условий в стандартных формах - в этом случае следует говорить о договоре присоединения (ст. 428 ГК), так и по индивидуальному заказу туриста, самостоятельно определяющего маршрут путешествия и перечень соответствующих услуг (перевозка, питание, размещение, экскурсионное обслуживание и т.п.).

Правовые последствия квалификации туристического договора как публичного состоят, во-первых, в невозможности отказа организатора от заключения туристического договора (п. 3 ст. 426 ГК РФ), во-вторых, в случае уклонения коммерческой организации от заключения договора она может быть в судебном порядке понуждена заключить договор и возместить другой стороне убытки, причиненные необоснованным уклонением от заключения договора (п. 4 ст. 445 ГК РФ). В-третьих, с требованием о понуждении заключить публичный договор в суд вправе обратиться только турист. В-четвертых, в силу публичного характера туристического договора условия туристического договора, не соответствующие п. 2, 4 ст. 426 ГК РФ, ничтожны.[13]

На практике часто встречается ситуация, когда на заключении договора с туристом настаивает организатор путешествий. В пункте 2 Приложения к информационному письму Президиума ВАС РФ от 5 мая 1997 г. N 14 со ссылкой на практику арбитражных судов разрешен вопрос, вправе ли коммерческая организация, в обязанности которой входит, в частности, оказание услуг в отношении каждого, кто к ней обратится, требовать заключения договора с потребителем в связи с уклонением последнего от его заключения. Президиум ВАС РФ однозначно ответил: «Коммерческая организация понуждать потребителя к заключению такого договора не вправе». На порядок заключения договора на туристическое обслуживание распространяются общие нормы гл. 28 ГК РФ. Однако с учетом того, что Закон устанавливает два способа формирования туристического продукта - по усмотрению организатора путешествий и по индивидуальному заказу туриста, имеются некоторые особенности.[14]

Взаимоотношения между туристом турагентом и туроператором в Законе О туристской деятельности по модели договора розничной купли-продажи туристического продукта. Указанная модель не соответствует п. 2 ст. 779 ГК, предписывающему применение к договорам оказания услуг по туристскому обслуживанию правил гл. 39 ГК о договоре возмездного оказания услуг. Проведенная в Законе модель договора розничной купли-продажи на практике неоднократно использовалась судами в качестве основания для отказа в удовлетворении исков, предъявляемых туристами к туристическим фирмам вследствие ненадлежащего качества оказываемых услуг. Верховный Суд РФ, рассматривая в порядке надзора конкретное дело, указал в связи с этим, что отношения между покупателем тура и туристической фирмой регулируются не по правилам купли-продажи, а по правилам договора возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК, гл. III Закона о защите прав потребителей). С учетом изложенного есть все основания полагать, что Закон о туристской деятельности в части, регламентирующей договорные отношения в сфере оказания услуг по туристскому обслуживанию, не соответствует Гражданскому кодексу.[15]

В литературе справедливо отмечалось, что для более эффективного регулирования отношений в сфере туристического обслуживания следует воспользоваться широко распространенной в гражданском обороте моделью возложения должником исполнения обязательства на третье лицо (ст. 313 ГК). Возможность использования такой модели непосредственно вытекает из ст. 780 ГК, устанавливающей, что исполнитель обязан оказать услуги лично, если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг. Следовательно, заказчик (турист), являющийся кредитором в обязательстве по оказанию туристических услуг, будет заключать договор с исполнителем (туроператором, организатором туризма), являющимся должником в этом обязательстве. Лица, непосредственно оказывающие туристические услуги, будут являться третьими лицами в соответствующем обязательстве, связывая таким образом кредитора с должником. Главное, что при данной конструкции ответственность перед кредитором за действия третьих лиц в соответствии со ст. 403 ГК будет нести непосредственно должник, то есть туроператор, что позволяет урегулировать правовые последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения третьими лицами обязательств по оказанию соответствующих услуг.[16]

Особенностью данного договора является то обстоятельство, что одной из его сторон всегда является гражданин (турист), выступающий в качестве потребителя. Другой стороной договора - туроператором или турагентом - является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие соответствующую деятельность на основании лицензии о туристской деятельности (ст. 5 Закона), что позволяет говорить о туристской деятельности этих лиц как об их предпринимательской деятельности. Последнее обстоятельство имеет значение для определения условий ответственности туроператора и турагента за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора.

Существенные условия договора, т.е. условия, без достижения соглашения по которым договор не считается заключенным, перечислены в ч. 2 ст. 10 Закона о туристской деятельности. К ним относятся:

·                        информация о туроператоре или турагенте, включая данные о лицензии на осуществление туроператорской или турагентской деятельности, его юридический адрес и банковские реквизиты;

·                        сведения о туристе в объеме, необходимом для реализации туристического продукта;

·                        достоверная информация о потребительских свойствах туристического продукта, включая информацию о программе пребывания и маршруте путешествия, об условиях безопасности туристов, о результатах сертификации туристического продукта;

·                        дата и время начала и окончания путешествия и его продолжительность;

·                        порядок встречи, сопровождения и проводов туристов;

·                        права, обязанности и ответственность сторон;

·                        цена услуг и порядок ее оплаты;

·                        минимальное количество туристов в группе, срок информирования туриста о том, что путешествие не состоится по причине недобора группы;

·                        условия изменения и расторжения договора, порядок урегулирования возникших в связи с этим споров и возмещения убытков сторон;

·                        порядок и сроки предъявления претензий туристом.

Договор заключается в письменной форме (ч. 1 ст. 10 Закона).

Что касается условий ответственности сторон по договору, то условия об ответственности туроператора и турагента в Законе О туристской деятельности не дифференцируются, устанавливается лишь, что турист имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора туроператором или турагентом (ст. 6) и что туроператор или турагент не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору, если докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы (ч. 7 ст. 10 Закона О туристской деятельности).[17]

Упоминание в ст. 6 Закона О туристской деятельности, об убытках дает основание рассматривать его как указание на то, что убытки подлежат возмещению в полном объеме (т.е. включая реальный ущерб и упущенную выгоду). Из этого следует, что поскольку турист в договоре выступает в качестве потребителя, условие договора об ограничении размера ответственности турагента или туроператора по сравнению с размером, установленным законом (возмещение убытков в полном объеме), является в силу п. 2 ст. 400 ГК ничтожным.

При расторжении договора Закон ограничивает возмещение убытков фактическими затратами сторон, которые, однако, не могут превышать двукратной стоимости туристического продукта (ч. 8 ст. 10). При этом следует иметь в виду, что по общим правилам односторонний отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг для заказчика обусловлен оплатой исполнителю фактически понесенных им расходов (п. 1 ст. 782 ГК), а для исполнителя - полным возмещением убытков заказчику (п. 2 ст. 782 ГК).

Отсутствие в Законе определенного указания на то, что туроператор (турагент) несет перед туристом ответственность за действия тех лиц, которые непосредственно оказывают соответствующие туристические услуги, не должно порождать сомнения в применимости к данному договору положений ст. 313, 403, 706 ГК, предусматривающих ответственность исполнителя за действия третьих лиц, привлеченных им к исполнению договора. Включение в договор оказания услуг по туристскому обслуживанию положений, ограничивающих или исключающих ответственность исполнителя за действия названных лиц, следует в соответствии с п. 1 ст. 16 Закона о защите прав потребителей рассматривать в качестве условий, ущемляющих права потребителя. Такие условия признаются недействительными.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.